И.Б.Баратов 

И.Б. Баратов

 

 

Амраева Лейла Абдрашитовна

Алматинский
Государственный гуманитарно - педагогический
колледж № 2
 

О важности труда учителя.

О моём дедушке

Баратове Инипахуне Баратовиче

(1932 – 2000 гг.)

 
 
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза мои внимательны, заметят без труда:
Слова порой запутаны, пример же - никогда.
Тот лучший мой учитель, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ…

Н.И. Дереклеева

 Когда заходит разговор о труде – первая ассоциация с рабочими профессиями: сталеварами, плотниками, строителями, дворниками, сапожниками, рабочими на полях и т.д. Это и понятно, мы окружены плодами их трудов и пользуемся ими постоянно. Ещё подумав немного, мы вспоминаем учёных, инженеров, без напряжённого умственного труда которых невозможен технический прогресс и постижение  всё новых и новых законов природы. А труд писателей, поэтов, музыкантов, художников! Их мысль проникает в затаённые сферы бытия и прозревает то, о чём мы, обычные люди чаще всего не знаем, иногда догадываемся, быстро забываем, но обращаясь к их творчеству, мы отрываемся от жизненной повседневности и начинаем мечтать. Разновидностей трудовой деятельности великое множество. Кажется, что сказать, чей труд важнее невозможно. Каждый труженик приносит свою пользу обществу, каждый труд имеет свой смысл.

Но вот труд учителя. Само слово «учитель» такое значительное по смыслу. В нём и знания, и ответственность, и терпение, и выдержка, и любовь, и честь, и достоинство, и радость и ещё многое-многое иное.  Мы знаем имена учителей, живших в разное время, но которых помнят люди и помнят их подвижнический труд. Это и Януш Корчак, и  А. Макаренко, и В. Сухомлинский, и Ибрай Алтынсарин с Абаем, широко известные и уважаемые у нас в Казахстане. А великие Учителя древности, основатели философских и нравственных учений, открыватели научного познания мира!  Сколько их было в веках – великих и скромных; тех, которых мы помним и тех, имена которых нам неизвестны. Учителя  были у каждого человека всегда. Они учили жизни, делились знаниями, учили трудиться, учили мастерству, учили любить природу, свой народ, отличать добро от зла. Благодаря передаче знаний от учителя к ученику развивалось человечество в веках, совершенствовалось, умнело. Вот и получается, что нет важнее труда учителя. Но, настоящий учитель это не только тот, кто даёт специальные знания, а тот, кто развивает личность ученика и сам для него является идеалом.

Вот о таком учителе я и хочу вам рассказать. Я расскажу вам о моём дедушке – Инипахуне Баратовиче Баратове, настоящем учителе. Для него быть учителем было его жизнью.

Если говорить откровенно, я смутно помню его. Мне было всего 2 года, когда его не стало, но по рассказам мамы, бабушки и других людей я понимаю,  какой необыкновенный это был человек.  Он пользовался огромным уважением своих учеников, их родителей, коллег, жителей посёлка. Он помогал советом и поддержкой, к нему обращались за советом  и стар и млад, не только в связи с учёбой, но и с житейскими вопросами и с семейными проблемами. Не счесть скольких людей он вел и направлял  по жизни, наставлял, вселял уверенность и мотивировал на хорошие, добрые дела.  Многим он помог найти и понять свою судьбу. Его любили и уважали не только ученики и учителя, все односельчане очень тепло отзывались о нем. О простоте и житейской мудрости среди жителей поселка появилась даже такая молва: «Желаю тебе быть таким же мудрым, как Инипахун-ака». Но, обо всём по порядку.

Родился дед в простой уйгурской семье кузнеца – Баратова Абдужалила и его жены Зайнап, в селе Каратурук, что в 120 км. от г. Алматы. Для справки – Каратурук в переводе означает «великая стоянка», ведь в этих местах издревле кочевали народы. Исторической родиной уйгуров является Восточный Туркестан, ныне Синьцзян - Уйгурская автономная Республика в Китае. Уйгуры всегда вели оседлый образ жизни, их главным занятием было земледелие. Именно уйгурам принадлежит первенство изобретения особого способа орошения полей - подземные водопроводы и кяризные колодцы, вода в которые поступает из рек. Во второй половине 19-го века и в середине 20-го, десятки тысяч уйгурских семей переходили границу Российской империи, а позже СССР в поисках лучшей жизни. Оседали в республиках Средней Азии, расселялись общинами, держались вместе. Среди них были и наши предки. В Алматинской области есть много районов, где и по сей день, компактно проживают уйгуры. В одном из таких, Чиликском районе, родился мой дед… Родился мой дед в 1932 году. Точной даты никто не помнит. Время рождения запоминали  в те времена по признакам и явлениям природы. Он родился, когда цвёл урюк. А когда получал паспорт, и нужно было определиться с датой, выбрал 24 апреля. «Почему именно 24-го?»- спросила я у бабушки. «Поближе ко дню рождения великого В.И. Ленина, вождя пролетариата, - широко улыбаясь, ответила бабушка. В.И. Ленин был для людей нашего времени – вождем, лидером, примером. И твой дед – не исключение».

Ему было девять лет, когда началась война. В первые же дни ВОВ его папа Баратов Абдужалил и  дядя Зунунжан отправились на войну. Оба погибли. Мама Зайнап осталась с тремя сыновьями. Это были самые тяжелые и голодные времена для всех советских людей. Мне рассказывали, что когда женщины уходили работать на поля, дети оставались одни. И чтобы они не разбегались, бабушки рассыпали пшено или зерна кукурузы на расстеленные на полу шкурки овец и коз, чтобы дети, проголодавшись, собирали по одному зёрнышку и всё время были заняты этим.

Жизнь дедушки, как и многих людей его поколения, прошла в постоянном преодолении голода, бедности, болезней. Победа над трудностями  сделала его не только сильным физически, но главное – сильным духом. Неудачи и ошибки обратились в жизненный опыт, а опыт в житейскую мудрость.

 И.Б.Баратов с супругой

И. Баратов с супругой Флюрой

Флюра Баратова

Флюра Баратова 

 Припомнился случай, который рассказывала мне бабушка. Дедушка хотел  поступать в педагогическое училище, но именно в период вступительных экзаменов у него резко обострилась тяжелейшая форма ревматизма, он не мог ходить. А приобрёл эту болезнь, когда ходил в школу в соседнее село в калошах на босу ногу  ранней весной, когда ещё стояли сильные морозы по утрам. Другой обуви просто не было. На вступительные экзамены друзья и односельчане водили его под руки по очереди. Поступил.  Весь первый курс учился и сдавал экзамены, лежа на стульях, т.к. поясничные и тазобедренные суставы сильно болели и не позволяли сидеть. После  лечения местными минеральными водами ему стало лучше. После училища  он поступил в Казахский педагогический институт на географический факультет. Там он  встретил мою бабушку. И там же опять у него обострилась болезнь, ситуация была критическая. Помог ректор института, Малик Габдулин, Герой Советского Союза, к которому за помощью обратилась бабушка. Много было случаев в его судьбе на грани  жизни и смерти,  но чудесным образом дедушка всегда выживал. Я думаю, что это неслучайно. Он был человеком с определенной миссией, которую должен был выполнить. А в трудностях закалялся его характер.

Русский язык дедушка начал изучать только в институте. Нелегко ему было, так как учился он в казахской школе, а дома разговаривали на уйгурском языке, но ему помогала его любимая, моя бабушка. Она училась на этом же факультете только на русском отделении. Однажды преподаватель русского языка после очередного экзамена, который дедушка сдал, рассказав без запинки правила, похвалил его: «Молодец Баратов, очень хорошо, четыре!» «А почему «4»-то? – возмущенно спрашиваю у бабушки, а она говорит: «Да потому что он старательно все заучивал, практически не понимая значения слов».  Но знание русского языка деду очень пригодилось, когда он начал свою трудовую деятельность.

   Делом всей его жизни была организация национального образования, руководство школой. Он показал себя настоящим строителем жизни, который неустанно, по кирпичику создавал не просто   педагогический коллектив, а общину, в которую входили учащиеся, их родители, учителя, жители села. Директором  школы он стал, конечно же, не сразу. Начинал с простого учителя географии, работал воспитателем  в школе-интернате в родном селе, учился в Университете марксизма-ленинизма. В 1967 году его назначают директором смешанной 3-хязычной русско-казахско-уйгурской  средней школы в этом же селе. Вот тогда и проявились его качества руководителя, организатора, просветителя.  Во всех начинаниях его поддерживал директор совхоза  А. Саттаров. Вместе они вели большую культурную, общественную и трудовую работу среди учащихся, молодежи и жителей села.  Вместе со всеми сажали аллеи вдоль дороги,  в центре села перед Домом Культуры  разбили большой красивый виноградник, а по обе стороны от него огромный розарий. Это место до сих пор украшает посёлок и является его достопримечательностью. Затем дедушка добивается разрешения на строительство нового просторного здания школы, так как старое уже не вмещало учащихся трех близлежащих сел. Но, в этот момент дедушку направляют директором школы, тоже трехъязычной, в село Корам. А здесь обнаружились интересные исторические пересечения. Школа в селе Корам находилась в здании старой мечети, которую, как оказалось, основал дед  моего деда (т.е. мой пра-прадедушка) Саутахун. Он был имамом мечети и тоже обучал молодежь. А основателем первой школы  и первым учителем в ней стал сын Саутахуна, мой прадедушка Тейипхаджи. Вот так волею судьбы мой дедушка Инипахун оказался продолжателем дела, начатого его предками. 

 1

На субботник вместе с учениками

 2

Посадка деревьев

3 

На спортивных соревнованиях

 4

Село Каратурук, 2017 г. Тополя, посаженные на субботнике.

Недоверие, с которым встретили учителя этой школы молодого директора, быстро рассеялось после двух-трех проведенных педагогических советов. И опять, как и в предыдущих школах, он организовывает и наравне с учащимися, коллегами и жителями села трудится на субботниках,  на общественно - полезной работе.  Школа работала в 3 смены, так как не хватало мест для учащихся. И вновь дедушка вместе с общественностью села начинает хлопотать о строительстве нового здания школы.  И опять ему не удалось поработать в нём.  

Его направляют директором национальной уйгурской школы им. А. Розыбакиева (советского партийного и общественного деятеля, участника борьбы за установление советской власти в Семиречье) в поселок Дружба, ныне м-н Достык в Алма-Аты.  Опять полуразрушенное, темное, с маленькими окнами, здание, опять ходатайства о строительстве нового. Наконец, педагогическому коллективу, учащимся и директору вручается долгожданный ключ от новой школы.  Радости не было предела. 

В своих выступлениях на общешкольных собраниях, сходах населения он говорил о важности образования, знания своего национального языка, сохранения традиций и культуры своего народа. Но при этом отмечал, что для дальнейшего развития необходимо знать и русский язык. Школа росла, расширялась, открывались подготовительные классы, приходили молодые кадры.  Пришло время думать о преемнике, который  бы продолжил дело многих лет его жизни.  Он  увидел такого в молодом учителе физкультуры Умарове Ш.Н. - целеустремленном, энергичном, добросовестном, бывшем выпускнике этой же школы.

Дедушка продолжал работать в школе учителем географии уже, будучи на пенсии, передавал свой педагогический опыт и опыт руководителя своему преемнику, молодому директору. Дедушка не ошибся в нем.

Сейчас эта школа имеет статус школы-гимназии. В 2001, 2009 гг. она признана "Лучшей школой города", а в 2016 г. по результатам работы педагогического коллектива - "Лучший коллектив города". Ее передовой опыт по внедрению полиязычного (на 4х языках) обучения перенимают не только школы города, области, республики, но и за ее пределами. Ежегодно Национальная школа-гимназия № 153 принимает международные делегации из Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, СУАР, ЮНЕСКО, ОБСЕ и др. А совсем недавно, 10 марта 2017 г. представителем ЮНЕСКО в Казахстане директору школы был вручен Сертификат о том, что Школа - Гимназия № 153 вошла в состав Ассоциированных школ Юнеско. Целью этого международного объединения школ является создание и реализация проектов по укреплению роли образования в культуре мира.

В этой Гимназии трудятся и дочери моего дедушки, мои тёти Гулистан и Розмира. Обе - учителя русского языка и литературы. Гулистан - заведующая кафедрой русского языка и литературы, Розмира - автор учебников и методических пособий по русскому языку в 1-3 классах. Зернышко, посаженное когда-то моим дедом, дало свои всходы. Школа стала культурным центром для нашего многонационального села.

   За преданность своей профессии, за самоотверженный многолетний педагогический труд, дедушка был награжден многими почётными знаками отличия и медалями:

-  значок «Отличник Просвещения КазССР» (1966 г.)

-  значок «Победитель Соцсоревнования» (1973)

-  медаль «Ветеран Труда» (1984) Президиум Верховного Совета

-  «Настольная медаль ЦККП Казахстана» (1986 г.)

-  «Почетный гражданин Каскеленского района» (1987 г.)

-  медаль им. Ибрая Алтынсарина  (1992 г.) ЦККПП, Обком партии, Министерство образования и т.д. 

1

 

Национальная школа-гимназия № 153 

2

 

Мемориальная доска на здании гимназии

 4

 

Книга, изданная к 80-летию И.Б. Баратова 

3

 

Грамоты, награды, личные вещи И.Б. Баратова 

 Но самой главной наградой для него были, я думаю, любовь и уважение, признательность и доверие его коллег, учащихся, их родителей, односельчан и, конечно же, своих детей, внуков и правнуков.

В память о любимом директоре, моем дедушке, Баратове Инипахуне Баратовиче, в школьном музее в 2000 году открыли уголок, где хранятся его фотографии, награды и некоторые личные вещи. А в 2012 году - именной кабинет географии.  К 80-летию дедушки издана книга «Роһи – мәдәт, сөзлири - һәмра» («Дух - великий, слова - вдохновенные») о его жизненном пути. 

Все эти годы рядом с ним была моя бабушка – Флюра Гараевна. Известно высказывание: «За каждым великим мужчиной, стоит не менее великая женщина». Это про нее. Неизвестно, как бы обернулась жизнь деда, если бы он не встретил мою бабушку. Если бы она не выходила, не спасла его от болезни во времена студенчества. Она была для него не только коллегой (учитель географии, немецкого языка), женой, но и другом, советчицей, матерью 7-х детей, пятеро из которых пошли по их стопам – стали учителями.  Перед ними не стоял вопрос о выборе профессии. С детства они видели перед собой живой пример. Таким образом, династия учителей в нашем роду непрерывно продолжается уже в 5-6 поколениях. 

1

Именной кабинет географии
в Национальной школе-гимназии № 153

2

Педагогическая династия Баратовых 

Лейла Амраева

Лейла Амраева в именном кабинете дедушки, И.Б. Баратова

 Пока писала, подумала, если бы каждый делал свою работу как самую главную и важную на земле - как бы изменился мир! Я поняла, что жизнь человеку дана для служения людям, Общему Благу. И хочу также достойно прожить свою жизнь, быть нужной и полезной людям, как мой дед. Поэтому я выбрала самую главную профессию на Земле – учитель.                             

«Пусть будет печать нашего века широкое и справедливое осознание труда. Пусть не будет забыт каждый полезный, творящий работник. Пусть во всех государствах вопросы образования, просвещения, труда будут на первом месте» [1].    

    

Амраева Лейла Абдрашитовна, 

Алматинский Государственный гуманитарно - педагогический колледж № 2.
Специальность: начальное образование.
Квалификация: учитель начальных классов.
 
Эссе опубликовано в сборнике статей и эссе II Международного форума (24-26 апреля 2017 г., Санкт-Петербург-Москва-Саратов) "Трансляция традиций просветительства в пространстве СНГ".                                  


[1]Н.К.Рерих. О Вечном. Труд. 4 мая 1935 г. Цаган Куре