Н.К. Рерих Песнь водопада

 

 

 

Музыкальное воспитание

и массовая культура:

 

 

ценности

истинные и мнимые

 

«Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании… Без осознания значения музыки, невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого. Может ли народ совершать свое восхождение без песни?»

Учение Живой Этики,

 «Братство» п. 292

«Музыка – это единственный небесный дар, созидающий гармонию в обеих мирах и приносящий вечный мир. Будучи высшим из искусств, она поднимает душу до высочайших областей духа. Будучи сама невидима, она скорее достигает невидимых областей… Истинная музыка доступна только наиболее одаренным людям.»

Хазрат Инайят Хан 

 «Введение в суфизм»

«Массовое музыкальное образование – это не узкоспециальный вопрос музыкальной педагогики, а вопрос будущего нации. Музыка – мощнейшее средство формирования ребенка: его сознания, характера, ценностных установок, умственных способностей и нравственности.»

А. Мухамбетова

«О массовом музыкальном образовании в Казахстане»

 

Проблемы музыкального воспитания все чаще привлекают внимание исследователей.

Необходимость всеобщего музыкального воспитания, причем самого высокого профессионального уровня, подтверждается всей историей эстетической и педагогической мысли как Востока, так и Запада.

«Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке»[1] - писал 25 веков назад Конфуций. В его философии взаимодействие музыки и ритуала («ли»), являлось способом приведения в гармоничное состояние всего мироздания.

«Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души»[2] - так считал  Платон,  называвший  музыкальным не того, кто овладел игрой на каком-либо инструменте, но того, кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мыслей, слов и дел.

«Обрести духовность – значит осознать, что вся Вселенная – это одна симфония, в ней каждый индивидуум является «нотой»,  и его счастье в том,  чтобы стать в совершенстве настроенным  на гармонию Вселенной» - утверждал Хазрат Иннайат Хан.[3]

Мифы и легенда всех народов рассказывают, что музыку и музыкальные инструменты принесли людям боги или культурные герои.

Современные исследователи признают: музыка с древнейших времен была выразителем важнейших граней Бытия.

Древность и современность сходятся в одном – возникновение и существование музыкального искусства есть результат высокого духовного, нравственного и психического развития человека.

3

Музыкальное воспитание, понимаемое очень широко, было либо основой, либо неотъемлемой частью любой системы образования с древнейших времен и вплоть до 16 – 17 вв. И лишь после эпохи Возрождения его значение начало медленно и неуклонно снижаться. К началу 20 века так называемые предметы эстетического цикла перестали быть обязательными для изучения в общеобразовательных учреждениях почти  всех стран Европы и в  России.

И только после Октябрьской революции в Декрете  о Единой трудовой школе музыка и изобразительное искусство стали  обязательными для изучения вплоть до окончания школы.

В первые годы Советской власти была создана эффективная система подготовки  педагогов для музыкального воспитания в школе, позволившая в относительно короткие сроки обеспечить школу квалифицированными преподавателями. Вскоре после революции во всех  консерваториях были открыты музыкально-педагогические факультеты, задачей которых стала подготовка кадров для сети музыкально-педагогических училищ, которые, в свою очередь, готовили непосредственно учителей музыки в школе.

Но с 30-х годов эта система стала постепенно сворачиваться. Закрывались учебные заведения, готовившие учителей музыки, сокращалось количество часов, отведенных предметам искусства в учебном  плане[4]. Таким образом, к середине 20 века эта система оказалась  полностью разрушенной. Достаточно сказать, что к началу 60-х годов на более чем 200 000 школ Советского Союза было лишь три тысячи учителей музыки с высшим и средним специальным образованием.

Система эта не воссоздана до сих пор. Сегодня в Казахстане учителей музыки в школе готовят музыкально-педагогические факультеты педагогических институтов, не имеющие ни достаточной материально-технической базы, ни достаточного количества высококвалифицированных преподавателей,  сопоставимых по уровню с консерваторскими. Параллельно этим же занимаются хоровые отделения музыкальных колледжей, где основной упор в обучении делается на вокально-хоровую работу, которая является лишь частью, хотя и важной, музыкального воспитания.

И в то же время мы имеем сегодня лучшую в мире систему массового музыкального воспитания.  Этим мы обязаны великому композитору и педагогу Дмитрию Борисовичу Кабалевскому.   Ему, ценой героических усилий,  в 50-80-х годах удалось возродить эстетическое воспитание детей в школе и поднять его на новую высоту. Д.Б. Кабалевский  создал уникальную систему музыкального воспитания, не имеющую аналогов в мире, в том числе (и как ни странно, особенно) в развитых странах Европы и Америки. Она успешно развивается и совершенствуется  в странах СНГ, принята как основная в 15 странах Европы и Азии.

Эта система впервые  создала возможность музыкальному воспитанию стать массовым, доступным каждому ребенку.

3

Почему так важно музыкальное  и,  шире, эстетическое воспитание в наше время?

Музыкальное воспитание высокого уровня способствует развитию всех граней личности ребенка, в том числе:

интеллектуальных способностей,  ведь для восприятия музыки необходима оценочная деятельность, предполагающая аналитические операции;

воображения, фантазии, концентрации внимания,  которые активизируют творческий потенциал личности, развивает эвристические способности ребенка. Не случайно многие великие ученые имели прекрасную музыкальную подготовку – например А.П. Бородин, Д. Менделеев, А. Эйнштейн, и все они были убеждены, что музыка помогала им в научной работе;

эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

На этой грани личности ребенка остановимся подробнее. Недавние исследования немецких врачей показали, что подростки, склонные к правонарушениям, отличаются от своих благополучных сверстников именно сниженной эмоциональностью и отсутствием способности к сопереживанию. Причем те же особенности наблюдаются и у их родителей. Эти же особенности были выявлены при обследовании взрослых правонарушителей.

Результаты этих исследований директор психиатрической клиники Ростока (ФРГ) профессор Сабина Херпертц (Sabine Herpertz) прокомментировала следующим образом: «Подростки, имеющие нарушения социального поведения, слабее реагируют на внешние импульсы, чем нормальные подростки… К таким детям нужен особый подход, а именно им нужно прививать способность к высокой эмоциональной отзывчивости.»

 Много исследований посвящено лечебно-профилактической роли музыкального искусства – различным видам  музыкальной и звукотерапии, использованию музыки в  до- и послеоперационных периодах в хирургии, ее анастезирующему воздействию. Ученые в своих исследованиях опираются на опыт традиционных музыкальных культур, а также на философию и эстетику древности.

Особое значение в наше время приобрела компенсаторная функция музыки. Она помогает выдерживать высокий темп современной жизни, стрессы, дополняет недостаток положительных эмоций, в т.ч. в подсознательной сфере.

Именно это заставляет обратиться к проблемам нравственной сути музыкального искусства. Ведь полноценно выполнять перечисленные задачи может лишь высокохудожественная музыка.

3

С древнейших времен люди знали, что воздействие музыки может быть как созидательным, так и разрушительным.

Музыка охранялась священной религиозной традицией, во всех музыкальных культурах существовали  ограничения на определенные созвучия (тритон в средневековой храмовой европейской музыке); мелодические обороты (древнегреческие лады, макамы), звучание определенных тембров (кылкобыз у казахских баксы)

Все эти ограничения и запреты разрушены современным музыкальным искусством. Музыка, даже профессиональная, теряет свое высокое нравственное предназначение. Тем более разрушительна современная массовая музыкальная культура.

По данным немецкого исследователя Пан Ван Хелзинга, поп-культура в течение многих десятилетий осуществля­ет воздействие на слушателей «маскировкой обратного зву­чания» и высокочастотными составляющими звучания. Так, во время записи рок-группы вместе с музыкой записываются специальные сообщения на ультравысокой частоте. Например, группа «Kiss», песня «Бог грома» — сообщение: «Дьявол — сам бог»; Мадонна, песня «Наподобие девы» — сообщение: «Я трансформируюсь в грехе»; Принс, песня «Пурпурный дождь» — сообщение: «Небеса нужно было взорвать еще раньше».[5]

Белорусский исследователь И.П. Мильто вводит понятие «коэффициент вариаций», суть которого заключается в том, что звуковую информацию несет акустический поток, частотные и амплитудные характеристики которого  различны. Если  на определенных малых звуковых отрезках акустический поток не меняет своих физических характеристик, то такой звуковой сигнал  стимулирует разобщение, нарушение связей, между правым и левым полушариями головного мозга.

В произведениях классической музыки ко­эффициент вариаций обычно выше 30%. Напри­мер, записи М. Каллас содержат 89% коэффици­ента вариаций. Подобный акустический поток носит творческий характер. Коэффициент вариа­ций репертуара дискотек не выше 19%, а некото­рых поп-групп -0,2, 0,3% Эксперименты подтвер­дили, что следствием этого является  повышение артериального давления, ухудшение кровоснабжения головного мозга. Громкость при подобном звуковом потоке должна увеличиваться. Изменения, происходящие в таком случае в организме человека, равноценны влиянию алкоголя в чрезмерных дозах или наркотиков.[6]

Обилие «механических», электронных звучаний, окружающих детей с младенческого возраста замедляет развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия.

Усложняет ситуацию в культуре перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, связанного с развитием воспроизводящей аппаратуры;  засильем в СМИ и шоу-бизнесе низкопробных музыкальных произведений.

Музыка, которая в течение тысячелетий человеческой истории была праздником, сопровождала человека в особо значительные моменты жизни, стала обыденностью, повседневностью, к тому же в худших своих образцах.

3

Музыковеды, ученые, педагоги бьют тревогу. Выросло поколение людей «зависимых» от массовой культуры – не выносящих тишины, испытывающих дискомфорт при звуках классической музыки.

Эту ситуацию предвидел Д.Б. Кабалевский еще в 60-х годах ХХ века. В своих выступлениях, в том числе и на международных музыкальных форумах, он, как почетный президент ISME[7],  с тревогой и горечью отмечал возникновение «музыкально-развлекательной индустрии», коммерциализации искусства. Именно тогда, по его мнению, между создателем, исполнителем  с одной стороны и слушателем с другой появился посредник-бизнесмен, владелец средств массового распространения музыки, который в своей деятельности руководствуется целями извлечения прибыли, выгоды в тех или иных формах. Разумеется, такое посредничество существовало в искусстве и раньше, но никогда в истории  его влияние не было столь велико. Этому посреднику выгодно забыть о воспитывающем значении искусства и эксплуатировать низменные, даже физиологические эмоции и чувства слушателей. Причем посредник этот влияет в нужном ему направлении не только на слушателей, но, через финансовые рычаги,  на создателей и исполнителей музыки.[8]

Для того чтобы противостоять этим разрушительным тенденциям современного шоу-бизнеса  и создал Кабалевский  уникальную систему массового музыкального воспитания, известную нам под скромным названием «программы Кабалевского». Задачей  ее стало «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров…,  воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры»[9] Решение этой задачи  будет способствовать духовному оздоровлению нашего общества.

3

  Сегодня смело можно утверждать, что массовая музыкальная культура в современном обществе  по особенностям музыкального языка (эстетически примитивным и физиологически вредным), своим целям и задачам (изначально коммерческим), по формам существования в обществе (бесконтрольным) враждебна целям и задачам истинного искусства.  Противостоять ей может всемерное развитие системы массового музыкального воспитания, возрождение тех форм его, которые существовали в недавнем прошлом и создание новых, учитывающих реалии современности, а так же объединение усилий всех неравнодушных, духовных, ответственных деятелей культуры и педагогики.

  Садовская И.А.

опубликовано в сборнике материалов международной научной конференции «Современный человек в поисках души» Алматы, 2006


 [1] Цит. по:  Л.В. Янковская «Живые камни духовного храма». «Искусство как способ познания». Материалы  научно-общественной международной конференции. М. МЦР, 1999, стр. 161

[2] Там же, стр. 163

[3] Хазрат Иннайат Хан «Мистицизм звука». М. 1998, стр.187

[4] Декретом 1918 г. о Единой трудовой школе было предусмотрено преподавание музыки по 10 класс включительно. К концу 30-х годов музыка преподавалась только до 6-го класса. Во время Великой Отечественной войны в некоторых регионах этот предмет был даже удален из учебного плана и потребовались немалые усилия музыкальной общественности, чтобы вновь внести музыку  в основной учебный план в 50-е годы.

[5] Л.В. Янковская «Живые камни духовного храма». «Искусство как способ познания». Материалы научно-общественной международной конференции. М. МЦР, 1999, стр. 162 

[6] Г.П. Овсянкина «Современное музыкальное воспитание: некоторые этические и психологические проблемы». Журнал  «Педагогика Культуры», СПб,  № 2,  2005,  стр. 30 

[7] Международное общество по музыкальному воспитанию при ЮНЭСКО.

[8] Подробнее см.: «Д.Б. Кабалевский и ИСМЕ. К 100-летию со дня рождения». Российское отделение Международного общества по музыкальному воспитанию. М. 2004

[9] Программа по музыке для общеобразовательных школ, 1-3 кл. М.  «Просвещение», 1983, стр. 3-4