Академик Шагдарын Бира

      Академик Шагдарын БИРА,

 Улан-Батор, Монголия

 

Н.К.Рерих

как великий

монголист-мыслитель

 

       Ш. Бира - ученик Ю.Н. Рериха, учёный с мировым именем — историк, культуролог, монголовед, президент Монгольского Рериховского Общества и генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения.

Доклад на Международном симпозиуме «Рерихи и Монголия», прошедшем  в Улан-Баторе  20 – 21 ноября 2008 г. и посвящённом 80-летию Центрально-Азиат­ской экспедиции (ЦАЭ) Н.К. Рериха.

 В истории монголоведения немало прославленных учёных-монголистов, увековечивших свои имена прекрасными трудами и научными открытиями. Однако есть и такие учёные, которые по тем или иным причинам известны незаслуженно мало, а точнее, не поняты и не оценены по достоинству, в связи с нашими неверными представлениями и заблуждениями. Именно к такой категории исследователей можно отнести Н.К. Рериха и, в меньшей степени, Ю.Н. Рериха. Давайте подумаем, насколько известен Николай Константинович как автор оригинальных работ по Монголии и как ценитель духовного мира монголов. Да и как художник, посвятивший свои прекрасные полотна историческим темам и пейзажам Монголии, он очень мало известен в Монголии и в других странах. Можно сделать некоторую оговорку относительно Н.К. Рериха. Как ни странно, быть может, его слава как великого художника заслонила его заслуги перед монголистикой и Монголией. Люди больше говорят о нём как о великом деятеле культуры и искусства, нежели как об исследователе Востока и Монголии. На самом же деле Н.К. Рерих не менее велик как неутомимый исследователь и теоретик: он открыл историю малых восточных стран, забытую и пренебрегаемую учёными, и оценил её значение для общечеловеческой цивилизации. Его концепция единства и равноценности больших и малых цивилизаций и культур приобретает ещё большую актуальность в наш век, век глобализации, когда решаются судьбы разных культур, особенно культур малых народов и национальностей.

Следует подчеркнуть, что заслуга Н.К. Рериха как исследователя восточных народов, и в первую очередь монголов, настолько уникальна, что нам необходимо лучше понять её и оценить по достоинству. В отличие от многих исследователей, которые интересовались Монголией прежде всего с точки зрения материальной, Николай Константинович сосредоточил своё внимание на духовном мире монголов в контексте своего общего гуманистического философско-культурологического подхода к судьбам человеческой цивилизации. Можно сказать, что он был по существу первооткрывателем души и чаяний монголов и потому сумел раскрыть многие тайны в истории и жизни монгольского народа как одного из наиболее активных факторов в истории великой восточной цивилизации. Приведём лишь некоторые наглядные примеры.

Находясь в местности Цаган Куре в 1935 году, во время своей экспедиции по Внутренней Монголии, и размышляя о значении культурного наследия восточных стран для человеческой цивилизации, Н.К. Рерих написал свою известную заметку «Дары Востока», которую мы знаем в английском и русском вариантах, опубликованных в разное время в Индии и России[1].

Н.К. Рерих начинает свою заметку следующими словами: «Перед нами старинная монгольская монета. На ней и солнце, и луна, и семизначное созвездие Большой Медведицы или Семи Старцев. Это широкая мечта о поднебесье. Мечта о чудесах и красотах Чингисова Великого Синего Неба. Действительно широкая концепция. Разве не поразительно, что монголы купали коней своих в Адриатике? Бывали монголы в Париже, Лионе, в Валенсии. Монголы поставляли шлемы войску Филиппа Красивого. Алансон — от аланов. Аланов ценили в ставках монгольских.

Всё это безгранично, как и всё проникновение Востока на Запад под знаком Крестовых походов и по следам великих путников. Часто Запад забывает, сколько наследий Востока он воспринял во все века, в века Марко Поло, Плано Карпини, Рубруквиса, Лонжюмо, д’Анселино и других смелых духом. Монгольские завоевания оставили за собою такую ненависть, что художественные элементы монголов всегда игнорируются.

Это забыто, что таинственная колыбель Азии создала этот диковинный народ и раскрыла его в великолепных вуалях Китая, Тибета и Хиндустана. Русь не только пострадала от татарских мечей, но и слушала через них чудесные сказки, которые были известны хитроумным грекам, смышлёным арабам, бродившим по Великой дороге от Норманнов до Востока»[2].

Данное высказывание Николая Рериха свидетельствует о том, насколько он сумел проникнуть в тайники духовного мира монголов в период их необычайной активизации и подъёма и тем самым сумел вскрыть глубинные причины огромных успехов монголов в претворении в жизнь великой мечты о Вечном Синем Небе. Действительно, всеобщая вера вольных хозяев степей в чудеса всесильного Синего Неба вдохновляла их на столь обширные завоевания не в меньшей мере, чем их материальные нужды. Кроме всего прочего, я должен обратить ваше внимание на то, что Н.К. Рерих, по всей вероятности, увидел в вышеприведённой мечте о чудесах и красотах Чингисова Великого Синего Неба прототип своей философии относительно единства человека, планеты и космоса — философии, которую современные учёные признали намного позже. Можно сказать, что Чингис-хан действительно сумел сформулировать философию своей мировой политики на основании оригинального натурфилософского представления детей природы о единстве действия трёх великих сил — Синего Неба (Космоса), Матери-Земли (Планеты) и Человека (в лице хана). Следует также отметить, что исследования последних лет подтверждают правильность вышеприведённого высказывания Николая Константиновича. На основании изучения идейных основ политических действий Чингис-хана и его преемников нами сформулирована идеология Монгольской империи, которую я назвал идеологией Тенгеризма[3]. Мне представляется, что Н.К. Рерих, начав свою статью «Дары Востока» с упоминания о почитании Чингисом Синего Неба, хотел подчеркнуть значение необыкновенных космических идей монголов как важнейшей составной части даров Востока Западу. Действительно, это духовное начало Восточных даров и послужило в конечном счёте основной мобилизующей силой для объединения человечества под единым Синим Небом, что и нашло свою лаконичную формулировку в следующих словах монгольских дипломатических документов тех времён: «Когда силою Вечного Неба весь мир от восхода солнца до его захода будет единым в радости и мире, тогда будет ясно, что мы хотим сделать»[4].

Мне кажется, что данная формулировка идеи объединения человечества по существу мало чем отличается от других подобного рода идеологических концепций и теорий последующих веков, в том числе и нашего времени. Мне представляется, что мы можем считать монгольскую тенгеризацию характерным прообразом современной глобализации, при всём их различии.

Вообще говоря, Николая Рериха очень интересовала монгольская вера в Синее Небо, как наиболее раннее духовное наследие восточных народов, сыгравшее весьма важную роль в истории. При этом он отличался необыкновенно глубоким и оригинальным подходом к историческому наследию человечества, особенно к забытой и пренебрегавшейся части истории восточных народов. В этом, кстати, и заключалось великое научное значение двух его экспедиций по Монголии. Под непосредственным впечатлением своих поездок по просторам Монголии, причём как Внешней, так и Внутренней, Н.К. Рерих написал в том же 1935 году ещё одну заметку, которая называется «O Quanta Allegria!» («О, сколько живости!»). Основной смысл этой статьи заключается в том, что забытое великое событие истории можно восстановить благодаря открытию каких-либо деталей, что порою вызывает удивление у людей.

Начав свою заметку словами: «Где же огромный древний Рим?», Н.К. Рерих пишет: «И потом уже узнает его, когда мало-помалу из тесных переулков начинает выдвигаться древний Рим...» И тогда, продолжает Рерих, старый итальянец, вспоминая о былой жизни, восклицает: «O quanta allegria!» («О, сколько живости!»). Точно так же забытая великая история Монголии может восстанавливаться из исторических «мелочей», сокрытых в недрах степей.

В качестве одного из характерных примеров Рерих приводит следующую цитату из древнетюркских рунических надписей, открытых в Монголии: «Когда возникло голубое небо и под ним внизу тёмная земля, между ними явились люди». Он же заметил, что «в краткости такого иероглифа чувствуется, что целинные ковыльные степи ещё не распаханы. Не нарушена девственная тайга. Недра земли не затронуты. В этих целинных просторах во всей полноте широкого воображения великий монгольский Курултай в 1206 году провозгласил Чингис-хана императором вселенной. Это было возможно. Это было естественно, как полёт степного орла»[5].

По поводу исторических мелочей, из которых складывается великая история прошлого, Н.К. Рерих рассуждает следующим образом: «Сколько подобных восклицаний о колорите, о характерности, о торжественности разных былых проявлений справедливо может быть услышано и сейчас. Доброжелательные и пытливые посетители найдут всегда затемнённый для многих ритм древности во всём его многообразии. И опять мы увидим, что тёмные страницы покроются добрыми воспоминаниями. Какое замечательное качество человеческой памяти и сознания, что в конце концов в нас будут всё-таки преобладать добрые соображения. Действительно, получается, что зло конечно, а благо бесконечно»[6].

Статью Н.К. Рерих заключает словами: «Жизнь, во всей её перегруженной, отягчённой современности, опять вырастает к упрощённому иероглифу, если воображение живо. О, какая живость! О, какая лёгкость мышления, когда оно преисполнено в поисках Истины!»[7]

Эти мудрые слова Н.К. Рериха могут служить методологическим руководством, особенно для тех, кто изучает великую, сложную и порою противоречивую историю славного прошлого монголов и других восточных народов. И эта история, при всём внимании и интересе со стороны исследователей разных стран, всё ещё недостаточно изучена и не понята из-за наших неверных методологических и иных подходов.

Н.К. Рерих интересовался не только славным прошлым монголов, но и их настоящим и будущим. Как известно, в те годы многие, в том числе исследователи, рассматривали монголов как дикие кочевые племена, а Монголию как давно забытую и затерянную в глубинах Азии страну. Однако отношение Рериха к Монголии было совсем другим. Он относился к этой стране с большой любовью и уважением и потому интересовался ею по-настоящему, во всех отношениях. Вопреки всем отрицательным мнениям, Н.К. Рерих писал о Монголии как о стране огромного жизненного потенциала, устремлённой на небывалое строительство. Он писал и о том, что её забвение в мире произошло по важным причинам, это было охранение во имя грядущего строительства. В статье «Монголия» он сравнил эту страну с «неотпитой чашей»: «Когда-то приходилось писать о неотпитой чаше. Такая же неотпитая, но сокрытая чаша и сейчас находится перед нами. В разных областях жизни каждому приходилось встречаться с некоторыми особо сокрытыми обстоятельствами. Иногда невозможно понять, случайно ли сокрыты возможности. Впрочем, случая вообще не бывает. Значит, бывает сокрытым нечто в каких-то больших планах»[8].

Обращая взоры к современной Монголии, Н.К. Рерих призывал к бережному и доброжелательному отношению, добрым действиям и доброму мышлению, уважению к тем построениям, которые могут здесь возникнуть. Разве это не звучит актуально и в наше время? Великий исследователь пишет: «Особая бережливость и доброжелательность должны быть применены там, где почему-то сокрыты прекрасные возможности. Помогать всегда нужно. Идея помощи и взаимопомощи является самой действенной гуманитарной задачей. Но вовремя и в разумных средствах должна быть каждая помощь. Невелика будет помощь — помочь младенцу обжечься от огня. Пусть опыт нарастает в наилучших условиях. (...) С общечеловеческой точки было бы особенно жаль, если какие-то новые силы вошли и начали бы и здесь применять лишь мёртвые условия механической цивилизации. Лишь в добром опознании местных условий, лишь в истинном дружелюбии и в настоящем стремлении к строительству можно найти и взаимность. А вы знаете, что сердце так неопровержимо чует, где живёт истинная доброжелательная взаимность»[9]. Эти пророчески мудрые слова Н.К. Рериха звучат особенно актуально и в наши дни для современной Монголии. Достаточно напомнить, с какими трудностями мы сталкиваемся, когда пытаемся разрешить множество проб­лем современности при использовании полезных ископаемых и при строительстве новой, современной культуры в Монголии. Действительно, нам необходимо понять пагубность «мёртвых условий механической цивилизации» и принять действенные меры по защите нашей природы, экологии и уникальной национальной культуры.

Эти мудрые слова Н.К. Рериха не плод абстрактных мыслей, они основаны на конкретных результатах великих научных экспедиций, в первую очередь великой Центрально-Азиатской экспедиции, которая занимает уникальное место в истории изучения Азии вообще и Монголии в частности. Кстати, несколько слов об этой экспедиции, хотя я уверен, что на нашей встрече много будет сказано о её значении. Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на уникальную особенность этой экспедиции в отличие от других научных экспедиций. Об этой особенности уже написала Л.В. Шапошникова в своей фундаментальной работе «Великое путешествие»: «Ни одна экспедиция не была так отражена в первоклассных полотнах, как Центрально-Азиатская. В этом её несомненная уникальность. Но уникальны были и сами полотна. Их писал не только великий художник, но и не менее великий учёный. И поэтому на его полотнах наука достигала высот искусства, а искусство становилось убедительным, как наука. (...) Полотна Рериха были творениями учёного, а его научное восприятие мира было художественным»[10]. За время своей экспедиции Н.К. Рерих создал более 500 картин, этюдов и рисунков, вопреки всем невероятным трудностям разного характера, которые приходилось ему героически преодолевать во время экспедиции. И все они представляют огромную ценность для изучения глубинных истоков и особенностей древних цивилизаций тех стран Центральной Азии, которые обычно пренебрегались научным миром. Можно сказать, что именно благодаря творениям Н.К. Рериха, как художественным, так и научным, цивилизованный мир ознакомился со многими своими первоначальными истоками и осознал единство человеческой цивилизации.

Я должен сказать, что при нашем участии в разных международных научных проектах и мероприятиях, в частности в долгосрочном международном проекте ЮНЕСКО по изучению и написанию шеститомной истории цивилизации стран Центральной Азии, методологические и научные подходы Николая Рериха к истории цивилизации данного региона мира всегда вдохновляли нас и служили примером объективного научного подхода к разработке многих сложных вопросов кочевой цивилизации как одной из составных частей цивилизации Центральной Азии.

В заключение хочу сказать, что наш симпозиум поможет всем нам разработать важную тему «Рерихи и Монголия» и ознакомить монгольскую общественность с великим наследием Рерихов.

Хочу завершить своё выступление следующими словами Ц. Жамцарано, который тесно сотрудничал с Н.К. Рерихом во время его пребывания в Монголии: «Такие крупные мировые личности, как Рерих, идя по пути Бодхисаттв высших ступеней, в настоящий век и время являются безусловно светилами века, добрые дела которых должны приносить неиссякаемые плоды в тех странах, где побывают эти лица. Поэтому наша страна считает за великую честь и радость пребывание Николая Константиновича в нашей стране».


[1] Nicholas Roerich in Indian Journals (1933 – 1946). Compiled and edited by Alena Adamkova. Published by International Roerich Memorial Trust. Naggar, Himachal Pradesh, 2002. P. 139 – 143; РерихН.К.Листы дневника. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 447 – 450. Нами использованы оба варианта, на английском и русском языках, и учтены некоторые их различия.

[2] Nicholas Roerich in Indian Journals. Р. 139.

[3] Bira Sh. Mongolian Tenggerism and Modern Globalism: A Respective Outlook on Globalism // Journal of Royal Asiatic Society. 2004. № 14. Р. 3 – 12.

[4] The Mission of Frial William of Rubruck / Translated by P. Jackson. London, 1990. Р. 203 – 204.

[5]Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 124 – 126. Ср.: Nicholas Roerich in Indian Journals. Р. 132.

[6]Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 125.

[7] Там же. С. 127.

[8]Там же. С. 415 – 416.

[9] Там же. С. 416.

[10] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. М.: МЦР, 1998. С. 321. 

Опубликовано в журнале "Восход" № 12 (176), декабрь, 2008 г. http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/21327