Ю.Н. Рерих

Юрий Николаевич

Рерих

(1902-1960)

                                                                     

Выдающийся востоковед, лингвист (индолог, санскритист, тибетолог, монголист), историк,  кочевниковед, евразиец, искусствовед, специалист по религрелигиоведению  и  этнографии, путешественник

 

Родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии, во время археологической экспедиции отца, Николая Константиновича Рериха, академика, известного художника, археолога, общественного деятеля, защитника культуры (1874-1947). Матушка – Елена Ивановна Рерих, урожденная Шапошникова, сотрудница во всех делах мужа, мудрая наставница в судьбах своих сыновей, духовный центр семьи (1879-1955). Младший брат, Святослав Николаевич Рерих – художник (1904-1993).  

Детство     провел в Санкт-Петербурге. Рано проявил ярко выраженные лингвистические способности, знал греческий и латынь, свободно владел многими европейскими языками. Увлекался древними культурами Египта и Вавилона, занимался с выдающимся русским египтологом Тураевым Б.А., другом семьи. Изучал монгольский язык и литературу под руководством известного монголиста Руднева А.Д. 

В 17 лет (1919г.) – поступает на индо-иранское отделение Школы восточных языков Лондонского университета, изучает персидский и санскрит под руководством профессора Росса. В 1920 году получает диплом об окончании 2-го курса, т.е. за один год освоил программу, рассчитанную на двухгодичное обучение. 

В 18 лет (1920г.) – углубляет свои знания в Гарвардском университете (США) на факультете индийской филологии. Под руководством проф. Ланмана изучает санскрит и пали. Одновременно посещает курсы китайского языка. В 1922 году заканчивает университет со степенью бакалавра индийской филологии. 

1922 – 1923г.г. - завершает свое образование в Париже в Школе восточных языков при Парижском университете (Сорбонна) на Среднеазиатском, Индийском и Монголо-тибетском отделениях, в сотрудничестве с известными европейскими востоковедами. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. Совершенствует знания тибетского, санскрита, монгольского, китайского, иранского языков. Получает ученую степень магистра индийской словесности. 

1923 год – приезд с семьей в Индию. 

1923-1924г.г. - Научно-исследовательская работа в восточных Гималаях, в княжестве Сикким, одном из древних центров буддийской культуры (здесь по преданию жил Падма Самбхава, основатель буддийской красношапочной секты, здесь проходил на своем пути Атиша, принесший из Индии в Тибет учение Калачакры – буддийскую  эзотерическую философию), в княжестве Бутан, в Непале. Собрал богатую коллекцию тибетских буддийских танок. Первая большая научная работа «Тибетская живопись» (опубликована в 1925 году в Париже), в которой дан детальный анализ истории буддийской иконографии, ее символики и  культурного значения. 

1925-1928г.г. – участие в Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Константиновича Рериха  по землям Ладака, Китайского Туркестана, Восточного Казахстана, Алтая, Монголии, Китая, Тибета, Индии. Отвечал за охрану экспедиции, был ее бессменным переводчиком. Его уникальные знания восточных языков и диалектов вызывали доверие у местного населения и способствовали  решению ее  научных задач. 

Итоги экспедиции:

  • Монография «По тропам срединной Азии», 1931 г. Обстоятельная информация о кочевых народах глубинных районов континента  явилась крупным открытием в мировой науке, и по сей день сохраняет свою научную значимость.  

  • Этнографические и археологические коллекции.

  • Географические, антропологические и лингвистические наблюдения  в малоизученных  районах Азии.

  • Сказания и легенды, в том числе знаменитый азиатский эпос о Гэсэр-хане, царе Лингском.

  • Изучение древних религий и их современного состояния.

  • Следы так называемого «звериного стиля», свойственного в древности всему скифскому миру . Это открытие Юрий Рерих позднее обобщил в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», (Париж, 1930 г.), которая, по выражению Л.Н.Гумилева, создала «новую эпоху» в науке.

  • Впервые были исследованы памятники археологии, литературы и искусства Тибета.

  • Получены сведения о кочевниках хорпа, сохранивших наиболее архаичную форму языка и бытового уклада.

  •  Открытие в монастыре Шаруген многотомного собрания рукописей  древней добуддийской религии Тибета – веры бон, и т.д. 

Достойный продолжатель славных традиций Пржевальского Н.М., Роборовского В.И., Потанина Г.Н., Свена Гедина и      Козлова П.К. 

1929-1942г.г. – директор Института Гималайских исследований «Урусвати». Экспедиции в Западный Тибет, Китай, Манчжурию, Внутреннюю Монголию. 

1948-1957г.г. – переезд вместе с Е.И.Ререих в Калимпонг (Восточные Гималаи). Руководит Индо-тибетским семинарием, заведует курсами китайского и тибетского языков. 

Член Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американского Археологического и Этнографического обществ и ряда других. 

1957г. – возвращение на Родину. Возглавил сектор философии и истории религий Индии и Пакистана. По совокупности опубликованных работ присвоено научное звание доктора филологических наук. Возродил отечественную тибетологию. Возобновил издание серии научных работ и первоисточников по буддийской философии «Библиотека Буддхика». Руководил курсами по изучению тибетского, монгольского, санскрита и, впервые в России, ведийского  языков. Инициатор и организатор Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе. 

Привез на Родину наследие отца, Н.К.Рериха, - 400 его картин. Организовал  Выставку картин Н.К. Рериха (впервые в СССР), читал  лекции о его творчестве. 

Ушел из жизни в 1960 году, 21 мая, в Москве. 

Внес огромный вклад в развитие номадистики – исторической дисциплины, изучающей особенности кочевых культур. Социально-политическая ситуация в мире в начале 20-го столетия отличалась стремительным динамизмом развития, рождалось качественно новое общественное сознание. Традиционная цивилизация кочевников претерпевала процесс стремительной трансформации. Кочевая культура – средневековый быт, способ ведения хозяйства, предания веков могли навсегда уйти в глубины прошлого. И поэтому, исследование кочевого Востока было одной из наиболее актуальных задач в исторической науке 20-го века. Эту историческую миссию безупречно выполнил Ю.Н.Рерих. 

Некоторые  работы Ю.Н. Рериха 

«Изучение Калачакры», 1932г. – перевод буддийского философского трактата. Является непревзойденным шедевром. До сих пор в европейском востоковедении не появилось ничего равного ей по глубине и уровню обобщения. 

«Тибетские диалекты Лахула» - сведения о тогда совершенно не изученном языке маленького тибетского княжества в Западных Гималаях. 

«Голубые Анналы» - перевод и комментарий одного из важных сочинений по истории Тибета, впервые ставшего достоянием западной науки.

«Амдосское наречие» - исследование неизвестного науке амдосского диалекта. 

«Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями».

 «Буддизм и культурное единство Азии». 

«Монголия – путь завоевателей». 

«История Средней Азии» - фундаментальный труд, в котором  обобщен и систематизирован огромный фактический материал и многолетний исследовательский опыт. Труд не был завершен ввиду необходимости ознакомления с открытиями советской востоковедческой науки и археологическими находками на  пространствах  среднеазиатских республик СССР. Рукопись на русском языке, хранится в Международном Центре Рерихов (Москва). Впервые изданы в 2004г. (1-й том) и в 2007г. (2-й том), МЦР, Мастер-Банк, Москва. 

 «История Средней Азии» 

Отклик талантливого ученого, одаренного и широко образованного человека  на историческую ситуацию. Им выполнена особая миссия – исследование отдаленных кочевых цивилизаций Монголии и Тибета, постижение глубин их культуры и религии, перевод на европейские языки памятников древней письменности. Эту чрезвычайно трудную задачу Ю.Н.Рериху удалось выполнить благодаря своим неординарным личностным качествам, сотрудничеству и духовной поддержке семьи. 

Содержит редкие и ранее неизвестные факты по истории кочевых народов. 

Является сотворчеством двух крупных ученых – Ю.Н.Рериха с классическим образованием историка,  востоковеда, лингвиста и Н.К. Рериха, опытного археолога, аналитика исторических процессов, уникального интуитивиста и мыслителя. Опыт и знания  отца дополнялись энциклопедическими познаниями сына. Рерихи не только открывали неизвестные факты, но и создавали новую методологию исторических исследований. 

Новая методология – «этно-историческая точка зрения». Комплексный культурно-исторический подход (в отличие от традиционного анализа только политических событий, смены общественных формаций, развития орудий труда, выделения  части из целого). Включает в себя обширные сведения по этнологии, сравнительно-историческому языкознанию, религии, искусству. Создает целостную историческую картину эпохи. Описание Центральной Азии как природного, культурного и исторического целого в контексте мировой истории. Метод синтеза.  Культурное единство как важнейший фактор развития региона и исторической интеграции мира. Через анализ к синтезу, видение частных фактов сквозь призму целого. Открывает широкие возможности в оценке событий и понимания всемирного культурно-исторического процесса. 

Значительно расширено географическое понятие «Центральная Азия» - от Кавказа на западе до Большого Хингана на востоке, от Гималаев на юге до Алтая на севере. А также рассмотрены прилегающие территории Юга России, Южной Сибири, Кавказа, Ирана, Афганистана и Северо-Запад Индии.

Представлены подробнейшие сведения по географии, орографии, геологии, гидрологии, топонимике. 

Охватывает исторический период от времен палеолита до конца Юаньской Династии (1368г.), т.е. до середины ХIV века. 

Основной тезис – «Степь – начало объединительное». 

Палеолит – единство способа производства орудий труда из камня, кости, рога позволяют сделать вывод о сходстве типов древнейших локальных культур. 

Неолит – также дает картину культурного единства региона. Выездка верхового коня, ранние формы скотоводческого кочевого хозяйства, приручение верблюда, дикой овчарки, горного барана. Конные кочевники. 

Поздний неолит – сходства в росписи керамики,  в погребальных обрядах, типах захоронения, военном снаряжении, бытовой утвари. 

В период тюркских и монгольских кочевых империй быстрыми темпами совершенствовалось военное искусство. Идея регулярной, хорошо обученной армии родилась в Азии. Благодаря высокой организации, правильному тыловому обеспечению стали возможны успешные военные походы, маршруты которых пролегали через весь континент. «Походы Чингисхана, - пишет Ю.Н. Рерих, - имеют выдающееся значение для военной истории. Не будет преувеличением сказать, что они создали эпоху в истории военного искусства. Многое в тактике монголов настолько современно, что заслуживает самого глубокого изучения». Разветвленная система права, дипломатия, административные реформы. Религиозная терпимость. 

Современной науке еще предстоит понять исторический смысл и значение империй как формы социальной и политической организации. 

 История Тибета – важное звено в распространении буддизма из Индии в страны, лежащие к северу от Гималаев. Культурно-философскую систему буддизма Ю.Н.Рерих. называет «главным культурным воспитателем Азии». 

Социальное положение женщин в правящих династиях Тибета и Монголии. 

Закон циклического развития предрекал великое будущее богатому и необычайно жизнеспособному азийскому миру. Волна культурного расцвета должна была снова вернуться в пространство Востока. И кочевая Азия бережно хранила свои духовные сокровища, которые пророчествовали о грядущем веке мирового братства. 

Рерихи считали Центральную Азию колыбелью человечества. На Востоке следует искать истоки философской мысли и научного знания. Волны миграций, зарождавшиеся во внутреннем пространстве материка, оставили свои неизгладимые следы на просторах Евразии. 

«История Средней Азии» - энциклопедия древней и средневековой истории кочевого мира

Представлены факты политической и военной истории, культурная жизнь народов, сведения по филологии, этнологии, праву, истории религий. Создает исторический портрет кочевой Азии. По своему объему, глубине и широте постановки задач соответствует труду большого международного коллектива авторов. Создана гением одного человека для будущих исследователей. Масштабность мышления Ю.Н.Рериха опережала свое время. Знал общее направление мирового исторического процесса. 

Методология исторических исследований Ю.Н.Рериха  приобретает особое значение в наши дни, когда формируется качественно новое состояние человечества – глобальный мир. Стремительная глобализация усиливает процесс объединения стран и народов, информационный, культурный и экономический обмен. Формируется новое космическое мировоззрение, новые отношения между этносами и государствами в составе планетарного человечества. 

Следует отдать должное кочевым народам, накопившим опыт создания этнополитических образований как некий прообраз будущего единства. Великие кочевые империи скифов, гуннов, монголов на протяжении тысячелетий соединяли Восток и Запад, реализуя в своем историческом времени идею единого мира. Реальным фактом евразийской истории было культурное единство. 

Использованная литература: 

"Воспоминания о Ю.Н. Рерихе". Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, Москва, 2002 

"Юрий Николаевич Рерих". Биобиблиографический указатель. Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, Москва, 2002