Н.К. Рерих. Бум-Эрдени (Монгольский героический эпос) 1947 г.

Н.К. Рерих. Бум-Эрдени (Монгольский героический эпос).1947 г.

 

Ложь под маской

 патриотизма

На  «Заявление Национального

рериховского комитета...» 

 

 

На сайте  Национального рериховского комитета (НРК) – организации, на данный момент существующей в виде оргкомитета, но, тем не менее,  уже раздающей ценные указания Рериховскому движению России – опубликовано  «Заявление Национального рериховского комитета в связи с публикацией в немецкой прессе статьи “Существование номинанта Нобелевской премии мира под угрозой”».

Что же так возбудило анонимного автора «Заявления», написанного в незабвенном жанре политического доноса? 

Оказывается, некая немецкая газета позволила себе назвать вещи своими именами. А именно, что Международный Центр-Музей Рерихов (МЦР), ассоциированный член ДОИ ООН, коллективный член ИКОМ, член всеевропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра» и т.д., номинированный на Нобелевскую премию мира, - оказался под угрозой уничтожения стараниями некоторых невежественных (и судя по  недавним событиям в Министерстве культуры, еще и нечистоплотных) представителей государственного аппарата. Получается, судя по  «Заявлению», - государство Российское  компрометируют не эти  недобросовестные и вороватые  чиновники, а российская и международная общественность, которая противится явному акту вандализма и не дает этот недостойный факт «замести под ковер». 

Начинается «Заявление» с замечательного эпиграфа – фрагмента очерка Н.К. Рериха «Завет»[1]:

«Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество».

Трудно понять, чем руководствовался автор «Заявления», приводя эти строки. Ведь именно «картины и авторские права» и есть часть того самого Наследия, из-за которого  разгорелся конфликт между чиновниками и общественностью.

Того  самого Наследия, которое передал последний из Великой Семьи, Святослав Николаевич Рерих, сначала Советскому Фонду Рерихов, а затем, после распада СССР, его фактическому правопреемнику Международному Центру Рерихов. 

Документы об этом общеизвестны.  Это Завещание С.Н. Рериха «Архив и наследство Рерихов для Советского Фонда Рерихов в Москве»[2] и «Дополнение к Завещанию С.Н. Рериха».[3] 

И даже если некий суд отказался принять их во внимание или по каким-то причинам проигнорировал – никто не может сделать эти документы несуществующими. Других документов на Наследие от имени С.Н. Рериха  нет. И этот факт невозможно «заболтать» рассуждениями об «общенациональных и государственных интересах». 

В «Заявлении» утверждается:  «…никакого общественного музея уже не существует. Коллекция музея находится в собственности группы частных лиц, которые требуют единомыслия от остальных, применяя методы запугивания, шантажа, психологического давления. Это не общественная, а частная собственность». И вот это пишут люди, которые совсем недавно, несколько месяцев назад, не только работали в «частной» организации, но и (представьте себе!) даже ею руководили. Или форма собственности в России зависит не от закона, юридических документов, уставов и т.п., а от мнения анонимного автора этого пасквиля? 

Далее: «Известно, что Рерихи всегда, независимо от складывающейся конъюнктуры, выступали в защиту России и не допускали никаких нападок в ее адрес». Не в первый раз нечистоплотные чиновники пытаются поставить знак равенства между собой и Россией, между своими гешефтами и интересами великой страны, нашей общей духовной Родины. Но вдвойне позорно, когда этим занимаются люди, претендующие на руководящую роль в движении, основанном на идеях философского наследия семьи Рерихов.

Не придают убедительности «Заявлению» и  жалкие попытки сделать реверанс в сторону Людмилы Васильевны Шапошниковой. Разрушать дело всей ее жизни, прикрываясь ее же именем – верх цинизма в этом насквозь циничном документе. 

Мы пишем от имени тех, от кого, якобы, некие злобные силы в МЦР, как утверждается в «Заявлении» НРК, «требуют единомыслия,(…) применяя методы запугивания, шантажа, психологического давления». Напомним НРК, мы -  представители международного рериховского движения, единого пространства,  сформировавшегося вокруг МЦР, а «национальный» комитет нас просто из него вычеркнул.  Рериховцы Казахстана,  Болгарии, Германии и многих других стран, не существуют для самозваного НРК.  Усилия рериховских организаций зарубежья по поддержке МЦР, финансовой и информационной, теперь названы поводом «к развязыванию очередной антироссийской кампании в иностранных СМИ в тяжелых нынешних условиях постоянной клеветы и лжи на Россию ее политическими и экономическими противниками», попыткой «развязать антироссийскую кампанию в иностранных СМИ».

Но мы точно знаем, что настоящие антироссийские силы прячутся за спинами тех, кто пытается разрушить Международный Центр Рерихов и общественный Музей, сохранивший для России и всего мира в самые трудные годы Наследие великой Семьи Рерихов. И настоящая антироссийская кампания – это разрушение, умаление и искажение  великой русской культуры, неотъемлемой частью которой является Рериховское наследие.

Именно наследие уникальной семьи Рерихов призвано вывести человечество из глубочайшего культурного кризиса. 

Глущенко Л.И.,  Садовская И.А. 

 Культурный Центр имени Н.К. Рериха 

(г. Алматы, Казахстан) 

 18 марта 2016 г. 


  [1] Н.К. Рерих “Зажигайте сердца”, М., 1990, с.197

    [2] http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_7.htm