Л.В. Шапошникова По маршруту Мастера

По маршруту

Мастера

 Горные и степные пейзажи, петроглифы, каменные бабы, полуразрушенные замки и сторожевые башни, монастыри с  характерно загнутыми концами крыш или похожие на неприступные крепости. Воздух чист и свеж. Иногда он пахнет травами, иногда снегом вершин, иногда храмовыми курениями. Портреты людей, живущих в тех краях. Молодых и старых, женщин и детей, скотоводов, крестьян, монахов. Но в каждом лице – что-то значительное, индивидуальное. Какая-то сила и внутренняя свобода, которые недоступны нам, жителям задымлённых городов с их необоримой суетой.

Переводим взгляд с одной фотографии на другую. Задерживаемся возле каждой, вбирая в себя впечатления нездешних мест. Вот ламаистское божество, окружённое завитками огня и хороводом своих слуг. Какая космогония сокрыта в символике рисунка? Что об этом знаем мы, сегодняшние?

Старинная фреска в монастыре Алчи. На ней многорукая женщина со светлым ликом и тонкой полуулыбкой на устах. О чём она задумалась?

Переводим взгляд с одной фотографии на другую. Задерживаемся возле каждой, вбирая в себя впечатления нездешних мест. Вот ламаистское божество, окружённое завитками огня и хороводом своих слуг. Какая космогония сокрыта в символике рисунка? Что об этом знаем мы, сегодняшние?

Старинная фреска в монастыре Алчи. На ней многорукая женщина со светлым ликом и тонкой полуулыбкой на устах. О чём она задумалась?

Очаровательная монгольская девочка. Красивый молодой монгол с непередаваемым чувством собственного достоинства. И он прав. За его плечами века и поколения кочевой культуры, она в его сердце.

  На выставке На выставке 

3

Мы на выставке фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой, индолога и историка, путешественника и писателя, заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, генерального директора Музея имени Н.К.Рериха и исследователя его творчества. Она прошла по маршруту его знаменитой Центрально-Азиатской  экспедиции и назвала своё путешествие «По маршруту Мастера». Но между её экспедицией и экспедицией Рериха пролегли десятилетия XX века, изменившие во многом судьбы людей и устройства государств.

Людмила Васильевна пытливо всматривалась во всё встреченное на пути, стараясь увидеть то, что видел Рерих. А увидев знаки времени – фиксировала в памяти, на плёнке, в путевом дневнике.

Записи дневника позднее оформились в трилогию «Великое путешествие». Изображения на плёнке – в цикл фоторабот. Запечатлённое в сознании – навсегда осталось в сердце, став его достоянием. 

Низкий поклон Вам, Людмила Васильевна, за Вашу неутомимость, непреклонный характер, за последовательность в действиях, за книги и за Ваш взгляд через объектив фотоаппарата, который стал историей и неоценимым вкладом в исследование культуры многоликой Азии.

 От всего сердца.

 г. Алматы, 2008