Культурные проекты Рерихов

 

 

Культурные проекты Рерихов

и их судьба в XX-XXI вв.

Вечер, посвященный юбилеям Рерихов в 2019 г. 

 

 26 октября в лектории Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева состоялся вечер, посвящённый юбилеям Рерихов в 2019 году. 

145 лет со дня рождения Н.К. Рериха - выдающегося художника, учёного, гуманиста (9.10.1874 – 13.12.1947);
140 лет со дня рождения Е.И. Рерих - философа, исследователя, учёного, верной соратницы и супруги Н.К. Рериха - (12.02.1879 - 5.10.1955);
115 лет со дня рождения С.Н. Рериха – яркого художника, учёного, общественного деятеля, младшего сына в семье Рерихов (23.10. 1904 – 30.01. 1993).

Была прочитана лекция "Культурные проекты Рерихов и их судьба в XX-XXI вв." а также показан видеофильм «Рубеж на Знаменке. Дозор во имя Культуры», созданный сотрудниками Медународного Центра Рерихов в 2019 г.

Организатор мероприятия – Культурный центр имени Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан.

 Культурные проекты Рерихов  Культурные проекты Рерихов

В ходе лекции были кратко рассмотрены основные крупные культурные проекты Рерихов, при этом было отмечено, что каждый из них заслуживает подробного рассказа. Также подчёркнуто, что каждый член семьи Рерихов был личностью выдающейся, каждый внёс свой личный безмерный вклад в мировую сокровищницу культуры, но вместе, являя собой идеальных сотрудников, они совершили то, что ещё многие века будет питать науку и искусства.

Американские учреждения, являющиеся моделями сегодняшних и будущих культурных учреждений. Организованы были Н.К. Рерихом почти 100 лет назад. 

В Америку Рерихи приезжают в 1920 году для подготовки материальной базы будущей экспедиции в Индию. Здесь Н.К. Рерих проводит выставки своих работ, выступает с лекциями, публикациями и учреждает:

Мастер-Институт Объединённых Искусств в Нью-Йорке (1921 г.), где обучали всем видам искусства – живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, балету и т.д.;
Объединение художников «Cor Ardens» (Пылающее сердце) в Чикаго, (1921 г.);
Международный художественный центр «Corona Mundi» (1922 г.), проводивший выставки в школах, художественных галереях, на предприятиях, в госпиталях и даже в тюрьмах;
Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке (1923 г.), постепенно сосредоточивший в своих фондах около 1000 работ художника.  Размещался в специально постороенном для него 27-этажном здании (см. фото). Советом директоров, который возглавлял сам Николай Константинович, была принята Декларация о передаче его картин в дар народу США.

В 1923 г. Рерихи едут в Индию, оставляя учреждения на попечение группы американских сотрудников. 

В 1935 году три его ближайших сотрудника, один из которых являлся доверенным лицом Н.К. Рериха в финансовых и юридических делах, по подложным документам захватили всё имущество Музея.  Был долгий суд, дело рассматривалось формально и группа оставшихся верными Рерихам сотрудников не сумели отстоять справедливость. Имущество было распродано. При этом были захвачены картины, архивы и личные вещи Рерихов. 

Деятельность во всех учреждениях, основанных Н.К. Рерихом, была прекращена. Рерихи с глубокой душевной болью переживали это предательство и то, что их архивы попадут в нечестные руки. 

Впоследствии часть сотрудников, сохранивших верность Н.К. Рериху, открыли в Нью-Йорке другой музей имени своего учителя, постепенно накапливая фонд картин. Прошли годы. Сегодня в этом музее другие люди - очерняют С.Н. Рериха, избавляются от его картин, продают картины Николая Константиновича как бы на содержание музея; нарушают авторские права Е.И. Рерих, публикуют её дневники и совершают другие безнравственные по отношению к Рерихам поступки. При этом позиционируют себя американскими последователями творчества Н.К. Рериха. 

Подробно история этого предательства описана в книге Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки. Выводы. Предостережения», изданная Международной ассоциацией «Культура и мир» в 2019 г.

Музей Рериха в Нью-Йорке. 1930-е гг.  Карта Центрально-Азиатской экспедиции 

Центрально-Азиатская экспедиция академика Рериха (1924 – 1928 гг.)  Самая масштабная экспедиция за всю историю исследования Азии.

Задачи экспедиции:
Художественные;
Исследование состояния религий и верований;
Исследование следов древних евразийских миграционных процессов;
Археологические;
Фиксация этнографических, лингвистических, культурологических и пр. сведений о народах, населяющих Срединную Азию в быстро меняющемся современном мире.

Подробнее о Центрально-Азиатской экспедиции (ЦАЭ) и её метаисторической роли можно прочитать в работах Л.В. Шапошниковой, востоковеда и писателя.
В целом, современным научным сообществом наблюдения, выводы и находки Рерихов оставлены в небрежении, а сама экспедиция упорно замалчивается. 

Институт Гималайских исследований «Урусвати».

Создан после завершения ЦАЭ (1928 г.), на её богатейшем научном материале в Индии, в Северном Пенджабе, с целью комплексного изучения обширных территорий Азии, ее племен и народов, древнейших культур, их исключительного влияния на развитие мировой культуры; изучения природных особенностей, истории, археологии, философии, лингвистики гималайского региона. 

Президент-основатель института – Елена Ивановна Рерих.
Директор института – Юрий Николаевич Рерих.
В работе института принимали участие все Рерихи. 

Контакты осуществлялись с многими крупными научными учреждениями мира. Институт обеспечивал публикациями, коллекциями, гербариями 285  университетов, музеев, библиотек, научных обществ в различных странах. Среди сотрудников и советников  были известные учёные с мировым именем. 

Однако, с началом Второй мировой войны работа института была приостановлена, научные связи прерваны, лаборатории опечатаны, документы архивированы. 

Долгие годы имущество усадьбы Рерихов и их научное наследие находилось под надзором С.Н. Рериха. В 1992 году он учреждает Международный трест Рерихов в Бангалоре (International Roerich Memorial Trust) с индийским и российским участием. 

После ухода С.Н. Рериха в 1993 году, на фоне распада СССР, провозглашения свободы и демократии, на постсоветских просторах поднялась волна огромного интереса к Рерихам и всему, что было с ними связано. В Индию, в имение Рерихов в Кулу, где дислоцировался Институт «Урусвати», потянулся поток русскоязычных посетителей. Тогдашние его хранители не сумели надежно оградить имущество Рерихов и архивы Института «Урусвати». В итоге большой массив материалов оказался утраченным. 

И только в 2012 году Международный Центр Рерихов (МЦР, Москва) и Международный Мемориальный центр Рерихов (ММТР, Наггар) подписали договор о сотрудничестве и создании на базе дома Рерихов Мемориального комплекса, а также воссоздании деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати». В Кулу были направлены сотрудники МЦР, курирующие эти вопросы. Впервые была произведена опись имущества и архивов, организованы несколько экспедиций Российской академии наук, проведена систематизация материалов института. Сегодня музейный комплекс живёт полноценной музейной жизнью, а восстановление Института «Урусвати», мы надеемся, дело ближайшего будущего.

Институт Урусвати  Ю.Н. Рерих с учеными ламами 

Пакт Рериха и Знамя Мира - ещё один беспрецедентный по своему масштабу и значимости культурный проект Рерихов.

По инициативе Н.К. Рериха 15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан США и странами Латинской Америки первый в истории человечества международный договор о защите и особом статусе объектов культуры - исторических памятников, музеев, научных и образовательных учреждений, природных ландшафтов, Договор, вошедший в историю как Пакт Рериха.
Планировалось присоединение к Договору ряда европейских стран. Но этому помешали события в мире, предшествовавшие Второй мировой войне и сама война (1939 – 1945 гг.).
Впоследствии документы по реализации Пакта были переданы в ЮНЕСКО, где в 1954 году была принята Конвенция о защите культурных ценностей с изъятием имени Рериха и отличительного Знака, а также редакцией текста. Тем не менее, мы можем констатировать, что идеи Пакта Рериха легли в основу современной международной системы охраны культуры и заметен рост интереса к этому документу среди юристов, дипломатов и культурных деятелей всех уровней. 

 Пакт Рериха Вручение Знамени Мира Назарбаеву 

Знамя Мира – так был назван отличительный Знак, предложенный Рерихом для обозначения объектов культурной значимости. История этого символа уходит в глубокую древность. Он встречается на наскальных рисунках Азии, в росписях храмов, картинах старых европейских мастеров, родовых гербах и эмблемах. Всюду ему придавалось особое охранительное значение. 

В наши дни символ Знамени Мира используют в своей деятельности многие международные организации, в том числе Международная Академия Космонавтики. По ее инициативе Знамя Мира, побывавшее в Космосе, было вручено в 1999 году Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. В настоящее время оно хранится в Центральном историческом музее в Алматы и выставлено для обозрения.
Знамя Мира было водружено на полюсе, поднято спортсменами над многими горными вершинами, многие культурные акции совершались и совершаются под его символом.
В октябре 2019 года Знамя Мира было поднято над Москвой в день открытия выставки фотодокументов «Пакт Рериха. История и современность» в Международном научно-техническом центре. Факт этот широко освещался прессой.

Наследие Ю.Н. РерихаЖивя в Индии, Рерихи планировали вернуться на Родину, что не сложилось по ряду обстоятельств. Тем не менее, старшие Рерихи завещали это своим сыновьям, разделив наследие между ними. Уже после ухода старших Рерихов, в 1957 году Ю.Н. Рерих, наконец, получает возможность приехать в СССР. С собой он привозит научные архивы и коллекции, а также большую коллекцию картин отца. Устраивает первые в Союзе выставки работ Н.К. Рериха, имевшие огромный успех, договаривается с руководством страны  о создании музея имени отца. Ему обещают. 

Однако, в 1960 году, не завершив свои научные начинания, Ю.Н. Рерих скоропостижно скончался. С.Н. Рериху, как ближайшему родственнику, советское чиновничество так и не дало возможности вступить в права наследования, не отвечая совсем или по существу на его письменные запросы в самые высокие инстанции. 

В итоге: мемориальная квартира Ю.Н. Рериха так и не была создана; часть картин Н.К. Рериха была распылена по разным музеям (где их большая часть не выставляется до сих пор); квартира с ценным научным, культурным материалом была оставлена без надлежащего надзора и постепенно была полностью опустошена людьми, там жившими. Время от времени картины, рукописи и предметы из коллекций Ю.Н. Рериха появляются на международных аукционах и в антикварных магазинах России.

 Ю.Н. Рерих в своем кабинете (Москва) Открытие мемориальной доски на доме Ю.Н. Рериха 

Международный Центр Рерихов (МЦР) и Музей имени Н.К. Рериха в МосквеВ 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в СССР создаётся Советский фонд Рерихов (СФР), за которым правительство закрепляет усадьбу, выбранную самим С.Н. Рерихом. В 1990 году, в соответствии с нормами международного права, в Индии он оформляет передачу СФР личной коллекции картин Н.К. Рериха и своих, временно выставлявшихся в городах Советского Союза (всего 287 картин), а также наследие родителей (архивы, произведения искусства, библиотеку, личные вещи, урны с их прахом). На пост директора музея выдвигает Л.В. Шапошникову,  объявляет её своим доверенным лицом. 

После распада СССР С.Н. Рерих инициирует переименование СФР в МЦР, даёт согласие быть бессрочным почетным президентом МЦР и отказывается от таких званий во всех других организациях. 

МЦР и Музей имени Н.К. Рериха стали поистине мощным культурным магнитом не только для России. Издавались книги, проводились международные  научные конференции, реализовывались выставочные проекты

Одновременно все эти годы шла борьба за наследие с Министерством культуры РФ, отрывая силы и средства от позитивной деятельности. Но с уходом Л.В. Шапошниковой и ряда статусных защитников МЦР чиновники пошли на беспрецедентный шаг открытого рейдерского захвата общественной организации, параллельно клевеща на неё во всех СМИ и ТВ. Битва разгорелась нешуточная. Последующие события ясно показали, что кроме имущественных интересов у тех, кто инициировал эти незаконные действия, были и иные задачи – убрать имя Рерихов из информационного пространства, оклеветать, предать забвению не только их имена, но и плоды их творчества. Подробнее об этой недостойной истории в фильме «Рубеж на Знаменке».

Международный Центр Рерихов   Л.В. Шапошникова и директор ЮНЕСКО И. Бокова

Учение Живой Этики – философско-мировоззренческое учение о новом космическом этапе развития человечества, введено в научный оборот как Философия космической реальности.

Серия книг Живой Этики состоит из 13 томов. Дополняют эту серию тома писем Е.И. Рерих, разъясняющие многие положения Учения.
Первые книги издавались в Америке на английском языке в 20-х годах прошлого века, затем появились публикации на русском языке в Прибалтике в 30-х годах. Все публикации этого периода осуществлялись под руководством Е.И. Рерих. 

После распада Советского Союза в России началась бурная издательская деятельность самых разных издательств по выпуску книг Живой Этики. Причём, качество текстов и достоверность были также самыми разными, вплоть до компиляций на усмотрение составителей.
С 2003 года МЦР начинает издание книг Живой Этики с  тщательно выверенными текстами, с учетом правок  Е.И. Рерих,  с текстологическими комментариями, сравнительным анализом различных изданий, с таблицей хронологических разночтений и т.д. Это первое научное издание Учения.

Книги разошлись по миру. Учение читают, переводят на разные языки. Они востребованы и остановить процесс познания уже никто не может. Идеи Философии космической реальности прорастают в науке, в искусствах, в сознании людей, формируя наше общее будущее. 

Книги Учения Живой Этики

После лекции присутствующим был показан видеофильм «Рубеж на Знаменке. Дозор во имя Культуры» о беспрецедентном уничтожении чиновниками России общественного Музея имени Н.К. Рериха, завещанного самим Н.К. Рерихом и основанного его сыном С.Н. Рерихом. Этот акт вандализма лёг несмываемым позорным пятном на Министерство культуры РФ. 

Афиша мероприятия

28.10.2019