С.Н. Рерих.  Автопортрет. 1940-е гг.

Святослав Рерих.

Младший сын

(1904 – 1993 гг.)

 

В октябре мировая культурная общественность ежегодно отмечает две знаменательные и тесно связанные друг с другом даты:
9 октября - день рождения выдающегося деятеля культуры XX века Николая Рериха;
 и 23 октября - день рождения его младшего сына Святослава Рериха.

Имя Николая Константиновича Рериха - художника, ученого, общественного деятеля пользуется заслуженным уважением в Казахстане. В Алматы не один раз проводились выставки его картин и репродукций, которые неизменно собирали огромное число посетителей. Многим известно его философское наследие. Для многих Николай Рерих стал Учителем жизни.

К сожалению, об остальных членах удивительной семьи Рерихов известно менее.

И поэтому сегодня мы расскажем вам о Святославе Рерихе, младшем сыне Николая Рериха.

Он был нашим современником. Он жил рядом с нами совсем недавно. Совсем недавно он приезжал в тогда еще Советский Союз, встречался с представителями культуры, общественности, с членами правительства; говорил о необходимости позитивных перемен, о ценностях культуры, о ее единстве и о том, что только она спасет человечество от бездуховности, вырождения и гибели.

Он был очень красив. И красота его лица с годами не увядала, а менялась и становилась тем, что мы называем мудростью. А так бывает только у людей с прекрасной душой, свет которой до последнего земного дня озаряет их.

Святослав Рерих и Девика Рани-Рерих в Ленинграде. 1974 г.

Он был очень даровит. Изучал историю, философию, литературу, архитектуру, фармакологию, медицину. Во всех этих сферах знания он проявил себя как талантливый исследователь и пытливый ученый. Однако именно эта его деятельность мало известна широкой аудитории. Более известен Святослав Рерих как художник. И часто его художественные работы путают с работами отца. Фамилия ведь одна и та же.

Он не заканчивал никакого специального художественного учебного заведения, но трудно представить школу лучше и совершеннее, чем постоянное соотнесение своих работ с творчеством отца, с его мыслями и идеями.

Позднее Святослав Николаевич скажет, что у него никогда не было желания заимствовать что-нибудь от отца, но он привык непроизвольно мыслить в русле убеждений Николая Константиновича, и это сделалось частью его собственной природы, хотя трудно представить школу лучше и совершеннее, чем постоянное соотнесение своих работ с творчеством отца, с его мыслями и идеями.

Он стал оригинальным художником, работающим в жанре живописи, со своеобразной манерой письма. Гималайские пейзажи, портреты, в том числе портреты известных деятелей культуры и искусства Индии, жанровые сцены из жизни индийского народа - лишь небольшая часть его произведений.

Его картины хранятся в музеях Франции, Бельгии, Болгарии, Чехии, США, Индии, России и других стран.

Своими успехами в живописи Святослав Николаевич обязан не только врожденному таланту, но и воспитанию в нем душевных качеств и творческих способностей его матушкой, Еленой Рерих.

В  1916 году из-за болезни отца семья переселилась из Петербурга в Сорталаву (Финляндия).

В мае 1918 года правительство Финляндии закрыло границу с Советской Россией, и семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.

Осенью 1919 года Рерихи переезжают в Лондон, а в 1920 году - в США, где Святослав Рерих и поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение. Поскольку ему не было тогда и шестнадцати лет, принимают его в университет в порядке исключения.

Через год он поступает в Гарвардский университет, одновременно изучая технологию лепки с натуры. Однако скоро ему становится ясно, что главный интерес его жизни - живопись.

В это время Николай Константинович Рерих основал в США ряд культурных организаций: Институт Объединенных Искусств в Нью-Йорке, объединение художников «Пылающее сердце» в Чикаго и Международный Центр искусств «Корона Мунди» (Венец Мира).

Позднее все руководство этими организациями было передано Святославу, которому было в то время всего восемнадцать лет.

Все учреждения вели широкую и активную международную работу, устраивали выставки, проводили сотни лекций. Именно в этот период проявились недюжинные организаторские способности Святослава Николаевича.

В 1925 году он создал ряд полотен на восточные сюжеты, посвященные главным образом жизни гималайских ламаистов. На выставке в Филадельфии он получил свою первую международную награду.

Святослав Рерих у картины "Карма Дордже". 1930-е гг.

Остальные члены семьи с 1924 года участвуют в знаменитой Трансгималайской экспедиции профессора Рериха, которая заканчивается в 1928 году в Дарджилинге (Индия).

Вскоре  Святослав переезжает в Индию и воссоединяется с семьей.

Более шестидесяти лет своей жизни он прожил в Индии. Так сложилась судьба. Он любил Индию, и Индия любила его.

Он восхищался ее природой, проник в глубь истории, почувствовал особенности ее культуры, быта, характера ее жителей.

Много путешествует по стране, открывает для себя красоты местности, памятники архитектуры, встречается с удивительными людьми. Но Индия так многолика и так своеобразна, что годы спустя в одном из своих выступлений Святослав Николаевич скажет, что процесс изучения наследия Индии бесконечен.

Одновременно он занимается общественной и научной деятельностью - продвижением Пакта Рериха в Индии и программой работ, связанных с медициной в Институте Гималайских исследований «Урусвати» (Кулу).

 

Он составляет по монгольским рецептам лекарства от сифилиса и рака;

занимается разведением кута - перспективного для сельского хозяйства растения, к которому проявлял активный интерес Департамент земледелия США;

занимается нахождением лекарств против астмы;

организует экспедиции местных людей для добычи лекарственных растений; разводит питомник лекарственных трав;

собирает сведения о местной медицине, в том числе тибетской и аюрведической; идентифицирует с помощью местных знахарей, пандитов и лам многие лекарственные корни и семена.

Позднее, в Бангалоре (на юге Индии) создаст плантации лекарственных эфирных растений и производство высококачественных масел. Заботился о рабочих, их образовании, быте.

Во всех делах был успешен.

В семье его очень любили. Называли Светиком за особые душевные качества, заботливость и внимательность к окружающим.

Его жена - знаменитая индийская актриса Девика Рани, племянница Тагора, была ему верной спутницей и помощницей. Красота этой женщины запечатлена на многих его полотнах.

Написал более тридцати портретов своего отца, в том числе несколько в полный рост; портреты матери - Елены Ивановны Рерих; многих прогрессивных деятелей Индии, в том числе Джавахарлала Неру и президента Радхакришнана.

Он был почетным академиком Академии художеств СССР, лауреатом Международной премии им. Джавахарлала Неру, почетным членом болгарской Академии художеств.

В Индии он награжден высшей наградой этой страны - «Падша Бхушан».

Во время Великой Отечественно войны неоднократно обращался к советскому послу в Лондоне с просьбой принять его в ряды Красной Армии.

С.Н. Рерих. Девика Рани Рерих. 1946 г.

Последние десятилетия своей жизни посвятил педагогике. Покровительствовал знаменитой школе имени Шри Ауробиндо в Бангалоре.

Был духовным наследником своего великого отца и продолжателем его дела.

Пользовался огромным уважением со стороны культурной общественности Индии и любовью местного населения.

По мнению столетнего Гуру, жившего при храме Вишну в долине Кулу, является воплощением бога и потому, пока он с ними, вся местность будет благоденствовать.

Можно улыбнуться словам далекого провинциального Гуру.

А можно восхититься тонкостью понимания человеческой природы и подумать: «А ведь это был только младший сын!»

Глущенко Л.И.,

 Рериховское Общество г. Алматы, РК 

Опубликовано в газете «Огни Алатау», 6 января 2001 г.

На Главную