С.Н. Рерих Вечная жизнь

 Живая Этика

о воспитании,

школе, педагогике

Беседа первая

1 сентября по многолетней традиции  во всех школах города проходят торжественные линейки, посвященные началу нового учебного года – еще одного учебного цикла в жизни наших детей, а следовательно, и в нашей.

Сегодня праздник в нашем городе. И все мы – участники этого праздника, независимо от того, учатся ли наши дети в школе, или уже закончили ее. Ведь мы с вами знаем, что вся наша жизнь, от момента рождения до последнего вздоха, является школой жизни, а каждый встречный – учителем. И потому чрезвычайно велика ответственность взрослых перед детьми за каждое сказанное  слово, за каждый малый поступок. Мы воспитываем детей, подчас сами не замечая этого. Часто чужих.

А время, в которое мы живем, особое. Среди юных встречаются интересующиеся основами бытия, духовными вопросами. Ведь

«наряду со страшным смятением, падением нравственности и невежественными отрицаниям, наблюдаемыми почти повсеместно, можно усмотреть и замечательные знаки  духовных исканий среди молодежи. И так хотелось бы закалить эти молодые силы, чтобы сберечь их от заражения при соприкасании с излучениями представителей уходящей расы. Ведь духовность будет отличительным признаком нарождающейся расы, и, как обычно бывает, там, где это понятие преследуется, там оно вспыхивает с особою силою». [Рерих Е.И. Письма. 1932-1955, письмо от 14.06.1939 г.]

Так написала много лет назад выдающаяся женщина – Елена Ивановна Рерих одному из своих корреспондентов. Она остро понимала значение воспитания нового поколения. Мысль ее была устремлена в будущее, в тот Новый Мир, для которого необходимо готовить сотрудников уже сейчас.

И потому Живая Этика – Учение Новой Эпохи говорит о воспитании, школе, педагогике, роли учителя.

В сегодняшней беседе мы коснемся лишь некоторых аспектов этого вопроса – слишком обширна тема.

В «Озарение», одной из первых книг Учения, сказано:

«Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего». [3-V-19]

Очень важна роль семьи в раннем и дошкольном воспитании ребенка. Именно в семье формируется «зачаток понимания образования».

В младенческий период до 1 года особо велика роль матери. В этот период дух овладевает телом.

«Как водолаз должен надевать тяжкий доспех, чтобы противостоять давлению океана, так идущий на землю должен окружить себя тяжкой плотью.

Мудро состояние новорожденного, когда он может постепенно принять земные тягости. Не одно семилетие требуется, чтобы овладеть земным существованием». [МО, ч. 1, п.338]

Дух овладевает телом. Тяжек этот труд. И задача матери – максимально его облегчить, помочь.

Поэтому так важно материнское молоко, которое, кроме всех витаминов и микроэлементов несет психическую энергию.

Потому так важно держать ребенка у сердца, не только для успокоения, но для мощного воздействия сердечной энергии матери.

В возрасте до года формируются потребности в общении, закладываются основы воспитания чувств (любовь, спокойствие, уравновешенность, доброжелательность).

В возрасте 4-5 недель ребенок видит формы предметов, различает звуки, формируются основы музыкальных привязанностей. Ребенок хорошо ощущает мир звуков.

Именно в этот период важна песнь матери, воспитание основ гармонии. 

Раннее детство – 1-3 года 

«Первая формула образования: «ты все можешь». Не надобны запреты, но лучше отвести внимание  на полезное и привлекательное». [...] «Работа "как большие" поощряется». [Община, п. 102]

Cознание в этом возрасте легко вмещает общину. Ребенок легко понимает, что вещи могут быть общими.

Сознание «все могу» не воспитывает хвастовство, но закладывает фундамент осознания своих будущих возможностей и стремление к их реализации.

В этом возрасте хорошо приучать к занятиям, внимательности, усидчивости; развивать дух сотрудничества; учить помощи другим людям, состраданию животным и всему нуждающемуся.

Пусть дети с ранних лет учатся помогать. Дети так любят, когда старшие обращаются к ним за помощью. Нужно, чтобы взрослые изобретали случаи такой помощи.

В возрасте до 3-х лет 

«учить нужно услужливости и уважению к старшим. Этим утверждается понимание Иерархии. Пусть дети приучаются думать о других и находить радость в доставлении удовольствия окружающим. Самое страшное – это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства в будущем ограничат его мышление. Нет ничего ужаснее эгоиста и скряги, недаром литература каждого народа увековечила эту страшную проказу человечества в бессмертных типах. От этих пороков все вырождение человечества и грядущая катастрофа».

Так писала Е.И. Рерих [Письма. 1929-1938, т.1, с. 95].

Осознание Высших Сил дается не в школах, не извне, но живет в сердце как воспоминание Тонкого Мира. И поэтому с малых лет необходимо воспитывать правильное отношение ко сну. Сон – это чудесная тайна, в которой душа беседует с Ангелами. И тогда начинается сердечное познание Неведомого.

Должна быть искоренена жестокость. Дети по своей природе не жестоки. Они познают жестокость, когда увидят жестокое действие. Немногие готовы противостоять таким действиям.

В этот возрастной период происходит речевое воспитание детей. Проявляется врожденная способность рифмовать слова.

Проявляется склонность к ритму, высока потребность в речевом общении. Проявляется самостоятельность, формируются зерно ответственности, нравственной основы, понятие любви, понятие общинных отношений.

Вот какие важные качества формируются у ребенка до 3-х лет. 

Дошкольный возраст, 3 – 7 лет 

«Неделание долга». Воспитатель должен уберечь ребенка от этого разъедающего качества. Поэтому так необходимо приучать выполнять поручения,  доводить их до конца, прививать качество выполненной работы. Все это явится основой будущего «качества труда» - важнейшей грани человеческого характера, которой в Живой Этике уделяется так много страниц.

«От самых ранних лет дети должны слышать о Мире Тонком и Мире Огненном, должны понимать начала Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежние знания». [МО, ч 2, п.188]

Но такие прикосновения должны носить бережный характер, иначе можно отвратить их или, наоборот, навязать свои личные представления, что не менее вредно.

Поэтому хороши сказки, легенды, притчи о Мире Высшем и Его Обитателях.

«Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей». [МО, ч. 2, п. 174]

Нужно очень облегчать организм детей до 7 лет. Нельзя насиловать природу – Огонь не терпит насилия. И дети так сопротивляются всему авторитарному.

С другой стороны – не следует чрезмерно облегчать устремления ребенка, ибо чрезмерная помощь приведет к дряблости.

«Сам, сам, сам!» - восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию».[МО, ч.1, п. 264]

Ум и сердце ребенка в этот момент помнят о Завете самостоятельного достижения на Земле. Чаще всего эти мудрые воспоминания тускнеют. Задача воспитателя – сохранить и укрепить в ребенке это стремление к самостоятельности.

Часто в этом возрасте дети проявляют удивительную прозорливость. Сколько раз дети спасали взрослых. А сколько раз они не решались сказать о чувствах своих. Ведь утонченный и возвышенный дух немеет перед гнойными наростами наших предрассудков.

«Часто взрослые запрещают импровизацию, забывая, что это есть песнь духа». [МО, ч.1, п.267]

«Следует сказать детям, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу  Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребенка не боятся, ибо  ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребенок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже огненные. К ребенку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом». [МО, ч. 1, п. 379]

Вот так мы, взрослые, своей нечуткостью ломаеv тонкий аппарат сознания юного человека. Каждому родителю следует помнить заповедь: «Не навреди».

В этом раннем возрасте необходимо уберечь ребенка от понятия кощунства.

Не только отталкивание Света заключается в кощунстве, но оно несет в себе серьезную угрозу для кощунника – он сам уничтожает часть своей заградительной сети ауры. А ведь заградительная сеть защищает не только телесно, но и духовно.

Потому произнесение кощунства должно быть запрещено с малых лет.

Итак, нашему воспитаннику 7 лет. Он знает, что такое честь, достоинство. Он любит труд, старается все делать красиво и до конца. Он активен, доброжелателен к окружающим, подельчив, уважителен к старшим, стремится все знать, очень хочет в школу, заранее любит своего будущего учителя, своих будущих одноклассников.

Сегодня он первый раз пришел в школу на торжественную линейку

Завтра состоится его первый урок – урок Знаний.

А дальше начнется долгая школьная жизнь.

Какой она будет у нашего воспитанника? Какой должна быть школа, чтобы продолжать взращивать уже заложенный сад? Каким должен быть учитель?

Все эти вопросы мы обсудим в наших следующих беседах.

А сегодня пожелаем всем нашим первоклассникам мудрых учителей, тех, на которых действительно держится дело огромной важности – воспитания нового поколения. 


Глущенко Л.И.

Рериховские Чтения, 1.09.2002 

Также на эту тему:

Основы воспитания и образования Новой Эпохи   Беседа вторая. Раннее воспитание


 Главная   >   Журнал "Восхождение"   >   Живая Этика и Педагогика Будущего