Весть Шамбалы. 1946

 

Xолст, темпера. 79 х 152 см

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

 

 

Вестники

 

 

О картинах Н.К.Рериха, посвященных

 

Елене Петровне Блаватской.

 

 

  Началось «Гонцом» - в Третьяковке. С тех пор много было «Вестников» - и в Америке, и в Европе(…) Имеется в   Адьяре «Вестник», также и в Аллахабаде.(…) Все они разные, из разных народов, с разными вестями. И на конях, и на челнах, и на кораблях и пешеходами – все они с чем-то неотложным, спешным.

Н.К. Рерих. «Вестники»[1]

 

Образ Вестника и тема Вести проходит нитью через все художественное наследие Н.К. Рериха - от картины «Гонец», которая стала его первым творческим успехом до последней, оставшейся незаконченной картины «Приказ Учителя». Символ Вестника, несущего сокровенный Указ приобретает разные облики. В их числе:

человек в ладье («Гонец. Восстал  род на род», 1897; «Вестник от Гималаев», 1940; «Вестник от Гималаев. Направляясь домой», 1940);

Гонец. Восстал род на род. 1897
Холст, масло. 124.7 x 184.3 см
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва

Вестник от Гималаев. 1940
Картон, темпера. 30.4 x 46.1 см
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва

стрелок («Весть Шамбалы», написанная в 3-х вариантах, даты их написания точно не установлены; «Шамбале Дайк (Весть Шамбалы)», в 2-х вариантах: один  вариант  – 1932 или 1933 гг., дата создания другого варианта неизвестна и др.);

Вестник
Дерево, темпера. 30 х 49,8 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор

Шамбале Даик (Весть Шамбалы)
Холст, темпера. 90 х 121 см
Галерея "Шри Читралайам". Индия. Тируванантапурам  

стрела («Весть Шамбалы. Стрела-письмо», 1946; «Весть Тирону», 1917, 1940; «Саракха – Благая Стрела», 1925);

Весть Фёдору Тирону. 1917
Масло. Местонахождение неизвестно.
Воспроизведена в журнале  The Studio (Лондон), апрель 1920 г.

Саракха – благая стрела. 1925 г.
Холст, темпера. 73,6 х 117 см
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва

корабль («Вестник», 1914, 1915);

Вестник. 1914
Картон, уголь, пастель. 75 x 89 см
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург

Вестник. 1915

 

орел («Весть орла», 1927;  «Приказ Учителя», 1947);

Весть орла. 1927
Фанера, масло. 31.5 х 40.5 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Приказ Учителя. 1947
Холст, темпера. 84 x 153 см
Принадлежит Центру-Музею им. Н.К. Рериха. Находится в Государственном музее Востока. Москва

человек, выполняющий Сокровенное Поручение  («Ойрот, вестник Белого Бурхана», 1924; «Вестник» 1922, 1924, 1946).

Ойрот – Вестник Белого Бурхана. 1925 г.
Холст, темпера. 73,6 х 117 см
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

 Среди этих картин мы выделим те, которые были посвящены великой дочери России, подвижнице, основательнице Теософского движения, писательнице и мыслителю Елене Петровне Блаватской (1831 – 1891 гг.).

В одном из писем[2] Е.И. Рерих дает такую характеристику Е.П. Блаватской:

«Именно Елена Петровна Блаватская была Огненной Посланницей Белого Братства. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Елена Петровна Блаватская имела счастье получить Учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мёртвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма…   Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания.  Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину».

 Рерихи не просто понимали, но знали истинный и сокровенный  смысл жизненного подвига Е.П. Блаватской, с глубоким уважением говорили и писали о ней и её творчестве, защищали от клеветнических наветов её имя, утверждали проводимые ею идеи.

Елена Ивановна Рерих перевела на русский язык  основополагающий труд Блаватской «Тайная Доктрина», а также избранные письма Махатм, Учителей человечества  к некоторым деятелям Теософского Общества.  Эта книга получила название «Чаша Востока». Рерихи внимательно следили за развитием созданного Е.П. Блаватской Теософского движения, которое после ее ухода переживало сложные времена.

Николай Константинович Рерих трижды обращался к образу Е.П. Блаватской  в  картинах, сходных по названию, сюжету и композиции:

 «Вестник»  (1922 г.), имеющая  также название «Вестник пришел»;

«Вестник» (1924 г.);

«Вестник» (1946 г.).

У каждой из них своя история, свои особенности.

«Вестник» (Вестник пришел). 1922 г.

Холст, темпера. 101.8 х 73.9 см
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва



Картина «Вестник» («Вестник пришел») была написана Рерихом в 1922 году в сложный Теософского Общества период. После ухода из жизни его основательницы, к началу 20-х годов, Общество переживало кризис и некоторые из видных деятелей  теософского движения понимали необходимость его реформы и  обновления.

В 1922 году Н.К. Рерих писал из Нью-Йорка своему сотруднику В.А. Шибаеву[3]  в Латвию: «Всё время работаю. Получил от Кришнамурти[4]  приглашение в Адьяр[5], там очень ждут. Сейчас начал новую сюиту «Вестники». Думаю, она ляжет в основу фресок в Адьяре.»[6]

В этом же письме Н.К. пишет: «В самом Теософском обществе распря. Под видом движения «back to Blavatsky»[7] действуют против А. Безант[8]. Вадья[9], видимо, не может простить назначения Джинараджадасы[10]  вице-президентом[11]

«Из вырезок «Messanger»’а Вы поймете, какая внутренняя борьба идет в Т[еософском] о[бществе]. Конечно, очень ценно знать, что Джинараджадаса именно избрал наш путь — через Красоту и Знание. И Кришнамурти даже произнес речи против безобразия помещений Общества и против условности нарядов членов некоторых лож»[12].

 Спустя месяц, в следующем письме Николай Константинович сообщает о завершении картины: «Кончил первую вещь из серии, посвящённой Блаватской, «Вестник» — «Вестник пришел»»[13].

Картина «Вестник» (1922 г.) была создана в Нью-Йорке (США) и  первоначально принадлежала Е.И. Рерих, затем находилась в собрании Международного культурного центра «Corona Mundi», затем (до 1935 года)  в коллекции Музея Н. Рериха (Нью-Йорк, США). После предательства Хоршей и разграбления Музея[14] она была в начале 50-х годов в числе других картин выкуплена  известным меценатом, собирателем творчества Н.К. Рериха Балтазаром Боллингом (1890 – 1969). Об этом приобретении Е.И. Рерих писала ему:

«Теперь я особенно признательна Вам за (…) приобретение картин пр[офессора]  Р[ериха] для Вашей личной коллекции. Теперь они не пропадут. Некоторые из этих картин поистине являются замыслом и творением Вел[иких] Учителей, воплощенным при участии пр[офессора] Р[ериха]. Все его работы были вдохновлены Ими»[15].  

 В 2003 году картина была приобретена частным лицом  у наследников Б. Боллинга и подарена Международному Центру Рерихов.   Картина поступила в МЦР в поврежденном виде – красочный слой местами осыпался и не отражал первоначального колорита.

«Вестник». 1924 г.

Холст, темпера. 106.6 х 91.4 см
Мемориальный музей Е.П. Блаватской. Адьяр. Индия.

 Второй вариант картины «Вестник» был создан в Дарджилинге (Индия).  

В 30-е годы Елена Ивановна Рерих писала видной деятельнице теософского движения А.А. Каменской:

«В двадцать четвёртом году Великий Владыка М. указал Н.К. написать картину «Вестник» и принести её в дар и как основу Музея имени Е.П. Блаватской в Адиаре, который тогда, как вы знаете, не существовал. Этим Великий Учитель хотел ещё раз напомнить Адиару, кто является его истинной основательницей и  вдохновительницей. Это было деликатнейшим намёком на проводившееся тогда вольное и невольное снижение значения Елены Петровны Блаватской».[16]

В переписке с руководителями Теософского Общества А. Безант и Д. Казинсом, Н.К. Рерих  пишет:

«Е.П. Блаватская, великая основательница Теософского Общества, в своей последней статье отмечала важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет строить Новый Мир, т.е. Искусство – есть кратчайший мост между различными нациями. Мы должны всегда помнить эту последнюю мысль  великой личности и наиболее простым путем никогда не забывать об этом – было бы основание в Адьяре Музея Искусств, посвященного имени Е.П. Блаватской».

«…я готов предложить в качестве дара Музею Блаватской свою картину «Вестник», написанную здесь (в Дарджилинге – прим.) и посвященную памяти этой великой женщины».[17]

«…не имеет значения, будет ли Музей имени госпожи Блаватской начат с одной комнаты или же потребует отдельного здания. Важна сама идея, вокруг которой соберутся лучшие творческие усилия»[18].

Церемония вручения картины состоялась 18 января 1925 г.  в Адьяре. Об этом событии осталось много свидетельств в прессе того времени: [19] 

«Николай Рерих, который пишет картины и путешествует по Индии, недавно обратился с письмом к руководству Теософского общества в Адьяре. Он предложил открыть музей в честь основательницы Общества мадам Блаватской. Предложение было принято. Первым вкладом станет картина Н. Рериха, названная «Вестник» и написанная в Сиккиме перед ликом Гималаев». («New-York City». 31.05.1924. )

"18 января, в воскресенье утром, профессор Николай Рерих подарил музею в Адьяре свою картину "Вестник" как дань памяти о мадам Блаватской. Доктор Д. Г. Казинс представил проф. Рериха собравшимся на церемонию. Он сказал, что имя Рериха стало известно с тех пор, как художник открыл миру свое возвышенное видение Прекрасного.

Затем проф. Рерих снял покрывало с картины и сказал: "В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится семенем будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: "Красота есть одеяние Истины".

Картина размером 42 х 36 дюймов - поразительной красоты работа, выполненная в технике темперы, с преобладающим фиолетовым цветом. На ней изображена женщина в буддийском храме, которая ранним утром открывает дверь, чтобы встретить Вестника." (газета "New India" статья "Профессор Рерих в Адьяре. Дар картины")

 «Интересная церемония состоялась в воскресенье утром в Адьяре, в штаб—квартире Теософского Общества, где проф. Рерих подарил Обществу свою картину, названную «Вестник». Он посвятил ее своей прекрасной соотечественнице мадам Блаватской, одной из основателей Теософского Общества. На церемонии присутствовало многочисленное собрание людей, включая многих постоянно проживающих членов Теософского центра. Доктор Казинс  представил проф. Рериха и охарактеризовал его как художника, который является не только творцом картин, но и великим посланником, утверждающим истинное искусство, который широко известен в мире как мастер цвета.

Затем Рерих вручил картину, на которой изображена фигура человека, входящего в Гималайский храм в ранний утренний час. В этой фигуре выражена идея божественного вестника, несущего в мир свет. Картина Рериха выступает предметом изучения его метода, говорящего об одном единственном цвете как изобразительном базисе, и, в данном случае, таким цветом является фиолетовый. Полотно имеет размеры 3,5 х 3,0 фута, холст, темпера.

Вице-президент Теософского Общества К. Джинараджадаса, принимая картину от имени президента доктора Безант, которая в настоящее время отсутствует, отметил, что [профессор] Рерих проделал в Америке огромную работу при основании им центра искусств. В этом центре воплощен его замысел о помощи миру в нахождении истинной красоты и придании искусству по-настоящему духовной основы.

Вечером проф[ессор] Рерих прочел лекцию с демонстрацией слайдов и рассказал о картинах, написанных им в России, Швеции, Финляндии и других странах, так же, как и о некоторых картинах с видами Гималаев. Лекция была принята с живым интересом. Слайды дали яркую и реалистичную картину разнообразной деятельности профессора Рериха на поприще искусства».  («The Madras Mail». 19.01.1925 статья «Великий русский художник. Одна интересная церемония»)

Тогда же, в 1925 году в Индии была издана (на англ. языке) книга «Вестник. Картины  Николая Рериха» - сборник статей о творчестве Н.К. Рериха. Обложку  книги украшала репродукция картины «Вестник». Доход  от продажи книги предназначался на нужды вновь созданного музея.

Так картина Н.К. Рериха стала первым экспонатом музея основательницы Теософского общества Е.П. Блаватской, а его книга – первым изданием об этом музее.[20] 

К сожалению, замысел фресок в Адьяре, о котором писал Н.К. Рерих В.А. Шибаеву в 1922 году, оказался невостребованным руководителями Теософского Общества,  начавшееся сотрудничество в этом направлении продолжения не имело.

Первый биограф Н.К. Рериха П.Ф. Беликов пишет об этом так: «Как раз в это время среди теософов назрел конфликт, приведший к уходу из их рядов Кришнамурти. Николай Константинович в разногласиях теософов не пожелал поддержать чью-либо сторону, и лидеры Адьярского центра сочли нужным высказать художнику свою полную незаинтересованность в его деятельности»[21].

«На широту сознания и непредвзятость последователей Блаватской, вероятно, и рассчитывали Рерихи. (…) Если сама Блаватская [обладала] этими качествами, то ее последователи в лице руководителей [Теософского] общества больше всего были обеспокоены собственной иерархической градацией и сопровождающей ее пышной ритуальностью и им не было никакого дела до задач, стоящих перед Рерихом»[22].

В настоящее время картина находится в собрании Мемориального музея Е.П. Блаватской (Адьяр, Ченнаи, Индия).

В нашем распоряжении имеется  её   цветная репродукция, взятая из буклета-путеводителя по Теософскому Центру в Адьяре.К сожалению, качество репродукции не выдерживает вообще никакой критики – цветовая гамма совершенно искажена, полностью исчезли доминирующие на подлиннике сине-фиолетовые оттенки.

 Репродукция картины "Вестник" в буклете-путеводителе (Адьяр)

«Вестник», 1946 г.

Холст, темпера. 122 x 91.4 см
Принадлежит Международному Центру-Музею им. Н.К. Рериха. Москва, Россия.
Находится в Государственном музее Востока

Последний, третий вариант картины «Вестник» был создан в Кулу (Индия) в 1946 году. 

15 апреля 1946 года Н.К. Рерих пишет из Индии в Америку:

«За последнее время написаны четыре картины: “Кришна”, “Вестник”, “Мыслитель”, “Испытатель”  – все не фотографированы, да и некому, да и пленок нет»[23].

Самая заметная особенность этого варианта – лаконичность. Исчезают мелкие детали на священных изображениях и  орнаментах. Более четко обозначены  предметы, которые держат в руках Вестник и встречающая его женщина.   Художник словно стремится сосредоточить внимание зрителя на основной идее сюжета – наполненном торжественностью моменте появления долгожданного Посланника сил Света.

У этой картины оказалась  сложная судьба. После ухода из жизни Н.К. Рериха «Вестник», как и другие  картины, перешли, согласно завещанию, к его жене Елене Ивановне  Рерих. После ее ухода в 1955 г. сыновья Юрий и Святослав разделили художественное наследие отца. Часть, принадлежавшая Юрию Рериху,  в 1957 году  была привезена им на Родину, в СССР. Картины, принадлежавшие Святославу Рериху, в том числе и «Вестник», оставались в Индии. Некоторые из них вошли в состав передвижной выставки, в которой были как работы Н.К. Рериха, так и картины Святослава Николаевича.

Эта выставка прибыла в Советский Союз в 1974 году в связи с празднованием  100-летия со дня рождения Н.К. Рериха. В ее составе находилась и картина «Вестник», 1946 г.[24]

Выставка экспонировалась в более чем 20 городах Советского Союза. Одним из этапов ее маршрута в 1979 году была  Алма-Ата, тогда столица Казахской ССР.

После 1984 года  выставочный маршрут завершился в Москве и  картины были оставлены  на временное хранение в Государственном музее искусства народов Востока (ГМВ).

В марте 1990 года Святослав Николаевич Рерих передал наследие своих родителей – архивы, картины, реликвии, коллекции – Советскому Фонду Рерихов (сейчас Международный Центр Рерихов). В дарственную были включены и  картины, привезенные в СССР в 1974 году, в том числе и «Вестник».

Но в 1993 году, сразу после ухода из жизни С.Н. Рериха, картины,  в нарушение действующих норм и воли владельца, были поставлены на постоянный учет, фактически присвоены,  Государственным музеем Востока. В конце 2011 года решением Хамовнического районного суда г. Москвы коллекция картин была, наконец признана принадлежащей Международному Центру Рерихов. Но в 2014 году это решение было опротестовано и в настоящее время судебные разбирательства продолжаются.

На момент написания статьи картина «Вестник» 1946 года  находилась в экспозиции Государственного музея Востока.

***

Все три  варианта «Вестника» имеют сходную композицию.

Основное пространство полотен  - стена со  священными буддистскими изображениями, создающими представление о храме. В центре  приоткрытая дверь, в дверном проеме фигура молодого мужчины в восточном одеянии. За его спиной виден горный пейзаж, озаренный лучами восходящего солнца. Правая рука мужчины приподнята на уровень груди, пальцы сложены в мудру[25], левая опущена вниз.

На пороге храма  мужчину встречает почтительно склонившаяся женщина. Одной рукой она открывает дверь, другой  рукой то ли придерживает край одежды, то ли (как отчетливо видно на варианте 1946 года) прижимает к груди некий предмет.

Размеры всех трех картин близки: высота более метра (101, 8 см – 1922 г.; 106,6 см – 1924 г.; 122 см – 1946 г.), ширина   менее метра ( 73,9 см – 1922 г.; 91,4 см – 1924 и 1946 гг.)

Сходно также и цветовое решение картин. По свидетельству Н.К. Рериха и отзывам зрителей все картины имеют преобладание фиолетового цвета.  К сожалению, в варианте 1922 года, который находится сейчас в МЦР, верхний красочный слой оказался поврежден.

Много отличий в деталях картин, безусловно, несущих большую смысловую нагрузку.

Над приоткрытой дверью во всех вариантах картины размещена треугольная композиция, напоминающая фронтон в ордерном стиле, причем верхний край картины срезает верхний угол треугольника.  В этот треугольник вписаны изображения буддийских святых. В первом варианте в центре этой композиции помещен буддийский символ «колесо  Закона» в окружении Бодхисаттв, во втором и третьем – изображение Будды.

По обе стороны двери нарисованы фрески с изображениями почитаемых обликов. Определить символику правого изображения трудно, т.к. оно частично находится за краем картины. Изображение с левой стороны видно полностью. В первом варианте в руке  Бодхисаттва держит сосуд с поднимающимися из него курениями[26] , во втором – сосуд с цветком. В третьем – руки Бодхисаттвы сложены в символическом жесте.

От варианта к варианту изображения  и орнаменты храма становятся лаконичнее, исчезают мелкие детали.

Эта же особенность заметна и в одеянии Вестника. В первом и втором варианте оно покрыто подобием орнамента, в третьем оно белое  с контрастной  каймой по нижнему краю.

В опущенной руке  Вестник в первом и втором варианте держит некий предмет, напоминающий сосуд или хатык[27], предметы глубоко символичные.

В третьем варианте в его руке отчетливо видна книга. Эта деталь перекликается с оценкой миссии Е.П. Блаватской, данной Е.И. Рерих:

«…Е.П.Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик…»[28]

Символичен и пейзаж за спиной Вестника:  предрассветное небо, облака, освещенные первыми лучами восходящего солнца, напоминающие сполохи молний; равнина, пересеченная прямой тропой. За ней на заднем плане гора, которая (особенно это заметно в третьем варианте) имеет характерные очертания.  Такую же гору Н.К. Рерих изобразил на картинах «Fiat Rex» (1931) «София Премудрость» (1932), «Держательница Мира» (1933), «Франциск Ассизский» (1932), «Чаша Христа» (1925), «Огни Победы» (1940). Все эти картины связаны общей  темой Сокровенной Обители.

Держательница Мира. 1933
Холст, темпера. 46.5 х 79.3 см
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва

Чаша Христа. 1925 г.
Холст, темпера. 73,6 х 117 см
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва

Во всех вариантах картины много деталей, безусловно несущих важную сокровенную информацию, которая еще ждет вдумчивого исследователя. Это и символика изображений на фресках и особенности одеяния Вестника, и предметы, которые  держат  Вестник и  встречающая его женщина  и, возможно, что-то другое, ускользнувшее от нашего внимания.

В то же время многие детали на картинах не прорисованы четко. И это могло быть сделано Н.К. Рерихом сознательно. Понимание многих символов восточных Учений  уже утрачено или искажено. Поэтому подробная расшифровка с опорой на современные религиозные трактовки и востоковедческие исследования может оказаться неточной, так как  художник  имел в виду их истинный, первоначальный  смысл.

***

Таковы  история создания и некоторые художественные особенности трех картин, объединенных общим названием «Вестник».  Они помогают нам приблизиться к пониманию замысла Н.К. Рериха, который почитал Е.П. Блаватскую не только как Вестника Мудрости Востока, предтечу Нового Космического мышления, но и как Вестника великой русской Культуры. В своем очерке «В рассеянии сущие»[29] он пишет:

«Теперь мы опять видим не только в рассеянии сущих, но множество русских имен, навсегда связанных с честью и преуспеянием великих государств. Франция гордится Мечниковым, в Англии - сэр Виноградов, Ковалевская - в Швеции, Блаватская - в Индии, Ростовцев и Сикорский ­в Америке.(…) Вовсе не хотим сказать, - вот, мол, какие мы, русские. Совсем другое хочется отметить как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно, поистине, в планетарных пределах. Тут уже не может быть случайных мелких делений. В таких размерах отпадают всякие политические и социальные соображения. Вырастает соображение творческого блага, в котором каждый может и должен приобщиться в качестве неустанного трудника». 

Еще об одной грани глубочайшего  смысла этих картин, обращенного к каждому из нас, замечательно сказал в своей статье «Мой Вечный Учитель» С.Н. Рерих: 

«…вы должны тоже ждать и искать того вестника, который жив и который постучится в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что она описывает этот момент, момент вестника. Поэтому, дорогие друзья, будем стремиться к этому. Будем строить этот мост между нами и теми, кто продвинулся дальше. Будем строить прекрасную жизнь. И я вам скажу, что лучший дар, который вы можете принести человечеству — это улучшить себя, стать лучшими людьми, стараться построить более красивую, прекрасную и богатую жизнь. Потому что этот дар вы принесете другим, которые, может быть, смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь»[30].

       

Источники:

1. Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих/ Под общ. ред. Л.В. Шапошниковой. В 2 т. Том 2. М. Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк, 2010

2. Е.И. Рерих, Письма, тт. 1-9, М. МЦР

3. Н.К. Рерих  Листы Дневника, т.1. Международный Центр Рерихов. Фирма БИСАН-ОАЗИС. М. 1995

4. Н.К. Рерих  Листы Дневника, т. 3,  М. МЦР, 1996

5. С. Рерих. Мой Вечный Учитель. Сборник «Держава Рериха». М. Изобразительное искусство, 1993

6. П. Беликов, В. Князева «Рерих», М. «Молодая гвардия», 1973 («Жизнь замечательных людей», серия биографий)

7. П.Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии» Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, М. 2011

8. З.Г. Фосдик «Мои Учителя». М. «Сфера», 1998

9. Е.Г. Петренко Картина «Вестник» Н.К. Рериха, посвященная Е.П. Блаватской http://www.odessa-roerich-house.od.ua/research.shtml

10. «Предстоит большая работа в России», письма Н.К. Рериха к В.А. Шибаеву 1922 – 1924 гг. «Вестник Ариаварты», № 1, 2002 г.

11. М. Дубаев «Рерих», М. «Молодая гвардия», 2003 («Жизнь замечательных людей», серия биографий)

 

Садовская И.А.

Культурный Центр им. Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан

Октябрь, 2014 г.

 

Также на эту тему:

О Елене Петровне Блаватской в Письмах Е.И. Рерих

Хронология жизни и деятельности Елены Петровны Блаватской

Е.Ф. Писарева "Миссия Елены Петровны Блаватской"

На страницу Журнал "Восхождение";

На Главную    

Примечания: 


[1] Николай Рерих «Листы дневника», т. 2. Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, М. 2000, с. 391-392. 

[2] Е.И. Рерих, Письма , т. 2, МЦР, Мастер-Банк, 2000, с. 355 В.А. Дукшта-Дукшинской, 08.09.34

[3] Шибаев Владимир Анатольевич (1898 – 1975) – один из сотрудников Н.К. Рериха. После 1928 года – секретарь Института Гималайских исследований «Урусвати».  

[4] Кришнамурти Джидду (1895 – 1986) – индийский философ, писатель, духовный учитель, в котором  руководители Теософического Общества А. Безант и Ч. Ледбитер видели будущего Мирового Учителя. 

[5] Имеется в виду штаб-квартира Теософского Общества (The Theosophical Society — Adyar), которая находится в небольшом городе Адьяр близ Мадраса (теперь Ченнаи, Индия) 

[6]  «Предстоит большая работа в России», письма Н.К. Рериха к В.А. Шибаеву 1922 – 1924 гг. «Вестник Ариаварты», № 1, 2002 г. с. 51 

[7] «назад к Блаватской» (англ.) 

[8] Анни Безант (1847-1933) - одна из ближайших сотрудниц Е.П. Блаватской

[9] Деятель Теософского движения 

[10] Джинараджадаса Чуруппумулладжа (? – 1953) – в 1921 – 1928 гг  вице-президент Теософического Общества (президент А. Безант), в 1946 – 1953 гг. президент. Был очень близок к Ч. Ледбитеру (согласно теософическим источникам, см.   http://www.theosophy.ru/bratraja.htm  , в предыдущем воплощении был его братом и спас от смерти, чем создал кармическую связь)

 [11] «Предстоит большая работа в России», письма Н.К. Рериха к В.А. Шибаеву 1922 – 1924 гг. «Вестник Ариаварты», № 1, 2002 г. с. 51 

[12] Там же 

[13] Там же с. 52

 [14] см.: Т.О. Книжник «Американская трагедия – уроки, выводы, предостережения» http://lib.icr.su/node/220 

 [15] Е.И. Рерих, Письма, т. 9, М. МЦР, 2009, с. 7 

[16] Е.И. Рерих, Письма т. 6, М. МЦР, 2006, с. 522

[17] цит. по З.Г. Фосдик «Мои Учителя». М. «Сфера», 1998 , с. 711

[18] Там же, с. 712 

[19] Цит. по: Е.Г. Петренко Картина «Вестник» Н.К. Рериха, посвященная Е.П. Блаватской, http://www.odessa-roerich-house.od.ua/research.shtml с. 164-166

[20] М. Дубаев «Рерих», М. «Молодая гвардия», 2003, с. 232-237 

[21] П. Беликов, В. Князева «Рерих», М. «Молодая гвардия», 1973, с. 167 

[22] П.Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии» Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, М. 2011 , с. 215-216 

[23] Н.К. Рерих  Листы Дневника, т. 3,  М. МЦР, 1996 , с. 383 

[24] № 11 в  списке картин, переданном С.Н. Рерихом Людмиле Васильевне Шапошниковой.   см. Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог.

 Том 2. М. Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк, 2010  с. 456-457 

 [25] Мудра -  (санскр.  mudrā, «печать, знак») — в индуизме и буддизме —  определенное  расположение кистей рук и пальцев, имеющее сложное символическое значение.

 [26] Похожий сосуд держит в руках медитирующий монах на картине «Весть орла»

[27] Ритуальный шарф в у буддистов

[28] Е.И. Рерих, Письма , т. 2, МЦР, Мастер-Банк, 2000, с. 471

[29] Николай Рерих. Листы дневника, т.1. Международный Центр Рерихов. Фирма БИСАН-ОАЗИС. М. 1995, с 501

[30] С. Рерих. Мой Вечный Учитель. Сборник «Держава Рериха». М. Изобразительное искусство, 1993, с. 327