Н.К. Рерих Миларепа услышавший. 1925 г.

 

Вольфганг  Амадей

Моцарт

250 лет со дня рождения

 27 января 2006 года исполнилось 250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, великого композитора, творчество которого – одна из вершин музыкальной культуры всего человечества.

 Каждый великий творец проходит свой крестный путь – иногда при жизни, иногда после кончины, иногда, как Моцарт, и при жизни и после нее.

Моцарт прожил очень мало – всего 35 лет, трудных лет, наполненных испытаниями, лишениями и непрерывным горением творчества.

Родился в маленьком городке Зальцбурге, в семье музыканта. У него была сестра Анна-Мария, которую ласково называли Наннерль и любящая мать. С детства он много концертировал, объехав почти всю Западную Европу. С 17 лет служил придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа, затем ушел со службы, поселился в Вене, против воли отца женился на талантливой оперной певице Констанции Вебер. Сначала его творчество в Вене пользовалось популярностью и приносило доход, но последние 4 года жизни он сильно бедствовал и ушел из жизни 5 декабря 1791 года от неизвестной болезни, которая породила много слухов.

Остановимся на некоторых гранях личности и творчества, которые обычно остаются незамеченными музыковедами и исследователями  искусства. 

Детские годы. Семейное воспитание 

Детство Моцарта было необычным. Вундеркинд – «чудо-ребенок». Считается, что само это понятие возникло именно благодаря Моцарту – столь ярким и необычным было явление его на небосклоне европейской культуры 18 века. Он как бы привлек внимание общества к феномену ранней детской одаренности. Маленький Вольфганг сочетал в себе поразительную творческую мощь с поистине детским обаянием непосредственности. С 6 лет – гастроли по Европе, выступления для коронованных особ.Он был как глоток свежего воздуха в затхлой атмосфере европейских монархий. Рассказывают, когда титулованные слушатели хвалили его, он заглядывал им в глаза и спрашивал «Ты вправду меня любишь? Очень-очень любишь?». За забавными историями, за описанием его необычных способностей остается в тени тот великий труд, который сделал возможным это чудо.

И до и после него были  и есть немало вундеркиндов, ярко вспыхнувших в раннем детстве, получавших титул «второго Моцарта», но впоследствии ставших в лучшем случае талантливыми, а в худшем – посредственными представителями своей профессии.

Возможно, одна из причин феномена Моцарта в том воспитании, которое он получил. Его отцом был замечательный педагог и музыкант, не только сумевший вовремя распознать талант детей (старшая сестра Наннерль тоже выступала с братом), но и развить и укрепить этот талант. Он осознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его детей, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть.

    "Дети мои одарены таким талантом,- писал в одном из своих писем Леопольд Моцарт,- что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута - потеряна навеки... Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы - я бы умер с горя".  Он занимался с детьми не только игрой на скрипке, клавесине и органе (причем, часто по своим авторским методикам и собственного сочинения пособиям). Он давал им серьезную подготовку по всему комплексу музыкально-теоретических дисциплин – теории и истории музыки, гармонии и композиции. Даже на гастролях, а тем более дома, дети получали серьезное общее образование – история, география, математика, иностранные языки – благодаря отцу, Моцарт был всесторонне образованным человеком, любил читать, любил и умел учиться. Причем, и это очень важно,  Леопольд Моцарт умел сделать занятия не в тягость,  увлечь процессом получения  знаний.

Очень важна и атмосфера любви и гармонии в семье. Вольфганг любил своего отца. Редкий случай полной гармонии между учителем и учеником, отцом и сыном. Этот педагогический опыт не только недостаточно исследован, но и мало оценен. 

В семейной педагогике Моцартов  можно выделить следующие особенности:

·        Гармоничные взаимоотношения в семье.

·        Постоянная занятость, отсутствие праздности.

·        Чуткое внимание к индивидуальным особенностям.

·        Атмосфера творческого труда, устремление к Прекрасному

·        Отсутствие обособленности детей от взрослых (друзья отца стали впоследствии друзьями сына)

Нам знакомы эти особенности – так воспитывали своих сыновей Е.И. и Н.К. Рерихи.  

Творчество 

Моцарт – автор около 700 произведений – 17 опер, 49 симфоний, 15 месс, десятки концертов для различных инструментов, более 100 квартетов, сотни небольших инструментальных и вокальных произведений. При этом ему приходилось и концертировать, проводить репетиции, иметь множество иных обязанностей. Удивительные свидетельства об особенностях творческого процесса оставила нам вдова Моцарта Констанция, которая вместе со своим вторым мужем датским дипломатом фон Ниссеном, была его первым биографом. По ее словам, Моцарт мысленно работал постоянно, чем бы ни занимался. Ему никогда не удавалось уйти от своих музыкальных мыслей. Музыка постоянно звучала в его голове. Он сочинял даже тогда, когда беседовал с друзьями, играл на бильярде.

«Сочиняя музыку, Моцарт редко подходил к инструменту. Он резко вскакивал с места и принимался вышагивать по комнате, отрешившись от окружающего. Затем  подходил ко мне, просил принести его заветную чернильницу и нотную бумагу и, как правило задавал вопрос по французски: «Дорогая женушка, будь добра, не расскажешь ли мне, о чем здесь говорили?» затем, сидя рядом со мной принимался быстро писать. При этом я обычно разговаривала с ним, но наша беседа совсем не мешала его занятию…»

Часто Моцарт сочинял до 2 часов ночи и поднимался в 4 утра, чтобы продолжить работу. Такое напряжение не могло рано или поздно сказаться на его организме.

О поразительной четкости музыкального мышления Моцарта свидетельствовали его импровизации. Один из близких друзей Моцарта аббат Штадлер рассказывал следующую историю:

« Когда Моцарт  импровизировал,  его воображение было настолько неистощимым, а музыкальные идеи настолько тщательно и точно разработаны, что, например, известный органист и композитор Альбрехтсбергер был вначале убежден: все сыгранное Моцартом — это сочинения, приготовленные им заранее.

Однажды вечером, когда собрались вместе аббат Штадлер, Моцарт и Альбрехтсбергер, последний попросил Моцарта сесть к инструменту и сыграть что-нибудь. Моцарт сразу согласился, но стал импровизировать не на свою собственную тему, а попросил Альбрехтсбергера дать ему свою. Тот тут же наиграл тему, которую Моцарт, конечно, знать заранее не мог, и нарочно выбрал самый тривиальный мелодический рисунок, который только мог придти ему в голову. Гениальный композитор тут же ухватился за эту тему и разрабатывал ее около часа, придавая ей то форму фуги, то канона, переходя от простейшего к самому сложному контрапункту. Он играл до тех пор, пока восхищенный Альбрехтсбергер не вскочил, изумленно воскликнув: «Теперь я совершенно уверен, что ваша импровизация создается моментально, под влиянием быстротекущей мысли, и что вы полностью заслуживаете ту славу, которой обязаны своему чудесному таланту!».

А ведь слушая игру Альбрехтсбергера, выдающегося контрапунктиста и органиста своего времени, Бетховен, уже зрелый мастер, заметил: «Теперь я понимаю, что по сравнению с вами не знаю ничего».

Все близко знавшие Моцарта отмечали его веселый, легкий нрав вопреки всем жизненным невзгодам. Вот как об этом писала Констанция:

«Моцарт всегда был таким веселым! Он обожал живопись, скульптуру, сам мог рисовать. Он обладал выдающимися талантами в любом виде искусства. Он всегда был в отличном настроении, его редко охватывала меланхолия. Это был просто ангел! Он очень любил природу, и если бы ее не любил, то вряд ли сделал бы то, что ему удалось сделать. Особенно он любил цветы. Обожал сельскую местность, деревенский пейзаж, был страстным почитателем всего прекрасного в природе. Он любил совершать маленькие экскурсии и проводил много времени за городом... У меня с ним не было ни одной ссоры. Он был настолько незлобив и добр по натуре, что ссориться с ним было просто невозможно... Однажды он признался, что слишком счастлив, чтобы такое счастье могло длиться долго.» 

И в то же время, когда речь шла об искусстве, его отличала высочайшая требовательность. Не случайно у него почти не было друзей среди музыкантов – его отзывы об их творчестве были нелицеприятны и всегда справедливы – а кому это нравится?

Столь же требователен он был и к исполнителям. Однажды он прямо в церкви кричал на музыкантов. На представлении своей оперы «Похищение из сераля» Моцарт заметил, что оркестранты стали играть слишком быстро. Он так разволновался, что громким голосом стал делать замечания музыкантам, не обращая внимания на присутствующих в зале. 

Друзья 

У Моцарта было много приятелей, добрых знакомых – его общительность, веселый нрав, умение радоваться жизни привлекали людей.

Но настоящих друзей у него было немного.  Среди них:

Гайдн – великий композитор, по значению сопоставимый с Моцартом. Их связывало глубочайшее уважение и почти родственная привязанность, которым не мешала разница в возрасте. Моцарт называл Гайдна отцом и тот любил его как сына. «О, если бы только я мог объяснить всем неподражаемое искусство Моцарта, глубину и величие его чувств и уникальность музыкальных идей…» «Потомки и за 100 лет не обретут вновь такого таланта» - так писал Гайдн о своем молодом друге.

Менее известен еще один друг и отца и сына Моцартов – Франц Антон Месмер. Об этом человеке стоит сказать несколько слов.

Венский врач, меценат и образованный человек, Месмер был одним из тех, кто привлек внимание как ученых, так и широкой публики к явлению, которое он сам называл «животным магнетизмом», а его последователи месмеризмом. Сейчас это явление исследуется наукой как биоэнергетические процессы в человеке и природе. О Месмере неоднократно упоминала  в своих произведениях Е.П. Блаватская. При жизни он был заклеймен титулом шарлатана – обычное дело для тех, кто прокладывает новые пути в познании. До сих пор его имя в истории науки незаслуженно замалчивается.

Когда Моцарту было 11 лет, его первую оперу отказались поставить в театре, т.к. завистники распустили слух, что отец Моцарта выдает свое сочинение за сочинение своего ребенка в корыстных целях. Тогда Месмер поставил оперу Моцарта в своем домашнем театре, оставшись таким образом не только в истории науки, но и в истории музыки.

В первые годы самостоятельной жизни в Вене Месмер поддерживал Моцарта. Месмер владел удивительным музыкальным инструментом – стеклянной гармоникой. Об особых свойствах подобных инструментов упоминается в Учении Живой Этики. Для этого инструмента и своего друга Моцарт написал несколько произведений.

Месмер использовал стеклянную гармонику в своих медицинских экспериментах, возможно впервые в Европе дипломированный врач проводил сеансы музыкотерапии.

Поистине – скажи мне, кто твой друг… 

Масонское движение 

Много друзей было у Моцарта среди масонов. Они поддерживали его в трудные времена материально и духовно, с ними Моцарт был откровенен, им был благодарен.

Моцарт был масоном. Музыковеды если и упоминают об этом факте, то как о мелочи, причуде гениального человека.

Но Моцарт был высокодуховным высоконравственным человеком. Масонство стало для него мировоззрением. Подобно другим выдающимся масонам 18 века – Гете, Гайдну, Лессингу, он видел в своем творчестве особый путь служения на благо человечества, а в философии масонов находил опору своим жизненным принципам.

Он вступил в ложу в 1784 году в возрасте 28 лет и занимал высокие ступени в духовной иерархии масонства. В период гонений на масонское и розенкрейцеровское  движение, связанное с революционными событиями во Франции, когда многие ложи были закрыты, он планировал открыть свою ложу.

Именно там, а не среди коллег-музыкантов искал и находил он единомышленников-друзей.

Величайшим памятником его убеждениям стала опера «Волшебная флейта».

Историки масонства считают, что опера создававшаяся в период гонений на масонов  в 1791 году, должна была популяризировать идеи масонства.

Опера создавалась по заказу и на либретто антрепренера Шиканедера – масона и друга Моцарта.

Эту оперу считают вершиной простоты и гармоничности оперного  искусства.

Гегель оставил о ней восторженные отзывы в «Эстетике»: «Царство ночи, королева, солнечное царство, мистерии, посвящения, мудрость, любовь, испытания, и притом некие общие места морали, которые великолепны в своей обыкновенности, все это, при глубине, чарующей сердечности и душевности музыки, расширяет и наполняет фантазию и согревает сердце».  Бетховен считал ее лучшей оперой Моцарта, Гете сравнивал ее  со второй частью своего «Фауста» и сделал попытку написать ее продолжение.

В сюжете о приключениях влюбленных Памино и Тамины и их забавного спутника птицелова Папагено сокрыты глубокие философские идеи, восходящие к мистериям Древнего Египта. Вот лишь некоторые из них: 

·        О существовании Великого Белого Братства.

·        О высших ценностях гармонии двух Начал.

·        О законах духовного Учительства и ученичества.

·        О неизбежных испытаниях на пути духовного ученичества.

·        О необходимости борьбы с низшими страстями в себе.

·        О конфликте между майей (иллюзией) материального мира и истинной, вечной жизнью духа. 

 «Волшебная флейта» не единственное  произведение Моцарта, непосредственно связанное с идеями масонства.

Параллельно с «Волшебной флейтой» и Реквиемом, он создал Масонскую оду («Маленькую масонскую кантату»). Это произведение не упоминается среди самых значительных, но Моцарт считал его  одной из вершин своего творчества( надо помнить и то, что эти произведения были формой материальной помощи масонов нуждающемуся композитору.) 

Реквием

Одновременно со светлыми, жизнеутверждающими «Волшебной флейтой» и Масонской одой, а также героической оперой «Милосердие Тита» Моцарт сочинял Реквием, произведение, ставшее легендой не в последнюю очередь благодаря «Моцарту и Сальери» Пушкина. В этой истории немало загадочного.

Смерть композитора во время работы над заупокойной мессой была действительно странной. Вскоре после начала работы, в июле 1791 года Моцарт стал говорить, что он отравлен ядом Аква Тофана.

Работа над Реквиемом неоднократно прерывалась из-за сочинения других произведений. Констанция, жена Моцарта,  заметила, что как только Моцарт долгое время работал над Реквиемом, у него начинались тяжкие приступы тоски и резко ухудшалось здоровье. Но Моцарт был связан финансовыми обязательствами и вынужден был возвращаться к этому произведению.

Что именно происходило с  Моцартом, в чем была причина его болезни и почему ухудшение здоровья так очевидно было связано с работой над Реквиемом – загадка.

Имел ли Сальери какое-то отношение к этой истории – тоже тайна, ключ к которой возможно хранится в архивах Ватикана.

5 декабря 1791 года Моцарт ушел из жизни и был похоронен  на кладбище Св. Марка, в общей могиле. Считается, что это произошло из-за того, что Моцарт был очень беден в этот момент. Это не совсем так. На этом кладбище всех мирян хоронили в общих могилах и только для священнослужителей были надгробия. Возможно, это было связано с тем, что кладбище при церкви было очень маленьким – около 20  кв. м.

Оплачивали погребение люди не бедные – барон Ван Свитен, Сальери. Они выбрали кладбище находившееся на другом конце города в очень бедном районе. – почему? Ведь они сэкономили на себе,  провожая гроб с телом. Действительно ли они не дошли до кладбища и лишь поэтому  неизвестно в какую из могил было опущено тело? Слишком много вопросов. 

Наследие 

Моцарт ушел из жизни, не закончив работу над Реквиемом. По его указаниям на основе его записей  эту работу выполнил Зюсмайер, ученик Моцарта.

Но недоброжелательство, преследовавшее Моцарта всю жизнь, не оставило его и после смерти. Вскоре стали появляться версии о том, что Реквием не принадлежит ему, тем более что Зюсмайер заявил, что он написал большую часть Реквиема.

Вновь и вновь его друзьям, среди которых были аббат Штадлер и второй муж Констанции  датский дипломат  фон Ниссен, опровергали эту информацию (ведь  Зюсмайер ни до, ни после Реквиема не смог написать ничего стоящего.)

Сразу после похорон известный нотный издатель Андре фон Оффенбах купил у вдовы Моцарта, находившейся в отчаянном финансовом положении, все неопубликованные рукописи (стопку, толщиной в полметра). Но вместо того, чтобы опубликовать их, он стал потихоньку продавать их богатым коллекционерам, делая достоянием широкой публики лишь незначительную часть наследия.

Можно ли быть уверенным, что никакие рукописи при этом не утрачены безвозвратно, что до сих пор в частных коллекциях не хранятся неопубликованные произведения? 

Замечательный английский музыкант Винсент Новелло, посетивший Вену спустя 38 лет, был поражен равнодушием венцев к своему великому композитору. Во всей Вене не было ни памятника, ни памятного знака, спустя некоторое время был разрушен дом, в котором жил и умер Моцарт. Зато всевозможные анекдоты, слухи, грязные сплетни о жизни  и смерти его были очень популярны, дойдя и до нашего времени.

Казалось бы, теперь, когда величие его музыки признано всеми, положение должно измениться?

Прогуляйтесь по улицам Вены – рестораны, кафе, кондитерские «Моцарт», «Амадей», конфеты, пирожные «Моцарт» - неужели это дань уважения?

Великое творчество становится объектом эксплуатации массовой культуры. 

Не хочется верить, что мы дойдем до этого. Хотя  всем памятен скандал, связанный с постановкой в Большом театре оперы Десятникова – Сорокина «Дети Розенталя», в которой на сцене храма российской культуры пятеро великих композиторов в т.ч. и Моцарт изображены бомжами, живущими на вокзале.

В одном из своих интервью Мстислав Ростропович сказал следующее: 

«Каждая религия имеет своего Бога - символ, идеал, к которому люди стремятся. Стремятся уподобить свою жизнь, свой характер этому идеалу - будь то Христос, Будда или Аллах. Наше вечное стремление - быть достойными тех, кому мы поклоняемся. Для меня Большой театр - тот же храм, где есть свои русские боги. Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович. Вот они, мои боги. И я им поклоняюсь. Приходя в Большой театр, я чувствую: их дух живет здесь... И делать из этих композиторов клонированных животных? Поселять их на вокзалах, как в опере Десятникова - Сорокина? Мне это не по душе, я не могу с этим согласиться. Потому что это те гениальные творцы, которым Большой театр обязан своим существованием и той красотой, которая из этого театра лучится к людям, как от солнца. А показывать, что эти лучи идут не столько из недр солнца, сколько из грязи, - мне кажется, это - ошибка. Нельзя опошлять. Нельзя, например, балет "Ромео и Джульетта" ставить так, будто Джульетта - девочка легкого поведения с базара или вокзала. Нельзя!

Я не знаю, почему в мобильных телефонах должны звучать мелодии Моцарта. Я считаю это хулиганством. А как же "авторские права" Моцарта и всех остальных, кого нещадно уродуют мобильными (дебильными!) звонками? А у них, у великих композиторов, спросили? Я так говорю, потому что скоро я их всех увижу. Да-да... И вот когда я их ТАМ встречу, они скажут мне: "Неужели ты не мог как-то повлиять, остановить эти издевательства над красотой, которую мы дали людям?" 

Хочется задать этот вопрос себе – все ли каждый из нас сделал, чтобы умаление, поругание великих обликов не отравляло души людей? 

«Эффект Моцарта» 

Об особой силе воздействия музыки известно с древнейших времен. Мифы об Орфее, Коркыте, умевших силой своего искусства повелевать людьми, стихиями, самой жизнью и смертью, донесли до нас древнейшие сокровенные знания о роли звука.

И шаманы бескрайних степей Азии,  и последователи Пифагора, и целители средневековых монастырей использовали эту силу для лечения души и тела человека.

Е.П. Блаватская так описывала  некоторые случаи воздействия звука на здоровье:

«Со времен отдаленнейших веков философы утверждали особую власть музыки над некоторыми болезнями, в особенности над болезнями класса нервных. Кирхер peкомендует этот способ: благоприятное его воздействие он испытал на себе и дает подробное описание инструмента, которым он пользовался. Это была гармоника, состоящая из пяти бокалов (без ножки) из очень тонкого стекла, по­ставленных в ряд. В двух из них было налито две разно­видности вина; в третьем — бренди; в четвертом — мас­ло; в пятом — вода. Он извлекал из них пять мелодичных звуков обычным способом — простым трением пальцев по краям бокалов. Этот звук имеет притягивающее свой­ство; он извлекает болезнь, которая струится навстречу музыкальной волне, и они обе, слившись вместе, исчезают в пространстве. Асклепий пользовался музыкой для той же самой цели около двадцати веков тому назад. Чтобы вылечить от ишиаса, он трубил в трубу, и так как дли­тельный звук заставлял нервные волокна трепетать, боль неизменно утихала. Демокрит подобным же образом ут­верждал, что многие болезни могут быть излечены мелодичными звуками флейты. Месмер в своем магнетическом лечении пользовался тою же гармоникой, которую описал Кирхер. …

В этой связи каждому должно прийти на ум библейское повествование об изгнании злого духа, которым был одержим Саул. Это место в Библии звучит так:

«От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа ... Давид, взяв гусли, играл,  - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». [1 Самуил, XVI, 14, 23].

Е.И. Рерих еще в 1937 году так писала одному из своих корреспондентов:

«Крайне интересны Ваши наблюдения над воздействием музыки. Ко­нечно, каждый человек имеет, свою тональность, свою гармонию, и по­тому естественно, что все созвучное должно действовать на него благо­творно, именно повышая его работоспособность. Мощные воздействия звуковых и световых вибраций еще мало изучаются, но именно они яв­ляются также и лучшими целителями от всяких заболеваний. Могу так утверждать, ибо не раз была спасена чудесными вибрациями, и лишь на прошлой неделе снова они спасли меня от припадка мучительных сердечных сокращений.

Если известно, что диссонирующий звук может разбить вазу или даже расколоть скалу, то насколько же сильнее должно сказываться действие диссонирующего звука на человека. Звук может разбить любую опухоль. Потому приветствую эти Ваши наблюдения и надеюсь, что Вы ведете записи этих опытов. Мне приходилось делать опыты со звуком над растениями, и я могла убедиться, как изумительно чувствительны растения на звук. Конечно, при таких наблюдениях огромную роль играют излучения наблюдателя и присутствующих лиц.» 

Середина 20 века принесла новый всплеск интереса к этому явлению. От Китая, Индии до США, по всему миру ученые, врачи практики, педагоги начали исследовать воздействие музыки на биологические объекты, от бактерий до человека. 

Одним из результатов этих исследований стал «эффект Моцарта». Оказалось, что среди всего многообразия музыки классической, этнической, духовной искусство Моцарта обладает уникальными целительными  свойствами.

Вот как об этом пишет один из исследователей этого феномена, французский врач-исследователь Альфред Томатис:

«Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы даже сказал целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников или последователей» 

В центре по нейробиологии города Ирвин, Калифорния, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воз­действие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследова­ние, в котором тридцать шесть выпускников университета с фа­культета психологии тестировались на индекс пространственно­го интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять—пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимо­связь между музыкой и пространственным мышлением настоль­ко сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

«Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", — предпо­ложил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. — Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные моде­ли, которые связаны с высшими формами умственной деятель­ности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект». 

В последующих исследованиях ученые изучали нейрофизиологические аспекты таких явлений. Дальнейшие тесты силы пространственного  воображения включали в себя проецирование на большой экран в течение одной минуты шестнадцати абстрактных фигур, по своей форме напоминающих скомканные куски бумаги. Упражнение состояло в том, чтобы семьдесят девять студентов смогли «расшифровать» и объяснить потом, как могут выглядеть изображения на этих листах бумаги, если их разгладить. В течение последующих пяти дней одна группа студентов прослушивала сонату Моцарта в оригинальном исполнении, другая работала в тишине, а третья в сопровождении смешанных звуков, включая музыку Филиппа Гласса, слушала записанный на пленку рассказ и танцевальные пьесы. Исследователи отметили, что студенты из всех групп значительно повысили свой интеллектуальный индекс на второй день по сравнению с первым днем, но способность группы, которая  прослушивала музыку Моцарта, повысилась на 62% по сравнению с 14% у тех, кто работал в тишине, и 11 % у студентов, которые слушали смешанный звуковой фон. Интересно, что первая группа продолжала повышать интеллектуальный потенциал и в последующие дни, в то время как достижения других групп не выросли сколько-нибудь заметно. Возможно, это объясняется  своеобразным графиком обучения. Предлагая объяснение тако­го эффекта, ученые предположили, что прослушивание музыки Моцарта позволяет «упорядочить огневую мощь» нейронов в коре головного мозга. Это в особой степени усиливает творческие процессы правого полушария, которые связаны с пространственно-ременным мышлением. Прослушивание музыки, то мнению ученых, действует как «модельное упражнение», улучшая сим­метричную организацию, которая связана с высшими функциями полушарий мозга. Говоря более простым языком, музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению. 

Исследователи из университета в городе Ирвин (Калифорния) обнаружили, что прослушивание «Сонаты для двух фортепиано» Моцарта способствует усилению «пространственного интеллекта», необходимого специалистам, деятельность которых основана на визуальных представлениях – дизайнерам, летчикам, конструкторам. 

В своем последнем исследовании группа Раушер и Шоу наблюдала группу из тридцати четырех детей дошкольного возраста, которые обучались игре на пианино, основным музыкальным интервалам, тонкой моторной координации, ощущениям в пальцах, беглому чтению, музыкальной нотации и игре по памяти. Через шесть месяцев дети уже могли воспроизводить на память основные мелодии Моцарта и Бетховена. Они значительно улуч­шили пространственные и временные навыки (до 36%) по срав­нению с двадцатью детьми, которые получали компьютерные уроки, и двадцатью четырьмя, с которыми занимались по другим ме­тодам. В отличие от студентов университета, у которых улучшение наблюдалось всего в течение десяти—пятнадцати минут, у дошкольников интеллектуальные способности повышались по крайней мере один полный день, что представляет собой «коэффициент роста во времени более чем в сто раз». 

Вслед за исследованиями в Ирвине в ряде других учебных заведений были введены в учебный процесс пьесы Моцарта в ка­честве базового музыкального фона. Это позволило им позднее отметить существенные улучшения в состоянии внимания и уров­ня успеваемости учащихся. 

В  книге «Секрет жизни нерожденного младенца» доктор Томас Верни  приводит мнения современных исследователей о том, что плод в утробе предпочитает музыку Моцарта и Вивальди другим композиторам, как на самых ранних, так и на более поздних этапах беременности. Сердцебиение зародыша нарушалось всякий раз, когда звучала другая музыка, в особенности рок. «Это приводило большинство внутриутробных младенцев в смятение», и они начинали «активно протестовать», когда такая музыка исполнялась для беременных женщин. 

Дефицит концентрации внимания (ДКВ) и суперактивный дефицит концентрации внимания (СДКВ) поражают, по некоторым оценкам, от десяти до пятнадцати процентов подростков в Соеди­ненных Штатах. Эти дети беспокойны, не могут сконцентрироваться, у них резко изменяется настроение и есть сложности в общении со взрослыми. В исследовании девятнадцати детей в возрасте от семи до семнадцати лет, страдающих ДКВ и СДКВ, исследователи про­игрывали музыкальные записи Моцарта во время сеансов обратной связи по три раза в неделю для одной группы детей. Другая, конт­рольная, группа не слушала музыки вообще. Компакт-диск назывался «Сто шедевров», том 3, и включал отрывки «Маленькая колыбельная», концерт для фортепиано №21, «Женитьбу Фигаро», концерт для флейты № 2, «Дон Жуана» и другие концерты и сонаты Моцарта. Исследователи сообщают, что у подростков, слушавших музыку Моцарта, снижалась активность тета-волн мозга в полном соответствии с ритмами исполняемой му­зыки, повышалась сосредоточенность, снижалась импульсивность, и возрастал уровень социальных навыков. 

В монастырях в Бретани (полуостров на Западе Франции) монахи исполняют музыку перед животными, которых со­держат, так как пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают гораздо больше молока. 

В штате Вашингтон служащие иммиграционного бюро дают слушать музыку Моцарта и стиля барокко во время препода­вания английского языка переселенцам из Камбоджи, Лаоса и других азиатских стран и сообщают при этом, что музыка значительно ускоряет усвоение языка. 

В городе Эдмонтон (Канада) звуки струнных квартетов Моцарта, исполняемые на городских площадях, успокаивают и замедляют интенсивность пешеходного движения. 

Американцы провели опыт: взяли пять теплиц — в одной включали Баха, во второй кантри, в третьей индийскую музыку, в четвертой хард–рок, а в пятой — ничего. Выяснилось, что там, где звучали Бах и индийская музыка (ситары), растения развивались быстрее, там, где кантри и в контрольной группе — как обычно, а в теплице с хард–роком они были угнетены. 

«Бетховенский хлеб» в японском городе Нагоя гораздо лучше подходит на дрожжах под звуки Шестой симфонии, которая звучит непрерывно в течение 72 часов. Он обладает исключительным вкусом. 

В госпитале святой Агнесы в городе Балтимор (США) пациентам в реанимационных палатах дают прослушивать классическую музыку. «Полчаса музыки оказывают такой же эффект, как десять миллиграммов валиума, — рассказывает доктор Реймонд Бар, заведующий отделением сердечно-сосудистых заболеваний.

Это было начало первого акта трансляции по радио оперы Россини «Сивильский цирюльник». Лорна возвращалась домой дождливым вечером, когда грузовик врезался в ее машину сзади как раз перед тем, как певица, исполняющая роль Розины, должна была начать свою арию.

«Удар был неожиданный и страшный, — вспоминала эта волевая женщина из Нью-Джерси. — Но даже когда меня пронзила страшная боль, я видела перед собой блистательный мир красоты. Мне удалось прослушать всю арию целиком, когда санитары скорой помощи и пожарники пытались вытащить меня из сплющенного автомобиля». Спасатели позднее рассказали Лорне, что она была без сознания до тех пор, пока ее не уложили на носилки в машине скорой помощи, но она вспоминала голос Розины, пока ее везли в больницу. «Моя душа спасла мое тело, — вспоминает она. — Музыка сохранила мне жизнь. Я очень хотела дослушать музыку, поэтому была в сознании. С самого начала арии я поняла, что сумею довести до конца оперу собственной жизни». 

 вот еще одна история про клинику доктора Томатиса:

В середине 60-х годов в Париже один молодой человек, страстно желавший стать актером, страдал речевыми проблемами: заиканием, трудностями с формулированием мысли, серьезной патологией слуха, нервными нарушениями. Диагноз педагогов был ясен – профнепригодность.

Молодой человек пришел в клинику доктора Томатиса, где в течение нескольких месяцев проходил курс лечения музыкой Моцарта.

Сейчас имя этого человека хорошо известно. Его зовут Жерар Депардье.

Он вспоминает:

«До лечения у Томатиса я не мог закончить ни одного предложения. Именно он придал цельность моим мыслям, дал мне энергию, позволил понять, о чем я думаю.» 

Эта информация взята из книги американского исследователя Дона Кемпбела  «Эффект Моцарта».

А вот информация из Интернета: 

Музыка Моцарта помогает при эпилепсии. Прослушивание сонаты К448 в течение лишь десяти минут улучшает координацию движений у больных. 

Классическая музыка действует даже на животных: на фоне исполнения сонаты Моцарта крысы быстрее находят выход из лабиринта, чем на фоне музыки минималистов или в тишине, сообщает ВВС. 

По мнению профессора Джона Дженкинса (John Jenkins) из лондонского университета, сделавшего обзор результатов международного исследования музыкотерапии, "эффект Моцарта" могут вызывать и произведения других композиторов, например Баха.

С помощью компьютерной томографии было установлено, что музыка влияет на многие области мозга. Левое полушарие отвечает за чувство ритма и восприятие высоты звука, а правое - за восприятие тембра и мелодии. По мнению автора, прослушивание музыки способствует развитию этих структур мозга, чем и объясняется ее лечебный эффект. 

Так  идет сложный и неоднозначный процесс накопления знаний о значении звука.

Мы находимся на пороге великих открытий, которые помогут приблизиться к пониманию божественной гармонии и красоты музыки Вольфганга Амадея Моцарта.


Мысли о Моцарте 

Моцарта изображали по-разному: маленьким мальчиком, музицирующим на клавесине для прекрасных придворных дам; послушным сыном своего отца; юношей, влюблявшимся во всех оперных певиц; оскорбленным музыкантом, отказавшимся служить деспотичному князю-архиепископу; гениальным, но непонятным композитором, умирающим от голода, холода и тягот жизни.

Все эти представления одновременно верны и ложны. Возможно, наиболее подходящим для Моцарта определением является слово «ангельский». Да, ангельский, и именно поэтому чрезвычайно трудный для понимания. За внешним обаянием скрывается глубокая тайна.

Оливье Мессиан 


Хотя Моцарт был верующим – в понимании церкви, – но убеждения масонства все больше заменяли ему религию... О той серьезности, с которой Моцарт воспринимал масонские убеждения, свидетельствует то, что он не вышел тогда из ложи [когда некоторые были закрыты и когда близкий к массонству союз розенкрейцеров был запрещен], а даже разрабатывал план создания собственного тайного общества. Моцарт, который вместе с Иоганном Вольфгангом Гете и Готтхольдом Эфраимом Лессингом входил в число трех самых значительных масонов XVIII века, имел очень большое значение в духовной истории союза, так как одно из величайших музыкальных произведений всех времен, а именно «Волшебная флейта» не появилась бы без масонства.

Антон Ноймайер 


Однажды я услышал, что Моцарт, будучи ребенком, тихо спрашивал, когда короли и княгини благосклонно ему внимали и одаривали его: «Ты меня вправду любишь, очень, очень любишь?» Это сказало мне больше, чем все книги о его стиле… 

Эдвин Фишер 


Моцарт больше композитор ХХ века, чем XIX века, и больше XIX века, чем XVIII века.

Из вздорных филистерских легенд о Моцарте, возникших в не понимавшем его XIX столетии, три легенды наиболее распространены, вздорны и вредны и требуют особо энергичного отпора: 1) Моцарт – «Рококо», 2) Моцарт – «солнечный юноша» (якобы сын солнца, радостный, идеальный) и 3) Моцарт – «итальянец».

Георгий Чичерин 


Я уверен, что Моцарт, казавшийся Сальери «гулякой праздным», в действительности над своим гениальным даром много работал. Ведь что такое работа? В Москве, правда, думают и говорят, что работа – это сталелитейное усердие и что поэтому Глинка, например, был помещик и дармоед... Работа Моцарта, конечно, другого порядка. Это вечная пытливость к звуку, неустанная тревога гармонии, беспрерывная проверка своего внутреннего камертона... Педант Сальери негодует, что Моцарт, будто бы забавляясь, слушает, как слепой скрипач в трактире играет моцартовское творение. Маляр негодный ему пачкает «Мадонну» Рафаэля. Фигляр пародией бесчестит Алигьери... А гению Моцарту это было «забавно» – потому что, слушая убогого музыканта, он работал. Уж наверное, он чему-нибудь научится, даже на пачкотне маляра, даже на пародии фигляра...

Федор Шаляпин 


Утверждение, что Моцарт был гостем на нашей земле, в какой-то мере справедливо как в самом высоком, духовном смысле, так и в обычном, житейском. Никогда и нигде Моцарт не чувствовал себя дома. Ни в Зальцбурге, где он родился, ни в Вене, где он умер. А между Зальцбургом и Веной пролегли годы, в которые Моцарт объездил чуть не всю Европу, и на эти разъезды ушла большая часть его жизни. Впрочем, тягу к странствиям Моцарт испытывал постоянно, а вот к оседлому образу жизни он возвращался всегда неохотно и по принуждению.

Альфред Эйнштейн 


О, если бы только я мог объяснить всем неподражаемое искусство Моцарта, глубину и величие его чувств и уникальность музыкальных идей… Сама мысль о том, что несравненный Моцарт до сих пор не приглашен ни к королевскому, ни к императорскому двору, приводит меня в ярость. Простите мне этот крик души — я слишком люблю этого человека.

Йозеф Гайдн 


И нас покинул он, вдали

сверкнув кометой,

И свет его слился с небесным

вечным светом.

                                            И. В. Гете 


Истории из жизни Моцарта 

Леопольд Моцарт был незаурядным музыкантом и великолепным педагогом, достаточно сказать, что его труд под названием Опыт основательной скрипичной школы, вышедший в 1756 году, прослужил в качестве учебного пособия около 90 лет. Заметив несомненные признаки музыкальной одаренности шестилетней Наннерль, он взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия страшно заинтересовали трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал терции, приходя в восторг, если ему удавалось найти верные созвучия. Когда ему исполнилось 4 года, Леопольд, как бы играя, начал разучивать с ним небольшие пьесы. Вскоре мальчик начал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать. 

3

Иоганн Андреас Шахтнер, придворный скрипач и друг Леопольда Моцарта вспоминал потом, что даже обычные детские игры становились для Вольфганга интересными только тогда, когда они сопровождались музыкой: Если мы несли для забавы игрушки из одной комнаты в другую, то всякий раз тот из нас, кто шел с пустыми руками, должен был по этому случаю петь и играть на скрипке какой-нибудь марш. Вольфганг обожал своего отца и был готов учиться чему угодно и сколько угодно, только чтобы доставить ему удовольствие. Как писал Шахтнер, он всегда настолько целиком отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всем, даже о музыке; например, когда он учился считать, то стол, стулья, стены, даже пол были покрыты цифрами, написанными мелом… 

3

В 1763 году, когда Моцарты только вернулись из Вены, к ним пришли два отменных скрипача — Шахтнер и Венцль, чтобы сыграть несколько новых трио с Леопольдом. Вольфганг принес свою скрипочку, полученную в подарок, и попросил позволения сыграть вторую скрипку. Леопольд сделал ему строгий выговор за его дурацкую просьбу, поскольку, по мнению строгого родителя, Вольфганг не умел еще как следует играть на скрипке. Шахтнер заступился за него, и тогда Леопольд сдался. И вот Вольфганг заиграл на скрипке вместе со мной. Вскоре я заметил с изумлением, что я здесь совсем лишний, — вспоминал Шахтнер. — Я тихонько отложил свою скрипку и посмотрел на его отца, у которого во время этой сцены по щекам катились слезы удивления и радости… 

3

Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами - отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.

3

На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:

- Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет... 

3

После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.

- Вы так добры ко мне... - сказал юный музыкант. - Пожалуй, я на вас женюсь.

Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.

Императрица с улыбкой спросила маленького "жениха":

- Почему ты хочешь жениться на ее высочестве?

- Из благодарности, - ответил Моцарт. 

3

Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

- Ты так замечательно играешь! - сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться...

- Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...

- Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...

- Вот это да! - восхитился малыш. - Наверно, писать стихи очень трудно?

- Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.

 3

Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу.

Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту "ты" - неудобно, слишком велика его слава, а сказать "вы" - слишком много чести, для мальчика...

После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.

- Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? - спросил сановник.

- Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! - ответил ему простодушный Вольфганг.

 3

В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет - первую оперу "Бастьен и Бастьена". В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет...

Когда отец поздравлял его, он сказал:

- Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

 3

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского...

Узнав о "похищении", Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры...

 3

Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери.

- Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме... меня! - сообщил он приятелю.

Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:

- Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый темп...

Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и... исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял... носом!

3 

Однажды, составляя бумагу со сведениями о своих доходах, Моцарт указал, что как придворный композитор императора Иосифа он получает восемьсот гульденов жалованья, и сделал следующую приписку: "Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать"...

 3

Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.

- Как написать симфонию? - спросил он.

- Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, - почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?

- Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет...

- Да, - согласился Моцарт. - Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать...

 3

Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной бумаги и маленькой записки: "Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!"

Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: "Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!"

 3

Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех. Издатель взглянул на менуэт и... дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.

 3

Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна:

- Я бы так никогда не написал.

- Я тоже, - живо отозвался Моцарт, - и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы в голову эти прелестные мелодии...

 3

Однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка...

 3

Использованная литература:

  1. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов М. 1969

  2. Музыкальный энциклопедический словарь. М. 1991

  3. «100 опер», Изд. «Музыка», Л. 1968

  4. Журнал «Музыкальная жизнь» 1985 №№ 15, 16

  5. Кэмпбелл Д. Дж.  «Эффект Моцарта». Минск. 1999.

  6. С. Цвейг «Франц Антон Месмер» Собрание сочинений т. 6.  М. 1963

  


 

Приложение:

Моцарт для мобильников? Мстислав Ростропович - о своих худших опасениях

«Российская газета»

Тамара Грум-Гржимайло

Дата публикации 25 марта 2005 г.

В дни, когда ситуация вокруг премьеры оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" предельно накалена, Мстислав Ростропович проводит первые репетиции оперы Сергея Прокофьева "Война и мир". На мой вопрос, хочет ли он посмотреть премьерный спектакль на Новой сцене, он резко сказал "нет". 

Мстислав Ростропович: Каждая религия имеет своего Бога - символ, идеал, к которому люди стремятся. Стремятся уподобить свою жизнь, свой характер этому идеалу - будь то Христос, Будда или Аллах. Наше вечное стремление - быть достойными тех, кому мы поклоняемся. Для меня Большой театр - тот же храм, где есть свои русские боги. Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович. Вот они, мои боги. И я им поклоняюсь. Приходя в Большой театр, я чувствую: их дух живет здесь... И делать из этих композиторов клонированных животных? Поселять их на вокзалах, как в опере Десятникова - Сорокина? Мне это не по душе, я не могу с этим согласиться. Потому что это те гениальные творцы, которым Большой театр обязан своим существованием и той красотой, которая из этого театра лучится к людям, как от солнца. А показывать, что эти лучи идут не столько из недр солнца, сколько из грязи, - мне кажется, это - ошибка. Нельзя опошлять. Нельзя, например, балет "Ромео и Джульетта" ставить так, будто Джульетта - девочка легкого поведения с базара или вокзала. Нельзя! 

Российская газета: Но ведь искусство не стоит на месте. Идут поиски, новации неизбежны... 

Ростропович: Безусловно. Но не будем баловаться именами гениальных композиторов. Это - не новация. Это - издевательство. 

РГ: Говорят, что на "Дети Розенталя" повалит молодежь, которая уверена: Моцарт писал музыку для мобильных телефонов. Ведь по сюжету он один из всех клонов-композиторов остается в живых. 

Ростропович: Это только докажет, что молодежь, которая попрет на этот спектакль, - дебильна и обладает пошлейшим вкусом. Вот и все! Я не знаю, почему в мобильных телефонах должны звучать мелодии Моцарта. Я считаю это хулиганством. А как же "авторские права" Моцарта и всех остальных, кого нещадно уродуют мобильными (дебильными!) звонками? А у них, у великих композиторов, спросили? Я так говорю, потому что скоро я их всех увижу. Да-да... И вот когда я их ТАМ встречу, они скажут мне: "Неужели ты не мог как-то повлиять, остановить эти издевательства над красотой, которую мы дали людям?" Вот звонит мобильник мелодией Моцарта или Чайковского (в безобразном тембре!), а потом тот, кого вызывают, кроет матом того, кто звонит. Великая мелодия его вызывает, а в ответ - мат! Ну как это может сочетаться? А если вернуться к премьере в Большом театре, не могу не сказать: как же это композитор Десятников сподвигнулся сочинить музыку для исполнения ее Моцартом или Чайковским? Или даже их "клонами"? Это цинизм и абсурд...

 

[1] Цит. по: Восконян М. «Амадео – Зальцбургское чудо». http://www.nanya.ru/opit/8173 

[2] Каневский Л. «Интервью о Моцарте, впервые опубликованное через 125 лет». Журнал «Музыкальная жизнь», 1985, №15, С. 19. 

[3] Каневский Л. «Интервью о Моцарте, впервые опубликованное через 125 лет». Журнал «Музыкальная жизнь», 1985, №15, С. 19.

[4] Каневский Л. «Интервью о Моцарте, впервые опубликованное через 125 лет». Журнал «Музыкальная жизнь», 1985, №15, С. 19. 

[5] http://www.peoples.ru/art/music/composer/mozart/history1.html

[6] Цит. по: Кремлев Ю. «Йозеф Гайдн». Издательство «Музыка», М. 1972, стр. 205

[7] См. Е.П. Блаватская «Разоблаченная Изида» т.1, гл. 5,6

[8] Подробнее об этом: Цвейг С. «Франц Антон Месмер». Собрание сочинений в 7 томах, т. 6. Изд. «Правда», М. 1963

[9] Цит. по: «100 опер», изд. «Музыка» Л. 1968, стр. 30. 

[10] «Российская газета».  Тамара Грум-Гржимайло «Моцарт для мобильников? Мстислав Ростропович - о своих худших опасениях».  25 марта 2005 г.

[11] Е.П. Блаватская «Разоблаченная Изида», т.1. М. 2002,  стр. 327 - 238

[12] Е.И.Рерих. Письма, т. 5. МЦР, М. 2003, стр. 98

Садовская И.

 Рериховское Общество г. Алматы, Казахстан.

2006 г