Бабаджанов Мир Айтматова

Сабиджан Бабаджанов.   "Мир Айтматова".  1998 г. 

 

 

 

«Идеи Пакта Рериха

в творчестве

Чынгыза Айтматова»

Пятые Айтматовские чтения.

15 апреля 2018 года, Бишкек, Кырыгызстан

 

 15 апреля – Всемирный день Культуры. Путь служения Культуре, Красоте, Знанию не «терпит суеты». Путь должен быть торжественным, терпеливым, исполненным внутреннего достоинства, величия, внушающим почтения к себе. В Пакте Рериха содержится творческая возможность продвижения человечества по ступеням космической эволюции. Почему охрана памятников выдвинута в «Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» как самая главная задача? - Памятники культуры - это энергетика самой культуры, - писала Л.В. Шапошникова. - Энергетика без материи не существует. Её нет в свободном состоянии, без нее не существует движения, нет определенных явлений и процессов ни в Космосе, ни на Земле. Чем выше материя, тем выше ее энергетика. Огромные энергетические запасы находятся в памятниках истинного искусства.

15 апреля 2018 г. в Общественном музее Рериха Тянь-Шаньского общества состоялись Пятые айтматовские чтения на тему: «Идеи Пакта Рериха в творчестве Ч. Айтматова».

Участники чтений 

Участники чтений

Выступление почитателя Айтматова

Выступает почитатель Чынгыза Айтматова  

 «Что есть человек?», - спрашивает Дайсаку Икэда в беседе с Чынгызом Айтматовым («Ода величию духа»). Мыслители обсуждают вопросы, которые всегда волнуют человечество: « Как определить уровень развития народа?». В завершении этой темы  Ч. Айтматов пишет: «В таком случае, я хочу, чтобы народ прислушался к словам Рериха, определившего смысл человеческого существования: «Жить лучше – быть лучше».

«Там, где культура - там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем» - главный постулат мировоззрения Н. Рериха. Идеи Н.К. Рериха о важнейшей роли культуры в развитии цивилизации и поддержании  мира, о необходимости объединения усилий во имя сохранения культуры, заложенные в Пакте Рериха, чрезвычайно важны и актуальны.

«История может дать нескончаемый запас драматических и интереснейших эпизодов из жизни великих людей, почему не оживить их в памяти современных поколений? Ничто так не вдохновляет и не окрыляет молодежь, как великие, трогательные примеры из жизни исторических героев» (Е.И. Рерих).

Джамиля Мамбетова 

Джамиля  Мамбетова читает стихи посвященные Айтматову

Наталья Кенжекуловна Сыдыкова

 Сыдыкова Наталья Кенжекуловна, сотрудник Тянь-Шаньского Общества Рерихов

 Дария Асановна Кайбылдаева

Заслуженный деятель культуры КР поэтесса Дария Асановна Кайбылдаева

 Почему в романе Ч. Айтматова «Тавро Кассандры» звучиДжамиля  Мамбетова, стихи посвященные Айтматову Пятая симфония Шостаковича? Отрывок из романа:

«Ведь нет на земле никакого иного носителя зла, кроме нас самих, людей. И однако каждый видит источник вреда в другом, вне себя, вне своей группы, сословия, нации, государства и далее – расы, религии, идеологии… И катится жизнь в злодеяниях. Докатывается до протеста эмбрионов против жизни. Стоп! Дальше некуда! <…>

Джесси: Я пойду в гостиную. Мне хочется играть. Буду играть Шостаковича. Пятую симфонию». (Т.5.С. 134-135) Пятая симфония Д. Шостаковича звучит в романе Ч. Айтматова «Тавро Кассандры» в самый напряженный момент схватки Света и тьмы. «Мыслить мысленно» - не пользоваться словами.  Так в творчестве истинный творец сначала «мыслит мысленно», а затем облекает это в слова или какую-либо иную форму, которая затвердевает в земной материи.

 - «Герой не просто человек сильный физически, не только человек храбрый, но это явление духовное,… сущность, связанная с Высшим миром все время». (Л.В. Шапошникова)

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». (А. С. Пушкин)

Великие творения после создания их авторами начинают собственную жизнь, вдохновляя ученых на открытия и гипотезы, художников на воплощение образов литературных героев на полотне, музыкантов - в мире созвучий. «Искусство принадлежит народу» - это утверждение не раз встречается в статьях Д. Шостаковича, посвятившего свои музыкальные творения народу. Имя Дмитрия Шостаковича было внесено Николаем Рерихом в «Записной Лист «Друзья Культуры». Рерих дает свои пояснения: Список всех деятельных друзей сокровищ культуры – это собрание тех, кто жертвенно приносит свои познания миру. Там, где соберутся истинные сердечные сотрудники, там будет крепнуть взаимное доверие и радость общему просветленному труду. О каждом из них необходимо писать книги».

Д. Шостакович и Ч. Айтматов были не только друзьями по жизни, но и Друзьями Культуры.

Пятая симфония стала музыкальным знаменем своего времени. Актуальна она и в нашей действительности: в защите Международного Центра Рерихов.  Основные темы Пятой симфонии делятся на две контрастные образные сферы: образам, исполненным высокой человечности, добра, противостоят образы зла, жестокости. Пятая симфония Д.Шостаковича, созданная в 1937 году, входит в репертуар Государственного симфонического оркестра имени Асанкана Джумахматова, исполняется под управлением Заслуженного деятеля искусств Кыргызской Республики дирижера Рахатбека Осмоналиева. Слушая музыку великого композитора, соединилось то, что казалось, на первый взгляд, несоединимым: произошло соприкосновение творчества Н.Рериха, Д. Шостаковича и Ч. Айтматова. Язык Культуры един. Единение возможно вне рас, классов, возрастов. 

Культурная деятельность Международного Центра Рерихов  известна далеко за пределами России. Единство многовековых культурных связей  России и Кыргызстана продолжается в сотрудничестве в создавшемся пространстве общественного музея имени Н.К. Рериха.

Роман Ч. Айтматова пронизан идеями Пятой симфонии Шостаковича, та же выстраданная мудрость, что «самосознание деформировано по вине самого человека, из поколения в поколение живущего вопреки идеалам Мировой души», та же зоркость и ясность мыслей и чувств, что и у Композитора. И в симфонии Д. Шостаковича и в романе Ч. Айтматова есть творческая победа над тяжестью «мира сего», нет приспособления к этому «миру». Есть преображение, пусть частичное, но преображение жизни в просветлении и освобождении наступает. Эта выстраданная мудрость дана через сложный процесс зарождения и утверждения светлого гуманистического идеала, воплощенного в жизненно конкретных образах, через борьбу и страдания приходящего к победе и торжеству.

В романе и в симфонии от тягостных, сумрачных раздумий, огромного напряжения все идет к созерцательно-философскому финалу. Тихое восхищение перед жизнью, перед ее извечной, непреходящей красотой и мудростью. 

С такой болью, с таким горячим страстным чувством до Шостаковича не говорил еще никто. «Человек не сотворен изначально добродетельным, отнюдь нет, для этого требуется неустанно прилагать душевные усилия и всякий раз, с каждым новым рождением, заново приступать к этому – для достижения недостижимого идеала. И все в человеке должно быть направлено на это. Только тогда он – человек», писал Ч. Айтматов в романе «Тавро Кассандры». 

 Евгения, участница Айтматовского клуба

Евгения , участница «Айтматовского клуба», преподаватель русского языка и литературы, школа «РЭФАЛ»

Аскар Айбеков

Студент КРСУ Аскар Айбеков дарит свою картину музею 

 Слушая музыку Шостаковича, в которой композитор раскрыл своим слушателям мир чувств и мыслей нового человека, борца и мыслителя одновременно, человека не только большой воли, но и широкого интеллектуального кругозора со сложными духовными исканиями, познавшего горечь страдания, борьбы и победы - самой большой победы, какую можно представить - победы над самим собой. А по-человечески теплый проникновенный голос скрипок, их высокий регистр придает музыке характер лирической сосредоточенности, переходящей порой в мучительный всплеск отчаяния. Это не только размышления об окружающей жизни, но и стремление осмыслить, понять и принять свершившееся. 

«Страшно, если человек на закате жизни вдруг проймет, что прожил впустую, зря. Например, откроет случайно Чехова, и его пронзят слова: «Желание служить общему благу, должно быть потребностью души, условием личного счастья…», - размышляет Ч. Айтматов в диалоге с буддийским монахом Дайсаку Икэдой («Ода величию духа»). Вспоминать, говорить о великих творениях человечества, надо бы каждый день. Только так к нам будет поступать благотворная энергия беспредельного космоса. Смотреть на прекрасные художественные картины, слушать чарующие звуки музыки, думать о мире во всем мире – значит становиться лучше.  Памятуя, что каждый прожитый миг, час или день в красоте и гармонии уже есть закладка основы Будущего нашего народа и других народов мира.  Мысль Ч. Айтматова, подобно орлу,  летит далеко за пределы нашей горной страны, поднимаясь ввысь к вершинам общечеловеческим и мировым.

Участники мероприятия

 Фотография на память

Повторим ссылку на утверждение Рериха, высказанную Айтматовым: «Чтобы жить лучше - надо быть лучше». Это почетная миссия и долг чести каждого деятеля науки, культуры и общественности близка чуткому сердцу, давшее твердую опору культурному делу. Семя брошено, как и где оно будет расти, не нам судить. Н.К. Рерих писал «Сердечный поклон всем потрудившимся на Общечеловеческое Благо».  В самое трудное время надо всегда помнить, что успех тем, кто в духе сильнее.

Кутманалиева Джиргал

Сыдыкова Наталья

Жунушева Эрмек

Кыргызстан, Бишкек. 15 апреля 2018 года.