Н.К. Рерих Пруд Иссы. Ле 

 

 

 

Пруд Иссы. Ле

 
1925-1926 гг.
Дерево, масляная темпера. 40 x 37,5
Частная коллекция. Нью-Йорк, США

 

 

 Пруд Иссы – реальное место в городе Лэ (Лех, Индия). Оно связано с древним преданием о том, что на берегу этого пруда проповедовал Иисус, возвращаясь из Гималайской Твердыни.       

Н.К. Рерих. Сердце Азии

В Лехе мы опять встретились с легендой о пребывании Христа. Индус, почмейстер Леха, и некоторые ладакцы-буддисты говорили нам, что в Лехе находился недалеко от базара пруд, и теперь существующий, около которого росло старое дерево, под которым Христос говорил проповеди перед своим уходом в Палестину. С другой стороны мы слышали легенду, рассказывающую о том, как Христос, в юных годах, прибыл с купеческим караваном В Индию и продолжал изучать мудрость в Гималаях. К этой легенде, так широко обошедшей Ладак, Сензиян и Монголию, мы слышали несколько вариантов, но все они утверждали, что в течение лет отсутствия Христос находился в Индии и в Азии. Безразлично, откуда и как пришла эта легенда. Может быть она несторианского происхождения. Ценно видеть, что она произносится с полным доброжелательством. [ 1. С.173] 

Л.В. Шапошникова  По маршруту Мастера. 2 кн. I ч. 

Людмила Васильевна Шапошникова (1926 – 2015 гг.)-  индолог,  философ, искусствовед и общественный деятель, лауреат Международной премии им. Дж. Неру, основатель и бессменный Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха. В 1970-е годы повторила  маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха по Индии, Алтаю и Монголии. 

… я вспомнила о главной цели своего визита в Хемис. И спросила Наванг Сул Тима о старинных рукописях.

- У нас их много, - ответил лама. – Есть и рукописи об Иссе. Говорят, он был большим Учителем и учил людей в Ладакхе.[…]

И, как бы отвлекая моё внимание от римпоче и рукописей об Иссе, лама сказал, что их основатель написал книгу о Шамбале, и она хранится в монастыре. […] 

 С «Прудом Иссы» повезло больше. Ориентиром мне служила картина Николая Константиновича. Она так и называлась «Пруд Иссы»

Здание, похожее на крепость, вписано в каменистый склон горы. У его подножия, отделенный узкой каменистой грядой, поблескивает небольшой пруд.

Была также и запись Н.К. в экспедиционном дневнике:

 «Долго грузились на яков. Кони, мулы, яки, ослы, бараны, собаки – целое библейское шествие. Караванщики – целый шкаф этнографического музея. Прошли мимо пруда, где по преданию впервые учил Исса. Влево остались доисторические могилы, а за ними место Будды, когда древний основатель общины шел на север через Хотан. Дальше – развалины строений сада, так много нам говорящие. Прошли каменные рельефы Майтрейи, при дороге напутствующие дальних путников надеждою на будущее. Остался позади дворец на скале, с храмом Дуккар – светлой многорукой Матери Мира».    Ориентиры были даны точно. Я обнаружила «Пруд Иссы»  на окраине Ле, нашла старинный замок, точно такой, какой был изображен на картине. Он обветшал, боковые стены обвалились. Перед ним тянулось заболоченное пространство. Это и был  «Пруд Иссы», который превратился в болото в то засушливое лето 1979 года».

[ 2. С. 369-372]                                                                     

К.Н. Рябинин  Развенчанный Тибет

Константин Николаевич  Рябинин (1877-1955) -  русский, советский врач. Участвовал в качестве врача в Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха на этапе Монголия-Тибет (1927-1928 гг.). Оставил дневниковые записи о своём участии в экспедиции. 

Сегодня говорили, насколько распространено по всей Азии среди буддистов и мусульман предание об «Иссе», в особенности в Ладакхе, как месте Его пребывания и проповеди, согласно местным преданиям. Указывают на Ле (Лех) и пруд около базарной площади, где, возвращаясь из Братства, Он проповедовал под деревом, перед отправлением в Палестину. Та рукопись, о которой впервые упоминает Нотович, и теперь хранится в монастыре Хеми, в 50 милях от Ле в Ладакхе. Рукопись эта на тибетском языке и основана на существующих местных преданиях.

Конечно, известная часть миссионеров приходит в ярость при упоминании об этих преданиях, хотя в них не содержится ничего умаляющего Христа или кощунственного, однако им противна мысль о какой-то связи Иисуса с Учением Будды и буддийскими странами. Определенная часть миссионеров легче мирится с никому неизвестным периодом жизни Христа, возвращая Его после диспута во Храме Иерусалимском обратно в Египет и совершенно не допуская мысли о Его пребывании в Индии и Гималаях, куда по существующим преданиям, Он в юности отправился с караваном купцов через Аравию. Между тем те же миссионеры охотно мирятся с пребыванием апостола Фомы в Индии и путешествия в Индию Апполония Тианского, описанного его учеником Дамисом.  [ 3. С. 579-580]

Литература:

1.   Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига. Виеда. 1992.

2.   Шапошникова Л.В. По маршруту Мастера. 2 кн. I ч. М. МЦР.  Мастер-Банк. 2000.

3.   Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. 1928. Самара. Амрита-Урал. 1996.