Памятник Пушкину в Алматы 

 

 

 

 

Пушкин в Казахстане

 

  По материалам республиканской печати

  …В самом сердце Казахстана, в Карагандинской области есть село, которое называется Пушкино. Более 90 лет назад основали его выходцы из России и Украины и на сходе единодушно решили назвать в честь великого поэта.
И в наше время, когда поветрие переименований смело с карт и городских улиц многие имена, по-прежнему в красивом урочище Корганколь живет село с поэтическим названием – Пушкино.
 
Прочны незримые нити, связавшие гения русской и мировой литературы и Великую Степь. Сбылись пророческие пушкинские строки о нерукотворном памятнике и языках, которые назовут его.
 
Великий казахский поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845 – 1904гг.), так много сделавший для единения русской и казахской культуры, перевел   50 поэтических произведений Пушкина, в том числе и 7 отрывков из «Евгения Онегина». Он не публиковал их – много ли было тогда в Степи грамотных? – он переложил эти строки на музыку. Трогательно и поэтично звучат они под неспешный аккомпанемент казахской домбры.
 
Какое дело степняку-кочевнику до переживаний юной русской дворянки? Но – такова сила творчества Абая – «Письмо Татьяны» и другие пушкинские строки  запела вся Степь. И стали стихи Пушкина частью культуры казахского народа.
 
3
 
В 1833 году Пушкин собирал материалы для «Истории Пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка». Он работал в архивах, расспрашивал людей, имевших отношение к там событиям. Одним из них был баснописец И.А. Крылов, отец которого был помощником начальника гарнизона г. Уральска.
 
Но поэту необходимо было «оживить» историю – прикоснуться к земле, вдохнуть воздух того края, где самозванец пошатнул основы Российской империи.
 
И вот в сентябре 1833 года находившийся под негласным полицейским надзором поэт покинул свое Нижегородское имение Болдино и устремился на восток, к степям, еще хранившим отзвуки тех событий.
 
Пребывание Пушкина в Оренбургском крае, в состав которого входили территории, теперь ставшие частью Казахстана, было недолгим. Поэт торопился вернуться в Болдино до наступления осенней распутицы, да и неприятностей с полицией тоже не хотелось – ведь уехал он самовольно. Все путешествие заняло у Пушкина меньше месяца. Но за это время он успел удивительно много.
 
Казахстанский город Уральск  -  одно из главных мест, связанных с историей Пугачевского восстания, в те времена столица Яицкого казачества. Здесь Пушкин провел три дня. «Приняли меня славно, дали мне два обеда, попили за мое здоровье, наперерыв давали мне все известия, в которых имел нужду», - так описывал поэт свое пребывание в Уральске.
 
Его приезд действительно стал праздником  для города. Уральцы трепетно сохранили память  о пребывании поэта, почти по минутам можно восстановить все, что делал Пушкин в этом городе. Интересно, что в доме, где в те дни жил  поэт – сейчас ему 280 лет! -  в разное время останавливались В. Жуковский, Вл. Даль, Лев Толстой и А.Н. Толстой. На доме этом установлена мемориальная доска, а в сквере у Уральского педагогического института был поставлен бюст поэта, долгое время бывший единственным памятником Пушкину в Казахстане.
 
Не только в Уральске, но и в окрестностях его было много мест, хранивших тогда следы и свидетелей пугачевского бунта:
  •  Толкачевы хутора, где было, вероятно, составлено Пугачевым воззвание к народу, в котором он объявлял себя императором Петром III; 
  • Рассыпная – станица, ставшая местом сбора пугачевского войска;
  • Пригород Уральска Таловый умет – именно сюда судьба занесла героя повести «Капитанская дочка» Гринева;
  • Бударинский форпост, откуда Пугачев, именуя себя Петром III, писал казахскому (киргиз-кайсацкому) хану Нурали, требуя у него сына в заложники и вспомогательное войско;
  • Илецкий городок, ныне город Илек на границе России и Казахстана – взятие этой крепости стало первой победой Пугачева;
  • Нижнеозерская крепость, которая, по мнению некоторых исследователей, послужила прообразом Белогорской крепости в «Капитанской дочке»;
  • Черногорская крепость – последний рубеж обороны Оренбурга в дни восстания.
 

И везде Пушкин встречался со свидетелями тех событий и их потомками, собирая крупицы еще живой истории:

«Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мной описанной, поверял мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверял их дряхлеющую память исторической критикой».

 Результатом поездки были не только материалы о Пугачевском восстании. Пушкин познакомился в поездке  с бытом и особенностями жизни кочевников – казахов и калмыков. В бумагах Пушкина хранились несколько больших листов с записью известной казахской легенды о Козы-корпеше и Баян-сулу, степных Ромео и Джульетте.   Исследователи не смогли установить точно, как попала эта запись к поэту – вероятно, она была кем-то записана по его просьбе. А в черновых вариантах пророческого стихотворения «Я памятник себе воздвиг…» после строк:

 «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
 и назовет меня всяк сущий в ней язык», - 
 

среди наименований разных российских народов встречался и этноним «киргизец» - так вплоть до ХХ века называли в России казахов.

В первых числах октября Пушкин вернулся в свое имение. Продолжалась Болдинская осень. И нам, жителям степной республики, радостно сознавать, что в этой великой осени были и казахстанские дни.
 
3
 
В год 200-летия Пушкина и в  Алма-Ате появился памятник поэту, подаренный нам г. Москвой. И часто у этого памятника можно услышать детский вопрос: «А был ли Пушкин в Алма-Ате?». Легко ответить – конечно, нет! Ведь наш город основан всего чуть более 150 лет назад, в 1854 году. Но как важно рассказать детям, что одним из основателей форта Верный (так назывался тогда наш город) был дальний родственник поэта М.В. Ждан-Пушкин. Он и его брат, служивший в Омске, сыграли большую роль в судьбе Ф.М. Достоевского и в воспитании Чокана Валиханова, казахского ученого – просветителя и общественного деятеля, гордости казахского народа.
Встречался с Пушкиным     один из основателей Верного полковник М.Д. Перемышльский, первый благоустроитель Семиреченского края.
Жил в нашем городе и близкий знакомый Пушкина А.Г. Ротчев, человек фантастической судьбы, путешественник, участник кругосветной экспедиции, авантюрист-золотоискатель и писатель. Ротчев, участвовавший вместе с Пушкиным, Дельвигом и Аксаковым в создании  «Литературной газеты», стоял у истоков первых литературных и периодических изданий Семиречья и всего Туркестана.
И неудивительно, что одна из главных улиц молодого города Верного была названа именем Пушкина. А на пересечении с улицей Гоголя был разбит первый в городе общественный парк, названный Пушкинским. В этом парке  в начале прошлого века было построено уникальное сооружение – Вознесенский собор, считающийся самым высоким в мире деревянным сооружением.
Сейчас этот парк, к сожалению, называется иначе, и лишь старожилы и краеведы помнят его историю и легенды, с ним связанные. Уже не носит имя  Пушкина и главная библиотека нашей республики, одна из самых больших  и богатых в СНГ. Заблудилось в бюрократических коридорах принятое  решение о создании в Алма-Ате Пушкинского дома. Под угрозой судьба уникальной коллекции, собранной выдающимся казахстанским пушкиноведом Насырбаем Избаевым. Сложен путь русской культуры в современном Казахстане. Но магнит великого творчества не слабеет.
 
Памятник Пушкину в Алма-Ате находится – и это символично – на пересечении улиц Пушкина и Курмангазы, великого казахского поэта и музыканта. Здесь, в небольшом сквере ежегодно 6 июня собираются поклонники гения Пушкина чтобы прочесть его стихи, вновь вспомнить о его судьбе. Собираются дети, молодежь, пожилые люди, известные поэты и   просто любители поэзии.
Начало этой прекрасной традиции положила почитательница творчества Пушкина  Алла Амировна Мулдагалиева,  преподаватель литературы Алма-атинского колледжа декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева.  Своей любовью к Пушкину ей удается зажечь сердца своих воспитанников. Ежегодно  ко дню рождения поэта студенты колледжа готовят театрализованное представление, посвященное его жизни и творчеству. Им помогают любители поэзии из Музыкального колледжа им. П.И. Чайковского. Поддерживает эти праздники и принимает в них участие Рериховское Общество г. Алматы.
 
Духовные связи прочнее, чем политические и экономические. Гений Пушкина объединяет сердца, и в этом источнике черпают вдохновение   те, кто умеет понимать вечные ценности Культуры.
 
Замечательная современная казахстанская поэтесса Сауле Усенбекова называет Пушкина своим духовным учителем. Не раз в своем творчестве обращалась она к его образу:
 
О сладкий миг, то миг освобожденья:
В глубинах сердца вспыхнул яркий свет
И всколыхнулись струны вдохновенья –
Их озарил дыханием поэт.
 
В изгибе благодарного поклона
Я, дочь степей, твоих касаюсь ног,
И, лишь прозрев, с любовью и покорно
Ступаю на возвышенный порог,
 
Где Музы на сверкающем паркете
Как изваяния времен, скользят
И кажется: весь мир в мгновенья эти
По-ангельски и чист, и добр, и свят.
 
Ее строки – дань глубокого почитания, которое истинный Восток приносит к высотам человеческого гения.
 
Садовская И. А.

Также на эту тему:

Памятник А.С. Пушкину в Алматы http://alnaz.ru/almaty/pamyatnik-pushkinu-v-almaty.html