Экспедиция
Маршрут Центрально-Азиатской
экспедиции Н.К.Рериха
по территории Казахстана
(1926 г.)
На фоне богатого на памятные даты и события месяца мая, репортажами о которых пестрели страницы республиканских газет и Интернет ресурсов, совершенно незамеченной осталась важная историческая веха - 85-летие прохождения Центрально-Азиатской экспедиции академика Рериха по территории Казахстана.
О всемирно известном художнике, выдающемся культурном деятеле Николае Константиновиче Рерихе, у нас в Казахстане слышали, к сожалению немногие. Преимущественно, это люди старшего поколения и некоторые из молодых, в той или иной степени интересующиеся вопросами искусства и культуры. О предпринятой им в 1924 – 1928 годах прошлого века знаменитой экспедиции по Индии, Сиккиму, некоторым районам Гималаев, высокогорному княжеству Ладакх, Синьцзян-Уйгурскому округу Китая, Алтаю, Монголии, Тибету знают ещё меньшее количество наших сограждан. А о том, что эта экспедиция проходила по территории Казахстана – вообще единицы.
Об экспедиции Рериха издано немало книг и написано статей. В 2009 году, в Москве в год 80-летия её завершения, прошла международная конференция, посвящённая этой дате. Участие в этой конференции приняли и представители Казахстана сообщением, в котором уточнялся маршрут прохождения экспедиции по территории Республики. Материалы конференции опубликованы. И, тем не менее, у нас в Казахстане о них почти никто ничего не знает. Похоже, эта тема серьёзно затерялась в пространствах глобальных информационных технологий.
По масштабам, продолжительности, объемам полученного научного материала, Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха до сих пор нет равных. Она продолжалась около 5 лет. Её маршрут очертил на карте Азии гигантское кольцо, начавшееся и замкнувшееся на севере Индии, в предгорьях Гималаев. Экспедиционный караван преодолел 35 высокогорных перевалов высотой от 4 до 6,5 тысяч метров над уровнем моря. Были нанесены на карту и описаны неизведанные ранее области западного Тибета. Был собран колоссальный по объёму научный материал по истории, этнографии и культуре народов срединной Азии.
Цели и задачи экспедиции Рерих определил так: «Конечно, моё главное устремление как художника, было к художественной работе. Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления – так щедры эти дары Азии…
Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».
На маршруте Рерихом было написано около 500 картин и этюдов. В том числе известные серии «Майтрейя», «Его Страна», «Знамёна Востока», «Горная сюита», «Озёра и Гильгитский путь», «Замки и крепости» (другое название этой серии «Святыни и твердыни»), «Гималаи». Впервые западному миру так широко была представлена не виданная им ранее Азия - её горные и степные пейзажи, исторические герои, герои мифов и легенд. На полотнах были запечатлены уникальные природные ландшафты, архитектурные и археологические памятники, фрагменты истории Азии. Художественными средствами была написана особого значения летопись Азии - её история, настоящее и будущее.
На всех этапах экспедиции в её основном составе кроме самого Н.К.Рериха были его супруга Елена Ивановна и старший сын, выдающийся лингвист и востоковед, Юрий Николаевич. На Казахстанском участке пути Рерихов сопровождали лама Лобзанг и молодой ладакец Рамзана
Казахстанский этап экспедиции занял всего 10 дней – с 28 мая по 7 июня 1926 г. Это около 140 вёрст подхода от границы с Китаем до пристани Тополев Мыс на озере Зайсан, что заняло 4 дня пути. И 6 дней пароходом по реке Иртыш до границы с Россией. Прибыли в Омск 8 июня.
Преодолев Гималайские перевалы, пройдя через Синьцзян, экспедиция приблизилась к границам Казахской Советской Социалистической Республики, которая на правах автономии в те годы входила в состав Российской Федерации СССР. Естественной границей с Китаем в тех местах служит линия свободного извива Тарбагатайского хребта. Позади были трудности горных переходов, вынужденное стояние и фактически арест экспедиции в Хотане, опасности разбойных нападений, произвол местного амбаня в Урумчи, постоянные поломки транспорта по вине неумелых возчиков, пыльные бури и неожиданные снежные метели от которых негде было укрыться.
Ещё в Урумчи обсуждался план маршрута по Казахстану. Рассматривался вариант через Чугучак и Верный до Ташкента, и далее по железной дороге на Москву. Но выбрали водный путь через озеро Зайсан по Иртышу до Омска. Уставшие от китайского участка пути путешественники решили, что этот маршрут позволит им немного отдохнуть и восстановить силы.
28 мая 1926 года рано утром караван покинул последний китайский пограничный пост и направился через холмы и перевалы к советской пограничной заставе Кузеунь.
Нейтральная полоса в 30 верст выглядела по-весеннему нарядной, цветущей и разнотравной. Караван сопровождал неизвестно откуда взявшийся живописный отряд казахских конников. То ли «милицейская охрана», то ли молодёжь из местных аулов, а может быть те самые опасные грабители, встречи с которыми опасались Рерихи ночью. Но этот почётный эскорт был предельно доброжелательным к путешественникам, проводил до самого погранпоста, и выглядел очень живописно. Ловкие наездники гарцевали вокруг неспешно двигавшегося каравана, гонялись по просторным склонам за показавшимися вдали волками. Николай Константинович с удовольствием наблюдал за ними и отметил их сходство с известным изображением древних скифов на Куль-Обской вазе. Один из лихих конников нарвал для Елены Ивановны большой пучок красных пионов.
Подошли к пограничному посту Кузеунь. «Выходят бравые пограничники. Расспросы. Общая забота сделать нам так, как лучше. Где же грубость и невежественность, которыми мог бы отличиться заброшенный, не помеченный на карте маленький пост?! Следует долгий и внимательный досмотр вещей. Все пересмотрено. Извиняются за длительность и хлопоты, но все должно быть сделано без исключения и по долгу» - записал Николай Константинович в дневнике. Заночевали на посту.
Утром «по чудесной гладкой дороге» отправились в село Покровское (ныне Манырак), в котором располагалась пограничная комендатура. Горы отступили, понизились. Вдали юрты, стада. Едут в сопровождении верхового пограничника. А неподалёку опять любопытные всадники - не каждый день здесь проходят путники из дальних мест. Проехали мимо посёлка Рюриковский (позднее переименован в Сарыолен)
В комендатуре приезду гостей были рады, устраивали по своим скромным квартирам, расспрашивали, просили обязательно показать картины и «потолковать еще», радовались, что по вине возчика Рерихи опоздали на пароход и задержатся с ними еще на один день. Вечером до позднего часа - разговоры «о самых широких, о самых космических вопросах». «Где же такая пограничная комендатура, где бы можно было говорить о космосе и о мировой эволюции?! Радостно» - записал Николай Константинович. На следующий день он показал пограничникам свои картины. Их «свежие суждения» ему понравились. Беседовали о разнице понятий культуры и цивилизации, об индусской философии. И эти, до сих пор сложные для многих темы, были пограничниками поняты легко и просто. Рассказы красноармейцев были не менее интересны Рерихам. Николай Константинович с удовольствием отмечает их «сознание долга и дисциплины», «жажду знания», широкое мышление и записывает в дневнике: «И мы сказали спасибо этим новым знакомым за все от них услышанное»
На следующий день двинулись к пристани «Тополев Мыс» на озере Зайсан. От Покровского до него 45 верст. Провожал Рерихов красноармеец Джембаев на коне. «Сердечно простились».
Наконец доехали. Синяя гладь озера с пологим пустынным берегом. Вдали белеют вершины Алтая. «Не сама ли Белуха?». Вот и Тополев Мыс - небольшой рыбацкий посёлок с белыми приземистыми мазанками, метеостанция, грузовой причал.
Шёл 1926 год. В Казахстане полным ходом велась борьба с неграмотностью. В городах и сёлах открывались сотни школ, в которых тысячи взрослых людей постигали азы чтения и письма. С этого года был взят курс на ускоренную индустриализацию Республики. Особое внимание уделялось строительству предприятий добывающей промышленности и железных дорог. В богатом на природные ресурсы Восточном Казахстане разведывались и осваивались месторождения, строились заводы и обогатительные фабрики. Из России везли строительные грузы, оборудование, ехали рабочие и специалисты. Иртыш был в то время востребованной транспортной артерией, осваивающей немалые потоки грузов и пассажиров. По данным известного краеведа Герасимова С.Н. в те годы по Зайсану и верхнему участку Иртыша постоянно курсировали 12 судов, в том числе 4 пассажирских. Именно с этой кипучей энергией первых лет индустриализации Республики соприкоснулись Рерихи на берегу Зайсана и продолжили знакомиться с её носителями во время своего дальнейшего путешествия.
При погрузке на пароход «Лобков», ещё на сходнях, Рерихов обступают грузчики и просят «рассказать». На верхней палубе их окружает целое кольцо людей всех возрастов. Начинаются расспросы, все горят желанием больше узнать.
Николай Константинович с удовольствием отмечает в дневнике: «И как разбираются в рассказанном! Какие замечания делают! Кому нужно знать экономическое положение стран, кто хочет знать о политике, кто ищет сведений об индусских йогах, говоря: «Вот где истина».
Путешествие «по Иртышу среди холмистых и долистых далей» от Тополевого Мыса до г.Омска продолжалось 6 дней. Рерих отмечает в дневнике следующие остановки: село Баты и Новый Красноярск (ушли под воду при заполнении Бухтарминского водохранилища и на современной карте Казахстана на берегу Иртыша нет населенных пунктов с такими названиями), Усть-Каменогорск «деревянный городок», Семипалатинск, где была перегрузка на пароход «8 февраля», Ермак (ныне переименованный в Аксу), Павлодар с «густой толпой на пристани».
Все дни путешествия наполнены впечатлениями от встреч на пароходе, многочисленными просьбами прочесть лекции «о нашем пути», интереснейшими наблюдениями жизни молодой советской Республики. «Вся команда и все пассажиры третьего класса собрались тесным кольцом, и все слушали новые сведения с напряженным вниманием. Не игра, не сквернословие, не сплетни, но желание знать влечет этих людей». Задают сложные продуманные вопросы. Приходят матросы, просят дать статью в газету. Нигде нет сквернословия. Заботливость и желание всячески помочь. В Семипалатинске Рерихи заходят в книжный склад: «…не видим ни одной пошлой книги. Масса изданий по специальностям. И это все в пограничном захолустье в уединенном Семипалатинске». Николая Константиновича радуют рост народного сознания, легкость передвижения людей, отсутствие страха и предрассудков, широта, реальность и практичность суждений, тяга к знаниям. Вот два молодых рабочих говорят об организации местного театра: «Говорят так, как и в столице редко услыхать можно. Пограничники толкуют о буддизме: понимают, что это не религия, а учение». Народный учитель любовно говорит о лучших методах преподавания. С командиром полка, убежденным партийцем, разговор об эволюции материи. И Николай Константинович записывает в дневнике: «Здесь оплот эволюции… На картине «Сон Востока» великан еще не проснулся, и глаза его еще закрыты. Но прошло несколько лет, и глаза открылись, уже великан осмотрелся и хочет знать все. Великан уже знает, чем владеет».
Продолжительность Казахстанского этапа Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха составила всего 10 дней – малый отрезок многолетнего пути. Но эти 10 дней были наполнены лучшими впечатлениями от неслучайных встреч, уважительной заботой и вниманием, и представляли резкий контраст предшествующему маршруту по Синьцзяну. Это было время краткого отдыха после «китайских» трудностей и подготовкой к следующему этапу. Впереди была Москва.
За пределами нашей статьи остались посещение Рерихами Москвы, Алтая, трудный обратный путь в Индию через Монголию, Китай и Тибет, создание на материалах экспедиции в предгорьях Гималаев на севере Индии уникального научно-исследовательского Института Гималайских исследований, а также многогранная общественная и научная деятельность семьи Рерихов. Путевой, многократно переиздаваемый, дневник Н.К.Рериха, названный «Алтай – Гималаи», читается с огромным интересом. Впечатления, размышления, аналогии и наблюдения автора захватывают воображение читателя. Эта книга не просто путевые записи, на её страницах – сжатые формулы истории азиатских племён и народов, взаимосвязей культур, предвидения будущего расцвета этого континента. За пределами нашей статьи осталась и философия экспедиции, её колоссальный не только в общепринятом смысле итог, который по прошествии десятилетий начинает осознавать и изучать научное сообщество. По Срединной Азии прошёл караван, оставивший в пространстве невидимый след, рождающий мысли и идеи эволюционного развития не только региона, но человечества. Нам повезло. Караван прошёл и по территории Казахстана.
Глущенко Л.И.
2011 г.
Статью опубликовали:
1. Алматы. Иллюстрированный журнал «НОМАД-КАЗАХСТАН» № 4/5 (40/41) 2011 под заголовком «Пробуждение Востока», с.86-93.
2. Астана. Газета «ИНФО-ЦЕС» № 29 (1288) от 22 июля 2011 г. под заголовком «Путешествие в сердце Азии».
3. Талдыкорган. Общественно-информационная газета «Диалог» № 27 (166) от 18 августа 2011 г.
4. Усть-Каменогорск. Областная газета «7 дней» № 36 (838) от 8 сентября 2011 г.
5. Усть-Каменогорск. Журнал Управления культуры Восточно-Казахстанской области «Вестник культуры» № 8-2011, с.40-43.
6. Павлодар. Газета «Звезда Прииртышья» от 13 октября 2011 г, под заголовком «Экспедиция в Казахстане».
Выражаем благодарность всем, кто организовал публикацию статьи в городских и областных изданиях Казахстана и тем способствовал информированию казахстанцев о юбилейной дате Центрально Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха.
Другие материалы о Синьцзяньском и Казахстанском этапах Центрально-Азиатской экспедиции на нашем сайте:
Урумчи, Джунгария, Казахстанский этапы экспедиции (1926 г.) К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха
От Каракорума до Тарабагатая. Ценрально-Азиатская экспелиция Н.К. Рериха. Восточно-Туркестанский этап
Главная → Центрально-Азиатская экспедиция