Н.К. Рерих. Города Эскиз росписи моленной в Ницце. 1914 г. Холст, темпера.130 x 160 см Горловский художественный музей  



Н.К. Рерих об Украине

Из писем и очерков разных лет

 

Сколько истинных кладов заложено на Руси! Сколько замечательных путников прошло по нашим равнинам и какое великое будущее суждено! Пусть молодежь соединится всей силой тела и духа и для великолепных истинных достижений!

Н.К.Рерих. Матери городов

 

Одним из первых учителей живописи Н.К. Рериха был друг его отца Константина Федоровича М.О. Микешин (1835 — 1896), известный русский скульптор и график, большой поклонник творчества Т.Г. Шевченко. Именно в квартире Рерихов проходили собрания создававшегося тогда Общества имени Шевченко, которые Николай Константинович описывает  в очерке «Украйна». Это общество было зарегистрировано в 1898 году и просуществовало до 1917 г. В документах Н.К. Рерих упоминается как один из учредителей [1], но нам не удалось обнаружить каких-то документальных свидетельств об участии Н.К. Рериха в деятельности этого общества [2].

Украина для Рериха, в соответствии с общепринятым в дореволюционной России административным делением, была  одной из  исконно русских территорий. В очерке «Мастерская Куинджи» (1936 г.) Николай Константинович перечисляет Украину в одном ряду с другими южными областями России - Карпатами, Харьковщиной, Межигорьем. А на присоединение Западной Украины к Советскому Союзу он откликнулся очерком «Старые друзья» (1939 г.), в котором пишет о Галиции: «Старое достояние Руси. Вот опять русский народ объединен с Галицкой старинной областью»; отмечает былинные сказания о Галиче, который «много превосходил Киев и зодчеством, и товарами, и всем великолепием»; подчёркивает  историческую значимость «галицийских взгорий», к которым не случайно устремлялись многие народы.

Много  раз упоминает Н.К.Рерих Киев, «мать городов русских»,  Киевскую Русь, Киевскую Софию - всегда подчёркивая их культурную неотделимость от Великого Новгорода, Сергиевой Лавры,  от множества храмов Богородичных, часовен, «киотов Владычицы Небесной "на столбах при путях" по всему лицу земли Русской». (Всенародное (1909 г.), Матерь городов(1934 г.), Русская слава (1939 г.), Мечты (1939 г.),  Сокровище (1946 г.) и др.)

Несколько раз Николай Константинович  обращается к творчеству Н.В. Гоголя и цитирует его в очерках «Академия художеств» [3] (1938 г.) , «Могуча Русь» [4] (1941 г.),  «Украйна» (1947 г.), откликаясь на его формулы «русская душа», « в русской земле товарищество», «русский человек» и др.

В январе 1945 г. в очерке «Что ж такое?» [5]  Рерих тревожно пишет о раздорах в стане союзников по антигитлеровской коалиции, с горечью упоминая в их числе и существующий в Канаде «Украинско-Канадский Комитет о самостоятельной Украине» [6].

Очерк «Украйна», написанный Н.К. Рерихом незадолго до ухода из жизни, обобщает многие грани отношения к Украине. С этим очерком  он хотел познакомить видного культурного и общественного деятеля Украины А.Е. Корнейчука («Доплывем», 1947 г.), имевшего большое влияние в руководстве УССР. Рерих пишет в очерке о народной культуре, творчестве Т.Г. Шевченко, поэзии  народной жизни. И вновь обращается к словам Н.В. Гоголя о святых узах русского товарищества. Через весь очерк проходит призыв к братству народов, сотрудничеству, единению. Рерих пишет об Украине как части «великой семьи всесоюзной», заканчивает очерк многозначительными словами: «Украйне — любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным Народам».

Ниже приведены фрагменты  очерков Н.К.Рериха об Украине, ее истории и культуре - в каждом из них красной нитью проходит утверждающая мысль о духовном и культурном единении народов  России.

В оформлении материала использованы фрагменты цикла монументальных панно "Эскиз росписи моленной для виллы Л.С. Лившица в Ницце" (1914), состоящего из четырнадцати холстов: тринадцати  картин и десятиметрового орнаментального фриза. Из-за событий Первой мировой войны картины не удалось доставить заказчику во Францию. Они остались в России  у родственников Н.К. Рериха. Из-за их больших размеров картины пришлось хранить свернутыми в рулон, что плохо отразилось на их сохранности. Впоследствии их приобрел известный московский коллекционер С.А. Мухин. Картины были реставрированы в  мастерских Третьяковской галереи. Экспонировались на  выставке, организованной  в 1958 году Юрием Николаевичем Рерихом в Москве.

В 1962 году С.А. Мухин подарил их в числе других работ Н.К. Рериха Горловскому художественному музею [7]  на условии постоянного экспонирования. Так картины попали из Москвы на Украину.

В настоящее время картины находятся в Горловке, в зоне боевых действий и  подвергаются  опасности безвозвратной утраты.

 Н.К. Рерих Орнаментальный фриз    


Всенародное

Общество архитекторов-художников согласилось с моим предложением. Решено открыть всероссийскую подписку на исследование древнейших русских городов, Новгорода и Киева. Признано, что в деле общекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительственным учреждениям, но прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства…

17 ноября 1909 г.

(Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3. СПб, 2006. С. 511) 

Радость искусству

… Друзья, не хотите ли послушать о русском искусстве? Вы заинтересовались и дружелюбно ожидаете. И совершенно справедливо. Русский народ всегда был близок к искусству. С давних времен все традиции его жизни были пронизаны истинным искусством. Древний героический эпос, фольклор, национальные струнные и духовые инструменты, кружева, деревянная резьба, иконы, архитектурный орнамент – всё говорит об истинно художественном вдохновении.(…)

Нам почти невозможно представить себе великолепие Киева, где достойно принимал Ярослав всех чужестранцев. Обрывки стенописи в киевских соборах, все эти огромные большеокие фигуры мудрецов, очерченные кистью настоящих мастеров, дают представление о том, что значило в те времена искусство (X-XII вв.).

Несколько лет назад в Киеве при раскопках найдены остатки каких-то стен, фресок, изразцов и орнаментов. Думают, что это остатки княжеских дворцов. Я видел несколько изысканных фресок и обнаружил в них черты малоазийской культуры. Техника кладки говорит о технически необычном характере постройки, чем отмечены времена горячего порыва строительства. Думаю, палата Рогеров в Палермо даёт представление о палатах Киева.

Это было настоящим слиянием Севера и Юга: скандинавская стальная культура, унизанная сокровищами Византии, дала древний город, тот город красоты, из-за которого потом восставал брат на брата. Поразительные тона эмалей, тонкость и изящество миниатюр, простор и спокойствие храмов, чудеса металлических изделий, обилие тканей, лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту, иначе всё оставленное ими не было бы так прекрасно.(…)

Привожу цитату из первых исторических летописей (смешение русского со старославянским явило тот непереводимый язык, на котором слагались поэтические сказания в XI веке.).

      «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златая Врата. Заложи же и церковь святыя Софьи, митрополью и посём церковь на Золотых Воротах святое Богородице Благовещенье, посём святаго Георгия монастырь и святыя Ирины. И бе Ярослав любя церковныя уставы и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне и списаша книгы многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина. Ярослав же се, любим бе книгам, многы наложи в церкви святой Софьи, юже созда сам, украси ю златом и сребром и сосуды церковными. Радовашеся Ярослав видя множъство церквей».

Восторг Ярослава при виде блистательной Софии безмерно далёк от воплей современного дикаря при виде яркости краски. Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Можно завидовать, можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно.

Может возникнуть вопрос: каким образом Киев в самом начале истории уже оказывается центром культуры и искусства?

Но знаем ли мы хоть что-нибудь о создании Киева?

Киев уже прельщал варяжского князя Олега – мужа бывалого и много знавшего. Киев ещё раньше облюбовали князья Аскольд и Дир. И тогда уже Киев привлекал много скандинавов: «И многи варяги скулиста и начаста владети славянскою землею».

При этом все данные не против культурности Аскольда и Дира. Сведения о создании Киева уходят корнями в глубь легендарного прошлого. Не будем презирать и предания. В Киеве был и апостол Андрей. Зачем прибыл в девственные леса проповедник? Но появление его становится вполне понятным, если вспомним таинственные культы Астарты, открытые недавно в киевском крае. Эти культы уже могут перенести нас в XVI – XVII века до нашей эры. И тогда уже для средоточия культа должен был существовать большой центр.

Можно с радостью сознавать, что весь великий Киев ещё покоится в земле, в нетронутых развалинах. Великолепные открытия искусства готовы. Эти вехи освещают и скандинавский век и дают направление суждениям о времени бронзы.

(Н.К. Рерих «Адмант». Нью-Йорк, 1924 г.)


  Н.К. Рерих Хозяин домаН.К. Рерих Благие посетившие


Нерушимая стена

Нерушимая Стена Киево-Софийская стоит и будет стоять. Все-таки Нерушима! Кто не помнит эту Киевскую Святыню во всем ее византийском величии, ее молитвенно поднятые руки, иссиня голубые одежды, красную царскую обувь, за поясом белый плат, а на плечах и на голове три звезды? Лик строгий, с большими открытыми глазами, обращен к молящимся. В духовной связи с углубленным настроением богомольцев. В нем нет мимолетных житейских настроений. Входящего во храм охватывает особо строгое молитвенное настроение.

"Богородица - Нерушимая Стена!" В произнесении такого народного названия, этого клика веры, вспоминаются и другие такие же храмы и изображения, неотъемлемые от смысла Руси.(…)

Немало и других летописных и писательских показаний говорит нам о высоком благолепии храмов древней Руси, в которых так замечательно претворились наследия Византии, Романского стиля и всего Севера. Традиция Богородичных храмов напоминает и о величественном явлении из жития Преподобного Сергия Радонежского и о так называемой иконе Казанской Богоматери и о Всех Скорбящей, обо всем так пламенно овеянном народным почитанием.

Множество храмов Богородичных, множество часовен, множество киотов Владычицы Небесной "на столбах при путях" стали по всему лицу земли Русской…

3 Июня  1935 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.1. М.: МЦР. М, 1995. С. 469-471)

Икона Богоматери Нерушимая стена  

Мастерская Куинджи

…Константин Вроблевский любил Карпаты, Украину. И с ним дружно работали мы в Школе Общества Поощрения Художеств. Верный во слове, твердый в работе Вроблевский был близким для учащихся.

Привет Вроблевскому! (...)

Виктор Зарубин дал любимые им Украину, Харьковщину, Межигорье с обозами, паломниками, с далями –  полными его настроения. Странники по лицу земли уходят за холмы, блестят степные речки, залегли курганы и шепчутся темные сосновые боры.

Привет Зарубину!

15 октября 1936 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.2. М.: МЦР. Фирма БИСАН-ОАЗИС. Мастер-Банк. 1995. С. 43-47) 

      Мечты

Многие мечты исполнились. Хотелось приобщиться к Индии, и вот уже шестнадцать лет, как мы связаны с нею. Хотелось познать Тибет, и мы прошли его насквозь. Хотелось пожить в юрте – и в юрте пожили... Мечталось об охранении народных культурных сокровищ, и Знамя-Охранитель прошло по миру. Мечталось об искусстве как о светлом посланце, и вот именно искусство шествует по миру и каждый раз, при каждом выступлении поминается, как благодатны воздействия искусства. Мечталось, чтобы русское искусство не только имело свои отделы в иностранных музеях, но чтобы в Европе был Русский музей. И вот такой музей состоялся. Мечталось о том, чтобы великий Новгород, великий Киев и другие исконные русские города были объявлены городами-музеями…

1 марта 1939 г.

 (Николай Рерих. Листы дневника. Т.2. М.: МЦР. Фирма БИСАН-ОАЗИС. Мастер-Банк. 1995. С. 190)


  Н.К. Рерих Древо благое произросло Н.К. Рерих Города


Шовинизм

 Шовинизм – очень опасная эпидемия. К прискорбию нужно сказать, что и в наш цивилизованный век эта болезнь распространяется по миру яростно. Постоянно вы можете слышать из самых различных стран, что национализм понимается в виде шовинизма. Все – доброе и худое – прежде всего, отстукивается в области культуры. Так и в данном случае, национализм, понимаемый в виде шовинизма, прежде всего, отражается в искусстве и в науке и приносит с собою не рост, но разложение.

Постоянно приходится слышать о том, что в той или другой стране должна быть какая-то своя культура, отличная от всех прочих, должно быть какое-то свое ограничительное искусство и какая-то своя особенная наука. Точно бы искусство и наука могут отойти от всечеловечности и замкнуться в предрешенные узкие рамки. Спрашивается, кто же такой будет брать на себя эти предрешения. Кто же во имя какой-то мертвой схоластики может лишать искусство и науку их живых неограниченных путей. Как русский я могу говорить о России. В России, как в прошлом, так и в наши дни шовинизм не существовал и не существует. У русских всегда было много недоброжелателей. А между тем именно в области шовинизма Русь могла бы дать много прекрасных примеров, как из прошлого, так и из ближайшего времени. Вспомним, как доброжелательно впитывала иноземные достижения Киевская Русь, затем Москва и все послепетровское время.

З июня 1939 г.

(Н.К. Рерих. О Вечном. М.: 1994 г. С. 152) 

Русская слава

…Можно составить длинный синодик всяких бывших непризнаний и умалений ценностей русских. Потому-то так особенно радостно слышать о каждом утверждении именно русского природного достояния народа. К чему нам ходить на поклон только в чужбину, когда у нас самих лежат в скрынях непочатые сокровища? Посмотрите на результаты русских археологических экспедиций за последние годы. Найдено так много научно значительного, и широко раздвинуты познавательные рамки. Затрачены крупные суммы на реставрацию Сергиевой Лавры, Киевской Софии и других древнейших русских мест…

27 июля 1939 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.2. М.: МЦР. Фирма БИСАН-ОАЗИС. Мастер-Банк. 1995. С. 209-211) 

Старые друзья

…Перечитываю былины в новом московском издании с отличными палеховскими иллюстрациями. Народ познал свои сокровища. Замечательна былина о Дюке Степановиче, где сопоставляется богатство Галича с Киевом. Выходит, что Галич много превосходит Киев и зодчеством, и товарами, и всем великолепием.  Добрыня принял портомойницу за матушку Дюка – в таком богатейшем наряде она была. Впрочем, и в "Слове о Полку Игореве" превозносится богачество и мощность Галича. Старое достояние Руси.

Вот опять русский народ объединен с Галицкой старинной областью. Наверно произойдут раскопки. Еще что-нибудь замечательное выйдет наружу. Показания былины о Дюке и "Слова о Полку Игореве" недаром устремляют внимание к галицийским взгорьям. И угры и болгаре имели причины стремиться в этих направлениях…

21 Октября 1939 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.2. М.: МЦР. Фирма БИСАН-ОАЗИС. Мастер-Банк. 1995. С.222)

«Огонь – на меня»

Велик синодик русского геройства. Вот воинство наше отметает врага от Киева, спасает матерь городов русских. Уж, наверно, враги укреплялись в Киеве всеми своими средствами. Слишком важен для них был Киев-град великий. И вот через быстрины Днепра плывет грозное воинство, окружает неприступную крепость и грудью своею освобождает град, где слагалось столько славных преданий.

Для врага такой удар сокрушителен не только стратегически, но морально. Зарился враг на Москву, на Ленинград, на Сталинград, думая поразить русское сердце, расшатать устои народа. Но – «Огонь – на меня!» – грудью отстояли богатыри священную свою землю.

20 октября 1943 г.

Из письма в Америку

…Забавно, чего только не бывало! Еще в студенческие годы пришлось ставить живые картины на кавказском вечере. Понравились. Подходит Блох из “Новостей”: “Вы ведь кавказец?” – “Нет, я – питерский”. – “Ну я все-таки напишу, что вы кавказец, картины-то очень хороши”. Через год с Микешиным ставили картины на украинском балу в Дворянском Собрании. Опять вышло ладно, и на этот раз газеты назвали меня украинцем. Вот Вам и биография! Впрочем, мы были и еще украинцами, когда у нас собиралось “нелегальное” общество имени Шевченко. Дид Мордовцев и прочие щирые, добрые люди. Живы ли? Тут же Микешин зарисовал председательствовавшего моего отца, и все подписались…

(Н.К. Рерих. Письма в Америку. 1923-1947. М. 1998. Письмо от 1.01.1946 г., с. 611) 

Сокровище

      …русский народ знает сокровище, ему доверенное. Велико оно, и потому могут быть допущены многие сотрудники. Всем найдется работа, всем хватит места. И все созданное в сотрудничестве остается русским. Иноземная рука не кривит русский творческий путь. Киевская София — русская. Московский Кремль, Василий Блаженный — русские. Соборы во Владимире, на Нерли, в Юрьеве Польском — русские. Можно много перечислять, где сотрудничество славило русское творчество.

И никогда, никогда русский народ не был повинен в гнилом шовинизме. А теперь открываются новые скрыни, где веками захоронены творческие сокровища. Не бывало на Руси столько экспедиций, раскопок, реставраций, градостроительства, как теперь. Народное сокровище найдено и обережено. Народ возлюбил свою великую Родину. А там, где любовь, там открыты все пути. Народ сбережет свое незаменимое сокровище.

Чудесное зрелище! Народ русский по-братски всемерно способствует росту творчества у всех народов, слившихся в великой семье Союза. Со всех концов идут добрые сведения об отделах Академии Наук, о школах, о театрах, о консерваториях, о строительстве, о музеях, о выставках, о домах Культуры. Каждый народ находит свои лучшие исконные истоки и претворяет их в прекрасных творениях. Засветилось народное творчество, и такой свет неугасим. Пример — всему миру, а особенно государствам многоплеменным…

24 марта 1946 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.3. МЦР. Мастер-Банк. М.,1996. С. 377-378)


 Н.К. Рерих Отроки продолжателиН.К. Рерих ВходыН.К. Рерих. Отроки продолжатели


Киев

…Несомненно, радость Киевского искусства создалась при счастливом соседстве скандинавской культуры. Почему мы приурочиваем начало русской Скандинавии к легендарному Рюрику? До известия о нем мы имеем слова летописи, что славяне «изгнаша Варяги за море и не даша им дани»; вот упоминание об изгнании, а когда же было первое прибытие варягов? Вероятно, что скандинавский век может быть продолжен вглубь на неопределенное время…

(Н.К. Рерих. Химават.  Аллахабад, 1946 г.) 

Грабарь

Вот и Балканы и Червонная Русь [8], казалось бы, недалеки, а изведаны совсем мало. А ведь в Галиче жил Дюк Степанович – Дюк-Дукс-Щеголь и богатей. Последняя портомойница у него была, как боярыня. Наверно, в Галиче или, верней, около должны быть подземные находки. Никогда не знаешь, где оно затаилось. [...]

О Червонной Руси я давно наслышан. Описывали необычные красоты. Собирались побывать там, но грянула война 1914-го – вот тебе и Червонная Русь. Слава, что теперь исконная Русская Земля воссоединилась! Как интересны будут Твои впечатления! 

17 февраля 1947 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.3. МЦР. Мастер-Банк. М., 1996.  С.512)

Доплывем

…Теперь во главе Украйны Корнейчук [9] - талантливый писатель, культурный. Может быть, с ним Вам удастся иметь хорошие, деловые связи. Посылаю Вам мой лист "Украйна" — перешлите Корнейчуку. Удивительно, сколько добрых  воспоминаний столпилось около Украйны…

Июнь 1947 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.3. МЦР. Мастер-Банк. М., 1996.  С.573-576) 

Украйна

Время-то летит! Полвека, ровно полвека минуло, как у нас на Васильевском острове против Николаевского моста зачиналось Общество имени Т.Г. Шевченко. Дид Мордовцев, Микешин — целый круг украинцев и почитателей Украины и ее славного певца собирались у нас под председательством моего отца Константина Федоровича.

Микешин, поглаживая стрелки усов, улыбался: "Вот этакое славное дело запрещают! Ну, да к Вам, друже, не доберутся, Вы юрист — Вы выведете на верный путь". Писали Устав, сходились, беседовали о будущих выступлениях, предполагали издать "Кобзаря" с иллюстрациями, читать лекции о творчестве Т.Г. Во время собраний Микешин набросал портрет К.Ф., и все вокруг подписались. Этот лист хранился в моем архиве, может быть, был у моего брата Бориса в Москве. Надеюсь — сохранился.

Мои связи с Украиной завязались давно. Гремела труппа Кропивницкого. Заньковецкая, Саксаганский — целая даровитая семья, и чопорный Питер восчувствовал. Украинские песни восхищали, точно бы новая находка. В Академии Художеств всегда было много украинцев, и мы жили дружно.

Первое впечатление было в Киеве, где мы остановились по пути в Крым. Был яркий праздничный день, я пошел на базар. Тогда еще базар был истинно гоголевским сходбищем. Прекрасные плахты, мониста, шитые сорочки, ленты, ну и шаровары, "як сине море".  Накупил плахт, всякой всячины, наслушался звонкой певучей речи и навсегда сохранил память о бандуристах.

Потом уже в Академии, на украинском вечере, ставил живые картины из "Кобзаря" по эскизам Микешина. Подходит сотрудник "Новостей": "Вы ведь уроженец Украины"? Говорю: "Нет, я питерец". "Ну, я все-таки скажу, что вы украинец — картины-то удачны, видно, любите Шевченка". Так я и оказался украинцем. Впрочем, ранее, когда на кавказском вечере я ставил картины, таким же образом я оказался грузином. Биографам — заморока!

Вот и теперь в Гималаях, когда радио дает "Запорожца за Дунаем", яркой, красивой чередой проходят картины Украины. Встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба, сердечное дружество сплетается с созвучиями Украйны. Да, великое благо - братство народов. Там, где упало такое зерно плодоносное, уже будет жить мысль о мире, о сотрудничестве, о геройстве и самоотвержении. Лишь бы посеялось зерно Братства.

Не знаю, жив ли мой портрет Гоголя в гимназии Мая — рисунок на программе ученического спектакля. От первых классов возлюбили Гоголя, и запомнились слова Тараса Бульбы о товариществе: "Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство. Вот в чем стоит наше товарищество. Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить может русская душа — любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, что ни есть в тебе... Пусть же знают, что такое значит в русской земле товарищество!"

Вспомним лучшие слова о всех народах великой семьи всесоюзной. Пусть ничто злое не коснется всенародного строительства. Да осенит труд братский творческие достижения!

Украйне — любовь и привет. От Гималаев сердечный привет Всесоюзным Народам.

17 июня 1947 г.

(Николай Рерих. Листы дневника. Т.3. М.: МЦР. Мастер-Банк. 1996. С. 569-570) 

3 сентября 2014 г.

Составитель  Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан


Карта Украины

Карта Украины

Также на эту тему:

О статье В.А. Козара "Рерих и Украина"


[1] Общество имени Шевченко для помощи нуждающимся выходцам из Южной России, которые обучаются в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга (1898 -1917 гг.)
 Первая национальная украинская организация.
Находилась в ведении Министерства внутренних дел.
Учредители:  видные деятели украинской и русской культуры М. Микешин, Д. Яворницкий, А. Пикин, Д.И. Менделеев, Н.К. Рерих, А. Маркевич. В первые годы существования членами общества были В.Г. Короленко, И.Е. Репин, Л. Жемчужников, Н. Лысенко.
Цель: оказание помощи нуждающимся уроженцам Южной России  учащимся в высших учебных заведениях в Петербурге (взносы платы за обучение, выдача книг, одежды, пищи, а также содействие в приискании занятий нуждающимся). Кроме того, общество ставило своей целью популяризацию творчества Т.Г. Шевченко и других поэтов и писателей Украины. В 1906  1908 гг. издан «Кобзарь», в 1911 - 1914 гг. альбом рисунков Шевченко.
Создатели общества организовывали литературные вечера, на которых исполнялись произведения Т.Г. Шевченко, украинские народные песни, фрагменты из оперы П.П. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», малороссийские пьески, стихи и поэмы Л. Украинки (Л.П. Косач-Квитки) и ее матери Пчилки Олены (О.П. Косач). Устраивались также выставки молодых украинских художников, стремившихся получить профессиональное образование в Петербурге: П.Д. Мартыновича, С.М. Святославского, П.А. Левченко, А.А. Мурашко и других.  (Источник: Национальные общества Санкт-Петербурга ХVIII-ХХI вв. Н.М. Романова, В.В. Михайленко. Научное информационно-справочноеиздание. СПб.: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004. - 210 с.)

[2] В пятитомнике «Николай Рерих в русской периодике» ни имя Шевченко, ни мероприятия Общества не упомянуты.

[3] Николай Рерих. Листы дневника. Т.2 // МЦР. БИСАН-ОАЗИС. Мастер-Банк. М. 1995. С. 157

[4] Николай Рерих. Листы дневника. Т.2. // МЦР. БИСАН-ОАЗИС. Мастер-Банк. М. 1995. С. 470

[5] Николай Рерих. Листы дневника. Т.3. // МЦР. Мастер-Банк. М. 1996. С. 117

[6] Комитет украинцев Канады (в наст. время  Конгресс украинцев Канады) – был основан в 1940 году. Включал в себя   несколько националистических организаций  антисоветской и антирусской направленности.

[7] В Горловском художественном музее находится коллекция из 27 работ Н.К. Рериха Петербургского периода (1890-е – 1916 гг.), полученных в дар от С.А. Мухина

[8] Червонная Русь (также Красная Русь, Червона Русь) - одно из исторических наименований Галиции.

[9] Александр Евдокимович Корнейчук (1905 — 1972) — украинский советский писатель и политический деятель. Академик АН СССР (1943). Герой Социалистического Труда (1967), Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1949, 1951) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1960). Член ВКП(б) с 1940 года.