К 130-летию Е.И.Рерих.

 

Символ Красоты.

История создания и символическое содержание портрета Е.И.Рерих

кисти С.Н.Рериха.

 

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих.

 

В августе 1937 года в письме к Рихарду Рудзитису, председателю Латвийского общества Рериха, Елена Ивановна Рерих писала: «Года два-три тому назад Великий Владыка указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. Я очень этому удивилась, и разгадку этому получили лишь на днях. Когда-нибудь вам расскажу. Портрет был начат, но не закончен. Теперь мне придется найти время и для позирования!!! Когда он будет готов, снимем с него фотографию и пошлем Вам». [1]

В ноябре портрет был закончен.

 

Из письма Елены Ивановны к американским сотрудникам: «Во второй половине 1937 года Крэн вернувшись из России, написал нам, что хочет иметь мой портрет, работы Святослава. Свет принял заказ. Портрет на этой неделе будет отослан в Нью-Йорк». [2]

 

Приведём также абзац из письма Елены Ивановны Чарльзу Крэну, написанному почти в одно время с письмом Р.Рудзитису: «Я была глубоко тронута Вашим желанием иметь мой портрет. Старый портрет, упомянутый в Вашем письме, был куплен лондонским банкиром, и с тех пор мы ничего о нём не знаем. (имеется в виду портрет Е.И.Рерих кисти В.А.Серова - прим. сост.) Однако, я не любила его. И вот недавно мой сын начал писать два парных портрета – Н.К. и мой. Работа над моим портретом была прервана в связи с моей болезнью. Судя по тому, как продвигается работа, это будет один из самых удачных и красочных портретов, и, если Вы хотите его получить, я буду счастлива знать, что Вы будете его владельцем».[3]

Справка: Чарльз Крэн (1858 - 1939 г.г.) – американский государственный деятель и дипломат; посол США в СССР и Турции; поддерживал культурную деятельность Н.К.Рериха; имел коллекцию его картин.[4]   Почетный советник Музея Рериха в Нью-Йорке[5]

 В «Листах дневника» Н.К.Рериха есть очерк, посвященный Чарльзу Крэну. В нем  Николай Константинович пишет: «Первый раз имя Крэна встало перед нами уже тридцать лет тому назад во время приезда Крэна в Россию. Ведь Крэн побывал в России не много не мало, как двадцать четыре раза. Немногие из иностранцев могут иметь такой русский послужной список. При этом во время каждого из таких посещений Крэн, помимо технических дел, творил много добра, умножал культурные сношения и укреплял дружеские связи с русским народом…Это тяготение ко всему русскому не являлось налетным снобизмом…Очень ценно отметить, что Крэн чувствовал Русь не узко, не предвзято книжно, но широко, во всей её азийской мощи и  красоте…

Крэн понимал и Китай, не случайно он был почетным советником Китайского правительства. Крэн тянулся к Индии. Не раз проезжал её, воодушевлённо впитывал её красоты, знал Индию от юга до Гималаев. С такою же любовью Крэн бывал и в Ираке, и в Сирии, и в Месопотамии, и в Аравии. Султаны и шейхи понимали Крэна и любили его задушевное слово. Любил Крэн и Египет…Можно сказать, что в отношении Востока, включая в него и Русь, Крэн был непоколебимым однолюбом…

 Ко всему красивому и прекрасному неотрывно тянуло Крэна. Вспомним, как восхищался он конфуцианскими напевами. Как помогал он Афонскому монастырю. Эта помощь была не просто внешним актом милостыни. Наоборот, Крэн всегда устремлялся к чему-то прекрасному…

 Первая моя личная встреча с Крэном произошла в 1921 году в Чикаго во время моей выставки в Чикагском Институте Искусства… Крэн знал мое искусство, а я так много слышал о нем еще в России… У Крэна уже в Нью-Йорке находилась моя картина «Ростов Великий», близкая ему по посещению Ростова. Теперь же после поездки по Индии Крэн захотел иметь мой «Бенарес»…

В нашем Нью-Йоркском музее была особая комната, посвященная имени Крэна, в которой была сосредоточена серия из экспедиции по Монголии и Тибету… Мы были так рады, что в список почетных советников музея входило и имя нашего друга».[6]

Из этого же очерка мы узнаем, что  Крэн весьма существенно помогал многим образовательным учреждениям, многие студенты могли получить образование, а некоторые ученые могли продолжить свои исследования  исключительно благодаря  его помощи. Крэн очень любил творчество Святослава Николаевича и хранил его картину «Бабушка и внучка».

Имелись в его коллекции и картины серии «Гималаи». Об этом пишет Николай Константинович в очерке «Дозор». [7]

В 2008 году имя Крэна неожиданно вновь появилось в прессе в связи с  возвращением в Россию знаменитых московских колоколов Свято-Даниловского монастыря. В 1930 году монастырь прекратил свою деятельность, колокола были   предназначены к переплавке, но  выкуплены Крэйном и в 1931 году были установлены в Гарвардском Университете (США) на специально устроенной для них звоннице. Так  Чарльзом Крэйном были спасены от уничтожения старинные русские колокола с уникальным многоголосием.

 

 Н.К.Рерих дал такую оценку портрету: «Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства духовного устремления, портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением». [8]

Получив заказанный портрет Е.И.Рерих, Крэн, по каким-то причинам, своевременно не оплатил работу Святослава Николаевича. А после смерти Крэна не сделали этого и его родственники, хотя и претендовали на владение полотном. В 1946 году в письме американским сотрудникам Николай Константинович так описывает ситуацию вокруг портрета:

 «Крэн (кто-то из родственников Чарльза Крэна – примечание составителя) не может претендовать на портрет, ибо Светик  получил всего 500 долларов, но ведь это не стоимость большого портрета. Дело было так. Я послал в подарок Крэну темперу «Гуру Чарака», а через некоторое время Крэн прислал мне 500 долларов. Я известил его, что темпера была подарком и я передал эти 500 долларов Светику в счет портрета, который был ему заказан Крэном. Светик больше ничего не получил и из деликатности не напомнил. Вот и все, а потом Крэн умер». [9]

Это письмо Николая Константиновича опубликовано также в «Листах Дневника» в очерке «Пройдет» [10]

 

В настоящее время портрет Е.И.Рерих находится в Музее имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, и нам неизвестны обстоятельства его передачи наследниками Крэна Музею.

 

Елена Ивановна на портрете прекрасна. Прекрасно её лицо, глаза, руки. Прекрасен весь её облик, почтительно созерцая который мы преисполняемся глубочайшей  благодарности её жизненному подвигу. На портрете прекрасная женщина, познавшая Огненную Йогу, ставшая Космическим Сотрудником. Перед ней на столе - ларец, книга, свежая роза. Фон портрета  сложен и волнует зрителя ощущаемой, но пока непонятной сокровенностью. Мы понимаем, что все предметы, изображенные вокруг Елены Ивановны, цветовое решение полотна несут определенный символический смысл, в котором попытаемся разобраться ниже.

 Но вначале определим, что же такое символ?

 

Советский энциклопедический словарь дает следующее определение: «Символ – это знак, выражающий события, явления; события реальной жизни, либо инобытия». [11]

 А Л.В.Шапошникова написала так: «…Сам символ, его образ и форма принадлежат предметно проявленному и плотному миру, но его энергетика несет качество невидимого … мира. Два мира, два состояния материи, два разных качества энергетики пересекаются и живут в символе». [12]

 

Портрет написан маслом, на холсте, размером 130,8-133,4. То есть по форме приближен к квадрату. 

 

Квадрат - эмблема «нравственной справедливости  и божественного равновесия, выраженного геометрически», в который вписаны все силы и великие симфонии физической и духовной природы.[13]

Также квадрат есть символ Мира Проявленного и человека, достигшего бессмертия. [14]

 

Портрет поясной. Елена Ивановна изображена сидящей в кресле за столом. И хотя фигура её статична, наличие нескольких планов позволяет нам двигаться в пространстве картины. Попробуем рассмотреть символы от центра композиции.

И первое, что притягивает наш взгляд – прекрасное, одухотворенное лицо Елены Ивановны, её глаза. Мы видим особую, необычайную женщину и вспоминаем слова: «В ней в великой гармонии слилось небесное и земное». [15]

 

Красивые пряди волос с проседью в прическе Елены Ивановны в форме плоской спирали напоминают «языки пламени».[16]

Которые, в свою очередь являются символом огня - огня духовной природы женщины, «предоставившей себя на испытание Пространственному Огню». [17]

 

«Учение растет спирально, как и все сущее. Благо тем, кто понял чередование спирального огня. Конец пламени изображался древними как плоская спираль». [18]

«Урусвати, огни тобою возженные, не только являют Агни-Йогу, но размера Космического. Огни дают тебе ту силу Лучей, нужную для бытия Беспредельного». [19]

«Самое великое достижение явлено нашей Урусвати, и много высоких духов сгорали от невозможности вместить все огни в земной оболочке». [20]

«Нет более чудесной сказки сейчас на Земле, нежели около Вас» - сказано Елене Ивановне её Учителем, Космическим Иерархом. [21]

 

Волосы Елены Ивановны на темени собраны в пучок в форме ушниши.

 

Ушниша – «символическое выпячивание темени на изображениях Будд и Бодхисаттв, является символом раскрытия мозгового центра» и «одним из основных признаков Будды… как знак достигнутого просветления». [23]

 

Одета Елена Ивановна в шелковый, золотистого цвета, парадный халат, рукава и ворот которого  оторочены  черным мехом.

Позволим себе предположить, что шелк  был изготовлен в мастерской знаменитого буддийского монастыря, крупнейшего на Тибетском нагорье за пределами Тибета, в китайской провинции Сычуань. Название монастыря переводится как «Великое Милосердие колеса Дхармы». Монастырь основан в 13 веке, славится старинными настенными росписями Бодхисатв, удивительным образом сохранившимися после многочисленных пожаров,  древними традициями, ступенчатой системой обучения монахов, слишком сложной, по мнению других монастырей, и своей шелковой мастерской. Сериал китайского телевидения «Тайны тибетских мастеров», одна из серий которого была посвящена этому монастырю, был показан на канале Rambler в 2004 году. В том числе, демонстрировались образцы изготавливаемых в монастыре тканей, используемых в буддийском мире исключительно для изготовления одеяний верховных лам.  

 

Образцы тканей были удивительно похожи по цвету, рисунку, фактуре на те, из которых были изготовлены одежды для Елены Ивановны и Николая Константиновича и в которые они облачены на известных парадных портретах. На Николае Константиновиче – костюм ламы, на Елене Ивановне – женский и европеизированный вариант парадного облачения,  символизирующий её высокую духовную принадлежность.

Кроме того, с древнейших времен во многих традициях золотой цвет считался символом «Божественного Начала, огня и истины».[24]

 

С.Н. Рерих
Портрет Н.К. Рериха. 1933 г.

 

На груди Елены Ивановны, у сердца, приколота роза.  

 

«Цветок – это символ знания духа»[25]

Роза – символ сердца и совершенства.[26]

«Урусвати, имя твое древнее, и начало духа твоего шло дважды через цветы. Воплощение цветами не часто. Иные стремятся к более громоздким формам деревьев, но прелесть цветов не всегда доступна, чтобы дважды обратиться к ним …Мудро переждать некоторые воплощения посредством цветов.

- Какими цветами была я? – спрашивает Елена Ивановна В.Вл.

- Лилией и розой. Так путь красоты сокращает дорогу». Из беседы Е.И. с Учителем. [27]

«Недаром в алхимии роза была символом Тайны».[28]

«Поистине роза будет символом консонанса и доминанта Света розы будет соединена с сиянием сердца» [29]

«Мужество родится из чистого сердца. Можно сравнить его с розою, где смысл цветка во множестве лепестков… Мудро понять, что лишь владыка цветка имеет доступ ко всем лепесткам. [30]

«Так можно научиться ценить каждое звучание сердца, когда тайный цветок являет множество лепестков, хранящих сокровение духа». [31]

 

Наступающая эпоха Матери Мира, согласно Учению Живой Этики – эпоха сердца, а Елена Ивановна названа духом, «живущим психожизнью всего сердца»[32] и «Тарой Сердца»[33]

 

«Самый сокровенный рычаг Космоса – сердце»[34]

«Красотою и сердцем создаются миры»[35]

«Урусвати Наша – Тара Сердца». [36]

«Когда Тара Света озарит мир дальними мирами, она водворится как явление Красоты. Когда Тара Сердца озаряет мир любовью, тогда она утверждается явлением Красоты. Скажу – живешь и будешь жить как символ Красоты» - сказал о Елене Ивановне Великий Владыка. [37]

«Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей».[38] 

 

Кроме того, роза в своем строении содержит спираль. А символика спирали настолько обширна и фундаментальна по своему смыслу, что достойна отдельного исследования. Здесь и «спираль творчества Архата»[39], и «спираль жизненного принципа»,[40] и «спираль космических событий»,[41] и «спираль духотворчества», [42] и «спираль воли»[43] и многие другие понятия, которые объединяет главное – Закон спирального напряжения всех видов огненной энергии на всех планах Бытия. И потому роза на груди Елены Ивановны – символ восприятия ею в физическом теле мощных огненных, космических энергий, Огненного опыта, проведенного в сотрудничестве и под руководством Учителей человечества.

 

«Творчество духа Урусвати создает сияющую спираль» [44]

 

Вторая роза, лежащая несколько в стороне от центральной композиции – возможность использовать опыт Елены Ивановны теми, кто будет достоин и сможет пройти её путь.

 

Совершенной формы, с утонченными кончиками пальцев, левая рука Елены Ивановны лежит на подлокотнике кресла. На руке серебряный браслет и кольцо простой формы, предположительно с нефритом. Похожее кольцо мы видим на руке Николая Константиновича Рериха, на его портрете в полный рост в костюме ламы, который экспонируется  в Музее имени Н.К.Рериха в Москве.

 

Кольцо – «символ подтверждения» ученичества, кольцо Учителя. [45] Сама Елена Ивановна, будучи Высоким Духом, Ведущей, была ведома Космическими Иерархами. [46]

 

На запястье правой руки Елены Ивановны – металлический (серебряный) браслет с символикой троеточия.

 

На шее – тонкая ниточка бус. О бусах имеются интересные строки в одном из писем  Елены Ивановны к Катрин Кэмпбел и Гизеле Фричи, её ближайшим ученицам и сотрудницам культурно-просветительных учреждений, созданных Рерихами в Америке. Елена Ивановна обращается к ним с просьбой: «Теперь, любимые, у меня другая просьба. Не могли бы Вы, когда будете в Нью-Йорке, приобрести в индейском ювелирном магазине нитку бус, наподобие той, что я всегда ношу на шее в качестве талисмана. Индейцы делают из этих бусин (возможно, это кусочки рогов) цепочки и носят их… Они тёмно-серые и даже чёрные». [47]

«Велик и тяжек был её труд… И если сотрудничество с Космическими Иерархами в деле создания Живой Этики требовало от неё безусловного мужества и могло быть названо героическим творчеством, то Космический Эксперимент с Еленой Ивановной можно назвать сверхгероическим действием  и сверхгероическим творчеством». [48]

«Следуя плану эволюции, земная женщина, мать двоих детей, живущая внешне обычной жизнью, должна была пропустить через себя энергетику Высшего Мира, чтобы сделать человечество лучше, чище и утонченнее в энергетическом отношении. Именно таким образом Земля могла коснуться Неба и войти в контакт с иными мирами, взаимодействие с которыми было так необходимо ей, для дальнейшего продвижения.

Елена Ивановна должна была притянуть на нашу, обессиленную регулярным нарушением всех Космических Законов планету, высшие энергии, высшие силы. Только это могло дать возможность Земле перейти на новый виток эволюционной спирали» [49]

«В прямом смысле она была распята на кресте между двумя мирами – Плотным и Огненным». [50]

Она «прошла  через открытие всех центров и через огненную трансмутацию их и всего существа и уявилась на разъединении своих трех тел». [51]

«Её тело обрело энергетику шестого энергетического вида человечества, ибо она стала его земным творцом и космическим собирателем». [52]

«Сказать и написать об этом легко, сделать неземно трудно» - так определила своё преображение Елена Ивановна в одном из писем. [53]

 

В земном теле она стала сотрудницей Великого Владыки «в Космическом Строительстве и Созидании». [54]

 

На столе перед Еленой Ивановной два предмета – книга и старинный ларец. В Ларце – Камень.

 

«Когда начался энергетический эксперимент с Еленой Ивановной, Камень сыграл в этом эксперименте важнейшую роль». [55]

«Камень, упавший с Ориона хранится в Братстве. Осколок его посылается в мир, сопутствовать мировым  событиям и своею внутреннею магнетическою силой держит соединение с Братством, где лежит главное тело Камня. Принцип простого магнита». [56]

В 1924 году, когда начался огненный эксперимент с Еленой Ивановной В.Вл. Сказал ей: «Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь сужденным путем» [57]

«Явление Камня всегда сопряжено с женским началом». [58]

«Камень содержит некое вещество, помогающее хранить вибрации с дальними мирами». [59]

 «Энергетика Елены Ивановны … была согласована с ритмом Космического Магнита именно через этот Камень. Иначе эксперимент не состоялся бы». [60]

В ходе Центрально-Азиатской экспедиции «Камень и Высокая Энергетика  Елены Ивановны» закладывали духовные магниты. «На сформированном такими магнитами поле в будущем сложатся новые центры Культуры».[61] 

 

«Ларец…относится к тринадцатому столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов».[62]

 

Книга – следующий символ, имеющий двойной смысл.

Первый – Знания, данные Учителями человечества в сотрудничестве с Еленой Ивановной Рерих, Учение Живой Этики или Агни Йога – «новая система познания», «философия космической реальности».[63]

 

«Вся методология Живой Этики тесно связана с действием законов Космоса, без учета которых не может существовать в современном мире ни одна система познания».[64]

«Учение пригодно для всего мира, для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас». [65]

 

Второй смысл символа книги перед Еленой Ивановной – её «Книга Жизни». В буддийской традиции жизнь человека сравнивают с книгой. Закрытая книга означает завершение земного пути, земных воплощений.

«В твоей завершающей жизни лежит, как камень основания, подвиг Матери Мира. [66]

«Ты спрашиваешь о Фуяме (Н.К.Рерих), но ему предстоят земные работы, тогда как тебе – в уплотненном астрале предстоит работа в далеких сферах». [67]

«Теперь можно сказать, как будет называться Тара Урусвати в будущем… Вдохновительница Новых Путей и Освободительница от Предрассудков».[68]

 

«Не только в Братстве, но и на Алтае будут называть, когда на вершине Белухи будешь встречать выбранных сестер». [69]«Внизу город Новой Эпохи, над ним Храм Человеческих достижений и место встреч Земли с Духом. Камень Положим во Храм». [70]

«Потому и работа твоя будет в дальних мирах, ибо только оттуда придут новые пути, призывающие Землю в круг духовного Восхождения, и предрассудки падут перед величием возможностей».[71]

«После придется Урусвати приняться за новые планеты… Нет нужды рождаться тому, кто согласен принять участие в вечной ежечасной работе. Урусвати будет иметь возможность самых гигантских штурмов».[72]

 

«Перестаю быть Учителем, скоро будем сотрудниками» - сказано Елене Ивановне В.Вл. [73]

 

Необычная скульптура Кришны, одного из самых почитаемых героев Индии,  расположена с правой стороны портрета. Обращает на себя внимание нетрадиционные для облика Кришны форма ушей и  характерное выпячивание темени - ушниша, обычно используемые в изображениях Будд и Бодхисаттв как символы их всеслышания и всеведения. Таким образом, эти элементы внешности скульптуры символизируют владение Кришной этими высокими духовными качествами. В своих письмах Елена Ивановна неоднократно подчеркивала историческую реальность этого культурного деятеля древности. И долина Кулу в предгорьях Гималаев на севере Индии, где проживала семья Рерихов после завершения Центрально-Азиатстской экспедиции, была связана с именем Кришны. «По преданию здесь жил Арджуна (ученик Кришны) и другие Пандавы» - писал в одном из своих очерков Н.К.Рерих.[74]

 

«Портрет мой очень красочен. С правой стороны портрета очень древнее каменное (должно быть из базальта) изображение Кришны».[75]

«Урусвати знает, как каждый из Нас в разных проявлениях способствовали делу мира. Вы помните Орфея Индии, который дал людям умиротворяющие мелодии».[76]

«Также и Кришна не учреждал брахманизма. Все Великие Учителя принадлежали к касте кшатриев, считавшейся в древние времена самой высокой… Кришна был царского рода и сам был царем, и все его Учение проникнуто благородным мужественным духом и кульминировано в форме прекраснейшей поэмы, посвященной битве на поле Курукшетра. Все легенды о Кришне, как о пастухе, проводящем время в танцах и игре на лютне в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии».[77]

 

«Именно образ Кришны так напитал и сложил сознание страны. Конечно, его позднейший аспект в виде пастуха мне чужд, но как Водитель на поле битвы, Он трогает все струны сердца. Какой другой Образ может принять Водительство на смене Цикла, самого тяжкого из всех бывших на смене расы?!»[78]

 «И здесь Кришна – возничий Арджуны, перед битвой на Курукшетре являет себя, как Высшее Божество и излагает высшую духовную философию».[79] 

 

Елена Ивановна изображена в рабочем кабинете – стол, кресло, полки с книгами. Но фон за её спиной «живой» - пейзаж со скалой, водопадом, декоративно изогнутым стволом дерева, с сумраком тропического леса.  Сквозь густую листву виднеются красные пагоды. Китай? Япония?

 

Пагоды – традиционные храмовые постройки, распространены в Китае, Японии и других странах Восточной Азии. «Ранние китайские пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башенно-образные храмы».  Каркас пагоды покрывался красным лаком.[80]

Пагоды строились «как архитектурный символ Будды, Его восхождения к небесам по ступеням духовного Просветления.[81]

«Пагоды возводились преимущественно на возвышениях и даже если строились в черте города, обрамлялись кольцом зелени».[82]

 

На ветке дерева сидит необычная птица с пышным хвостом. Нам не удалось определить её принадлежность к какому-либо виду. Её облик не стилизован, следовательно, возможно определение вида и ареала обитания, а это, в свою очередь, позволит определить   географическое положение вполне узнаваемого, но пока нам неведомого  парка, по тропинкам которого когда-то прошла Елена Иванова.

Кроме того, в мифологии птицы являются символом духа.

 

«…в индуизме они символизируют любовь богов, пославших эликсир бессмертия человечеству». [83]

«…имеют контакт с божественными сферами…, доставляют послания оттуда». [84]

«…считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли». [85]

 

Не покидает ощущение, что Святослав Николаевич изобразил «конкретный» пейзаж, близкий Елене Ивановне, возможно, посещаемый когда-то ею. Пейзаж вполне «узнаваем» и будем надеяться, что, может быть, будущие исследователи прояснят для нас пока неизвестную страницу жизни Елены Ивановны Рерих.

 

Реальность пейзажу также придает фрагмент резной плиты, с характерными  скошенными углами, возможно каменной, расположенной в правом нижнем углу портрета. Почему Святослав Николаевич счел необходимым показать этот фрагмент, явно не доминирующий в рисунке фона и на первый взгляд кажущийся незначительным?  Что мы должны понять о пейзаже, а может быть, о самой Елене Ивановне?

 

С.Н. Рерих
Портрет Н.К. Рериха. 1934 г.

Неслучайность изображенного фрагмента плиты подтверждает другой портрет - портрет Н.К.Рериха с раскрытой книгой, экспонируемый в Международном Центре Рерихов и датируемый 1934 годом. Николай Константинович изображен на необычном узорном фоне – не то языки пламени, не то какие-то летучие существа, может быть стилизованные облака, или что-то иное. И среди этой узорности в пространстве зависла плита, по форме очень похожая на ту, которая изображена на портрете Елены Ивановны,  но уже прорисованная полностью.  Плита не стилизована, имеет вполне конкретный вид и явно о чем-то говорит знающему больше, чем мы с вами.

Ощущение прикосновения к чему-то очень сокровенному и до времени прикрытому, которое, надеюсь, когда-нибудь поймем.  Ничего нет случайного во всем, что связано с Рерихами. Самая малейшая деталь, слово или штрих могут быть ключом к новому витку познания.

 

 

 

Символично и цветовое решение портрета Е.И. Рерих. Доступные нам его воспроизведения в различных изданиях значительно отличаются друг от друга по насыщенности цвета и тону. Но, несмотря на это, основной цветовой колорит портрета, являющийся «мощным выразителем его духовного смысла»,[86] достаточно ясен. Воспользуемся «Словарем символов», автор которого утверждает: «Цвета имеют обширный и сложный диапазон символических значений».[87]

По цвету, портрет разделен горизонтально на две части.  В верхней части преобладают холодные изумрудно-бирюзово-синие тона.   В нижней – теплые золотисто-пурпурово-лиловые.

 

О золотистом цвете говорилось выше - он во многих традициях символизирует «Огонь, Солнце, свет небес и истины».[88]

Пурпурный цвет – «цвет королевской власти, пурпурные одежды носили высшие священнослужители и цари».[89] «Мы называем пурпуровый – фиолетовым».[90] Фиолетовый цвет – присутствовал во внешней ауре Елены Ивановны[91], боевой тон против внешних прикосновений. [92]

Лиловый цвет – сложный цвет, содержит в себе синий, присутствовал в ауре Елены Ивановны и её Луче.[93]

Изумрудно-зелёный цвет – в христианстве «цвет Святого Грааля», «Цвет Троицы и Откровения», в буддизме - «цвет жизни».[94]

Бирюзовый цвет – в некоторых традициях также символизирует «Огонь и Солнце». [95]

Синий цвет – «ассоциируется с цветом неба, поэтому часто символизирует дух и истину».[96]

 

Наша попытка приоткрыть символику портрета Елены Ивановны Рерих только подтверждает его глубокую сокровенность. Напомним – портрет был выполнен по заказу Великого Владыки, её Учителя.

 

На портрете изображена женщина, получившая имя Матери Агни-Йоги, давшая миру Учение, свой Огненный Опыт, непонятое нами спасение; достигшая космических высот духа, посланница Великой Иерархии Света, доверенная Братства, названная Великим Владыкой своей Наместницей.[97]

 

«И чем больше проходит времени и глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться Великий смысл содеянного Ею и теми, кто стоял рядом с Ней».[98] 

 

Рихард Рудзитис, с которым Елена Ивановна долгие годы состояла в переписке, написал: «Подумать только, мы жили в особое время, когда Боги ходили среди людей, как когда-то в Древней Греции». [99]

 

Из письма Елены Ивановны: «Посылаю Вам снимок с моего последнего портрета, написанного моим сыном. Пусть частичка моего существа пребудет с Вами».[100]

 

И в заключение приведем несколько строк из книги Святослава Николаевича «Искусство и жизнь»:

«Чтобы быть поистине великой, картина должна отличаться полным созвучием всех своих составляющих. В ней всё должно быть великим: рисунок и цвет, композиция, сюжет, передача эмоционального элемента, духовное содержание и физическая основа. И только тогда, когда все эти составляющие сливаются в великую симфонию, можем мы назвать это произведение искусства гениальным творением, великим шедевром».[101]

 

 

Литература:

1.       Елена Ивановна Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003 г.

2.       Елена Ивановна Рерих. Письма, II том, 1934 г. МЦР, Мастер - Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Москва, 2000 г.

3.       Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000 г.

4.       Николай Рерих «Листы дневника», II том. Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Фирма «Бисан-Оазис», Мастер-Банк, Москва, 1995 г.

5.       «Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, I том. Минск, «Лотац», 2000 г.

6.       «Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, II том. Минск, «Лотац», 2000 г.

7.         Л.В.Шапошникова «Тернистый путь Красоты». Материалы международной общественно-научной конференции 1998 г. «Искусство как способ познания». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1999 г.

8.       Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000 г.

9.       Л.В.Шапошникова «Веления Космоса». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Фирма «Бисан Оазис», Москва, 1995 г.

10.   Учение Живой Этики. Серия «Агни Йога». «Агни Йога» (Знаки Агни Йоги). МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2008 г.

11.   Учение Живой Этики. Серия «Агни-Йога». «Беспредельность», часть первая. Новосибирск, 1990 г.

12.   Учение Живой Этики. Серия «Агни Йога». «Надземное». Москва, Сфера, 1995 г.

13.   Ю.Н.Рерих «Тибетская живопись». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2001 г.

14.   Святослав Рерих «Искусство и жизнь». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2004 г.

15.   «Советский энциклопедический словарь». Москва, «Советская энциклопедия», 1982 г.

16.   «Мифы народов мира». Энциклопедия в двух томах, второе издание, том II. Москва, издательство «Большая Российская энциклопедия», «Олимп», 1997

17.   Е.П. Блаватская «Теософский словарь». Москва, «Сфера», 1994 г.

18.   Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999 г.

19.   «История зарубежного искусства». Издание третье, дополненное. Москва, «Изобразительное искусство», 1983 г.

20.   Т. Книжник, статья «Владыка доверил мне очищение Учений». Журнал «Новая Эпоха», № 1, 2000 г. МЦР.

21.   Н.Д.Спирина «Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерих», «Лада Заря Утра». Новосибирск, Сиб.РО, 2000 г.

22.   Е.П.Блаватская «Разоблаченная Изида», ЭКСМО-Москва, МИДГАРД-Санкт-Петербург, 2007 г.

23.   Учение Живой Этики, «Листы Сада Мории», Книга первая «Зов». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2003 г.

24.   Учение Живой Этики. «Иерархия». Сиб.РО, Новосибирск, 1990 г.

25.   Учение Живой Этики. «Сердце». Сиб. РО. Новосибирск, 1990 г.

26.   Учение Живой Этики. «Беспредельность», часть вторая. Новосибирск, 1990.

27.   Письма Елены Рерих, 1932 – 1955 г.г., т. 3, Вико, Алгим, Новосибирск, 1993.

28.   Письма Елены Рерих, 1929 – 1938 г.г., т. 2, Вико, Алгим, Новосибирск, 1992.

29.   Н.К.Рерих «Письма в Америку», Москва, Сфера, 1998 г.

30.   Большая Рериховская библиотека. Николай Рерих «Листы дневника», т.3, МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1996г.

 


[1] Е.И. Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003, стр.223

[2]  Там же , стр. 295

 [3] Елена Ивановна Рерих. Письма. IX том (1951 – 1955 г.г.) //Москва. МЦР, 2009 г. Приложения. С.566, письмо Ч. Крэну от 12 августа 1937 г. 

[4] Н.К.Рерих «Письма в Америку», Москва, Сфера, 1998, стр. 708

[5] «Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, II том. Минск, «Лотац», 2000, стр. 565

[6] Николай Рерих «Листы дневника», II том. Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Фирма «Бисан-Оазис», Мастер-Банк, Москва, 1995, стр. 285 – 288

[7] Большая Рериховская библиотека. Николай Рерих «Листы дневника», т.3, МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1996, стр. 503

[8]«Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, I том. Минск, «Лотац», 2000, стр.552-553

[9]Н.К.Рерих «Письма в Америку», Москва, Сфера, 1998, стр.624

[10] Большая Рериховская библиотека. Николай Рерих «Листы дневника», т.3, МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1996, стр.382 – 383

[11]«Советский энциклопедический словарь». Москва, «Советская энциклопедия», 1982, стр.1202

[12] Л.В.Шапошникова «Тернистый путь Красоты». Материалы международной общественно-научной конференции 1998 г. «Искусство как способ познания». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1999, стр.50

[13] Е.П.Блаватская «Разоблаченная Изида», ЭКСМО-Москва, МИДГАРД-Санкт-Петербург, 2007, стр.73

[14] Письма Елены Рерих, 1932 – 1955 г.г., т. 3, Вико, Алгим, Новосибирск, 1993, стр.301

[15] Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.97

[16] Н.Д.Спирина «Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерих», «Лада Заря Утра». Новосибирск, Сиб.РО, 2000, стр. 33

[17] Учение Живой Этики. Серия «Агни Йога». «Агни Йога» (Знаки Агни Йоги). МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2008, п.670

[18] Там же, п.413

[19] Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000,  стр. 172

[20] Там же, стр.219

[21] Там же, стр.92

[22]  Е.И. Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003, стр.227

[23] Ю.Н.Рерих «Тибетская живопись». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2001, стр.203

[24]  Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.122

[25]  Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000,стр.89

[26]  Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.308

[27] Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.91

[28] Учение Живой Этики. «Иерархия». СибРО, Новосибирск, 1990, п.424

[29] Учение Живой Этики. «Сердце». СибРО. Новосибирск, 1990, п.66

[30] Учение Живой Этики. «Сердце». СибРО. Новосибирск, 1990, п.15

[31] Там же, п.31

[32] Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.167

[33] Там же, стр.217

[34]  Там же, стр.216

[35]  Там же, стр.167

[36] Там же, стр.217

[37] Там же, стр.210

[38] Из письма Е.И. Рерих. Цит. по:  Л.В.Шапошникова «Тернистый путь Красоты». Материалы международной общественно-научной конференции 1998 г. «Искусство как способ познания». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1999, стр.227

[39] Учение Живой Этики. Серия «Агни-Йога». «Беспредельность», часть первая. Новосибирск, 1990, п.104

[40]  Там же, п.135

[41]  Учение Живой Этики. «Беспредельность», часть вторая. Новосибирск, 1990, п.323

[42] Там же, п.508

[43] Там же, п.508

[44] Там же, п.527

[45] Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.157

[46] Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.58

[47]Е. И. Рерих. Письма. IX том (1951 – 1955 г.г.) //Москва. МЦР, 2009 г. Приложения. Стр. 299, письмо К.Кэмпбел и Г.И.Фричи от 2 августа 1953 г.

[48] Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.59

[49] Там же, стр.59

[50] Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.15

[51] Там же, стр.436

[52] Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.66

[53] Там же, стр.62

[54] Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.381

[55]  Л.В.Шапошникова «Веления Космоса». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Фирма «Бисан Оазис», Москва, 1995, стр.91

[56] Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.117

[57]  Там же, стр.86

[58]  Там же, стр.116

[59] Л.В.Шапошникова «Веления Космоса». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Фирма «Бисан Оазис», Москва, 1995, стр.91

[60] Там же, стр.94

[61] Там же, стр.96

[62]  Письма Елены Рерих, 1929 – 1938 г.г., т. 2, Вико, Алгим, Новосибирск, 1992, стр.79

[63]   Учение Живой Этики, «Листы Сада Мории», «Зов». Вступительная статья Л.В. Шапошниковой  "Философия космической реальности". МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2003, стр.52

[64]  Там же, стр.58

[65] Учение Живой Этики, «Листы Сада Мории», «Зов». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2003, стр. 312, март 10, 1923 г.

[66]  Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.164

[67] Там же, стр. 138

[68] Там же, стр.14

[69]Там же, стр.140

[70] Там же, стр.117

[71] Там же, стр.140

[72] Там же, стр.94

[73] Там же, стр.108

[74] Николай Рерих «Листы дневника», II том. Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Фирма «Бисан-Оазис», Мастер-Банк, Москва, 1995, стр.116

[75] Елена Ивановна Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003, стр.329

[76]  Учение Живой Этики. Серия «Агни-Йога». «Беспредельность», ч.1. Новосибирск, 1990, п.320

[77] Елена Ивановна Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003, стр.200

[78] Елена Ивановна Рерих. Письма, II том, 1934 г. МЦР, Мастер - Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Москва, 2000, стр.194

[79] «Мифы народов мира». Энциклопедия в двух томах, второе издание, том II. Москва, издательство «Большая Российская энциклопедия», «Олимп», 1997, стр.16

[80] «История зарубежного искусства». Издание третье, дополненное. Москва, «Изобразительное искусство», 1983, стр.24

[81]  Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.265

[82]  «История зарубежного искусства». Издание третье, дополненное. Москва, «Изобразительное искусство», 1983, стр.124

[83] Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.294

[84] Там  же, стр.295

[85] Там же, стр. 295

[86]   Святослав Рерих «Искусство и жизнь». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2004, стр.319

[87]  Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.400

[88]  Там же, стр.122,123

[89] Там же, стр.296

[90]  Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк,  Москва, 2000, стр.131

[91] Там же, стр.130

[92] Там же, стр. 131

[93]  Там же, стр.131

[94] Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999, стр.108 -109

[95] Там же, стр.24

[96] Там же, стр.402

[97] Т. Книжник, статья «Владыка доверил мне очищение Учений». Журнал «Новая Эпоха», № 1, 2000 г. МЦР., стр.75

[98] Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000, стр.70

[99] «Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, I том. Минск, «Лотац», 2000, стр.75

[100]  Елена Ивановна Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003, стр.345

[101] Святослав Рерих «Искусство и жизнь». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2004, стр.105

 

                                                            

Составители: Тимакова Л.И., Глущенко Л.И.                                                 

       

Алматы, Культурный Центр им.  Н.К.Рериха, 2009 г. 

 

 На Главную