Знамя Мира  Знамя Мира и Символика Триединства

 в живописи Н.К. Рериха

 

Картины с Символикой Триединства

 

Картинная галерея

Информация о картинах, посвященных Пакту Рериха и Знамени Мира

 

Предлагаем вашему вниманию  картины  Николая Константиновича Рериха, в которых он использовал Символику Триединства, которая легла в основу  Знамени Мира, символа Пакта Рериха.

Этот  древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел его в своих научных экспедициях, писал о нем в своих очерках, изображал его на многих картинах, иногда в виде детали, иногда как центр композиции.


 Н.К Рерих Чинтамани

 

 

Сокровище мира. Чинтамани

 

1935-36 г.
Холст, темпера 91,8х 116,9
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Москва. Россия

 

 "На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает в седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот, в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника будет сиять Сокровище Мира: Норбу Ринпоче-Чинтамани - Чудесный Камень, Мира Спаситель.

Не пришло ли время? Не приносит ли конь одинокий Сокровище Мира?"

Рерих Н.К. Держава Света // Священный дозор. Рига, Виеда, 1992. С.193-194.

 1

 "...Снова вокруг костра поднято десять пальцев и рассказ, убедительный в своей простоте, воодушевляет людские сердца. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень - Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события. Будет сказано, как некий владыка владел этим камнем и как темные силы пытались похитить сокровище.

Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам:

«Камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом Мира. И он шевелится, как одухотворенный. Так завещал Парацельс». А другой наш спутник улыбнется:

«Камень изгнанник, блуждающий камень Вольфрама фон Эшенбаха».

Но рассказчик у костра продолжает свой сказ о чудесных силах камня; как камень проявляется и как он указывает мировые события.

«Когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет свой цвет, - этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

Слушатель спрашивает:

«А не этот ли камень на башне Ригден-Джапо? Не он ли дает лучи, проникающие все океаны и горы на благо людей?»

Рассказчик продолжает:

«Черный камень скитается по земле. Знаем, что китайский император и Тамерлан владели камнем. Знающие люди говорят, что великий Соломон и Акбар владели сокровищем, давшим им чудесные силы. Сокровище мира — так называется камень»".

Рерих Н.К. Держава Света // Священный дозор. Рига, Виеда, 1992. С.185.

  1

"Картина «Чинтамани» (1935-1936) теснейшим образом связана со сказанием о чудодейственном Камне, способном влиять на жизнь людей. Упоминание об этом Камне встречается в преданиях самых разных народов. На Западе — это Чаша Грааля, на Востоке — священный символ Чинтамани, Сокровище Мира. Но что кроется за этими легендами? Согласно эзотерической традиции Востока, Камень этот был послан на Землю из созвездия Орион, и на месте его падения была основана Обитель Учителей Знания и Света — Шамбала. Там он пребывает и по сей день, являясь связующим звеном между Землей и Дальними Мирами, а его осколок путешествует в мире, появляясь на пороге великих событий. На картине Сокровище изображено в седле одинокого белого коня, спускающегося с горной вершины. Если Камень посылается в мир, значит, скоро в истории Земли откроется новая страница..."

Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель / Под общей редакцией Л.В.Шапошниковой.
М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. С. 187,190.


Н.К. Рерих Белый камень 

 

  

       Белый камень. Конь счастья

1933 г
Холст, темпера, 82,6х105,2
Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.

 

 

 Картина «Белый камень. Конь счастья» перекликается с картиной «Сокровище мира. Чинтамани». В ней также на седле коня без всадника изображен Символ Триединства в языках стилизованного пламени в окружении священных символов. 

1   

"Видели белого коня Святого Егория.

Видели белых коней Флора и Лавра.

Видели белых коней Световита, и на белых конях мчались валькирии. Слышали о коне Исфагана. Видели стерегущих храмы оседланных коней Арджуны. Слышали о коне Гесэр-хана, даже видели удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.

 На картинах китайских олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган Мори белый конь - будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нем и Ригден-Джапо, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее с одной стороны, Великий Всадник обращает лица ждущих в сторону другую - туда, куда нужно.

 Именно белый конь в сказаниях народа принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть…".

Рерих Н.К. Эрдени Мори // Листы дневника.  Том 1. М.: МЦР,  1995. С. 298-299.

   1

    "Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине «Белый камень»".

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 79.


 Н.К. Рерих Святые камни. Монголия

 

Святые камни. Монголия

(Шара-Мурен)

 

1935-1936 гг.
Холст, темпера. 46,5 x 78,5
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия.

 

Шара-Мурен – местность во Внутренней Монголии (Китай), которую Н.К. и Ю.Н. Рерихи посетили летом 1935 года в ходе Манчжурской экспедиции (1934 – 1935 гг.) на пути  из провинции Чахар  в  Суй-юань.  В Шара-Мурене  находился одноименный буддийский монастырь, который был резиденцией воплощенного ламы (хубилгана) Чу-чжи-стон ринпоче. По некоторым сведениям, позднее монастырь был разрушен.

  1 

"Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны. Как же запомнить то, что не удалось вообще разглядеть. Да и к чему разглядеть, если не удастся осознать и запомнить. (…)

Всякая подлинность лишь докажет, сколько знаков существеннейших рассыпано везде. Только увидеть, только запомнить, только донести. Трудно донести струи благодати. Иногда они впитаются в сердце и тогда вернее всего сохранятся. Также для того, чтобы увидеть и запомнить, необходимо и доброжелательство неискривленное, без всяких самодельных оков. Ужасны построенные темницы, но еще ужаснее темницы домодельные. А между тем везде так много чудесного, так много прекрасного.

Лишь бы усмотреть и запомнить".

Рерих Н.К. Везде // Листы дневника. Т.1. М.: МЦР, 1995. С. 540-541.

1  

"...Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори?

На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори".

 Рерих Н.К. Эрдени Мори // Врата в будущее. Рига,  Угунс, 1936. С.135.

   1

"В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время. Круг с тремя точками, как считает Э. Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы.

Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени и петроглифов Ангары эпохи бронзы. А. Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как «три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха». Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н. Рерих «Святые камни. Монголия» (1935-1936)".

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 79.


 Н.К. Рерих Заклятие земное

  

 Заклятие земное

 

1907 г.
Картон, темпера. 49x63
Государственный Русский Музей. 
Санкт-Петербург, Россия.

 

 

 "...Но среди конкретных, узнаваемы картин прошлого появляются полотна необычные и странные. ...На них тоже прошлое. С теми же конкретным деталями, с тем же историческим настроением. Но они как бы выпадают из знакомых нам эпох. В них меньше условности, у них загадочные названия. В них как будто живет не история, а легенды о ней. На полотнах все реально, но что-то стало необычным, призрачным, как в неясном воспоминании.

 Над тайными травами гнутся причудливо одетые ведуньи. Пронзительно и мудро смотрят глаза колдунов, в которых светятся безвременье и тайное знание. Фантастические лики и знаки древних заклятий возникают в неверном свете месяца. Заклинают землю заклинают огонь, заклинают воду..." 

Шапошникова Л.В. Мастер. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1998. С. 52-53. 

    1

"...Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха «Заклятие земное» (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США). Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики". 

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 76.

    1

 "Следует отметить поразительный факт, что ещё задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо «Заклятия земного», в том же 1907 году Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из «Силоса», Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия - мастера из Мулена. Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. «Спас Эммануил с Архангелами», а также на иконе XVII в. «Архангел Михаил»".  

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 80.


Н.К. Рерих. Царица Небесная

 

 

 

Царица Небесная

 

1931 г.
Бумага на картоне, гуашь, карандаш, акварель. 47 x 31
Собрание Джо Джагода. США, Даллас

 

 

В 1931 году, во время активной работы по продвижению Пакта Рериха, Николай Константинович создает картину "Царица Небесная".  Престол Царицы на этом полотне был украшен  Символикой Триединства. 

К образу Царицы Небесной   Н.К. Рерих обрщался неоднократно. Впервые он возник в творчестве художника в 1906 году,  в связи с созданием эскизов   для неосуществленной росписи храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пархомовка (совр. Украина).

Царица Небесная. Деталь

Вновь к этому образу  Рерих обращается в 1909-1914 гг., работая  над росписями храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино, имения княгини М.К. Тенишевой). На сохранившейся фотографии этой росписи видно, что престол Богородицы украшает тот же символ, что и на картине "Царица Небесная" 1931 года.

К  периоду работы над росписью храма в Талашкине относится и эскиз, привезенный в СССР Ю.Н. Рерихом. Этот вариант остался на квартире Юрия Николаевича и сейчас его местонахождение неизвестно. Сохранились только его некачественные  фотографии, на которых невозможно рассмотреть детали изображения.  

    1

Н.К. Рерих. Царица Небесная

     Стенопись Храма Св. Духа в Талашкине

   "Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: незнающие различить, где добро, где зло.

Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное.

   Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род.

   Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трудным гласом Владычице славу поют.

   Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала, тайну образующие.

   Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моленья. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай Господи, Великий Дух.

   Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»".

Рерих Н.К. Неотпитая чаша // Сказки. Часть первая. Ленинград, 1991. С. 38-39

Роспись храма Сошествия Святого Духа

Царица небесная на берегу реки жизни (апсида)
Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино). Фотография, 1914 г.

  Н.К. Рерих. Меч мира.

 
 
Меч Мира
 
1933 г.
Холст, темпера. 64 х 27
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

 

"Не забудем призывать к бою, не устанем призывать к мечу, который даст мир миру. Так не утверждаем устрашение везде, но явление подвига нужно как пища духа".

Сердце, 154.

    1

"Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются Воинами. Все Бодхисаттвы, и даже самое сокровенное изображение Будды, имеют в руках или около себя в виде непременного атрибута Меч".  

Рерих Е.И. Письма. Т. 1.  М.: МЦР, 1999. С. 397.

    1

"На первый взгляд, эта работа имеет странное название. В нем как бы сплелись два противоположных начала – «меч» и «мир». И в этом есть какая-то странная игра космического творчества. Эта игра все время расширяется и охватывает все большие пространства планеты Земля. [...]

Когда что-то в огромном пространстве Космоса становится неясным, определенные сюжеты приходят из самого Космоса. Действительно, название «Меч Мира», на первый взгляд, звучит необычно. Это название использовал Николай Константинович Рерих. Его картина «Меч Мира» многих сбивала с толку. Но рериховские формулировки всегда были точны и раскрывали суть космических достижений. [...]

...«Меч Мира» – это меч духа, творящий нового человека в преддверии Новой эпохи. [...]

Надо сказать, что Пакт Рериха гораздо шире, чем просто договор, и он дает возможность проникнуть в движение космической эволюции. Пакт составляет основу не только антивоенного движения, но и облегчает переходные моменты в эволюции нашей планеты.

Шисанлин. Статуя Аллеи Духов. Императорские гробницы династии Мин. 15-17 вв.

Именно Пакт Рериха и «Меч Мира» являются основой перехода из одной эпохи в другую.

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, совершая такие эволюционные действия, как Пакт Рериха и «Меч Мира», смогли поставить процесс изменения эпохи на нужный путь и в нужную обстановку. Именно они продолжили космическую эволюцию на планете Земля и дали всем нам возможность перейти на ее следующий виток".

Шапошникова Л.В. Меч Мира: сборник статей и документов / сост. П.М. Журавихин.  М.: МЦР, 2015. С. 7, 9, 12, 15.

    1

"В картине «Меч Мира» (1933) герой Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов - погребального сооружения минских императоров Шисаньлин близ Пекина XV-XVII веков. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира".

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 80.


Н.К. Рерих Жанна д'Арк. Триптих

 

 

 Жанна д'Арк. Триптих


1931 г.
Холст, темпера. 125 x 217
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Москва, РФ

 
 

"Разве непременно нужно быть сожженной, подобно Жанне д'Арк, разве непременно нужны эшафоты там, где ценно именно движущее, ведущее слово и пример труда? Рано или поздно человечеству все-таки придется отучиться от всего задерживающего мешающего и огрубляющего".

Рерих Н.К. Великий Облик // Листы Дневника. Т 1.  М.:  МЦР, Бисан-Оазис, 1995. С. 468.

    1

"Как-то обсуждалась судьба Жанны д'Арк. Собеседники старались предположить, какой именно завершающий аккорд явился бы самым сияющим для Светлой Воительницы. Делались разные предположения. Доходили до того, что кто-то видел её королевою Франции. Но после всяких примерных суждений пришли к тому, что сужденный превышним законом аккорд был самым незабываемо величественным. Конечно, никто не забудет и не оправдает предательских судей Жанны д'Арк". 

Рерих Н.К. Cудьба // Листы Дневника. Т 1.  М.:  МЦР, Бисан-Оазис, 1995. С. 604. 

  Жанна д'Арк. Фрагмент

"Жанна д'Арк могла остаться сельской провидицей, могла пророчествовать и исцелять. Могла окончить работу почитаемой Аббатисой, а не то и уважаемой гражданкою. Ко всему были пути. Но Великий Закон должен был в ней найти еще одно светлое свидетельство Истины. Пламень её сердца, пламень костра – венец пламенный – все это далеко поверх обычных законов. Даже поверх обычного воображения человеческого".

Там же. С. 605. 

    1

"Никто не имеет права сожигать Жанну д'Арк. Кому дано право унизить Рембранта? В сложных для земного глаза судьбах звучат законы и высокие, и требующие особых выражений.  Нищета Рембранта – величественна. Костёр Жанны д'Арк – прекрасен. Тернии Конфуция – поучительны. Терновый Венец, тот самый Великий Венец, ведет мир по судьбам человечества". 

Там же. С. 606.

    1

"Рерих «Вечная Матерь». Центральная часть триптиха «Жанна д'Арк» 1931г. – Картина Рериха удивительно светится рубиново-красными и сапфирово-синими тонами. Художник обращается к одному из древнейших шедевров витражного искусства- знаменитой композиции 12 века Шартрского собора (во Франции – составитель), где Христос творит суд праведный. Однако замысел центрального полотна триптиха несколько иной: он напоминает о жертвенном подвиге Спасителя".

Маточкин Е.П.  Образ Иисуса Христа. Самара. Агни. 2007. С. 8.


Н.К. Рерих. Fiat Rex (Да здравствует Король)

 

 

Fiat Rex (Да здравствует Король!).

Триптих


1931 г.
Холст, темпера. Центральная часть 119.5 х 91.5, левая часть 119.4 х 25.9, правая часть 119.7 х 25.7
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва, РФ

 

 

"Можно приложить все священные силы сердца, чтобы поправ смерть, сделаться сотворцами пламенных Логосов. Но пока такое дерзание не вместится в сердце, до тех пор не может сознание беспредельно расти в этом направлении. У Нас оно называется Via Reale [Via Reale (от латинского Via Regale), Королевский Путь]. Потому Fiat Rex [Fiat Rex (лат.), Да будет Владыка]  там, где дух дерзает, почитая Иерархию". 

Иерархия, 203.

    1

"Учительство есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях. Нас ведут Учителя и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя".

Рерих Н.К. Шамбала сияющая // Шамбала.  М.: МЦР,  Бисан-Оазис, 1994. С. 36.

    1

"В глубине пещеры возникали какие-то фигуры, освещенные таинственным светом огромных сверкающих кристаллов. Пылала золотым огнем чаша. Не отблеск ли этой чаши и этой таинственной пещеры лежал на камне, похожем на метеорит, который держал в узких ладонях человек? Фигура человека, будто возникшая из красных и черных скал, была окружена лилово-синим искрящимся сиянием. Картина называлась «Fiat Rex»  («Да здравствует король!»). Из какого королевства появился этот король? Наверное, все из того же, Заповедного. По бокам центрального полотна еще две картины. На одной из них рыцарь в длинном красном плаще, на его щите золотом горит все тот же загадочный знак — три круга. Рыцарь опирается на меч. Слева от короля — женская фигура в длинном платье, поверх которого наброшен такой же красный плащ, как и у рыцаря".

Шапошникова Л.В. Мастер.   М.: МЦР,  Мастер-Банк, 1998. С. 398.

    1

"Мы ощущаем присутствие Учителей не только в рериховских дневниках и очерках, но и видим их на его картинах. «Тень Учителя», «Fiat Rex», «Сожжение тьмы», «Гуру-гури Дхар», «Сокровище гор», «Приближение Учителя» – все они повествуют об Учителях, об их космической миссии на нашей планете. Тень, отпечатавшаяся на скале, люди в белых длинных одеждах, выходящие в тьму ночи, прозрачное тело человека, стоящего на скале, сверкающая аура и лучи, струящиеся из предплечий у другого, призрачная фигура высокого всадника на фоне предрассветных гор, мерцающие кристаллы у входа в освещенную пещеру, в которой о чем-то совещаются люди в древних одеждах..".

Шапошникова Л.В. Учителя. 

    1

Fiat Rex. Фрагмент"Триптих «Fiat Rex» (1931) посвящен одному из Великих Учителей человечества, создателю Учения Живой Этики.

При жизни Н.К. Рериха триптих находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках. В январе 1948 г. при переезде был вывезен из Наггара Е.И. Рерих, находился с ней в Дели, Кхандале и Калимпонге. После смерти Е.И. Рерих в октябре 1955 г. С.Н. Рерих перевез его в свое имение «Tatguni Estate» под Бангалором.

В этом произведении наглядно воплотились представления Н.К. Рериха об «одеянии духа», ауре – особом поле, образованном энергетикой человека и, как правило, недоступном обычному физическому зрению. В конце XX в. ученые смогли убедиться в существовании «невидимой» оболочки, окружающей человеческое тело, которую всегда, во все века видели особо чувствительные люди. С фотографической точностью аура отражает физическое, психическое и духовное состояние человека, а также качество его мышления. Чем возвышеннее и чище мысли и чувства, чем сильнее в человеке проявлено духовное начало – тем совершеннее форма и прекраснее оттенки ауры.

Учитель, изображенный в центральной части триптиха, окружен прекрасным синим сиянием с рубиновыми искрами и, подобно святым, имеет золотистый ореол над головой. Из Его темени и оплечий исходят яркие лучи света, свидетельствующие о необычайно высоком энергетическом и духовном уровне, присущем, как говорят в Индии, Великой Душе.

Спокойные светлые тона преобладают в аурах мужчины и женщины, изображенных на левой и правой частях триптиха, что свидетельствует о благородстве натуры, внутренней гармонии и уравновешенности чувств".

Книжник Т.О.  Аннотация к картине "Fiat Rex". Да здравствует Король.


Н.К. Рерих. Бхагаван 

 

Бхагаван

1932 г.
Холст, темпера. 47 x 79
Индийский дом искусств в Бенаресском индуистском университете. Варанаси, Индия

 

"Рамакришна говорит: люби, остальное приложится"

Зов, Июнь 17, 1921 г.

    1

"Великий индусский подвижник Рамакришна, живший в конце прошлого столетия, в своем сердечном устремлении к вмещению высшего проявления Божественного Начала изучил и все существующие религии, и он свидетельствует, что при исполнении им обрядов каждой религии он сливался духом с Основателем ее и убедился, что все религии ведут к Единому в Его Многообразии. Потому он так же впадал в экстаз перед изображением Будды или Христа, как при созерцании Богини Кали или Матери Мира".

Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 330.

    1

"Подумалось о Светлом Гиганте Индии о Рамакришне. Около этого славного имени столько самых почтительных определений. И Шри, и Бхагаван, и Парамахамса – словом, все, чем народный глас хотел бы оказать свое почтение и уважение. Бывают такие самые почетные от народа пожалования именем. В конце концов, поверх наипочетнейших наименований остается одно проникшее по всему миру имя – Рамакришна.

Бхагаван. ФрагментИмя личное уже обратилось в целое всенародное, всемирное понятие. Кто же не слыхал этого благословенного имени? К нему так идет слово о благе. Кроме самых черствых сердец, какое же человеческое сознание будет противоборствовать благу?

В дни потёмок особенно драгоценен Свет, драгоценны его сохранения. В своих притчах о благе Рамакришна никогда никого не умалил. И не только в учении, в притчах, но и в самих деяниях своих Рамакришна никогда не допустил умаления. Вспомним хотя бы его почитание страстей Христовых. Ведь такие понимания тронут самое окаменелое сердце. Широко чувствовавший Бхагаван, конечно, обладал многими чувствознаниями. Да, исцеления он, в свою очередь, отдавал широко. Он ничего не оставил под спудом. Он исчерпал свои силы в благословенных отдачах. И болезнь его, конечно, через эти непомерные отдачи. Но в них, этих благородных несчетных отдаваниях, Рамакришна явил нам свою меру.

Не только неувядаемая ценность учения о благе, сказанного Рамакришною, но именно нужность этого слова и для современности является несомненной. В то время, когда духовность как таковая начинает очень часто вытравляться неправильно понятыми формулами, тогда светлое созидательное утверждение особенно драгоценно".

Рерих Н.К. Шри Рамакришна // Листы Дневника. Т. 1.  М.: МЦР, Бисан-Оазис. 1995. С. 612.

    1

"Когда Бхагаван Рамакришна принимал участие во всех религиях и выполнял работы всех каст, он делал это для того же великого чувства уважения ко всему сущему, во имя великой терпимости, которая открывает Врата к светлым построениям Будущего".

Рерих Н.К. Терпимость // Держава Света. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 214.


Н.К. Рерих Святой Сергий Радонежский

 

 

 

Святой Сергий Радонежский

1932 г.
Холст, темпера. 153,3 х 107,2
Государственная Третьяковская галерея. Москва, РФ
 
 
 

Картина "Святой Сергий Радонежский" была написана Н.К. Рерихом в 1932 году, в период продвижения  Пакта Рериха. В числе двадцати других картин она была передана в Белград, где экспонировалась в Музее Принца-регента Павла. В 1937 году 13 картин из этой экспозиции, в том числе и "Святой Сергий Радонежский", были переданы в Русский Культурно-исторический музей,  созданный в Чехословакии (Збраславский замок близ Праги) стараниями В.Ф. Булгакова. Там  картина находилась до 1948 года, после чего была передана в Третьяковскую галерею. 

В нижней части картины, чуть выше рамы находится надпись, сделанная рукой автора: "Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое - при князе Дмитрии; второе - при Минине, третье..." По поводу этой надписи Н.К. Рерих писал В.Ф. Булгакову, который планировал сделать репродукцию с этой картины:

"Если Вы хотите воспроизвести картину Св. Преподобный Сергий, то, конечно, это нужно сделать без надписи, как Вы и предполагаете. (Надпись вообще можно временно прикрыть. Но внутри будем знать твёрдо, что Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасёт и в третий раз.)" [Письма с гор. Т. 2.  Мн.: Лотаць, 2000. С. 35.]

Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих неоднократно обращались в своих произведениях к Образу "Всенародного Учителя, Заступника и Ободрителя" Земли Русской.

    1

"Когда Сергий из Радонеги уклонился 
От престола Митрополита,
Когда Он стремился говорить со зверями,
Он все же остался строить дома Общежитий
И Он сохранил около себя учеников".

Зов, Сентябрь 23, 1922 г.

    1

"К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом — что делать?
Сергий ответил: «Помоги земле Русской».
Когда Сергия спросили крестьяне — что делать? Он ответил: «Помогите земле Русской».
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!»"

Ж. Сент-Илер (Е.И. Рерих). Криптограммы Востока. Из жизни Сергия Радонежского. Наставление Сергия.

    1

Святой Сергий Радонежский. Фрагмент"Сергий Духотворец! Сергий - живая связь с миром Высшим!
Если пламенный облик его всечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных".

Н. Яровская (Е.И. Рерих) Преподобный Сергий Радонежский //Знамя Преподобного Сергия. Сборник.  Новосибирск,  Сибирь, XXI век, Предприятие «Гелиос», 1991. С. 81

    1

"Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда: подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место. Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности".

Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник.  Рига, Виеда, 1992. С. 87.

    1

"Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.

Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине".

Рерих Н.К. Свет Неугасимый // Листы Дневника. Т. 1. М.: МЦР, Бисан-Оазис, 1995. С. 87-88.


 Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз

 

 

 

Святой Сергий Радонежский. Эскиз

1930-е гг.
Картон, темпера. 46 х 30.5
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, Москва, РФ

 

 


Картина находилась в Русском зале Музея им. Н.К. Рериха и была духовным центром экспозиции этого зала. Эскиз поступил в Международный Центр Рерихов в 1990 году вместе  с другими картинами, архивом и коллекциями, переданными  Святославом Николаевичем Рерихом.

    1

"На картине Святой Сергий стоит на холме, у подножья которого русские воины идут на битву. В руках на красном полотне он держит маленький белый храм — духовный символ России. Темно-синее небо с той стороны, куда уходит войско, прорезается полосами яркого света над куполами православных церквей и синими горами на горизонте".

Музей имени Н.К.Рериха. Путеводитель / Под редакцией Л.В.Шапошниковой.  М.: МЦР. Мастер-Банк. 2006. С. 147.

    1

"Великим строителем Земли Русской, Русской Духовной Культуры называл художник Святого Сергия Радонежского. Его образ особо почитался в семье Рерихов. В Русском зале представлена картина «Святой Сергий Радонежский» (1931).

Святой Сергий Радонежский. Эскиз. ФрагментСилу и мудрость излучает фигура подвижника. Он стоит на холме, за его спиной – соборы Троице-Сергиевой Лавры. У подножия холма русское войско уходит на битву. В руках Сергия – светлый храм – символ России. «Как бы ни болело сердце русское, – писал Н.К.Рерих, – где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

В трудное для России время татаро-монгольского ига деятельность Сергия была направлена на укрепление нравственности народа, на поднятие его духа, развитие культуры, на собирание воедино русских земель и освобождение их от врага.

В обители своей реализовал Преподобный Сергий идею общинножития – своим подвижническим трудом учил он людей бескорыстно служить другим, жить сообща.

На одеждах Сергия на картине Рериха – три круга. Знак, который потом ало вспыхнет на рериховском Знамени Мира. На старинных изображениях Преподобного Сергия видел художник этот же древнейший символ – символ единения. Именно Сергий воплотил идею Троицы в русском православии. И поэтому монастырь, им основанный, называется Троице-Сергиева Лавра.

Философ и мыслитель, воин и политик. Земной неутомимый подвижник и труженик. Бережно держит Святой Сергий в своих сильных руках светлый храм на картине Рериха. В веках хранит любимую им Землю Русскую, сердцем прозревая ее нелегкое, но великое будущее.

«Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый, – писала Е.И.Рерих в очерке «Преподобный Сергий Радонежский». – Множество светильников Земли Русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит... Неисповедимы пути духа...»

Было что-то неуловимо общее между эпической фигурой Сергия и личностью художника, отмечает Л.В.Шапошникова. Рерих словно бы продолжал идеи Сергия, развивал их. Его, как и Сергия Радонежского, отличала широта исторического мышления. Оба они, инок и художник, считали, что в основе любого строительства лежит строительство культурное, нравственное. «Тот настрой, который был присущ Сергию, нередко одухотворял рериховские полотна. И тогда в них возникал чудесный сплав мужества, красоты и глубокого проникновения в суть Времен. Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам», – пишет Л.В. Шапошникова в своей книге «Мастер»".

Сайт Международного Центра Рерихов  


  Н.К. Рерих. Труды Мадонны (Madonna Laboris). Эскиз

  

Труды Мадонны (Madonna Laboris). Эскиз 
 
1936 г.
Картон, темпера. 31 х 46
Латвийский Национальный художественный музей.
Рига. Латвия
 

 

Картину  "Труды Мадонны (Madonna Laboris)" Николай Константинович Рерих создал в 1931 году, находясь в Индии. Картина была отправлена в Музей Рериха в Нью-Йорке, где стала одной из самых заметных в экспозиции. После разрушения Музея картина была захвачена Л. Хоршем, затем следы её теряются. В 2013 году она была продана на аукционе, став самой дорогой на тот момент картиной художника. Находится в частной коллекции.

Позднее Н.К. Рерих создал ещё несколько вариантов (эскизов) этого сюжета.

Один из них принадлежал Кэтрин Кэмпбелл, американской сотруднице Рерихов. После её кончины он был передан в Музей Рериха (Нью-Йорк, США).

Другой эскиз был привезен в СССР в 1957 году Юрием Николаевичем Рерихом. Когда в 1960 году он скоропостижно скончался, картина вместе с другим наследием оказалась во владении сомнительных личностей. В настоящее время её местонахождение неизвестно.

Труды Мадонны. ФрагментЕщё один вариант картины был отправлен Н.К. Рерихом в Латвию для Музея Латвийского Общества Рериха в 1937 году. Всего в Латвию было направлено для экспонирования 34 картины, которые оставались собственностью художника. В 1940 году Общество было ликвидировано. Коллекция картин Н.К. Рериха была передана ликвидационной комиссией в Городской музей. Во время немецкой оккупации Прибалтики часть картин из коллекции были конфискованы фашистами. Тем не менее в 1943 году картины из коллекции латвийским рериховцам удалось спасти. В 1950 году все картины, в том числе и "Труды Мадонны" были переданы  Латвийскому Национальному художественному музею (г. Рига), где и находятся в настоящее время.

Только на этом варианте картины плащ Богоматери украшен орнаментом с Символикой Триединства – три точки внутри квадратов.

    1

"Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:

«Обеспокоился апостол Пётр, ключарь от Рая. Сказывает Господу: «Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю».

И сказал Господь: «Пойдём, Пётр, ночным дозором».

Пошли ночью и видят – Преподобная Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и поднимает по нему какие-то души.

Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! Не мешай!»"

Рерих Н.К. Женщинам // Держава Света.  М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 32


  Н.К. Рерих. Тибет

  

Тибет
 
1933 г.
Холст, темпера. 74 х 117
Музей Николая Рериха.  Нью-Йорк, США
 

 

"Дуя ароматом с гор Тибета, Мы несем весть человечеству о новой религии Духа Чистого".

Зов, Июль 2, 1921 г.

    1

"На вопрос о Тибете скажите: Страна будет защищена Силами Света, назначенными для этого людьми и охранена друзьями Учения Благословенного. Тибет навсегда останется Страной Заповеданной и Священной, и недруги будут изгнаны из пределов ее...[...]
В «Криптограммах Востока» имеются пророчества о Тибете, полезно прочесть. Так исполняются все древнейшие Пророчества".

Тибет. Деталь

Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М.: Международный Центр Рерихов, 2008. С. 439.

    1

"На темы Востока Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину «Тибет» (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь - символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, на которой изображен конь с тремя горящими кругами - сокровищем мира Чинтамани".

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 79.


Н.К. Рерих. Приказ Ригден Джапо

 

 

 

Приказ Ригден Джапо (Приказ Ригдена)

1933 г.
Холст, темпера. 61 x 96.5
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США
 
 

"Как алмаз, сверкает свет на Башне Шамбалы. Он там - Ригден Джапо, неутомимый, всегда бодрствующий над благом человечества. Его глаза никогда не закрываются. В своем магическом зеркале он видит все земные события. И могущество его мысли проникает в далекие земли. Для него не существует расстояния; он может в мгновение ока оказать помощь достойным. Его яркий свет может уничтожить любую тьму. Его неисчислимые богатства готовы для помощи всем нуждающимся, тем кто отдал себя на служение во благо справедливости. Он может даже менять карму людей..."

Приказ Ригден Джапо. Деталь

Рерих Н.К. Шамбала сияющая // Шамбала.  М.: МЦР, 1994. С. 26.

    1

"Рассказывают, как Благословенный Ригден-Джапо появляется, чтобы дать поручения своим вестникам; как возникает могучий правитель на черной скале, по дороге в Ладак. И со всех сторон конные вестники приближаются в глубоком почтении, чтобы слушать его; и на полной скорости они мчатся исполнять приказы великой мудрости".

Там же. С. 31.

    1

"Изображение коня с сокровищем мира нарисовано также в раскрытом свитке в картине Н.К. Рериха «Приказ Ригдена» (1933). Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трех сфер, Ригден посылает в мир своих огненных вестников".

Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // 
Мир Огненный. 1997. №4/15. С. 79.


 Н.К. Рерих. Оттуда

 

Оттуда

1936 г.
Холст, темпера. 91.5 x 122
Музей Николая Рериха.  Нью-Йорк, США.
 
 
 

"Забавно утверждение некоторых лиц о том, что Великие Учителя живут в городе Шигадзе. [...] На много, много сотен верст от такого города находится Твердыня. Подходы к этой Твердыне хорошо охранены. Разные пути ведут к ней, и часто нужно идти подземными путями и под реками, чтобы достичь Вершины. Но для позванных расставлены вехи".

Рерих Е.И. Письма. Т. 4.   М.: МЦР,  Мастер-Банк,  2002. С. 273.

    1

"Можете указать истинно ищущим душам, что Твердыня Великого Знания существует с незапамятных времен и стоит на несменном Дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий. Все Великие Учителя были связаны с этою Обителью, все Они были Членами ее".

Оттуда. Деталь

Рерих Е.И. Письма. Том 3.   М.: МЦР, 2001. С.153.

    1

"Но мы, знающие, что существует Твердыня Духа, которая не даст погибнуть ищущим Свет, будем со всем устремлением призывать неизвестных еще нам собратьев по духу под знамя Культуры и Мира".

 Рерих Е.И. Письма. Т. 1.  М.: МЦР, 1999. С. 239.

    1

"Отказывающиеся от веры в существование Белого Братства отказываются от величайшей Идеи и Красоты, до которой когда-либо поднималась человеческая мысль. Белое Братство – мечта человечества, Твердыня Знания и сокровищница жизнедательной Энергии. Истинно – лишь этими Держателями жив мир и человечество его".

Рерих Е.И. Письма. Том 5.  М.: МЦР, 2003.  С. 195.

    1

"Белое Братство имеет свою Обитель Света, или Шамбалу Небесную, в Тонком Мире, но также как Отображение ее Шамбалу Земную в неприступной Трансгималайской Твердыне. [...] Существует правило, по которому в течение одного столетия один, редко два ученика, из выполнявших особое Поручение Братства на Земле, допускаются в своем физическом теле в Твердыню Земной Шамбалы, где и остаются или в теле физическом, или же переходят там в новую оболочку, которая является особым видом тонкого тела, плотнее, нежели обычная тонкая оболочка и несколько разреженнее физического тела".

Рерих Е.И. Письма. Том 8.   М.: МЦР, 2008. С. 160.



Н.К. Рерих. Поход Чингиз-хана

  

Монголия (Поход Чингис-хана)
 
1937-1938 гг.
Холст, темпера. 92 х 123
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия
 

 

Н.К. Рерих о Чингис-хане

    1

"Великое синее небо, покровитель Чингисхана.

Уж так широка пустыня Монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава!"

Рерих Н.К. Эрдени Мори // Держава Света.  М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 506

    1

Поход Чингис-хана. Деталь"Хочешь лететь, лети над Монголией. Хочешь опуститься – для железной птицы всюду место найдется.

Хочешь спешить на моторе – спеши. По всем дорогам и по целине равнинной редко где можно покрыть такие пространства без препятствий.

Хочешь мерить пустыню верблюжьими шагами, меряй до устали. Никаких препятствий не предвидится. В достатке будут верблюжьи колючие кустарники.

Хочешь скакать на коне – скачи! О двуконь преодолевались монголами огромные пространства. Орды Чингиз-хана тому свидетельство".

Рерих Н.К. Монголия // Листы дневника. Т. 1. М.:  МЦР, 1995. С. 414.

    1

"Нужно видеть, с каким проникновенным восторгом каждый монгол произносит священное для него имя Чингисхана, как монголы вспоминают Тимура, Угедея, Кубилая и других строителей, и грозных, и миролюбивых, вызывавших такое внимание всего мира".

Рерих Н.К. Наран Обо // Листы дневника. Т. 1.  М.:  МЦР, 1995.  С. 533.



Н.К. Рерих. Чингис-хан (Всадник. Монголия)

 Чингис-хан (Всадник. Монголия) 

1937 г.
Холст, темпера, 45,5 х 79,6
Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск. РФ
 
  

Чингис  - хан. По книге д-ра Эренжен Хара-Давана «Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи 12 – 14 веков».

    1

 "Передают, что к Чингис-хану прибыли послы от Старца Горы. В ларце лежала золотая чаша и многие разноцветные покрывала. Надпись гласила: «Пей из одной чаши, но покрывайся платами всех народов». Так были явлены Иерархия и терпимость, как и подобает вождю".

Сердце, 295.

    1

Чингиз-хан. Деталь

"Вспоминается, через какие трудности приходилось проходить лицам, строившим новые эпохи. Вспомним хотя бы Чингиз-Хана. Вспоминаются слова его матери, когда они были окружены врагами, всеми преследуемы: «Помни, сын мой, что у тебя нет друзей, лишь тень — друг твой»".

Рерих Е.И. Письма. Т. 3.  М.: МЦР, 2000. С. 481.

    1

"Перед нами старинная монгольская монета. На ней и солнце, и луна, и семизначное созвездие Большой Медведицы, или Семи Старцев. Широкая мечта о поднебесье. Мечта о чудесах и красотах Чингисова Великого Синего Неба.

Широкоохватно. [...]
    
Часто восточные народы изображались летописцами нетерпимыми, жестокими, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, человечности, благотворительности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством Чингисхана и всех прочих воителей и Дальнего, и Ближнего Востока. [...]

В свое время я был рад получить книгу доктора Хара Давана о Чингисхане. Автор сам принадлежит к народам Востока, и потому его проникновенные оценки еще более убедительны. Он знает, о чем говорит. Он понимает глубину культуры в основании многих великих движений, которые могут быть непонятны посторонним". 

Рерих Н.К. Дары Востока // Листы дневника. Т. 1.  М.: МЦР, 1995. С. 447 - 450.


 Главная   >   Публикации о картинах   >          Опубликовано: 15.12.2021