Елена Петровна Блаватская

 

 

 

 

Хронология жизни

и деятельности

  Елены Петровны

Блаватской

 

 1831

Родилась 31 июля (12 августа нового  стиля) в Екатеринославе (Днепропетровск) в семье полковника Петра Алексеевича фон Гана и Елены Андреевны Фадеевой, известной писательницы. Отец - Петр Алексеевич фон Ган, выпускник Пажеского корпуса, избрал военную карьеру, принадлежал знатному германскому роду Макленбургов. Вышел в отставку в чине полковника. По материнской линии  Елена Петровна – внучка тайного советника Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой, род которой восходил к древнему княжескому роду Рюриковичей.  

1834

Рождение сестры Веры.

1842

Рождение брата Леонида. Смерть матери, переезд к дедушке и бабушке,  Фадеевым Андрею Михайловичу и Елене Павловне в Саратов, где А.М. Фадеев был губернатором. Позднее его переводят  в Тифлис.

1849

Желая обрести независимость, совершает фиктивное бракосочетание с  Никифором Васильевичем Блаватским, вице-губернатором Эриванской губернии в Закавказье.     

Покидает мужа и путешествует  вместе со знакомой русской дамой, графиней Киселёвой, по Турции, Греции, Египту, Восточной Европе и Франции.                   

1851

 В Лондоне встреча с Учителем, которого знает с детства по своим видениям. В конце года отплывает в Канаду.

 1852

 Путешествует по США. Посещает Техас, Новый Орлеан.  Путешествует по Мексике, Центральной и Южной Америке, островам Вест-Индии; через мыс Доброй Надежды и Цейлон прибывает в Индию.

Ее первая попытка проникнуть в Тибет пресечена британским резидентом в Непале.

1853

 Возвращается в Англию, побывав  на Яве и в Сингапуре.

1854

 Летом  снова едет в Америку, живет в Нью-Йорке и Чикаго, а затем с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы и направляется в Сан-Франциско.

1855

 В конце года   едет  в Индию через Японию,  Сингапур  и некоторые другие Британские колонии. Путешествует по Индии, Кашмиру, Ладакху и Бирме. В этой поездке ей удаётся  попасть в Тибет через Кашмир и Ладакх. Продолжительное общение с Учителем. Фрагменты этого периода своей  жизни Елена Петровна описала в книге "Из пещер и дебрей Индостана" под псевдонимом Радда Бай.

1857

 По указанию Учителя покидает Индию, в которой назревают восстания и беспорядки (восстания сипаев).

1858

 Едет в Европу через Яву. Задерживается во Франции и Германии. Далее направляется в Россию. В конце года приезжает в Псков.

1859

Псков. Санкт-Петербург. Имение Ругодево сестры Веры.  Из своих зарубежных странствий Елена Петровна возвратилась человеком, наделённым  исключительными волевыми и психическими способностями, которые демонстрирует окружающим.

1860 - 1865

Приезжает на Кавказ.  Совершает поездки по Грузии, Имеретии  и Мингрелии, возвращается в Тифлис. Встреча с преосовященным Исидором, Экзархом Грузии, впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским.  Его благословение и напутствие:"Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими.  Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества... Бог до благословит вас на все хорошее и доброе."   

1865

Осенью покинула Россию и совершила поездку по Балканам, Греции, Египту, Сирии, Италии и др. местам.

1866

Тибет. Встречи с Учителем.

1867

Возвращение в Италию. Сражалась добровольцем  за её свободу под знаменами Гарибальди.  Ранения  в битве у Ментаны.

1868

В начале  года, оправившись от ранений,  прибыла во Флоренцию. Затем через северную Италию отправилась на Балканы.  Далее, через Константинополь в Индию, начиная очередное путешествие в Тибет.   

1869

В Тибете встречается с Учителем.

1870

В конце 1870 года  вернулась на Кипр и в Грецию.

1871

Направляется в Египет морским путём. Судно, на котором путешествует Елена Петровна,  6 июля терпит кораблекрушение.   Из 400 пассажиров удаётся спастись только 16. Среди них – Блаватская Е.П. Далее едет в Каир, где  создает Общество для изучения спиритических и медиумистических  феноменов.  Общество  просуществовало недолго.  

1872 

Отъезд из Каира. Через Сирию, Палестину и Константинополь в июле Елена Петровна добирается до Одессы и проводит здесь 9 месяцев. Открывает магазин и фабрику чернил, позже - магазин искусственных цветов.

1873

Весной  направляется в Париж. Под псевдонимом мадам Лаура совершает поездки с фортепьянными концертами по Европе.   7 июля прибывает   в Нью-Йорк. Живет в общежитии для работниц, зарабатывает на жизнь изготовлением рекламных карточек,  галстуков, украшений из кожи и другими  мелкими поделками.

В это время  в США становятся популярны спиритические сеансы, широко рекламируемые прессой и обсуждаемые обществом. Елена Петровна посещает в Вермонте  ферму братьев Эдди, где происходили медиумистические явления с феноменами материализации.  Разъясняет опасности спиритических сеансов и явлений, основанных на медиумизме и низших астральных проявлениях. В их доме встречается  с полковником Олькоттом, который  на долгие годы становится её постоянным помощником и сотрудником.   

1874

Пишет статьи, сначала о западном спиритуализме, а потом об оккультизме Востока.  В октябре  – возвращение в Нью-Йорк. Тяжело болеет.

1875

Продолжение болезни. На исходе весны стремительное и полное выздоровление.

В круг её сторонников входит  24-летний Уильям Джадж.

7 сентября 1875 года создано Теософское Общество. Президентом определён Олькотт. Разрабатывается устав.  Избираются члены правления.

Цели Теософского Общества - образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; поощрять изучение мировых религий и наук, Древней Мудрости;  исследовать сокровенную сторону природы во всех её аспектах, а также непроявленные психические и духовные силы человека.   

В этом же году Елена Петровна начала писать «Разоблаченную Изиду».

1876

Растущее влияние  Теософского Общества. Открылись филиалы  в Лондоне и  на Корфу, наладились связи с теми, кто проявлял интерес  к теософии в Индии и на Цейлоне.

Дом Блаватской Е.П. в Нью-Йорке стал  штаб-квартирой, где собирались люди, интересующиеся непознанными законами природы.  Один нью-йоркский репортер  окрестил ее жилище «Ламасери» - ламаистский монастырь.

1877

В сентябре оба тома «Разоблачённой Изиды» вышли в свет с посвящением:  «Теософскому обществу, основанному в Нью-Йорке в 1875 г. от Р.Х. для изучения изложенных здесь предметов». 

В предисловии к 1-му тому говорилось: «Труд, представленный нами на суд публики, есть результат довольно близкого знакомства с восточными адептами и изучения их науки.  Он обращен к тем, кто готов воспринять истину, где бы она ему не встретилась, и готов защищать её, невзирая на бытующие предрассудки... Люди и партии, секты и школы – их век для мира, что краткий день.  И только Истина, сияющая с вершины своей адамантовой скалы - вечна и превыше всего».

Книга мгновенно обрела успех. Тираж в 1000 экземпляров разошелся за 10 дней. Затем последовало еще несколько дополнительных изданий.

Часть средств от издания «Разоблачённой Изиды» Елена Петровна направила в Россию в фонд помощи раненым в Русско-Турецкой  военной кампании на Балканах (1877-1878 г.г.)

1878

8 июля Е.П.Блаватская получает американское гражданство.

Завязываются заочные отношения с несколькими индусскими пандитами. Елена Петровна убеждена, что лучшей почвой для возрождения древневосточной мудрости может быть только Индия. 17 декабря вместе с полковником Олькоттом она отплывает из Нью-Йорка в Бомбей.  

По дороге в Индию две недели  провели  у лондонских теософов.

1879

16 февраля Е.П.Блаватская  и Олькотт прибывают в Бомбей.  На пристани их торжественно встречают последователи древних ведических откровений. Селятся в индийской части города. В последующие недели совершают  путешествие по Индии - к знаменитым пещерам Карли,  в  Раджпутану, Аллахабад, Агру  и ряд других мест. В начале мая  - возвращение в Бомбей.  

С первых дней в Индии - демонстративный  полицейский надзор над Еленой Петровной. Британские власти подозревают её в шпионаже в пользу России. Католические миссионеры усматривают в её деятельности посягательства на дарованное им «от бога» право спасать язычников.

Несмотря на трудности, Елена Петровна начинает активную деятельность -  много работает, пишет статьи в местные и западноевропейские издания, встречается с местными литераторами, лидерами общественного мнения, представителями аристократии. Приобретает друзей и сторонников в их среде. Встречается с местными браминами, буддистами.

Дом её становится штаб-квартирой Теософского общества. Основано  издание  ежемесячного журнала «Теософ», редактором которого она становится.  Первый номер вышел в октябре.  Журнал  востребован в Америке, Европе, Индии. Тираж его растет, и Елена Петровна много пишет для журнала. Пять томов  её «Собрания сочинений» состоят из статей именно этого периода.

В декабре состоялась поездка с группой теософов на север Индии в Аллахабад, где большую часть года пребывали вице-король и правительство Индии.  Прибыли в Аллахабад 4 декабря. Встреча с местными британскими властями. Знакомство с А.П. Синнеттом, редактором влиятельной англо-индийской газеты «Пионер». В Аллахабаде провели около двух недель.  Далее проследовали в Бенарес.

1880

 Возвращение   в Бомбей  в первый день нового  года.

Книга   «Из пещер и дебрей Индостана»  появилась в русской печати.

Настойчивые  приглашения  буддистов  посетить Цейлон.  Елена Петровна прибывает туда вместе с Олькоттом  в мае  и проводит на острове три  месяца.

Елена Петровна чётко объяснила свою позицию: «Я действительно считаю философию Гаутамы Будды наиболее возвышенной из философских систем  - самой чистой и, кроме того, самой логичной. На протяжении столетий эта система искажалась... Когда Гаутама осуществлял свои реформы и выступал против лукавых брахманов, он опирался именно на эзотерический смысл великих древних Писаний».

Тогда же на Цейлоне было основано  несколько филиалов Теософского общества.

Осенью Елена Петровна  посетила Симлу. В доме Синнеттов она провела шесть недель. Большинство феноменов, произведённых ею в то время, описано в первой книге Синнетта «Оккультный мир», широко обсуждавшейся в Англии.

Друзья Елены Петровны в Индии и в Англии направляют серию прошений в администрацию вице-короля с просьбой снять полицейский надзор над Блаватской, отозвать полицейских агентов, назойливо следующих за нею, буквально,  по пятам.  Прошения удовлетворены.

1881

При содействии Е.П.Блаватской  начата   переписка Синнетта с Махатмами. Позднее, Их Письма были изданы отдельной книгой «Письма Махатм».

Конец лета и начало осени  Елена Петровна провела в Симле, у Хьюмов, а на исходе октября отправилась в Лахор, затем - поездки по Северной Индии.

В конце ноября она вернулась в штаб-квартиру в Бомбее.

1882

31 марта  Елена Петровна направляется в Аллахабад, оттуда в Калькутту. Получает приглашение махараджи посетить его.  Во дворце махараджи в тот же вечер было учреждено Бенгальское Теософское Общество.

19 апреля  Блаватская  и Олькотт отплыли в Мадрас, где было основано Мадрасское Теософское Общество.  Тогда же  встал вопрос о переносе штаб-квартиры из Бомбея в Мадрас.  17 ноября   было приобретено поместье  в Адьяре, пригороде Мадраса.

Болезнь Елены Петровны.  

Немного окрепнув, она едет в Сикким. По состоянию здоровья два месяца живёт в  Дарджилинге, куда специально для встречи с ней приезжают теософы. В середине ноября  отправляется в Аллахабад  к Синнеттам, а затем в Бомбей.  С 19 декабря  её постоянным местом жительства становится  Адьяр.

1883

Почти  весь год Елена Петровна провела в штаб-квартире Тесофского Общества в Адьяре. Много времени уделяет журналу  «Теософ». Статьи, написанные за этот год,  занимают 700 страниц в её «Собрании сочинений».

В декабре тяжёлая болезнь. Врачи рекомендуют ей срочно сменить климат. Олькотту  было предложено  сопровождать ее во Францию.

Дела Общества передаются в  ведение Правления.

Интерес Надежды Андреевны Фадеевой, родной сестры матери Елены Петровны Блаватской, к теософии.  В августе 1883 года  создается филиал Теософского Общества  в Одессе, первого в России.  Н.А.Фадеева становится  его председателем.

1884

20 февраля  Елена Петровна со спутниками  покинула  Индию  и 12 марта они прибыли в Марсель.

Блаватская и Олькотт направляются в Ниццу и неделю гостят у леди Кейтнесс. Позднее Кейтнесс в Париже основывает  «Теософское общество Востока и Запада».

После  Ниццы  Елена Петровна временно поселяется в Париже для работы над «Тайной Доктриной», надеясь на уединение.  Но весть о её прибытии появляется в газетах и её осаждают друзья, любопытствующие знакомые и репортёры. В это период одним из её постоянных  посетителей был известный астроном Камилл Фламмарион.

Семь месяцев, проведенных   в Европе, не приносят ей отдыха и покоя.

Уильям Джадж, направляясь из Америки в Индию,  останавливается на несколько месяцев во Франции у Е.П.Блаватской.    

В апреле Е.П.Блаватская  присоединяется в Лондоне к Олькотту  для реорганизации Лондонского отделения Теософского Общества. Решено  сформировать  новую группу, которая будет называться Герметической ложей, а Лондонская останется в своём прежнем виде.

Елена Петровна возвращается в Париж.  Из России к ней приезжают  сестра В. П. Желиховская  и тётушка Н.А. Фадеева. Елена Петровна  демонстрирует психофизические возможности человеческого организма, так называемые феномены, на которых присутствует В.С.Соловьев.

29 июня она  едет в Лондон, затем в Эльберфельд (Германия).

В это время в Адьяре чета Куломбов  совершает своё предательство. Несколько ранее, в мае,  Правление удалило из дома экономку и её мужа за недостойное поведение, интригантство  и злоупотребление  денежными средствами Общества.  Куломбы нашли пристанище в Мадрасе, у  миссионеров – иезуитов, которые спустя некоторое время объявили, что Куломбы признались в своей, якобы, причастности  к «мошенническим трюкам» Елены Петровны. Началась публичная компания травли Е.П.Блаватской.

В октябре Е.П.Блаватская снова в Лондоне.  В интервью «Пэлл Мэлл газет» 23 октября  она заявила: «Я возвращаюсь в Индию, чтобы подать в суд на клеветников и составителей подложных писем».

Через месяц отплывает в Индию через Порт-Саид и Каир.  В Каире она   задерживается на 10 дней. Принимает приглашения и наносит визиты к высокопоставленным персонам. В итоге - ряды Теософского Общества пополнились, а премьер-министр Египта Нубар-паша  стал почетным его членом.

21 декабря Е.П.Блаватская прибывает в Адьяр. Индия восторженно её встречает. В обращённых к ней приветственных речах индусы благодарят её за «возрождение санскритской литературы, за старания примирить религию с наукой, за пролитие света на потустороннюю судьбу человека, … за верную передачу арийской мудрости, которая подверглась таким искажениям со стороны европейцев». Студенты мадрасских колледжей вручают  ей обращение, в котором говорится: «Вы посвятили свою жизнь бескорыстному распространению истин  оккультной философии.  Вы пролили  потоки света  на сокровенные тайны нашей древней религии и философии, послав в мир свое изумительное сочинение, «Разоблаченную Изиду».

Елена Петровна настаивает на встрече с судьей, адвокатом или поверенным, чтобы дать письменные показания,  начать судебный процесс и восстановить своё доброе имя.  Однако, специально  созданный Теософским Обществом для рассмотрения этого вопроса Комитет, принял решение, что «г-же Блаватской  не следует подавать на клеветников в суд». Так как в случае судебного разбирательства  будут выставлены на всеобщее  невежественное обсуждение Имена Учителей и, кроме того,  реальность психофизических манифестаций (феноменов) невозможно доказать судебным  порядком.

Е.П.Блаватская подчиняется решению Комитета.

Лондонское Общество Психических Исследований направляет в Индию своего поверенного для расследования всего дела на месте.

1885

В середине января здоровье Е.П.Блаватской резко ухудшается. Её состояние вызывает серьёзные опасения у врачей.  Однако, неожиданно и стремительно, она выздоравливает.   

21 марта   Елена Петровна направляет письмо в Генеральный совет Теософского Общества: «Я вынуждена снова подать прошение об отставке, уже поданное мною  27 сентября 1884 года...»  Заявление было опубликовано в «Теософе» вместе с заключением ее врача: «... состояние ее сердца требует полного покоя... Рекомендую ей немедленно отправиться в Европу  и жить в умеренном климате...»

31 марта тяжело больная Е.П.Блаватская навсегда покидает Индию. Прибывает в Неаполь. Затем недолгое пребывание в Торре-дель-Греко.  Далее Вюрцбург (Германия). По пути  на неделю задерживается в Риме и еще на одну неделю в Швейцарии.  В середине августа  добирается  до Вюрцбурга,  где работает над  «Тайной Доктриной».

Несмотря на  стремление  Елены Петровны к уединению, вскоре её местопребывание стало известно публике и к нему устремляется поток посетителей. В августе – сентябре среди прочих  её посетили: Вс. Соловьев,  Надежда Андреевна Фадеева, позже – Гартман, Гебхард, президент Теософского Общества в Германии Хюббе-Шлайден  и др.

По дороге в Италию в ноябре в Вюрцбург заезжает графиня Констанс     Вахтмейстер, вдова министра иностранных дел в Стокгольме,  и остаётся с Еленой Петровной до самых последних дней её жизни, исполняя  обязанности личного секретаря.   

В конце декабря обнародован отчет  Общества Психических Исследований по делу Куломбов (отчет Ходжсона), выводы которого поддерживали тех, кто клеветал на Елену Петровну и подвергал сомнению демонстрируемые ею психологические опыты.  В рядах Теософского Общества появились сомневающиеся, многие стали выходить из его рядов. Но оставались и преданные сотрудники. Из письма Уильяма Джаджа:  «...Здесь, в Америке,  отчет никого особенно не смутил. Здесь знают, что я вернулся из Индии не утратив веры  и по-прежнему в состоянии объяснить то, что именуется Вашим «обманом».

Работа над «Тайной Доктриной» продолжается.

1886

Весной Е.П.Блаватская решает провести  летние месяцы в Остенде, на бельгийском побережье, пригласив туда Веру  Желиховскую  и ее старшую дочь. В Кёльне её встречает Гебхард и уговаривает заехать к нему в Эльберфельде. Елена Петровна соглашается, но вместо намеченных нескольких дней,  в связи с недомоганиями, задерживается на два месяца. В  Остенде направляется в июле, где  продолжает работать над  «Тайной Доктриной».

В Индии в поддержку Е.П.Блаватской семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних учений Индии) подписали Заявление, в котором утверждали существование Махатм, подвергаемое сомнению  недругами Елены Петровны.

Здоровье Елены Петровны улучшается. К концу лета в Остенде приезжает графиня Вахтмейстер.   

 Выходят из печати  «Случаи из жизни г-жи Блаватской»  Синнетта.  Книга имела большой резонанс в обществе и, благодаря ей, волна  осуждения и  непонимания опытов Елены Петровны, поднятая отчетом Ходжсона, была несколько погашена.

 1887

В Остенде приезжает Бертрам Китли из Лондонского отделения Теософского Общества с целью убедить Е.П.Блаватскую  переехать в Лондон для  формирования  там центра активной  теософской работы.

Деятельность Лондонского отделения была полностью парализована  после публикации отчета Ходжсона.

В апреле состояние здоровья Елены Петровны ухудшается. Доктора опять серьёзно опасаются за её жизнь. Однако, она в очередной раз стремительно выздоравливает. Она должна завершить «Тайную Доктрину».

1 мая  Елена Петровна отбывает из Остенде в Лондон. Бертрам Китли вспоминает:  « ...не прошло и 2-х часов (после приезда), как все рабочие материалы Е.П.Б. были распакованы  и она с головой ушла в работу. Её работоспособность поражала. Она просиживала за рабочим столом  с раннего утра и до позднего вечера. Даже когда ее одолевала болезнь..., она упорно продолжала  продвигать возложенный на себя труд».

 Новая теософская ложа была основана  через три недели после прибытия Е.П.Блаватской  в Лондон.  Последователи её философии объединились  и создали известную   впоследствии  «Ложу Блаватской». Взяв такое название, они тем самым публично выступили  в поддержку той, чье имя пытались запятнать  Куломбы, католические миссионеры и те, кто стоял за ними.    

 На собрании 25 мая  было решено приступить к выпуску журнала «Люцифер»  (Носитель Света)  и основать своё издательство.  Главный редактор журнала – Е.П.Блаватская. Вторым редактором стала писательница Мейбл Коллинз, записавшая за несколько лет до этого текст «Света на Пути». Именно в её доме поселилась Елена Петровна в Лондоне.   

 Когда для Ложи Блаватской потребовалось более просторное помещение, расположенное ближе к центру Лондона, братья Китли сняли подходящий  трехэтажный дом на Ланздаун-Роуд, окруженный живописным садом. Переезд на новое место в сентябре   совпал со знаменательным событием – выходом первого номера журнала «Люцифер». Англиканская церковь  пыталась запретить продажу «Люцифера». Оскорбительной для себя церковь сочла редакционную статью в номере за декабрь. В ней приводились доказательства  того, что почти по каждому пункту церковные доктрины  прямо противоположны утверждениям Великого Учителя. Журнал разошелся тиражом в 15 тыс. экземпляров.

 В том же декабрьском номере появилась вторая часть статьи Елены Петровны  -  «Эзотерический характер евангелий».

 1888

В журнале «Люцифер»  опубликован рассказ  Е.П.Блаватской   «Кармические видения», в котором предсказывается  начало мировой войны и появление оружия, способного мгновенно уничтожить миллионы людей.

 1 ноября – выход в свет первого тома «Тайной Доктрины». Первое издание первого тома  разошлось мгновенно, и потребовался дополнительный тираж.

 28 декабря выходит в свет второй том «Тайной Доктрины».

 Елена Петровна пишет:  «Истины эти никоим образом не выдаются за откровение; не претендует автор и на роль человека, благодаря которому впервые в мировой истории мистические знания становятся общедоступными. Ибо то, что заключено в этом труде, рассеяно по тысяче томов, содержащих писания великих азиатских и ранних европейских религий; но, сокрытое  в иероглифах и символах, оно оставалось доселе незамеченным в силу этого покрова... Единственное преимущество, коим обладает писательница  перед своими предшественниками, состоит в том, что ей не нужно прибегать к собственным умопостроениям и теориям. Ибо труд этот есть частичное изложение того, чему она сама обучилась у более знающих, лишь кое-где дополненное результатами ее собственных исследований и наблюдений...»

 Этот труд Е.П.Блаватская посвятила: «…всем истинным теософам каждой страны и каждой расы, ибо они вызвали его и для них он написан».

 И далее добавила ещё несколько строк: «Знание превыше всего. Каждый, кто принёс частицу знания, уже есть благодетель человечества… Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму… Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине... Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлел Знание».

 Глубокий интерес к «Тайной Доктрине» проявили многие известные ученые, включая Эйнштейна.

 Английская и американская пресса, позже европейская,  публикуют заинтересованные отклики о «Тайной Доктрине».

 В декабре  Уильям Стед, известный журналист, редактор «Пэлл-Мэлл газет»  написал Елене Петровне: «Вы – величайшая  женщина, и я думаю, что никто кроме Вас... не смог бы написать «Тайную Доктрину». Я даже не чувствую себя достаточно компетентным, чтобы высказываться  по поводу ее необыкновенного содержания... Я не могу сказать, что понимаю Вас, поскольку мир, в котором Вы обитаете, настолько богат измерениями, что мне даже представить это не под силу, но все же я не настолько глуп, чтобы не видеть, что гений Ваш не от мира сего и что Вы обладаете необычайными литературными и популяризаторскими талантами...»

 Осенью   в «Люцифере» было объявлено о создании  Эзотерической секции Теософского общества. Олькотт объявил её цели и структуру:

1.       Содействие  интересам Теософского Общества посредством более глубокого изучения  эзотерической философии;

2.      Учреждение и единоличное управление оной возлагается на г-жу Блаватскую.

 1 декабря Елена Петровна пишет письмо, в котором так обозначает свою задачу:  «... Я могу указать путь лишь тем, чьи глаза открыты для истины, чьи души исполнены альтруизма, милосердия и любви ко всему живому и кто думает о себе в последнюю очередь...»

 К концу жизни Е.П.Блаватской в Эзотерическую секцию  было принято  свыше тысячи человек.

 В конце  года учреждается  издательство «Е.П.Б. пресс», в котором издаются книги Теософского общества.

 1889

В феврале состоялась встреча Анни Безант  с Е.П.Блаватской.  

 21 мая А. Безант вступает в Теософское Общество.  

Елена Петровна проводит три недели в Фонтенбло,  рядом с Парижем. По её словам, перемена обстановки ей пошла на пользу. Переводит   на английский язык избранные отрывки из индусской  «Книги золотых правил». В русских изданиях эта жемчужина восточной мудрости известна как "Голос Безмолвия"

 После  Фонтенбло  проводит две недели на острове Джерси у французского побережья. Елена Петровна готовит к печати очередной номер журнала «Люцифер».

 В  Лондоне вышел в свет ее «Ключ к  теософии», написанный в жанре философского диалога. Среди прочих предметов, в книге рассматриваются природа посмертных состояний,  тайна сознания, семеричная природа человека и космоса, перевоплощения и карма.

 1890

В начале  года литературная деятельность Е.П.Блаватской на время приостановилась из-за болезни. Но в планах у неё систематизация записей к третьему тому «Тайной доктрины» и работа над четвёртым томом, который едва начат. 

 Деятельность Теософского Общества расширяется. Штаб-квартира  Британской секции переезжает в более просторное  помещение на Авеню-Роуд, рядом с Ридженс-парком.  А.Безант предоставляет свой дом в распоряжение Общества.

  Елена Петровна пишет: «Анни Безант... Она теперь мой соредактор в «Люцифере» и президент Ложи Блаватской. Синнетт остается  президентом одной  лишь Лондонской ложи... Меня избрали президентом  всех европейских теософских филиалов».

 В августе Е.П.Блаватская совершает поездку в Ист-Энд  на открытие «Женского клуба-приюта» для низкооплачиваемых молодых работниц,  в который она вложила свои средства.

 В конце лета  пишет статью «Психическое  и нусическое действие» - одну из основных теософских работ в области психологии. Статья опубликована в октябрьском и ноябрьском номерах  «Люцифера».

  В конце  года  в Лондоне опубликована  первая  часть «Протоколов Ложи  Блаватской». Вторая часть вышла  в свет в 1891 году, и вместе они составили книгу, которая выдержала несколько изданий. Речь в ней идет о «Тайной Доктрине»  и содержатся ответы самой Елены Петровны на вопросы, которые  задавались на собраниях Ложи с 10 января  по 14 марта 1889 года. 

Собрания  Ложи она  проводила до последних дней жизни.

 1891

Составление большого «Теософского словаря». Книга под таким названием вышла в свет в 1892 году, через год после ее смерти.  Переписывает некоторые из своих  оккультных рассказов,  которые  были опубликованы в 1892 году под названием «Из страшных сновидений».

 15 апреля Е.П.Блаватская  пишет Ежегодное послание к съезду  американских теософов, который проходил в Бостоне.

 25 апреля слегла с инфлюэнцией, эпидемия которой тогда свирепствовала в Лондоне.

 8 мая, когда Е.П.Блаватская, как обычно, работала  в своём кабинете, её Дух навсегда покинул её физическое тело.  Она ушла тихо и незаметно. Стоявшие рядом с ней её близкие сотрудники даже не заметили её последнего вздоха.   

Тело Е.П.Б. было кремировано. Позднее, одна треть праха была передана в Адьяр, другая - в европейскую штаб-квартиру Теософского Общества  в Лондоне, а третья -  в американскую штаб-квартиру Теософского Общества  в Нью-Йорке.

 День её успокоения 8 мая чествуется в мире как День Белого Лотоса.

 Источники:

  1. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк Е.Ф.Писаревой.    Киев, изд. МП "Элисс", 1991.

  2. Сильвия Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига, изд. "Лигатма", 1996.

  3. Сборник. Елена Блаватская: судьбы и лица... СПб, Фирма "Коста", 2006.

Также на эту тему:

 Вестники. О картинах Н.К. Рериха, посвященных Е.П. Блаватской

О Е.П. Блаватской в Письмах Е.И. Рерих. К 180-летию со дня рождения

Е. Писарева Миссия Елены Петровны Блаватской