Символика Триединства     Баженова Н.А.

Государственный музей искусств РК им. А Кастеева, старший научный сотрудник

  Казахское народное прикладное

искусство как фундамент

национальной культуры

Казахстана 

Доклад на международной научно-практической конференции "Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы" (11-12 октября 2013 г.)

    «Расцвет искусства есть знак расцвета народа»

Н.К.Рерих 

Понятие «Культура» - свойственно всему миру. Оно объединяет под своим началом все лучшие достижения человечества. Глядя, на планету Земля с Космоса не видно территориальных границ…это перспектива будущей общечеловеческой культуры, которая в основе своей неразделима.

Хочется начать свою статью словами Л.Н.Гумилева, которые как нельзя лучше подходят к тематике данной конференции: «Нашему обществу, как и человечеству вообще, вовсе не противопоказано многообразие. Так, каждый народ, большой или малый, раскрывает свой талант, а человечество через это проявляет себя как единое целое».

Каждая страна имеет неповторимую историю своей культуры. Исторически сложилось так, что Казахстан стал полиэтнической, поликонфессиональной республикой, где обрели свою вторую Родину многие народы, и каждый внес и продолжает вносить свой неповторимый вклад в формирование обще-казахстанской культуры, способствуя сложению её богатства,  разнообразия и многогранности.

Предметы искусства, созданные народными мастерами всего мира, являют собой единое культурное пространство, в котором выражена потребность каждого человека творить. В прошлом творчество естественно и свободно входило в обиход каждой семьи, украшая, охраняя и пробуждая в людях чувства гармонии и красоты, способствуя эстетическому и духовному воспитанию.

Народно-прикладное искусство, без преувеличения можно считать одной из значимых составляющих национальной культуры. Оно как нельзя лучше отражает богатство и многогранность творческого потенциала своего создателя и не раздельно связано с музыкой, песнями, устно-поэтическим творчеством...

Предметы народного искусства наполняли красками быт семьи, скрашивая будни и праздники. Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика казахского прикладного искусства. Охватывая весь диапазон изготовляемых предметов и учитывая всю сложность технологического процесса, нельзя не восхищаться трудолюбию мастеров, высокому уровню мастерства и тонкому художественному чутью, помогающему из подручных материалов, своими руками,  создавать непревзойденные шедевры народного достояния.

Богатейшее наследие, оставленное нашим народом, стало достоянием музеев, частных коллекций и семейных реликвий. Сегодня интерес к собственной культуре с каждым годом становится все более актуальным. Еще несколько десятилетий назад предметы прикладного искусства считались пережитком прошлого. Но благодаря людям, которые понимали ценность и значение плодов коллективного гения народа, мы сегодня имеем возможность через музейные экспонаты приоткрыть завесу в собственное прошлое.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что одна из таких инициатив принадлежит Кулахмету Ходжикову, который стоял у истоков создания музея казахского народного прикладного искусства и формирования на его базе  значительной по содержанию коллекции. В своем письме Д. А. Кунаеву 1956 г. он пишет: «…революция дала нам новые профессиональные виды искусств: литературу, музыку, живопись, театр и кино. Но дальнейшее их развитие не будет полнокровным, если мы не будем питать их жизненным источником – творчеством народа» (1 стр. 1). К. Ходжиков подходил к разрешению данной проблемы комплексно и широкомасштабно, он пытался реабилитировать народное искусство, доказать его значимость для настоящего и будущего, о чем говорит следующая цитата из вышеупомянутого письма: «В оценке этого вида искусства у нас было проявлено недопонимание, породившее за собою пренебрежительное отношение, как к искусству примитивному – несовершенному, ненужному, устаревшему, даже порой некоторые вовсе отчуждали его, как искусство классово-чуждое, байское, феодальное»           (1 стр. 3). К. Ходжикову и его единомышленникам принадлежит идея создания Института, в задачи которого входили бы изучение, систематизация и возрождение всевозможных видов казахского народного декоративно-прикладного искусства.

Изучением, систематизацией и пропагандой народного искусства занимались также такие иссследователи как Т. К. Басенов, Н.А. Оразбаева, А. Х. Маргулан, У. Джанибеков, А. Кажгали, Н. Ибраева, Ш.Ж. Тохтабаева и др. Большой вклад в изучение народного прикладного искусства внес М.С. Муканов, на протяжении двадцати лет принимавший участие в различных этнографических экспедициях, в том числе и организованных Институтом истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова, сотрудники которого вели основную работу по изучению казахских народных ремесел и орнаментике. Начиная с 1955г. Институт ежегодно проводил экспедиции по территории Казахстана. М.С. Муканов собрал хороший материал и опубликовал ни один труд на данную тематику.

Труды этих ученных и исследователей являются очень ценным материалом в изучении  народного прикладного искусства, способствуют расширению и углублению исследовательской базы, в каждом случае они открывают новые грани и уровни этого яркого явления.

В сфере по пропаганде традиций казахского народного прикладного искусства можно выделить два основных направления:  культурно-образовательную и  коммуникативную функции.

Преподавание традиций казахского народного декоративно-прикладного искусства, вместе с изучением истории, дает тот синтез знаний, который образует фундамент этно-менталитета и национальной самоидентичности.

Человечество идет в будущее, меняется образ жизни, мышление, потребности, жизнь устанавливает новые приоритеты, но чем больше мы отдаляемся от наших истоков, тем ценнее и востребованнее они становятся для нас. Люди не безразличны к своему культурному наследию. Издаются монографии, снимаются фильмы, защищаются диссертации. Организуются независимые ремесленные центры, ведущие активную деятельность по  развитию и возрождению наиболее востребованных видов казахского народного прикладного искусства. Проводятся международные конференции, семинары. Министерством культуры разрабатываются различного рода программы, направленные на возрождение самобытной казахской культуры, выделяются гранты на изучение и исследование в этой области, поддерживаются также организации, занимающиеся развитием ремесленничества.

Совсем недавно казахстанский режиссер Жанна Исабаева по заказу телеканала «Хабар», сняла многосерийный документальный фильм о прикладном искусстве казахского народа. Каждая серия раскрывает один из традиционных видов ремесла – валяние войлока, ткачество, вышивка, обработка дерева, кожи, металла, изготовление остова юрты.  Фильм знакомит зрителя с народными ремеслами через обычаи и обряды, воссоздавая традиционный уклад жизни народа.

В средних школах вводят предмет «искусство», в котором значительное место отведено изучению традиций народно-прикладного искусства. Для учителей младших классов и  ИЗО  проводятся курсы повышения квалификации,  где они  практически могут овладеть некоторыми доступными видами творчества для применения их в учебном процессе на уроках труда и рисования.  Введение в образовательный процесс таких дисциплин как «история народного искусства» или «искусство орнамента», наряду с «мировой историей искусств», отводит им  справедливое   место в нише современного образования.

В художественных ВУЗах введены специальные дисциплины по традиционным ремеслам и промыслам казахского народа. Народное искусство казахского этноса оказало большое влияние и на становление современного искусства.

Обращение к предметам народного творчества в средних и высших учебных заведениях, таких как ткачество, войлоковаляние, чиеплетение, вышивка, обработка дерева, металла, кожи и др. значительно обогащает   развитие современного   декоративно-прикладного искусства, справедливо являясь его  фундаментальной основой.

Многие художники декоративно-прикладного искусства используют для создания своих произведений традиционные техники. Художник Мухамеджан Зейнелхан - этнический казах из Монголии, вместе со своей супругой и дочерью вот уже не один десяток лет работают в технике тамбурной вышивки «біз кесте». В прошлом эта техника являлась одной из самых распространенных и применялась народными мастерицами для изготовления настенных вышитых ковров тускиизов и ряда других изделий необходимых в быту, в том числе одежды.

Это не единственный пример семейного сотворчества. Семейная пара Амангуль Иханова и Жангир Умбетов работают в технике тиснения по коже с элементами собственных запатентованных нововведений. Семья Жуваниязовых работает в технике ткачества, валяния войлока, плетения циновок, обработки дерева, кожи, металла. Их произведениями были оформлены экспозиции областных краеведческих музеев Казахстана. Жансерикова Айгуль – кандидат биологических наук, организовала творческую мастерскую «Айгуль-Лайн» по изготовлению традиционным способом валяния войлока. На протяжении десяти лет вместе со своими мастерицами она валяет текеметы, сырмаки, изделия небольшого формата, а также декоративные панно.

Действенным инструментом в деле пропаганды и интеграции искусства Казахстана в мировое культурное пространство, а также в воспитании молодого поколения является музейная деятельность. Любая иностранная делегация в культурно-досуговой части своего визита имеет целью посещение музеев для знакомства с нашей страной, через традиционные и современные образы искусства. 

В ГМИ РК им. А. Кастеева на основе экспозиции Музея развернута разнообразная экскурсионная деятельность, являющаяся основной базой пропаганды и популяризации, как народного прикладного искусства, так и других видов. Проводятся лекции для студентов, школьников, и всех желающих.

Издание каталогов, альбомов и буклетов – это еще одна возможность познакомиться с полной коллекцией изделий находящихся в фондах Музея, с уникальными экспонатами, которые в большинстве своем не экспонировались. Ознакомиться с информацией рассказывающей о возникновении и развитии музея, формирования его фондовых коллекций, современной деятельности. На сайте музея доступна информация, отображающая события, происходящие в Музее. 

Фонды Музея служат наглядным материалом для изучения и систематизации предметов народного прикладного искусства. Многие искусствоведы, этнографы использовали наши коллекции для  научного исследования отдельных аспектов этнографии казахского народного искусства, среди них М.С. Муканов, А.Х. Маргулан, Ш.Ж. Тохтабаева, Р.Ш.  Кукашев, У.Д. Джанибеков, Н.А. Оразбаева, Т.К. Басенов, Н.Б. Нурмухамедов,  К.Т. Ибраева и многие другие.  Ежегодно студенты ВУЗов обращаются в Музей за различной информацией, проходят  практику, работая как в фондах, так и пользуясь богатой библиотекой Музея. Аналогичные просьбы поступают и от зарубежных исследователей.

Ежегодно Министерство культуры и информации РК способствует проведению выставок народного и современного искусства Казахстана за рубежом. В последнее десятилетие имели возможность познакомиться с коллекцией ГМИ им. А. Кастеева такие страны, как – Россия, Япония, Китай, Англия, Франция, Корея, Кыргызстан и др. Что явно способствует интеграции данной области культуры Казахстана в мировое культурное пространство.

В 1995 г. была создана  Ассамблея  народов Казахстана (ныне – Ассамблея народа Казахстана), которая принимает деятельное участие в совершенствовании национальной политики на уровне государственного управления, координирует деятельность по сохранения и возрождению этнической самобытности в разных сферах творческой деятельности: литературе, поэзии, народном искусстве.  Благодаря таким мероприятиям каждый этнос имеет возможность обогатить знания о своей культуре, познакомиться с культурой других народов, найти общие тенденции и взаимосвязи  в традициях  в многогранном облике каждого народа. 

Большинство путешественников, посещая очередную страну, изъявляют желание познакомиться с традиционным народным творчеством, что дает более глубинное представление о народе, его мировоззрении, истории и культуре. Жизнь не стоит на месте, внося свои коррективы: меняется сознание людей, образ жизни, потребности. Каждое десятилетие уже не похоже на предыдущее. «Новый человек создаст новую эпоху, но какой она будет? И когда начало ее создания?  Ответ один: Д.С. Лихачев в своем письме пишет: «Мы не можем изменить мир сразу, но мы начнем с малого» Как? Только сознавая законы космоса и жизни, понимая и любя свою семью и свою Отчизну, ценя и сохраняя отечественную и мировую культуру, а самое главное – передавая ее, не расплескав по пути, своим детям – мы можем быть уверены в завтрашнем дне» (2 с. 154). Изучение и пропаганда народного искусства способствуют сохранению культурного богатства – залога развития современного искусства, духовности общественного сознания и в целом поднятия имиджа нашей Республики.

Каждый из нас ответственен за сохранение и возрождение нашего общего богатства, и лишь совместными усилиями можно оживить то, что тысячелетиями бережно передавалось из рук в руки. То, что прошло проверку временем, и столько сознаний из жизни в жизнь кристаллизовали  в нем все самое лучшее, чем наделил их Создатель.    

Список использованной литературы: 

1.     Юренева Т.Ю. «Музееведение» Учебник для высшей школы. Москва Академический проект 2003         

2.     «Музейные термины» //Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. Тр. ЦМР. М.,1986

3.     Муканов М. С. Казахские домашние художественные ремесла Изд. Алма-Ата: «Казахстан», 1979

4.     Масанов Э.А. Из истории ремесла казахов //СЭ. 1958г. № 5. С. 31-49

5.     «Культура казахского ремесла» Алма – Ата изд. «Онер» 1982

6.     Рерих Н.К. «Сердце Азии», «Азия» Москва 1974

7.     Гумилёв Л.Н. «Хундар» Алматы «Казахстан» 1998

 Ссылки:

1.Материалы о состоянии и развитии декоративно-прикладного и народного творчества в Казахстане. Союз художников КазССР. Г. Алматы, Государственный Архив РК Дело 526, связка 25  Начато в 1956 г. с.1-3

2.  А.А Похвалина «Идеи космизма в философии и искусстве. История и современность». Материалы международной научно-общественной конференции С-Петербургское отделение МЦР С-Петербург 2009 с. 154.

Резюме:

 В данном докладе речь идет о значительной части национальной культуры Казахстана – народном прикладном искусстве. Сделана попытка определить его роль и значение в современных интеграционных процессах. Намечены перспективные планы способствующие развитию данногонаправления.

Мәлімдеме:

Бұл баяндамада Қазақстанның ұлттық мәдениетінің маңызды бөлігі болып келетін халықтық қолданбалы өнер туралы сөз болмақ. Оның заманауи интеграциялық процестегі мәні мен маңызын анықтауға тырыстық. Осы бағыттың өркендеуіне септігін тигізетін перспективалық жоспарлар белгіленді.

Resume:

The main topic of this report is – a significant part of Kazakhstan national culture – popular handmade crafts. I tried to define its role and importance in the modern integration processes. Perspective plans for the development of this direction was contributing.

Опубликовано в сборнике материалов международной научно-практической конференции "Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы".  Алматы, 2013


Также на эту тему:

Садовская И.А Культурная политика Казахстана и концепция Культуры в наследии Н.К. Рериха

Глущенко Л.И. Н.К. Рерих  о Культуре и цивилизации

Глущенко Л.И. Концепция Культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха

Н. Баженова Символика Триединства в народном прикладном искусстве казахов и некоторых других народов Азии

Баженова Н.А. Казахское народное ткачество

Символика Триединства в культуре Казахстана