Каменное изображение Будды

 

 

Ю.Н. Рерих

Древняя китайская скульптура

 

 

В последние тридцать лет к западному миру пришло осознание худо­жественной ценности произведений древнего Китая.

Эти работы, порой гениальные, свидетельствующие о чрезвычай­ной интенсивности художественной жизни, распространившиеся некогда с другого берега Тихого океана, занимают сегодня почётное место в част­ных и общественных коллекциях. Искусству, которое родилось и разви­лось в недрах цивилизации, совершенно отличной от нашей, удалось нас покорить.

Музеи и частные коллекции Америки чрезвычайно богаты произ­ведениями древнего китайского искусства. Например, коллекции Майера (Meyer), Холмса (Holmes) и Нейта (Chait) содержат великолепные образцы примитивной китайской скульптуры и бронзы.

Китайскую скульптуру всегда отличал религиозный характер, выра­жавший духовные и нравственные стремления художников и их эпохи. Первые образцы этого искусства мы находим в рельефах и маленьких глиняных статуэтках периода Хань (206 до Р.Х. - 220 после Р.Х.). Более ранние предметы китайской скульптуры очень редки, за исключением не­которых экземпляров бронзы, датируемых второй половиной периода Шу. Настоящая каменная скульптура появляется только в период Хань, её ре­алистический характер контрастирует с преимущественно орнаменталь­ным стилем эпохи Шу.

Во многих отношениях период Хань открыл новую эру в развитии китайской цивилизации. С установлением обширных дипломатических и торговых связей со странами Запада в Китай хлынул поток привозных то­варов, имевший благотворное воздействие на развитие искусства.


Общий вид погребального комплекса Хо Цюйбина ( фото начала 20 века)Слоненок
Общий вид погребального комплекса Хо Цюйбина, династия Хань. (Фото начала 20 века) Источник
Слоненок. Погребальный комплекс Хо Цюйбина, династия Хань. Источник

Наибольшего совершенства примитивное искусство эпохи Хань до­стигло в анималистической скульптуре. Это было результатом сильного влияния центральноазиатского условного стиля, в котором фигуры живот­ных широко использовались в качестве орнаментального мотива. Недавно было доказано, что распространителем этого замечательного стиля, яркие достоинства которого необходимо признать, явились иранские племена, заселившие в те времена области Центральной Азии. Иранское влияние оставалось очень мощным в течение всего периода династии Хань и давало себя чувствовать также в позднейшие эпохи.

Большая часть сохранившихся скульптур эпохи Хань датируется вре­менем второй династии Хань (с 25 по 220 после Р.Х.). Этот период высо­кой художественной активности представлен в основном каменными стол­бами и стелами, возвышавшимися при входах в гробницы. Доктор Башелл (Bushell) в 1881 году был первым, кто обратил внимание западного мира на древние каменные барельефы; но гораздо больше обязаны мы надлежа­щей оценкой художественного значения скульптур Хань синологу Эдуарду Шаванну (Chavannes). Эти рельефы являются драгоценными документа­ми, с обилием подробностей иллюстрирующими религиозную и свет­скую жизнь Китая; часто они представляют сцены из легендарной исто­рии. Мы видим Си-ван-му (Si-wang-mu), аналог западной Божественной Матери; трёх великих суверенов и четырёх императоров древнего Китая, основателей китайской цивилизации. Другие рельефы представляют нам охотничьи выезды или сцены, взятые из жизни знаменитых мужчин и женщин того времени.

После пробела приблизительно в один век мы оказываемся перед лицом нового расцвета искусства скульптуры. Кочевое племя Восточной Монголии, основавшее династию Вэй, принесло с собой новое, отличное от прежнего искусство (с IV по VI век). Именно к периоду Вэй относятся две первые буддийские скульптуры Китая.

Монументальные скульптуры пещерных храмов Юн-кан (Yun-Kang) в Южном Шаньси (середина V века) и Лун-мэн (Lung-men) в Хэнане (на­ чало VI века) свидетельствуют об интенсивном религиозном чувстве этого периода. Они навсегда останутся самыми прекрасными и самыми искрен­ними созданиями китайской религиозной скульптуры.


Гроты ЮнганГорты Юнган 
Гроты Юнган (Юн-кан). 450 н. э. Династия Вэй. Источник

В скульптурах эпохи Вэй мы обнаруживаем далекий отзвук индий­ского искусства Гандхары, которое господствовало в Центральной Азии и оказало влияние на произведения буддийского искусства.

Помимо массивных скульптур, период Вэй оставил большое число маленьких бронзовых статуэток, часто датированных, которые представ­ляют значительный интерес.

Традиция Вэй продолжалась до VI века. Следующий период свиде­тельствует о всё более ощутимом воздействии Индии на китайские школы скульптуры. Влияние индийской эпохи Гупт становится преобладающим в скульптуре в правление северных династий Ши и Шу.

Художники периода Суй создавали замечательные монументальные скульптуры и достигли совершенства в предметах второстепенного значе­ния, таких как стелы и бронзовые изделия.

От утончённых скульптур периода Суй мы переходим к произведе­ниям ранней эпохи Тан. Эта эпоха, длившаяся с VII по IX век, известна как самый прекрасный период в истории китайского искусства и лите­ратуры.

Первоначальное искусство эпохи Тан отличает сильное религиозное одушевление, в конце же этого периода в нём появляются светские сю­жеты. Художники Тан оставили нам монументальные творения, такие как императорская гробница области Сиань-фу и несколько скульптур пещер Лун-мэн. Самым мощным ансамблем погребальной скульптуры периода Тан является гробница императора Гао-цзу (Kav-tsun) с подъездной доро­гой, окаймлённой монументальными каменными скульптурами.


Мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (Гао-Цзу). Подъездная дорога. Династия Тан.Мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (Гао-Цзу). Фигуры зарубежных послов.

Мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (Гао-Цзу). Подъездная дорога. Династия Тан. Источник
Мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (Гао-Цзу). Фигуры зарубежных послов.  Источник

Многочисленные скульптуры эпохи Тан из камня, дерева и глазу­рованной глины вдохновлены буддизмом - учением, оставившим столь глубокий след в религиозном искусстве средневекового Китая. Именно ко времени этого плодотворного периода относится создание скульптур бодхисаттв, облачённых в роскошные одежды и драгоценные украшения наследных принцев древней Индии. Изысканная манера драпировки фи­гур, выражение медитативной ясности на лицах являются результатом длительной художественной эволюции.

Единственный в своём роде памятник буддийского Китая мы находим в пещерах Тысячи Будд в Дуньхуане, расположенных на самой границе с пустыней, на западе провинции Ганьсу, где столетия спустя китайские фермеры, терпеливые и предприимчивые, будут вести борьбу с непрерыв­ным наступлением «Песчаного моря». Эти пещеры, богато украшенные фресками, относящимися к периодам Вэй, Суй и Тан, являются ценнейшим свидетельством религиозного искусства древнего Китая. Помимо фресок и шёлковых свитков, покрытых изображениями, пещеры таят в себе много­ численные скульптуры эпохи Тан.


Изображение пещеры 16, сделанное Аурелем Стейном в 1907 г.
Дуньхуан. Изображение пещеры № 16, сделанное Аурелем Стейном в 1907 г. Источник
Дуньхуан. Могао (пещера № 96). Источник

Дуньхуанские пещеры и множество археологических участков, зале­гающих под песками Китайского Туркестана, позволяют нам заполнить пробелы в истории искусства Китая. Благодаря сухому климату до наших дней сохранилась яркость красок; богатство композиции свидетельствует о значительности интеллектуальных исканий, разворачивавшихся вдоль караванных путей, пересекавших центральноазиатские пустыни.

По этим памятникам, скрытым в сердце Азии, мы можем изучить и понять многогранную природу китайского искусства периода Тан. Мы в состоянии теперь связать между собой годы длинной цепи художе­ственных усилий, предшествовавших великолепному ренессансу VII и VIII вв. Вся блестящая плеяда наций участвовала в создании искусства той эпохи.

Искусство периода Тан - благородный труд Дальнего Востока. Хотя множество элементов этого явления отзываются лучшими эпохами древ­ней индийской скульптуры и чрезвычайно богатого космополитического искусства Центральной Азии, именно Китаю принадлежит слава наивыс­шего выражения её художественного гения. Искусство эпохи Тан было по­рождением великой империи, осознававшей свою господствующую мощь. Однако при всей изысканности форм скульптуры Тан, декоративности стиля драпировок и безыскусности композиции, во второй половине этого периода можно различить некоторые признаки упадка. Этот упа­док усилился при следующей династии. Потребовалось завоевание Китая монгольскими ордами в XIII в., чтобы дать атрофированному искусству новый импульс.


Урусвати, Наггар, Кулу. 1929 год

Опубликовано: Тибет и Центральная Азия. Т. II: Статьи. Дневники. Отчёты.



 Главная   >   Библиотека   >   Юрий Николаевич Рерих     Опубликовано: 7.06.2025