Н.К. Рерих Воин Света  О  «тайном влиянии музыки»

или «не все то золото, что блестит»

 

Вообще будьте осторожны с теориями искусства.
 Если вам скажут о теориях и поставят их во главе творчества – не верьте.
В этом уже скрыто чье-то  бессилие.

Н.К. Рерих,  «Пути Благословения»

Перед нами книга известного английского композитора и писателя Сирила[1]Скотта (1879 - 1970)  «Музыка и ее тайное влияние в течение веков», известная также как «Оккультное воздействие музыки».

В аннотации к одному из ее изданий сказано:

«Захватывающее исследование С.Скотта посвящено эзотерическому подтексту музыки, а также влиянию музыки и религии на цивилизации прошлого. На конкретном историческом материале раскрывается оккультное влияние музыки на определенные сферы жизни человечества. Кроме того, книга знакомит читателей с оккультным строением человека и влиянием той или иной музыки на физическое тело и тонкие тела».

Не удивительно, что  книга, которая даже по названию обещает если не раскрыть полностью, то хотя бы приоткрыть сокровенные тайны воздействия музыки, должна заинтересовать читателя. Ведь такое воздействие существует, мы все чувствуем это.

Тем более что уже появляются научные исследования на эту тему.

Вот  информация из статьи доктора биологических наук, академика Российской академии медико-технических наук, сотрудника Института квантовой генетики РАН П. Гаряева  «Волновые информационные коммуникации генетического аппарата»:

  «В Новосибирске в 1980 г. А.Н. Мосолов, а затем группа ученых из Института Общей Физики АН с помощью световой и лазерной микроскопии обнаружили в клеточных ядрах (хромосомах) живых тканей некие вибрирующие (звучащие) сферические структуры. (…) ДНК обладает странной способностью как бы в автоматическом режиме (квази-спонтанно) издавать «незамолкающую сложную мелодию с повторяющимися музыкальными фразами»[2].

 Иначе говоря, наши генетические структуры издают музыкальные звуки. Наш организм излучает не только электромагнитные колебания, о которых мы знаем из курса биологии, но и акустические. Наше тело звучит.

Разумеется, это лишь зачатки тех серьезных исследований, которые, без сомнения, будут предприняты в будущем обновленной наукой, свободной от шор отрицания.

Тем важнее разобраться, что же скрывается под интригующим названием книги. Ведь книжные прилавки ломятся от всевозможных спекуляций, обещающих раскрыть тайны всего чего угодно.

С.Скотт был талантливым композитором, некоторые его произведения исполняются и в наше время. Тем более интересно присмотреться к содержанию этой книги – как же  «раскрывается  оккультное влияние музыки», и на каком «конкретном историческом материале» создает автор свои сенсационные теории. Давайте, уважаемый читатель, перелистаем страницы этой книги.

«Эзотерический источник этой книги»

Так называется глава 5, в которой С. Скотт рассказывает об истории написания своей книги и об источниках информации, которая в ней содержится.

Вот как описывает этот «источник» С. Скотт (все выделения во всех цитатах  принадлежат  авт. статьи)[3]:

...информацией относительно скрытого воздействия музыки на историю и мораль я обязан Высокому Посвященному тайнознания, (…)

 Я счастлив, что (…)  я могу выразить мою признательность Мастеру КУТ ХУМИ, который стал моим духовным авторитетом, как для ранее опубликованного, так и для последующих информаций. Я хотел бы упомянуть, что этот Высокий Посвященный пребывает в Шигадзе [4]  и особенно интересуется развитием западно-европейской музыки (…)

Написать первую книгу на эту тему для меня было бы невозможным без посредничества его ученицы Нельзы Чаплин, исключительно одаренной ясновидящей необыкновенной чувствительности, которая с ранней юности состояла с Мастером Кут Хуми в тесном телепатическом контакте. (…)

 она с ранней юности проявляла (…) способность покидать свое физическое тело и бывать как на более высоких планах, так и на физическом плане в местах, удаленных на тысячи километров. Например, вспоминаем о том, что будучи ребенком, она проводилась к дому Мастера Кут-Хуми в Шигадзе, где при всех удобных случаях слушала импровизации на органе, которые составляли часть ее многочисленных и многосторонних занятий Мастера. Помимо этих так называемых «астральных путешествий», она обладала способностью настраиваться на мысли Мастера (…)

Мой тесный контакт с Нельзой Чаплин продолжался в течение 7-и лет. На протяжении этих лет Мастер Кут Хуми, при многих удобных случаях, передавал мне через нее свои жемчужины мудрости и наставлял меня, каким образом я мог бы лучше служить Белому Братству не только моей музыкой, но и моим писательством. (…)

было установлено время, в которое Нельза Чаплин вступала в контакт с Мастером, и в то время, как она яснослышанием вслушивалась в те указания, которые он давал, я делал записи, которые позже должны были быть разработаны отдельно. Иногда она прибегала к тому, чтобы заглянуть в Акаша-Хронику, чтобы иметь материалы для описания доисторических эпох. Она отвечала и на мои вопросы, которые я вынужден был задавать по тому или иному пункту при описании других времен. После того, как я заканчивал некоторые главы, я читал их вслух, а она в это время прислушивалась к комментариям или Поправкам, которые пожелал произвести Мастер. Таким образом была написана ЭТА книга, «инспирирована» и продвинута тем, кто в более ранней жизни был великим философом и музыкантом Пифагором.

Мой контакт с Мастером К.X., несмотря на то, что на время был прерван, не закончился со смертью Нельзы Чаплин. Мастера Мудрости обладают силой материализоваться в любой части света, чтобы дать этим своим ученикам указания или передать послание. Таким образом, мой контакт с Мастером был, наконец, восстановлен, после того, как в промежутке до этого были использованы для контакта некоторые другие ученики. Я хочу еще здесь упомянуть, что Мастера Мудрости, давая инспирацию для написания определенной книги, следят своим далеко видящим духовным зрением за тем, какой отзыв она имеет в мире, чтобы они могли оценить воздействие, которое она вызвала, как индивидуально, так и коллективно. Они делают наблюдения, какие из ее частей принимаются, а какие отвергаются, либо из-за того, что им не удалось разбудить интерес, либо из-за того, что большинство читателей еще не в состоянии их постигнуть.  (Гл. 5 Эзотерический источник этой книги, с. 11-13)

Приносим извинение читателям за столь обширную цитату,  тем не менее, она  необходима, т.к. показывает, что эта книга – образец контактерской литературы, к величайшему сожалению, «освященный» именем талантливого композитора. Который, опять же, к сожалению, сначала крайне некритично отнесся к личности и информации медиума, встретившегося ему, затем и сам стал контактером. Автор всячески подчеркивает, что вся информация, используемая в книге, получена из этого сомнительного «источника».

«Инспирация» и «инспирированные композиторы».

Воздействие музыки европейских композиторов.

Немного истории. Немного музыкальной  теории. Заключение.


[1] Cyril Scott, иногда встречается другая транскрипция его имени – Кирилл Скотт

[3] Все цитаты из книги С. Скотта приведены по сл. изданию: Кирилл Скотт «Музыка и ее тайное влияние в течение веков», 1991 г. в pdf –

 формате. Книга находится  на рериховском сайте «Живая этика и музыка» http://agnimusica.ru/wp-content/uploads/2009/11/muzika.pdf 

 Для удобства читателей в цитатах даны не только страницы, но и главы.

[4]Книга, напоминаем, была написана в 1958 году.