Тамгалытас на реке Или. Общий вид.

Тамгалытас на реке Или. Общий вид

 

 

 

Изображения Будд

на реке Или

На реке Или, в районе города Капчагая (120 км от Алматы), находится уникальный памятник культуры прошлых веков – наскальные изображения Будд. Их называют «Писаные камни», «Красные скалы». А местные жители это урочище называли Тамгалытас , т.е. камни со священными знаками (в переводе с казахского, Тамга – священный знак, тас – камень). 

Когда и при каких обстоятельствах появились изображения на огромных, отколовшихся от скал камнях, неизвестно. Возможно, в этом месте, вдоль р. Или проходил когда-то участок Великого Шелкового пути. По этому пути вместе с торговыми караванами  шли паломники из Северного Тибета поклониться буддийским святыням  Бухары, Самарканда, Афганистана. 

По словам известного краеведа В. Проскурина, это место считалось  среди кочевников особым, почитаемым. Здесь излечивали недуги, восстанавливали здоровье. В те времена степняки бережно относились к  изображениям иной  веры.

Первым исследователем Тамгалытас  был Чокан Валиханов (1835 – 1863 гг.). В 1856 г.он осмотрел и зарисовал  пером в экспедиционном дневнике выбитые на камнях изображения и надписи. Рисунки эти приведены в книге И. Стрелкова «Валиханов», серия ЖЗЛ, М., 1990 г. 

В 1897 г. к «Писаным камням» совершили специальное путешествие чиновник  при генерал-губернаторе г. Верный  В.Пантусов и   востоковед А. Позднеев, которые обследовали эти изображения, тщательно описали  и впервые сфотографировали. Они насчитали 18 камней, с рисунками пяти «бурханов», из них три на одном большом камне и два – на других, а также тибетские и калмыцкие надписи. 

Николай Константинович Рерих в своих очерках часто упоминает имя А.М. Позднеева. Его авторитет  как востоковеда подчеркивает в своих письмах и Елена Ивановна Рерих. 

На рубеже 20 и 21 вв. изображения исследовал директор Культурного Центра при Посольстве Индии в Республике Казахстан г-н Стобдан. Его статья с расшифровкой символики изображений была опубликована в журнале Академии Наук РК.  По его мнению, эти рисунки уникальны, т.к. в подобных сочетаниях священные буддийские символы встречаются  чрезвычайно редко.

Когда, при каких обстоятельствах появились эти рисунки, кто их автор – доподлинно неизвестно. 

 Чокан Валиханов. Изображения Будд на скалах Тамгалытас.

Чокан Валиханов. Изображения Будд на скалах Тамгалытас. Перо. 1856 г.

Изображение трех Будд

Изображение трех Будд  (слева направо):  Будда Шакья Муни, Будда Авалокитешвара, Будда Манла. Современная фотография

Современное состояние уникального памятника внушает самые серьезные опасения. Памятник не охраняется, не внесен в специальные списки культурного наследия. Велика опасность его утраты.

Еще два – три  десятилетия назад посетителями этих мест были лишь туристы, сплавлявшиеся по реке Или на плотах, да рыбаки.

Сегодня же массовая автомибилизация населения сделала доступными Писаные камни. Сюда устремились те, кто хочет просто провести время «на природе», не задумываясь об уникальном памятнике. Следствие этого - безобразные следы пребывания человека – кучи мусора, кострища, вытоптанный берег, и, главное, - разрушение уникальных рисунков.  Рядом со священными мантрами выцарапывают вечное «здесь были…», распыляют краску из баллончиков. И, что гораздо страшнее, - откалывают куски камней и даже стреляют в изображения из огнестрельного оружия.

Турфирмы предлагают автобусные экскурсии к Писаным камням, которые лишь добавляют горы мусора и остатки костров.

Неподалеку от этого места, на противоположном берегу Или несколько лет назад проходили съемки фильмов "Кочевник" и "Дневной дозор". Там кинематографисты построили декорацию – глинобитную крепость в средневековом стиле. По печальной иронии эта крепость тоже стала туристической достопримечательностью. Но она охраняется, предприимчивые люди берут за ее осмотр немалые деньги. И содержится этот новодел в полном порядке – ведь это доходное место. А на расстоянии нескольких сот метров гибнет от человеческого невежества уникальный памятник, подобного которому, по утверждению д-ра Стобдана, нет нигде в мире.

 "Безобразные наслоения"

"Безобразные наслоения"

 Бутафорская крепость.

Бутафорская крепость

 Энтузиасты стараются помочь спасению  Писаных камней. 

В октябре 2001 года экологическое движение «Табигат» (Природа), возглавляемое Мэлсом Елиусизовым, организовало международную экологическую регату «Живой Балхаш».  Ее целью было привлечь внимание  общества к проблемам Балхаша, который сейчас рискует повторить печальную судьбу Аральского моря.

Участниками регаты были студенческие команды, туристические общества, некоторые государственные и коммерческие организации, подразделение МЧС, а также немногие иностранные фирмы. Была команда и из России. Использовались любые плавсредства – катамараны, плоты, байдарки, надувные лодки. Сопровождал регату дельтаплан.

В этой экологической акции активное участие принимало Рериховское Общество со своей программой, посвященной памятнику Тамгалытас.

    …Над штабом регаты развевалось Знамя Мира. Один из активистов «Табигата» оказался человеком сведущим и лично взялся укрепить наше Знамя. И как-то так получилось, что оно было укреплено выше остальных. А наш добровольный помощник объяснял всем: «Это же Знамя Мира!». 

В Тамгалытас была первая остановка участников регаты. Их уже ждали сотрудники Рериховского Общества.

Развевалось Знамя, к скале был прикреплен информационный плакат. Свежий ветер нес запах степных трав. И особенно проникновенно прозвучал рассказ об истории этого места, о значительности символов на скале, о роли охранения Культуры.

Ни одного равнодушного сердца не было в этот момент у Писаных скал.

Задавалось много вопросов, что-то записывали в блокноты, разбирали заранее приготовленные листовки – их даже не хватило на всех. Люди, живущие суетой повседневности, вдруг ощутили дыхание вечности.

Торжественное открытие  регаты "Живой Балхаш"  

Торжественное открытие регаты "Живой Балхаш"

 Знамя Мира над Тамгалытас.

Знамя Мира над Тамгалытас

 Разумеется, после этой акции дело охранения культурного памятника на реке Или не улучшилось. Это было только начало.

Спустя несколько лет была проведена еще одна экологическая акция Рериховского Общества – экскурсия-субботник, в котором принял участие известный алматинский краевед В.В. Проскурин, хорошо знающий историю и проблемы этого памятника.

В сентябре 2007 года Фонд поддержки культуры «Сердце Азии» и студенты художественно-графического факультета Алматинского Государственного педагогического университета им. Абая организовали экологический субботник в Тамгалытас. Участники его собрали в непосредственной близости от священных изображений полный  грузовик мусора.  И  энтузиасты планируют эту работу продолжать. 

Уникальное место требует нашего внимания и защиты. Необходимо объединить усилия всех неравнодушных людей. Впереди большая работа, которую непременно нужно сделать. Иначе нам будет очень стыдно перед будущим.


 Подробнее об истории исследований памятника можно прочитать в статье

"Илийский памятник буддийской культуры в Семиречье (Казахстан)" 

 Экологическая регата "Живой Балхаш"

Октябрь, 2001 г.

Организован экологическим союзом "Табигат" ("Природа") при участии Рериховского Общества г. Алматы РК

Экологический десант на "Писаные камни"

16 сентября 2007 г. 

Организован Алматинским Фондом поддержки культуры "Сердце Азии".

Участники - студенты художественно-графического факультета Алматинского Государственного педагогического университета им. Абая.