Елена Петровна Блаватская



О Елене Петровне

Блаватской

в Письмах Е.И. Рерих

 

Е.И. Рерих. Письма, тт.1 – 9, Москва,

Международный Центр Рерихов,

Благотворительный фонд им. Е.И. Рерих,  

Мастер-Банк, 1999 – 2009 гг.

Об Ученичестве

О  миссии Е.П.Блаватской

О некоторых особенностях миссии Е.П.Блаватской

О предательстве и Космической Справедливости

О книгах Е.П.Блаватской

О жизнеописаниях Е.Б.Блаватской

О сотрудниках Е.П.Блаватской

О Теософском Обществе

Об Ученичестве

 «Упасика» означает «ученица  в миру». Так называл Вл. М. нашу Е.П.Блаватскую (Н.П. Серафининой, 5.10.36., т.4,  стр. 360)

Труден путь истинного ученичества, много испытаний, порой очень тяжких, приходится пройти, прежде чем стать тем, кого называем принятым учеником… Человечество в массе своей совершенно не подготовлено к принятию Истины, тем более к ученичеству. Лишь отдельные индивидуумы могут приближаться. В своём подходе к Западу в прошлом столетии Великие Учителя  не нашли ни одного истинного ученика, конечно, исключая посланную Ими Е.П.Блаватскую… Все остальные остановились на ступенях долгой, долгой лестницы ученичества. (М.Е. Тарасову, 15.06.34, т. 2, стр.173 – 174) 

… вспомним о подвиге Е.П.Блаватской, которая на своём трудном пути являла именно пример полного доверия и верности. Её львиное сердце не знало ни страха, ни сомнений. Она мужественно несла свое поручение, и там, где ей было  нечто не ясно, она шла также твердо, ибо великая вера жила   в ее сердце. В «Надземном», в §135, сказано: «Даже в самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая сила воли создавала вибрацию мощную. Никто и ничто не могло заставить ее хотя бы косвенно осудить Учителя. И прямое несчастье не могло заставить ее забыть о Братстве. Даже при кораблекрушении она твердо держала мысль о Братстве, и такая решимость  усиливала вибрацию священную. (Р.Я. Рудзитису, 08.02.40,  т. 7, стр. 33)

В дни Е.П.Б. многое, касающееся закона перевоплощения и жизни после смерти, приходилось скрывать. Западный ум не мог принять всё величие и размах Учения, и тема жизни после смерти была лишь слегка затронута, чтобы не пробудить ужаса и не навлечь анафемы на неповинные головы. Так, если мы нуждаемся в Учителе на физическом плане, ещё более он нужен в мире потустороннем. Только там мы сможем полностью осознать благословение и великую привилегию находиться под руководством Великого Учителя, будучи ещё на Земле. Но это руководство становится ещё более ценным в духовном мире, ибо оно даёт новые возможности впитывать знания, учиться и продвигаться. (К. Кэмпбелл,  5.10.45, т. 7, стр. 260)

О  миссии Е.П.Блаватской

… в надлежащие, определенные сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Великое Братство избирает одну или двух личностей, как было с Е.П.Блаватской… (А.М.Асееву, 17.02.34, т. 2, стр. 24)  

Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную Доктрину» и принести миру подтверждение и знание утерянное о существовании Великого Братства. (З.Г.Фосдик и Д.Фосдику, 27.08.49, т. 8, стр. 250)

Вспомним и нашу много оклеветанную Елену Петровну Блаватскую, пробывшую три года в одном из Ашрамов Тибета,  принесшую великое знание, и светлую Весть о Великих Махатмах. Если бы не злоба и зависть окружающих ее, то она написала бы еще два тома «Тайной Доктрины», в которые вошли  бы страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить её, и труд остался незаконченным. (Ф.А. Буцену, 25.03.35, т. 3, стр. 154)  

Именно Елена Петровна Блаватская была Огненной Посланницей Белого Братства. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Елена Петровна Блаватская имела счастье получить Учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мёртвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма…   Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания.  Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей! (В.А. Дукшта-Дукшинской, 08.09.34, т. 2, стр. 355)

…такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления её русскому народу, почти ничего не знающего о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придётся жить и умереть на чужбине. Подвиг её был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всём подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех времён и народов,  создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мучительство сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлём ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь. (В.Л. Дутко, 14.05.45, т. 7, стр. 233-234)

…конечно, не за горами то время, когда русские поймут все величие того Учения, которое принесла миру Елена Петровна Блаватская, и воздадут должное почитание этой мученице за Идею. (В.Е. Гущику, 21.06.34, т. 2, стр.138)  

…наша великая соотечественница (Е.П.Блаватская) должна была принести Свет Учения в Америку и Европу, ибо сознание русского общества не было готово. (В.А. Дукшта-Дукшинской, 8.09.34, т. 2, стр. 350)

Как Вы знаете, Е.П.Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик, а также сказать истину о спиритизме, чтобы предотвратить многие губительные последствия. Спиритизм быстро распространялся тогда, особенно в Америке, и уже принимал чудовищные формы. (К.И. Стурэ, 15.11.34, т. 2, стр. 471)

…выше того, что имеется в Учении, принесённом Е.П.Блаватской, и в книгах Живой Этики, сейчас получить невозможно. (Ф.А. Буцену, 23.01.40,  т. 7, стр. 12)

…победа, сужденная Иерархией Света, превысит наше воображение. Великий символ победы дан в исторических примерах. Так, победа  Е.П.Блаватской,  хотя и становится очевидной, ещё не может проявиться во всей силе, потому что размах этой победы должен соответствовать размаху принесенной ею вести. Необходимо, чтобы уровень  человеческого  сознания поднялся на следующую ступень, чтобы большинство смогло приблизиться к пониманию ее миссии. Будем помнить, что прошли многие десятилетия после смерти Христа, прежде чем Его Учение получило признание. (Г. Меррик, 21.05.38, т. 6, стр131)

О некоторых особенностях миссии Е.П.Блаватской

… Учителя должны были ждать долгое время, прежде чем они нашли подходящий физический организм среди западной народности для той великой миссии, которую Они должны были вручить воплощающемуся в него ученику и собрату. Ведь организм Е.П.Блаватской  был совершенно исключительный, и все же он мало соответствовал высоте духа, в нем воплощенного, отсюда и ее болезни, и временами некоторое неравновесие, которые невежды и враги ее старались всячески раздуть для умаления этой большой души. Несомненно,  Е.П.Блаватская, именно  тысячелетия работала с Силами Света и всегда находилась  под  Их  Лучом, и  именно, она  должна была принести «Тайную Доктрину» и дать новый сдвиг сознания человечества.  Многие века работала она в этом направлении, и по праву настал ее черед  принять «чашу».  (Е.П. Инге, 12.01.40, т. 7, стр. 10)

Блаватская уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение её было работать среди большого числа людей, среди  постоянного враждебного к ней отношения и окружения дисгармоническими аурами и уявлять чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего. (З.Г.Фосдик и Д.Фосдику, 27.08.49, т. 8, стр. 250)

Е.П. Блаватская была духом исключительно мощным и высоким,[...]  и стала жертвой невежества окружающих её людей. Ярые убили её своим недоверием и преследованиями и не дали ей закончить её миссию. Она не смогла написать  Третий Том, который облегчил бы путь и следующим носителям Знания. Она должна была поведать миру о Борьбе Сил Света с Силами Тьмы, о наступающем уже Армагеддоне, также осветить  деятельность Князя мира сего. Именно могла написать о нем, ибо не была связана никакой личной кармой с ним, и он не мог вредить ей непосредственно. Том этот не состоялся, но он был так нужен тогда. (В.Л. Дудко, 21.11.53, т.  9, стр. 336-337)

О предательстве и Космической Справедливости

Очень полезно почитать всю гнусность сотрудников, выявленную по отношению к великой Е.П.Блаватской. Предательства всегда должны сопутствовать подвигу. Чем больше подвиг, тем больше предательств. (Н.К.и Ю.Н.Рерихам, 13.06.35, т. 3, стр. 326)

Все знают сейчас, какими чёрными предательствами со стороны ближайжих была окружена Е.П.Блаватская, и как космическая справедливость уже воздала, и будет продолжать воздавать в увеличивающейся прогрессии на земном плане. Так, имена малых предателей канули в Лету, имена больших остались символами чёрной неблагодарности и, прежде всего  глупости, тогда как имя Е.П.Блаватской с каждым днём растет, и будет расти, ибо труд, ей доверенный и явленный, неистребим никакими предательствами. Не говоря уже о том, что сама она уже достигла Недосягаемой для предателей Твердыни. (З.Г. и М. Лихтманам, 24.07.35, т. 3, стр. 432-433)

Именно только через Елену Петровну Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружающих её настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своём полагали достичь Высот, пренебрегая её началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили её, всё им давшую, всё им открывшую. Конечно, все эти самообольщённые гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. (Ни один из окружавших её не был принят Махатмами в истинные ученики.) Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П.Блаватская была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которое означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда и многие заблужения Олькотта, Безант, Ледбитера и пр. И теперь, когда последние пребывают в слоях Тонкого Мира, окружённые своими почитателями, но, увы, ещё дальше от Твердыни Белого Братстсва, нежели раньше, и сейчас наша великая соотечественница в своём огненном устремлении, воплотившаяся почти сейчас же после смерти в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и под именем Брата Х. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. (В.А. Дукшта-Дукшинской, 08.09.34, т. 2, стр. 355)

Упоминаемая Вами книга Соловьёва о Е.П.Блаватской у меня имеется. В воспоминаниях, написанных друзьями и сотрудниками Е.П.Блаватской, встречается определённая характеристика этого недостойного типа. Он очень добивался быть принятым в ученики, но Вл. М.  не разрешил Е.П.Блаватской приближать его и даже неоднократно предупреждал её о его скрытых свойствах. Конечно, мелкое самолюбие не могло простить Е.П. такого отказа. Его книга является лучшим свидетельством невежества и низости автора. Думаю, что начинать шевелить эту грязь сейчас не полезно и даже определённо вредно. …Защита Е.П.Блаватской должна сейчас состоять в широком распространении её трудов. Вся же грязь, которой жалкая посредственность закидывает каждого выдающегося деятеля, сама отпадёт с течением времени и с наступлением срока для нового сдвига сознания. …Чем больше личность, тем больше предательств и ярой клеветы вокруг неё. Именно, как говорится, клевета несётся за великим человеком, как пыль за всадником. (А.И. Клизовскому, 24.02.39, т. 6, стр.348)

О книгах Е.П.Блаватской

Конечно, не может быть запрещения читать книги по разным отраслям знания, искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять знание своё, но необходимо научиться разбираться в них. Так, я всегда остерегала от многих оккультных книг. И конечно, когда есть возможность иметь все сокровища Книг Учения, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути к знанию, когда есть возможность ознакомиться с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с трудами Е.П.Блаватской, которых немало, то чтение всех остальных книг (теософической литературы), за малыми исключениями являющимися их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть пустая трата времени. Так, например, «Эзотерический буддизм» Синнета написан целиком на основании полученных им писем Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании этих писем и при этом без добавления ошибочных комментариев. (А.И. Клизовскому, 30.06.34, т. 2, стр.199)

… должна сказать, что Николай  Константинович, кроме сочинений Е.П. Блаватской, никаких теософских книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с  Восточной Мыслью и теми  трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П.Блаватская. (Н.П. Серафининой, 04.01.37, т. 5, стр. 13-14)

Мы высоко чтим Е.П.Блаватскую, и труды её вместе с «Письмами Махатм» - наши настольные книги, но с большим выбором принимаем позднейшую оккультную литературу, ибо всегда предпочитаем труды основателей. (В.М. Сеплевенко, 29. 02. 36, т. 9, стр. 557)

Конечно, если Вы ищете эзотерический буддизм, то  Вы найдете его лишь в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской.  (Ф.А. Буцену, 04.01. 39, т. 6, стр. 310)

Также не приходит людям на ум, что действительность, вмещаемая Вселенной, бесконечно превосходит сумму воображения коллективного человечества. Они будут рассматривать все написанное в «Тайной Доктрине»  Блаватской  как фантазию, но мы можем понять, что это описание  есть лишь незначительная часть всего грандиозного процесса, происходившего на нашей планете. (Ф.А. Буцену, 14.06.39, т. 6, стр. 431)

Для всех продвинутых сознаний, конечно, все книги Блаватской – кладезь, также и «Письма Махатм». (З.Г. Фосдик и Д. Фосдику, 13.11.48, т. 8, стр. 127)

Третий том (Тайной Доктрины) был собран после смерти Е.П.Блаватской, и там вкрались неясности (и не все статьи прошли Высокую Цензуру Великого Учителя). Потому следует осторожно относиться к некоторым неясным утверждениям. (М.Е.Тарасову, 12.04.35,  т. 3, стр. 193)

Запомним одно правило – нельзя получать никаких  Учений через медиумов.   Е.П. Блаватская  всю свою жизнь боролась против невежественного отношения к медиумам. Существует много ее статей, посвященных именно описанию опасностей, которым подвергаются люди, посещающие  спиритические сеансы без достаточного знания и сильной воли. (К.И. Стурэ, 21.06.34, т.2, стр.178)

Труды её читаются, многие ими пользуются, но никогда нигде не упомянуто её имя. Между тем её труд является величайшим трудом прошлого столетия – таково мнение одного из Великих Учителей. Ни один современный ей философ или учёный, ни один историк не мог осилить такого труда. (Е.Я. Драудзинь, 17.09.38, т. 6, стр. 236)

О жизнеописаниях Е.Б.Блаватской

Лучше всех написали о ней А. Безант и Ж. Мид, последний был известным учёным и лингвистом. …За время её пребывания в Лондоне Мид был её сотрудником и секретарём. В своём посмертном очерке о Блаватской он отдал ей должное, признав её гениальность и титаническую природу. Существует биография, написанная Синнеттом на основании свидетельства её сестры Желиховской «Incidents in the Life of Madame Blavatsky. London, 1886». Там имеются интересные подробности, но сама Блаватская не была довольна этой книгой, которая писалась при её жизни; не был доволен и Учитель её. …К столетию её рождения в журнале «Вестник» в Женеве был издан Биографический очерк Е.Ф.Писаревой. (В.Л. Дутко, 14.05.45, т. 7, стр. 233)

Знаю, как Вел. Вл. М. был недоволен всеми биографиями, написанными о Блаватской. Ведь не нашлось тогда ни одного чуткого и умного сотрудника, который мог бы оценить эту титаническую натуру. Мелочность природы всех этих биографов видела лишь то, что было доступно их мещанскому кругозору. Конечно, Миид написал не так плохо, но всё же А.Безант, пожалуй, лучше всех сказала о Е.П.Блаватской.  Конечно потому, что сама она была крупным духом и только её несчастная близость к Ледбитеру и неизжитое честолюбие и самомнение к концу жизни затуманили её блестящий интеллект. (А.М.Асееву, 23.10.36, Том 4, стр. 383)

О сотрудниках Е.П.Блаватской

 Закон Иерархии непреложен, ибо он закон Космический. Никто не может перескочить через звено, установленное Космическим Законом»…   Так, все стремившиеся обойти и перескочить через Е.П.Б. теперь  скромно бродят в Тонком Мире среди теософических групп, тщетно ожидая призыва от  Великих  Учителей… Благо тем, кто были ей верны, ибо она столько может  помочь им! Но число таких меньше  меньшего. (А.И. Клизовскому, 11.08.34, т. 2, стр. 284)

 Как сказано Великим Учителем: «Одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы.  Если бы вы знали всю литературу о Блаватской и все поступки  и  предательства  ее ближайших сотрудников,  Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности,  мерзости  и невежества; конечно именно из последнего вытекают все гнусности. (А.М. Асееву, 06.05.34, т. 2, стр. 98-99)

Вы знаете из «Писем Махатм», что Великие Учителя не отказывались высказывать свои суждения о тех или иных лицах, вступавших в Теософическое Общество. Вы знаете, как Они подвергали их испытаниям, и для вящей убедительности очевидным для окружающих, и затем выносили свой приговор. Не раз Е.П. Блаватская была предупреждена об истинной природе подходивших к ней. Помните указания о Соловьёве, Хьюме, Ферне и прочих? (Р.Я. Рудзитису, 5.03.40, т. 7, стр. 51)

 Миссия Безант была, конечно, иная, нежели миссия Блаватской. Она не должна была являть нового учения, но утвердить данное через Блаватскую среди широких кругов и не отступать от уявленной ей программы. Безант, несомненно, крупный дух, прекрасный оратор и неутомимая работница  и организаторша. Но после ухода Блаватской контакт её с Учителями затруднился. Приближение Ледбитера принесло много вреда развитию теософического движения в Европе, особенно во Франции. Влияние его внесло заблуждения и новые толкования. Культ Кришнамурти как грядущего Мирового Учителя тоже утвердился с его приближением. … Вместе с Вами скорблю, что теософы уявили столько гротесков и пошлых искажений Великих Обликов.  (В.Л. Дутко, 14.05.45, т. 7, стр. 231-232)

 Теперь о перечисленных Вами сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был её ближайшим сотрудником. Он был приближен по кармическим причинам, … Но он не мог считаться учеником в полном смысле этого слова. Иначе он не предавал бы её так, как он неоднократно это делал, не оставил бы писаний, умаляющих ту, которая столько ему открыла. Но, конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик. Чтобы оценить правильно великого человека, нужно быть самому не менее великим.

Также из Рамасвамира ничего значительного не вышло, среда засосала его. Да он и скоро умер.

Был ещё один весьма талантливый ученик Субба Роу, который был направлен Махатмой М. к Блаватской, чтобы помочь ей при работе над «Тайной Доктриной» с санскритскими терминами и в толковании некоторых положений в браманических учениях. Но этот «достойный» ученик не смог совладать с исключительностью и фанатизмом, присущим его касте, при виде, как сокровенные знания Востока выдаются людям Запада, да ещё через европейку, и преисполнился такой ненависти и зависти к Е.П.Блаватской, что решил дискредитировать её и её труд. С этой целью он разослал многочисленные письма к влиятельным лицам, сообщая в них, что Е.П.Блаватская сейчас представляет из себя лишь пустую оболочку, ибо Махатма М. покинул её и предоставил её своей судьбе. Конечно, письма эти имели обратный результат, а сам он, будучи совершенно молодым человеком, заболел странною болезнью. Он весь покрылся нарывами и, как говорят, заживо сгнил. А между тем он был один из самых многообещающих учеников…

Синнетт был из тёплых, и вспышка его была не длительна. Человек он был порядочный, но врождённое англосаксонское самомнение закрыло ему приближение к Свету. Ввиду того, что он помог Е.П.Блаватской и искренно, хотя и с прохладцем интересовался Учением и, кроме того, был образованным человеком, Махатмы приняли его как своего корреспондента, чтобы через него протолкнуть новые мысли и понятия в интеллигентную среду западного мира. Жизнь свою он кончил печально, почти забытый.

Дамодар, прекрасной души индус, очень преданный Великим Учителям и Е.П.Блаватской, и всё же не выдержал последнего испытания. Когда он узнал, что Е.П.Блаватская не вернётся в Индию, он бросил доверенное ему ею дело и ушёл в Тибет в поисках Махатм. Конечно, до Махатм он не дошёл и умер в одном из тибетских монастырей. Махатмы очень скорбели о его проступке, ибо именно он должен был остаться на посту и явиться самым верным свидетелем и защитником Е.П.Блаватской и, следовательно, всего теософического движения. Но он предпочёл более лёгкое для себя решение вопроса, и оно привело его к падению…

Джадж был лучше многих. Много клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди европейцев… Итак, никто из европейцев не дошёл до Башен. (Э.Р. Рудзите и Р.Я. Рудзитису, 15 .04.39, т. 6, стр. 362-364)

Об Анни Безант могу сказать, что считаю её духом крупным и уважаю её деятельность в Индии, но очень сожалею, что при ней находился Ледбитер, которого я считаю её тёмным гением. … Также не могу даже представить себе какого-либо сравнения между А.Безант и Е.П.Блаватской, настолько последняя была высока в своих духовных достижениях. Е.П.Блаватская была истинной Посланницей Великого Братства, и этим всё сказано. Мы свято чтим её имя и всею силою духа восстаём против всякого замалчивания и умаления этой замечательной женщины и всего ею принесённого. (А.А. Каменской, 1930-е гг., т. 6, стр. 523)

О Теософском Обществе

Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания её сотрудников основать Общество для ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех религий и философий, Махатма К.Х., Друг Старшего Махатмы, согласился руководить таким Обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П.Блаватской, нескольких индусов и полковника Олькотта. Всё это вылилось в существующее ныне Теософское движение. История его раскрыла всю бездну человеческой природы, и весьма скоро, после основания нескольких Отделений,  Махатмы ещё при жизни Е.П.Блаватской прекратили непосредственное Водительство Обществом как таковым, сосредоточив своё внимание лишь на отдельных личностях. Отсюда понятен краткий расцвет и наблюдаемое сейчас постепенное падение главного центра его. Но, конечно, само Учение, принесённое Е.П.Блаватской, сделало своё великое дело, именно, по всему миру пробудило и сдвинуло с мёртвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения Теософского Общества очень помогли этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен. Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Все же утверждение о неудаче идёт от тёмных сил. (К.И. Стурэ, 15.11.34, т. 2, стр. 471)

Пока имя Е.П.Блаватской было в почитании, Общество развивалось, как только начались предательства и изъятие, где только возможно её имени, Великие Учителя отказались от Водительства, и мы видим, к каким некрасивым и печальным результатам это привело. (К.И. Стурэ, 22.08.34, т. 2, стр. 307)

После смерти Е.П. Блаватской и Теософическое Общество стало вырождаться. (Е.А. Губаревой, 18.12.48, т. 8, стр. 159)

В двадцать четвёртом году Великий Владыка М. указал Н.К. написать картину «Вестник» и принести её в дар и как основу Музея имени Е.П. Блаватской в Адиаре, который тогда, как вы знаете, не существовал. Этим Великий Учитель хотел ещё раз напомнить Адиару, кто является его истинной основательницей и  вдохновительницей. Это было деликатнейшим намёком на проводившееся тогда вольное и невольное снижение значения Елены Петровны Блаватской. (А.А. Каменской, 1930-е гг., т. 6, стр. 522)

Советую установить точку зрения на Теософическое Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но всё же там почитают Учителей. (Р.Я. Рудзитису, 20.06.36, т. 4, стр. 243)

Также на эту тему:

Хронология жизни и деятельности Елены Петровны Блаватской

Вестники. О картинах Н.К. Рериха, посвященных Е.П. Блаватской

Е.Ф. Писарева "Миссия Елены Петровны Блаватской"