С.Н. Рерих Воззри, человечество!

 

 

Грани Агни Йоги

о мировых событиях

 

 

Читать в формате PDF 

                                                                                                                                                «В мировых событиях разве нельзя усмотреть явление Огня? 
Смотрите на соотношения народов, на магнит идей,
на распределение мыслей и на все знаки общественного мнения.
Не пути сообщения ведут эти вспышки пламени,
но нечто иное, вне стоящее»

Мир Огненный. Ч. 1. § 55

В Гранях Агни Йоги затронуто много важнейших вопросов  духовного совершенствования человека, Основ Мироздания, Психической Энергии и др., которые расширяют и обогащают знания, данные нашими Учителями в Учении Живой Этики.

Но есть в этих книгах  еще одна тема, которая не всегда заметна читателю, и не всегда привлекает его внимание. Мы имеем в виду строки о мировых событиях, происходивших в момент  создания текстов. Сам факт их упоминания в той или иной форме является вехами для будущих исследователей мировой истории XX века.

Мы остановимся на трёх таких событиях,  а именно: Корейская война 1950-1953 гг., Суэцкий кризис 1956 года и подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 г. Хотя, безусловно,  таких исторических вех в Записях Б.Н. Абрамова гораздо больше и все они ждут своего осмысления.

Параграф из книги «Мир Огненный», который вынесен в эпиграф, подсказывает нам, на что нужно обратить внимание в оценке  и анализе этих мировых проявлений огненных процессов эволюции: «соотношение народов», «магнит идей», «распределение мыслей», «знаки общественного мнения». 

Корейская война 1950-1953 гг. 

В Гранях Агни Йоги 1951 г.  написано следующее:

 «<…>Корейских глаз недостаточно. Пусть все увидят бесчеловечную жестокость старого мира. Отец Разворачивает заботу. А[томных]  б[омб] не смущайся, будут употребляться на мирные цели. Не Дадим, не Дадим барсу прыгнуть»[1, § 347].

Эти строки написаны во время  Корейской войны 1950-1953 гг. Они перекликаются со словами Е.И. Рерих, которая  годом ранее,  также во время военных действий на Корейском полуострове, писала своим сотрудникам в Америку:

«Скорблю за разрушение прекрасной маленькой страны и тихого народа. Такое разрушение не может остаться безвозмездно. Страна, занявшая позицию агрессии, оявится на космическом возмездии.  Но страна, уявленная на уничтожении, возродится потом с помощью страны Лучшего Сердца» [2, с. 432].

Несколько слов об истоках конфликта.

Во время разгрома Японии во Второй мировой войне Корея, находившаяся под японской оккупацией, была временно (как предполагалось) разделена на две зоны – советскую и американскую. Но в результате односторонних шагов предпринятых США после Фултоновской речи У. Черчилля, это разделение превратилось в раздел страны на две части – северную и южную. Многочисленные провокации, происходившие на демаркационной линии (38-я параллель), в конечном итоге привели к военному столкновению, переросшему в полномасштабную войну с участием войск США, ООН (находившейся на тот момент под американским влиянием) на стороне Южной Кореи, и  добровольцами Китайской Народной Республики (КНР) и авиацией СССР на стороне Северной Кореи (КНДР).

Военные историки так характеризуют эту войну:

«Конфликт на Корейском полуострове оказал самое непосредственное воздействие на всю глобальную систему международных отношений, способствовал активизации деятельности НАТО…»[3, с. 19].

«В ходе войны в Корее американское командование использовало огнеметно-зажигательные вещества, химическое и даже бактериологическое оружие»[3, с. 802].

Причем применялись эти виды оружия преимущественно против гражданского населения.

Применение упоминаемого в Гранях Агни Йоги ядерного оружия (ЯО) неоднократно обсуждалось политической администрацией и  военным командованием США:

«На всем протяжении Корейской войны сохранялась прямая угроза применения Соединенными Штатами Америки ядерного оружия. Во многом она определялась позицией главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура. Он придерживался жесткого курса в войне, настаивая на расширении военных действий на территорию Китая и применении ядерного оружия. 
Вопрос о возможном использовании ЯО рассматривался администрацией США в условиях поражения МНС [многонациональные силы] ООН после вступления в боевые действия в Корее китайских народных добровольцев. В конце ноября 1950 г. президент США Г. Трумэн, выступая перед прессой, не исключил подобного хода развития войны на полуострове.
Вашингтоном изучалась возможность использования с 27 по 29 декабря 1950 г. шести атомных бомб в целях уничтожения войск Северной Кореи и КНР в районе Пхенсан, Чхорвон, Кимхва и, позднее, еще восьми атомных бомб против китайских войск в районе Чонджу и севернее реки Имджинган» [4].

«”Ограниченная война” в Корее привела к огромным человеческим потерям всех вовлеченных в неё государств. По официальным американским данным в Корейской войне США потеряли 54 346 человек убитыми и 103 284 человека ранеными. Потери китайских частей, включая раненых, составили около 1 млн. человек.

Но самые страшные потери понёс корейский народ: погибло 9 млн. человек из них 84% - мирные жители» [3, с. 18].

За этими скупыми строками - чудовищная трагедия корейского народа.

Но у этой войны был и еще один аспект – информационный. С самого начала военных действий шла массированная обработка общественного мнения в западных странах. Было сделано всё, чтобы представить северных корейцев в самом негативном свете,  чудовищные преступления многонациональных сил, руководимых США,  замалчивались или отрицались.

В 1951 году Пабло Пикассо создал  картину «Резня в Корее», получившую такой же общественный резонанс, как и его знаменитая «Герника». Эта картина имела не просто антивоенное звучание. В западной прессе того времени название «резня в Корее» получил инцидент с расстрелом военнослужащими КНДР  сорока американских военнопленных (в нарушение Женевской конвенции 1949 года). Но на картине Пикассо изображается расстрел корейских детей и женщин, в том числе беременных, солдатами европейской внешности.

Известный исследователь творчества П. Пикассо Антонина Валлантен так пишет об этом произведении:

«”Резня в Корее” отражает его жалость к слабым и глубокое отвращение к жестокой силе. В своем произведении он избегает символики, говоря на доступном всем языке, как народный оратор, обращающийся к массам.<…>

В правой части картины он изображает компактную группу вооруженных людей, образующих единый разрушительный механизм, машину смерти. Солдаты, держащие наперевес ружья и пулеметы, облачены в странные доспехи, плотно прилегающие к телу, лица их спрятаны за средневековыми забралами и это делает их похожими на роботов; связь сегодняшних Франкенштейнов со средневековыми варварами подчеркивается еще жестом начальника отряда, потрясающего обнаженной шпагой. Жертвами же войны становятся женщины и дети. <…> Как и “Герника”, “Резня в Корее” одноцветна, Пикассо выбрал светлый серо-стальной цвет, лишь посередине есть немного желтого и зеленого» [5, гл. 14 «Война и мир»].

Эффект от картины был колоссален. Достаточно сказать, что показ этой картины в Южной Корее был запрещен до 1990 года. Так информация о чудовищных военных преступлениях войск США и их союзников была донесена до мирового общественного мнения, были реализованы слова из Граней Агни Йоги «Пусть все увидят бесчеловечную жесткость старого мира» [1, § 347].

В наше время Корейский полуостров  продолжает оставаться очагом международной напряженности. Продолжается и агрессивная информационная кампания против КНДР. Характеристика  событий, данная  Е.И. Рерих и в  Записях Б.Н. Абрамова, по-прежнему актуальна и позволяет нам ориентироваться в их нравственно-этической оценке. 

Суэцкий кризис 1956 года 

События вокруг зоны Суэцкого канала 1956-1957 гг. вошли в историю ХХ века под названием Суэцкий кризис 1956 года.

Эти события в советской и современной российской историографии исследованы не слишком подробно. Как правило, они  рассматриваются как этап арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке.

Предыстория кризиса такова. Египет, формально получивший относительную независимость в 1922 году, находился в орбите влияния Англии, Франции и других стран Запада. Не в последнюю очередь потому, что по территории Египта проходил построенный в 1869 г. Суэцкий канал, сокращающий почти на 8 тыс. км путь из Индийского океана в Средиземное море и, следовательно, в Европу.

Канал находился под управлением англо-французской кампании, и  Египет не имел над ним суверенитета. Это положение, безусловно, было унизительным для страны, которая после Второй мировой войны претендовала на роль лидера среди арабских государств.

В 1956 году молодой и патриотически настроенный лидер Египта Гамаль Абдель Насер заявил о национализации Суэцкого канала. Это был его ответный шаг на отказ США финансировать постройку Асуанской плотины, той самой, которую Египет позднее построит с помощью Советского Союза. Разумеется, национализация Суэцкого канала вызвала крайне негативную реакцию Запада и в октябре 1956 года начались вооруженные столкновения, которые могли перерасти в полномасштабный военный конфликт. Мир в очередной раз стоял на грани мировой катастрофы.

Одним из важных факторов, позволивших погасить конфликт, была твёрдая позиция СССР, который заявил о своей всесторонней поддержке Египта.

«5 ноября советский министр иностранных дел Д.Т. Шепилов направил телеграмму секретарю Совета Безопасности ООН, в которой говорилось, что если в течение 12 часов не будут прекращены боевые действия и в трехдневный срок войска агрессора не будут выведены с египетской территории, то Советский Союз окажет Египту военную поддержку. <…>

Вечером того же дня были также отправлены специальные послания главам правительств Англии, Франции и Израиля. В них, в частности, говорилось, что война с Египтом может перекинуться на другие страны и перерасти в Третью мировую войну, в которой может быть использована «ракетная техника». СССР не исключал возможности сокрушить агрессора и восстановить мир на Востоке применением силы.

Все это привело к тому, что 8 ноября боевые действия прекратились. Начались переговоры, результатом которых стало размещение на демаркационной линии между Израилем и Египтом Чрезвычайных миротворческих сил ООН» [6].

Наше внимание к этому конфликту было привлечено  записью из Граней Агни Йоги, датируемой 21 декабря 1951 г.:

«<…>Суэцкий канал – орбита действия и Заботы. Там Наша Рука. Горит слово неугасимое: Свобода. И Мы Победим. Мы везде Боремся и Побеждаем. Разваливается мир старый» [1, § 345].

Эта запись была сделана задолго до кризиса 1956 года. Более того, в 1951 году вокруг Суэцкого канала не происходило никаких событий, которые могли бы  соотноситься с Записью Б.Н. Абрамова.

Но, цитируемом выше источнике нами обнаружена следующая информация: 

«15 октября 1951 г. руководство страны расторгло договор 1936 г., на основании которого на территории Египта дислоцировались английские военные базы. Но Англия не только не вывела оттуда войска, но увеличила их численность до 120 тыс. человек. Ответом стали массовые митинги протеста и партизанская борьба против английских оккупантов» [6].

Несомненно, одной из целей нахождения контингента иностранных войск в Египте и была охрана собственности иностранных компаний, главным образом Суэцкого канала.

Таким образом, мы можем предположить, что Запись в Гранях 1951 года была связана с массовыми протестами против неоколониальной политики.

Спустя пять лет, уже во время Суэцкого кризиса в конце 1956 года в Записях Б.Н. Абрамова (14 ноября – 13 декабря) мы читаем следующее:

«<…>Очень печально положение в мире. Вихри и волны тьмы несутся над Землей, погружая во тьму целые области,  страны. И нам стоящим у пульта управления планетой, видеть приходится явно ужас разлитого яда и газов коричневых тучи. Тяжко в мире, и ноша его становится непомерной. Ноша мира сего, велика твоя тягость» [7, § 896].

 «Ощущение правильно: тяжко в мире невыносимо» [7, § 909].

«Мировой котел кипит событиями, от воздействия их на сознание не уклониться <…> Нехорошо в мире. Нарыв набух, и каждое мгновение готов прорваться <…>» [7, § 922]

«Стоим на переломе. Отсюда и напряжение небывалое. Чаша справедливости поднимается. И кто устоит, если Рука Владыки Поворачивает врагов в нужную сторону. Смотри, как решает Восток. Ему дается право решать <…>» [7, § 1008].

Стоит отметить, что США, приложившие немало сил для раздувания конфликта, в конце его выступили с требованием прекратить военные действия. Не Рука  ли  Владыки повернула эту страну в «нужную сторону»?

«Провал агрессии против Египта имел большое международное значение. Резко возрос авторитет Египта и его президента Насера, который стал лидером арабского мира. Значительно ослабли позиции Англии и Франции на Ближнем Востоке» [8].

Так в этом конфликте заявил о себе Восток, мощно и твердо поднявшийся за Свободу,  против неоколониальной политики Запада. 

Договор  об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 года 

В 13-м томе Граней Агни Йоги, 1972 год мы встретили следующие строки из дневника Б.Н. Абрамова:

«22 мая в Москву приехал президент США. Идут переговоры чрезвычайного значения и важности по своим следствиям» [9, § 271].

Подобные вставки в Записи весьма редки, в частности в  13-м томе - всего одна. Б.А. Данилов, составитель Граней, безусловно, сделал её не случайно, как своего рода подсказку будущим читателям. Можно назвать это сотворчеством составителя и создателя Граней Агни Йоги.

Что же за переговоры проходили тогда в Москве, и какие следствия они имели?

После Второй мировой войны, в 1949 году Соединёнными Штатами Америки и их союзниками была создана новая форма противостояния СССР и социалистическому лагерю – военно-политическая группировка   «Организация североатлантического договора» (НАТО, англ. North Atlantic Treaty Organization),  включившая  в себя, кроме США,  17 государств  Европы и Канаду.  Была развязана гонка вооружений, которая поставила планету на грань  полного уничтожения.

Елена  Ивановна Рерих в одном из своих писем, говоря об этом событии, отметила, что «были заложены причины ближайших крушений» и охарактеризовала его   как «…осуществление безумного исторического акта», принятие которого «напрягло атмосферу недоверием и ненавистью между народами» [2, с. 211].

В последующие годы Советский Союз неоднократно предпринимал действия  по созданию системы международной безопасности, которая могла бы ограничить и прекратить эту убийственную политику. О необходимости этого процесса было Сказано еще в 1951 году:

«Сложность времени возрастает. Противоречивые у нас представления о вещах.

Конференции Мира надо найти место…» [1, § 342].

Итогом  усилий явились Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений  и  Договор  об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)  между СССР и США (их иногда называют ОСВ-1), которые были подписаны в Москве 26 мая 1972 года. Их подписанию предшествовали долгие консультации и переговоры, начатые ещё в 1967 году.

Временное соглашение ограничивало количество наступательных вооружений и было рассчитано на пять лет.

Более важным и значительным явился Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Договор был бессрочным и предусматривал:

обязательство не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны;

ограничение числа районов размещения системы ПРО для каждой страны;

определение количества пусковых установок в районе размещения и противоракет на стартовых позициях.

СССР и США обязывались, согласно этому договору,  не создавать, не испытывать и не развёртывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования [10].

Договор с советской стороны был подписан Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, с американской – президентом США Ричардом Никсоном.

Договор по ПРО стал основой всей  системы международной коллективной безопасности ХХ века. Видный военный историк генерал-майор Колтунов В.С. так оценивает роль этого международного документа:

«Заключение Договора по ПРО стало переломным моментом в истории разоруженческого процесса. Не будь Договора по ПРО - вряд ли могли появиться Договор ОСВ-2, Договор по РСМД, Договор СНВ-1, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и многие другие соглашения в области контроля над вооружениями» [11].

Именно наличие ядерного оружия у СССР и США стало сдерживающим фактом в политическом процессе. Не это ли имелось в виду в Гранях Агни Йоги за 1951: «А[томных]  б[омб] не смущайся, будут употребляться на мирные цели» [1, § 347]?

В Гранях Агни Йоги нашли отражение события мая 1972 года,  относящиеся непосредственно к периоду пребывания Ричарда Никсона в Москве и подписанию Договора об ограничении систем  ПРО.

 Записи даны в хронологической последовательности с 22 по 30 мая, т.е. во время и сразу после переговоров.  Мы не берем на себя смелость утверждать, что все они относятся к  данному событию.  Но, возможно, они приоткрывают глубоко скрытые, сокровенные причины исторических событий недавнего прошлого.

«Совершаются события чрезвычайной важности. И течение их вне контроля человеческой воли. Какая страшная сила противостала Новой Стране во время последней великой войны, и всё же победа осталась за Россией. Так и теперь ей предстоит победа во всём, на всех фронтах, внутренних и внешних. Всё победит и преодолеет великий народ с Помощью Нашей. Веру в конечную победу Света храните превыше всего» [9, § 253].

«Мы помогаем течению планетных событий в согласии с Планом Владык. Помогайте и вы, действуя по принципу viribus unitis (объединенными усилиями – лат.). Один миллиард – число войска Майтрейи. Объединение воинов в духе – условие победы. Поэтому требуется сознательное сотрудничество на стороне сил Света всех, кто примыкает к полюсу Света. В мыслях или внешних действиях, но сотрудничество должно быть сознательным, то есть выбор и примыкание к силам мира и Света или войны тьмы и разрушения должны быть сделаны сознательно и добровольно» [9, § 255].

«Сейчас наступило время явного перелома в течении мировых событий. И каждое из них будет завершаться победой сил Света. Космические воздействия лучей астрологически изменились. Под их благоприятным воздействием и будут вершиться дела мира» [9, § 261].

«Сказано: «Рукой и ногой человеческой». Великий переход от века мрака к веку Света будет отмечен разделением человечества на сторонников мира, сотрудничества и Света и сторонников войны, разрушения и насилия. Первым суждена полная победа, вторым – поражение и уход с исторической сцены, а сознательным служителям тьмы и делателям зла – Сатурн. Необходимо пробуждение всех участников и строителей Нового Мира к пониманию значения происходящей борьбы между силами строительства и силами разрушения. Принявшие примкнут к Стану Света и будут иметь победу» [9, § 264]

«Усталость от пространственного участия в происходящем. И вы помогаете посильно. По цепи передается напряжение. Лишь ничтожества к участию не призваны. Если бы поняли необходимость противоположения вещи единой, разновесие заменилось бы равновесием. Подготавливаются условия для Великого Прихода. Не меч принесен будет в мир, но мир» [9, § 265].

«Просто так ничего не бывает. А если что и бывает, то не так и не просто. Глубоко и велико значение происходящего. Исполнители не знают величия Плана. Но Знают Те, Кто Ведет. Порадуемся грядущему» [9, § 267].

«Мы были вынуждены применить особые меры к тому, чтобы соглашение состоялось<…>» [9, § 272]

«Человек предполагает, а Мы Располагаем. Зная Сроки, Мы Располагаем безошибочно.  Мы Будем гасить человеконенавистнические вспышки Лучами, которые при новых комбинациях светил будут особенно действенными. Если от вспышки розовых лучей может поникнуть восстание, то при благоприятствовании астрологическом великие перемены не замедлят. И так же, как человечество докатилось  до грани ядерной войны, так же точно начнется  и уже начался обратный процесс. Порадуемся  возможностям светлым, открывающимся перед исстрадавшимся человечеством» [9, § 278].

Через все эти Записи красной нитью проходит мысль о важности борьбы за мир, разделении человечества по линии строительства или разрушения.

В США Договор подвергался критике с самого начала переговорного процесса. В период президентства Р. Рейгана (1981-1989 гг.), заявившего о намерении создания программы космической ПРО, т.н. «звёздных войн», действия противников Договора перешли в стадию разработки и испытаний отдельных элементов систем, противоречащих Договору.  Эти действия продолжались  в период администрации  Дж. Буша-старшего, Б. Клинтона и, особенно,  Дж. Буша-младшего.

Советский Союз, а потом Россия делали все возможное для сохранения  и укрепления системы международной коллективной безопасности, стержнем которой являлся Договор 1972 года.

В декабре 2001 года администрация США официально вышла из Договора об ограничении систем  ПРО. В связи с этим 13 декабря 2001 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил с Заявлением, в котором, в частности говорилось следующее:

«...мы считаем данное решение ошибочным.<...>

…наша страна не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот договор сохранить. Продолжаю считать и сегодня, что такая позиция является верной и обоснованной. При этом Россия, прежде всего, руководствовалась заботой о сохранении и укреплении международных правовых основ в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения». [12]

Последствием одностороннего разрушения  администрацией США  Договора 1972 г.  явился новый виток гонки вооружений, вызвавший усиление нестабильности на планете.

3

Обобщая изложенное, можно сделать некоторые выводы:

В Учении Живой Этики и Гранях Агни Йоги содержится немало упоминаний и оценок текущих мировых событий, названных в Учении «явлениями Огня».

Собирание таких упоминаний помогает ориентироваться в мировом историческом процессе.

Проанализированные в докладе упоминания показывают, что:

  • наши Учителя поддерживали движение народов за свободу;
  • выступали против бесчеловечных методов ведения войны;
  • поддерживали  движение за разоружение и ограничение оружия массового поражения, применяя для этого даже «особые меры»;
  • считали важным пробуждение народов Востока  и активное их включение в мировой исторический процесс;
  • подчеркивали особую и положительную роль Новой Страны (России, Советского Союза) в мировых событиях.

Завершим наше небольшое исследование  параграфом из Учения Живой Этики:

«Много событий, но учитесь в этой разноголосице  распознать единый план подвига Нового Мира. Множества людей не желают представить себе, что они могут участвовать в мировом построении. Пусть несут камни для незримого им Храма»[13, § 492].

 

И.А. Садовская,  Культурный Центр им. Н..К. Рериха, г. Алма-Ата, Республика Казахстан.  

Доклад на XIII Международном общественно-научный форуме, посвящённом 120-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова,  «”Культура – оружие Света”: сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха во исполнение воли С.Н. Рериха». Москва, 2 августа 2017 г. 

Опубликован в сборнике "Культура - оружие Света": отстоим волю С.Н. Рериха - общественный Музей имени Н.К. Рериха. Материалы ХIII Международного общественно-научного форума, посвященного 120-летию со дня рождения Б.Н. Абрамова. Москва - Тула - Ясная Поляна - Поленово - Венев. 2-6 августа 2017 года. Новокузнецк. 2019


Литература: 

1.                 Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск. Предприятие «Алгим», 2014 г

2.                 Е.И. Рерих. Письма. В 9 т. Т. 8 (1948-1950 гг.) М.: Международный Центр Рерихов, 2008

3.                 «Война в Корее, 1950-1953»/СПб.: «Издательство Полигон», 2003. – 923 [5]с..: ил. – Серия «Военно-историческая библиотека»

4.                 Корейская война 1950-1953 гг.: региональный конфликт с глобальными последствиями [Электронный ресурс]// Министерство обороны Российской Федерации, сайт. Режим доступа: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11776564@cmsArticle  (Дата обращения 30.06.2017)

5.                 Валлантен Антонина. «Пабло Пикассо» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://litbook.net/book/114063/pablo-pikasso/page-146/ (Дата обращения 30.06.2017)

6.                 Коллектив авторов. Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [участие российских (советских) военнослужащих в боевых действиях за пределами Российской Федерации (СССР) после Второй мировой (1946–2002)] / М.: Триада-фарм, 2002. — 494с.  Цит. по: Военная помощь СССР странам Ближнего и Среднего Востока. Участие контингента советских войск в арабо-израильских войнах (1956-1982 гг.) Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/20c2/15.html (Дата обращения 29.06.2017)

7.                 Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2009

8.                 Суэцкий кризис 1956г. [Электронный ресурс] //«Холодная война», сайт. Режим доступа: http://www.coldwar.ru/conflicts/middle_east/1956.php (Дата обращения 29.06.2017)

9.                 Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: Предприятие «Алгим». Издательство «Цэрис», 1998

10.            Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г.  [Электронный ресурс] СНВ-сайт.// Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/abm-treaty.htm (Дата обращения 29.06.2017)

11.            В.С. Колтунов. Договор по ПРО и стратегическая стабильность.  [Электронный ресурс] СНВ-сайт.// Режим доступа: http://www.armscontrol.ru/course/lectures/koltunov2.htm (Дата обращения 29.06.2017)

12.            Заявление в связи с объявлением США о выходе в одностороннем порядке из Договора по ПРО 1972 года [Электронный ресурс] //Президент России (официальный сайт). Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21444 (Дата обращения 29.06.2017)

13.             Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 1 М.: Международный Центр Рерихов, 2016