Знамя Мира

 

 

Пакт Рериха.

 

70 лет

первому международному договору

об охране культурных ценностей

 
Как любое прочное строение опирается на фундамент, так и любая человеческая деятельность должна опираться на фундамент Культуры.
Есть Культура-фундамент – есть строение, есть будущее.
Без Культуры-фундамента невозможно построить ничего прочного и надолго.
Велика роль Культуры в жизни каждого человека, каждого государства, человечества в целом. Только спасение и охранение Культуры спасет человеческую цивилизацию.
Выразителем этой идеи в ХХ веке суждено было стать выдающемуся русскому художнику, ученому, мыслителю Николаю Константиновичу Рериху, стоявшему у истоков многих культурных начинаний. 
 

Культуре Рерих придавал основополагающее значение в развитии человечества. Он писал:

«Культура - есть почитание света. Культура - есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света.

Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.»

«Кризис мира вовсе не материальный, но именно, духовный. Он может быть исцелен лишь духовным обновлением.»

«Там где культура, там и мир, там и подвиг, там и правильное решение социальных проблем.»

«Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания.»

 «Когда человек станет культурным, он с отвращением отвернется от зверства, каким является война»

«Не правительственными указами и приказами растет истинная Культура, она зреет в сознании людей». 

Впервые за всю историю человечества, в первой половине ХХ века, Николаю  Рериху с группой сотрудников удалось разработать международный договор, который закреплял  за объектами Культуры, историческими памятниками право на охранение на самом высоком государственном уровне. 

Мысль о необходимости охраны просветительских учреждений и памятников культуры впервые возникла у Рериха еще в начале ХХ века. С болью в сердце писал он о «тихих погромах», свидетелем которых ему пришлось стать во время его многочисленных археологических экспедиций по древним городам России.

Из археологических музеев исчезали экспонаты. Неумелыми и невежественными людьми проводились реставрационные работы,  и окончательно уничтожалась старинная живопись в храмах. Древние строения, при попустительстве власти, жителями растаскивались на хозяйственные нужды. Ценные в археологическом отношении территории перекапывались под огороды. Исторические памятники продавались с торгов, как обычные постройки и дальнейшая их судьба зависела от коммерческих планов невежественных хозяев.

Рерих писал в те годы:

«По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного.»

В начале первой мировой войны ( 1914 г.), когда уничтожение объектов культуры в результате военных действий приобрело широкие масштабы, Рерих вынес на обсуждение широкой общественности вопрос о специальном соглашении между воюющими сторонами об охране просветительных учреждений и памятников культуры. Он обратился к Верховному командованию русской армии, правительствам Франции и Америки с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.  

Тогда этим идеям и начинаниям не суждено было осуществиться.

Война закончилась, но ее горькие уроки  ничему не научили человечество.  Мир жил в предчувствии новых военных событий. Конференции по мирному урегулированию спорных вопросов и сокращению армий терпели провал за провалом, хотя в них принимали участие виднейшие политики и дипломаты западных стран. 

В 1929 году, после завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерих вторично поднимает вопрос об охране культурных ценностей. Тогда же публикуется полный текст проекта Пакта с сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран.

Идея Рериха нашла широкую поддержку в прогрессивных кругах мировой общественности. Р.Роллан, Б.Шоу, Т.Манн, А. Эйнштейн, Г.Уэллс и многие другие горячо приветствовали смелое начинание русского художника.

Продвижение Пакта тесно переплеталось с культурно-просветительской деятельностью Николая Рериха. В конце 30-х годов более чем в 30 странах насчитывалось свыше 80 обществ, музеев или кружков имени Рериха. Среди них были и Нью-Йорский музей, Парижское общество, Центр в Брюгге, Общество и музей в Риге, были и совсем небольшие группы.

Все они вели культурно-просветительскую работу по разъяснению задач и целей Пакта об охране культурных ценностей, а также привлечение местных государственных и общественных организаций, независимо от их отношения к Пакту,  к охране памятников старины. Почти во всех обществах существовали секции по изучению культуры  Востока. 

Вместе с Пактом об охране культурных ценностей Н.К.Рерихом был предложен и отличительный знак, названный им Знаменем Мира -  на белом фоне три красных круга, заключенных в кольцо.

По мысли художника, отличительный знак должен был водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода  Красный Крест Культуры.

Происхождение предложенного символа теряется в далекой древности. Его можно встретить на Тамге Тамерлана, на тибетских, кавказских и скандинавских фибулах, на предметах древней Византии и Рима. Очевидно, оттуда он проник в Испанию и получил распространение в Европе. Им украшено изображение Страсбургской Мадонны. В России его можно увидеть в иконописи на одеяниях святых и подвижников. Красивый и простой по рисунку, этот знак хорошо отличим на белом фоне. Несмотря на древность происхождения, он никогда не использовался как отличительный знак какой-либо народности или религии.

Сам Рерих понимал сокровенный смысл этого символа, но никогда не возражал против интерпретаций, если они исходили из понятия синтеза, так как именно синтез близок внутреннему смыслу знака.

В своих художественных работах и литературных произведениях он неоднократно возвращался к этому символу, подчеркивая его многогранность, глубокое эволюционное значение, непосредственную связь с Культурой. 

15 апреля 1935 года в Вашингтоне Пакт Рериха был подписан США и странами Латинской Америки: Аргентиной, Бразилией, Чили, Перу и другими.

Сразу после подписания Пакта Рериха в Белом Доме в Вашингтоне президент США Рузвельт в своем обращении, переданном основными радиостанциями мира, в частности сказал: «Открывая этот договор для присоединения к нему всех наций мира, мы предоставляем этот насущный принцип сохранения современной цивилизации к всемирному признанию. В основе этого Договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста Договора. Это лишь одно из многих выражений основной доктрины континентальной ответственности и солидарности, столь важной для настоящего и будущего...».

Непростым было продвижение Пакта, охраняющего Культуру. И только выдающиеся организаторские способности Н.К. Рериха позволили за столь удивительно короткий срок ( всего за 6 лет, с1929 по 1935 г.г.) реализовать идею в конкретный международный документ.

Швейцарцам Дюнану и Муанье на проведение в жизнь идеи Красного Креста потребовалось 17 лет.

Трагические события второй мировой войны задержали реализацию  Пакта.

Однако огненное зерно Великой Идеи насытило пространство. И не смотря на все трудности,  работа продолжалась и после войны.

В 1948 году Пакт одобрило правительство свободной Индии.

В 1950 году Нью-Йоркский Комитет передал основные документы Пакта Генеральному директору ЮНЕСКО Торезу Бодэ.

Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила на основе документов Пакта Рериха проект «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»

14 мая 1954 года была проведена Конференция ООН в Гааге, на которой представители 54 государств подписали этот документ.

Таким образом, Гаагская конвенция является правопреемницей Пакта Рериха. 

Символ Пакта Рериха – Знамя Мира – стал сегодня объединяющим началом планетарного движения в защиту Культуры.

Знамя Мира поднимается при проведении международных конференций и симпозиумов, посвященных  культурным вопросам. Международные и  общественные организации  сегодня выступают за  использование символики Знамени Мира для идентификации памятников истории и культуры.

В 1980 году Знамя Мира, стартовав в Ленинграде, было впервые водружено Ф.Конюховым на Северном полюсе Земли, а в 1990 году космонавтами А. Баландиным и А. Соловьевым было поднято над планетой на орбитальную станцию «Мир»,

В 70 - 90-х годах ХХ века советскими альпинистами Знамя Мира было поднято  более чем на 20 высочайших вершин мира в Кордильерах, Андах, Альпах, на Алтае, Кавказе, Тянь-Шане, и, конечно, в Гималаях.

 С 1990 года осуществляется космическая программа с использованием Знамени Мира. В ходе ее осуществлялся вынос Знамени мира в открытый Космос, а после возвращения космонавтов на Землю – вручение таких  «особых», напитанных энергиями Космоса, Знамен общественным и государственным деятелям.

В ходе этого проекта в 1999 году Знамя Мира, побывавшее в Космосе, было вручено Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву, мэру Москвы Ю. Лужкову, а в 2000 году – Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. 

Так идеи Рериха, сформулированные и оформленные  Пактом Рериха в 20 -30-х  годах  проросли к концу ХХ века в очевидные понятия

Мысль о  необходимости охраны культурных объектов уже прочно вошла в сознание человечества. С ней никто не спорит. Но и сегодня от невежества, равнодушия и попустительства Культура  все еще несет невосполнимые утраты.

Поэтому так важно вести разъяснительную и воспитательную работу среди молодежи,  утверждать идеи охранения культурных ценностей.

 Идеи эти будут расти и обязательно наступят сроки созревания плодов.

Утвердится искусство. Войдет в жизнь повседневную не как роскошь, но как радость. И уже входит.

Уже расширяются музеи, реставрируются памятники старины.

Деятели искусства получают премии и награды.

Значение и ценность искусства входят в сознание людей. И все это проросло за несколько десятилетий ХХ века.

Так идеи правят миром.

 Глущенко Л.И.

Статья опубликована в журнале "Логос", Вестник Алматинского экономического университета, 2005 г.