Н.К. Рерих. Камни Лахула. 1932 г.

Некоторые особенности

символизма в живописи

Н.К. Рериха и С.Н. Рериха

 

Аннотация. Статья посвящена краткому анализу некоторых символов, встречающихся в художественном наследии Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Рассмотрены символы меча, стрелы в картинах Н.К. Рериха и их значение с точки зрения Учения Живой Этики. Сделан краткий анализ взаимодействия художественных образов в творчестве Н.К. и С.Н. Рерихов. Показаны некоторые особенности символизма Святослава Николаевича Рериха. Обращено внимание на провидческий смысл некоторых символов в его творчестве.

Ключевые слова: Живая Этика, Рерих, символическая живопись, символизм, символ, меч, стрела, флейта.


За каждым символом стоит Высокая Индивидуальность, и каждый символ прикрывает великую реальность.

Е.И. Рерих 

Символы и знаки играют важную роль в художественном творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Во многих их картинах символы формируют основной мотив содержания. Есть немало полотен, где символические элементы обогащают произведение, помогая понять неочевидные грани замысла творца. Символизм, понимаемый гораздо шире, чем это принято в современном искусствоведении, пронизывает всё творчество Рерихов.  Е.П. Блаватская считала, что символ - это «образное выражение идеи или мысли, […] записанное иносказание» [3, с. 367].

Остановимся на некоторых символических образах, используемых художниками.

Богато символами художественное наследие Н.К. Рериха. Иногда этот приём на его картинах уводит зрителя в глубину веков, как, например, многочисленные изображения наскальных рисунков, священных надписей («Камни Лахула» 1932 г., «Скалы Лахула (Знаки Гэсера)» 1935-1936 гг., «Заклятье земное» 1907 г.).


Н.К. Рерих Скалы Лахула (Знаки Гэсера) 1935 (1936?)Н.К. Рерих Заклятие земное. 1907 г.

Н.К. Рерих. Скалы Лахула (Знаки Гесэра). 1935 (1936?)
Н.К. Рерих. Заклятие земное. 1907 

Встречаются символы и более сложного происхождения.

Многозначен в творчестве Н.К. Рериха символ меча. Это не только необходимый атрибут воинского вооружения, как, например, на картине «Героика Китая» (1935 – 1936 гг.).


Н.К. Рерих. Героика Китая. 1935-1936
Н.К. Рерих. Героика Китая. 1935 - 1936

Меч, по свидетельству Н.К. Рериха, является одним из символов Гесэр-хана, великого героя азийских просторов. В очерке «Меч Гессер-хана» он пишет:

«В урочище Карга и около самого Кейланга (Лахул) найдены нами изображения мечей. Значение этих изображений загадочно, но особенно интересно, что форма их совершенно совпадает с формою бронзовых мечей и кинжалов минусинского сибирского типа, так характерных для первых великих переселенцев» [8, с. 343].

Упоминая об археологических находках в Минусинской впадине Восточной Сибири, Н.К. Рерих как бы расставляет вехи для будущих исследователей великих миграций и подчеркивает важность символа меча как знака, связующего разные культуры и эпохи. Известно несколько картин, на которых Н.К. Рерих изобразил этот характерный символ. Среди них «Меч Гэсэра» (1932 г.), «Меч Гесер-хана (Граница меча)» (1943 г.), «Три меча» (1932 г.), «Три меча. Рисунки на камне. Лахул» (1936 г.).


Н.К. Рерих. Меч Гесэра. 1932Н.К. Рерих. Меч Гесер-хана (Граница меча) 1943

Н.К. Рерих. Меч Гэсэра. 1932
Н.К. Рерих. Меч Гесер-хана (Граница меча)

Н.К. Рерих. Три меча. 1932Н.К. Рерих. Три меча. Рисунки на камне. Лахул. 1936

Н.К. Рерих. Три меча. 1932
Н.К. Рерих. Три меча. Рисунки на камне. Лахул. 1936

Меч как символ воинской доблести появляется в картине «Меч мужества» (1912 г.). Как знак возмездия держит его в руке огненный Ангел на картине «Ангел последний» (1942 г.)


Н.К. Рерих. Меч мужества. 1912Н.К. Рерих. Ангел последний. 1942

Н.К. Рерих. Меч мужества. 1912
Н.К. Рерих. Ангел последний. 1942

Символика меча имеет и иные смыслы. Так, например, картина «Ковка меча», имеющая также название «Нибелунги» по древнегерманской легенде о подземных кузнецах, не только имела прямой исторический смысл как напоминание о приближающейся Великой Отечественной войне (она была создана в апреле 1941 года). Иной, более глубокий смысл образ меча приобретает в книге «Агни Йога»:

«Закалка меча среди пламени под ударами молота будет лучшим образом для укрепления психической энергии» [1, п. 602].

О том же свидетельствует и Е.И. Рерих:

«Так все Святые или Бодхисатвы Тибета всегда изображаются с мечом, символом бесстрашия и мужества духа» [6, с. 386].

Еще более высокий смысл приобретает меч на картине Н.К.  Рериха «Меч Мира». Людмила Васильевна Шапошникова так раскрыла глубинное значение этого образа:

«”Меч Мира” был тесно связан с процессами формирования на нашей планете Нового Мира и стал символическим названием процесса перехода в Новый Мир. “Меч Мира” не имел отношения к войне и реальному миру. Но сам реальный меч своей силой и смелостью напоминал любой меч, творящий человека, его ум и творчество» [12, с. 11 – 12].


Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги). 1941Н.К. Рерих. Меч Мира. 1933

Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги). 1941
Н.К. Рерих. Меч мира. 1933

Еще один важный символ в картинах Н.К. Рериха – стрела. Помимо своего прямого воинского предназначения (как атрибут битвы или охоты) изображение стрелы несет и иные смыслы.

Это один из символов вести. Лучник, пускающий стрелу (картины «Вестник», «Шамбале Даик (Весть Шамбалы)») или сама стрела (картины «Весть Феодору Тирону» 1917 г., «Весть Тирону» 1940 г.) – значение символа здесь заложено в картину на уровне её названия. Прикрепленный к стреле свиток с письменами - деталь, увиденная самим Н.К. Рерихом в ходе Центрально-Азиатской экспедиции и описанная им в книге «Сердце Азии»:

«В Тенгри-Дзонге, который считается второю после Шигадзе крепостью, заведующий транспортом усмотрел на одном из наших яков странный предмет, обернутый в красный шелк. Мы исследовали эту находку - оказалось, что с нашим караваном идет стрела с навернутым на нее приказом о мобилизации местных войск для подавления восстания в Поюле, на востоке Тибета» [7, с. 61].


Н.К. Рерих. Шамбале Даик (Весть Шамбалы)Н.К. Рерих. Весть Тирону. 1940

Н.К. Рерих. Шамбале Даик (Весть Шамбалы)
Н.К. Рерих. Весть Тирону. 1940

Но символ стрелы несет еще более глубокий смысл, имеющий основу в Учении Живой Этики. Это знак мысли, мысленной посылки. В книге «Надземное» сказано:

«…стрела на верном полете стремится к единой цели. Сопоставляйте стрелу с мыслью человеческой» [4, п. 733].

В этом качестве стрела изображена на картине Н.К. Рериха «Саракха – благая стрела» из серии «Знамена Востока» (1924 г.). Сам художник охарактеризовал этот образ так:

«”Саракха - Благая Стрела”, не медлящий в благих посылках» [9, с. 99].


Н.К. Рерих. Сараха - благая стрела. Серия Знамена Востока. 1924

Н.К. Рерих. Сараха - благая стрела. Серия "Знамена Востока". 1924

Такой же смысл этого символа - мощное устремление, направляемое творящей волей - заложен и в картины «Защитник (Облако-стрелок)» (1937 г.), «Стрелы неба – копья земли» (1915 г.).


Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937Н.К. Рерих. Стрелы неба - копья земли. 1915

Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937
Н.К. Рерих. Стрелы неба - копья земли. 1915

Эти и множество других символов, наполняющих художественное творчество Н.К. Рериха, такие как Мировое Древо, змий, символы древних культов и т.п., придают его произведениям особую глубину, насыщенность смыслами, не всегда нами понятыми и оттого загадочными.

Не менее символично и творчество Святослава Николаевича Рериха, младшего сына художника.

Картины символической, духовной, религиозной и философской тематики составляют значительную часть его художественного наследия. Смело можно сказать, что всё художественное творчество Святослава Николаевича пронизано символами, знаками, пророчествами, прозрениями.

Некоторые из символов, которые мы видим на картинах С.Н.  Рериха, являются своего рода продолжением символики творчества Н.К. Рериха.

Таковы, например, полотна, связанные с образом Кришны, играющего на флейте – известно не меньше семи картин Святослава Рериха с названием или подзаголовком «Священная флейта». Можно вспомнить, что и Николай Константинович Рерих неоднократно обращался к этому сюжету, видя в нем не только духовный символизм, но и знаки родства культур Индии и России. Ведь флейта была священным инструментом с древнейших времен у самых разных народов мира от Японии (священный музыкальный инструмент - бамбуковая флейта «сякухати») до античных Греции и Рима (тростниковая флейта Пана – Вакха). И не случайно Вольфганг Амадей Моцарт свою последнюю, самую сокровенную оперу также назвал «Волшебная флейта».   Безусловно в образе пастушка, играющего на флейте, Рерихи видели глубочайший символ, в том числе и космогонический. Ведь

«звук – музыка – является самым совершенным языком […], которому не нужны слова. Это известно многим и этот язык является первым разделом языка мистерий» [11, с. 281].


Н.К. Рерих. Кришна. 1938.С.Н. Рерих. Священная флейта. 1955.

Н.К. Рерих. Кришна. 1938
С.Н. Рерих. Священная флейта. 1955

Символичны и насыщенные духовным содержанием произведения С.Н. Рериха, посвященные Индии. Часть из них художник объединил в серию «Мои соседи». Перед зрителем проходит череда образов простых людей, живущих традиционной жизнью. Непритязательные на первый взгляд сценки деревенской жизни вырастают у Святослава Рериха до уровня символизма. Так картина «Глина меняет форму (Дом горшечника)» (1964 г.) напоминает о библейской аллегории сотворения человека из глины. Картина «Дочери моря» (1946 г.) не просто жанровая сцена из жизни рыбацкой деревни. Эти женщины как продолжение водной стихии – их фигуры изогнуты в ритме мощных волн и корзины с рыбой в их руках как символические дары моря.


С.Н. Рерих. Глина приобретает форму (Дом горшечника). 1964С.Н. Рерих. Дочери моря. 1946.

С.Н. Рерих. Глина меняет форму (Дом горшечника). 1964
С.Н. Рерих. Дочери моря. 1946

Символами и знаками пронизаны портреты Святослава Рериха. Каждый портрет его родителей, Николая Константиновича и Елены Ивановны, созданные Святославам Николаевичем, открывает сокровенные грани их духовной жизни. Не только окружающие их предметы, но и фон этих картин глубоко символичен. Так портрет отца («Портрет Н.К. Рериха (Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье)»), созданный в 1928 году, вскоре после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, как бы подчеркивает эволюционное и метаисторическое значение проделанного Рерихами грандиозного маршрута. За спиной отца Святослав Рерих изображает некую композицию из четырех призрачных женских фигур в восточном одеянии, у каждой из которых в руках особый дар-символ – книга, светильник с зажженным огнем, ларец со Священным Камнем, меч. При этом можно предположить, что за Николаем Рерихом сокрыта еще одна фигура и еще один дар эволюции, принесенный Рерихами из этого Великого Путешествия. Но и те Дары, которые мы видим, дают возможность глубже понять метаисторический смысл Центрально-Азиатской экспедиции.


С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха (Портрет профессора Николая Рериха в тибетсклм платье. 1928

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха (Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье). 1928

Особое место в творчестве Святослава Рериха занимает ряд картин, в которых художник, поднимаясь до высот духовно-философского обобщения, безусловно опирался на сюжеты, связанные с современным ему состоянием человеческого сознания. Созданные в 1960-х годах ХХ века, они явились откликом художника на ставшие очевидными ему проблемы развития западного общества.

П.Ф. Беликов назвал эти картины философскими и общественно значимыми. Их можно назвать также картинами-предупреждениями. Это монументальные как по замыслу, так и по размерам картины «Воззри, человечество!» (1962 г.), «Мы сами строим свои тюрьмы» (1967 г.), «Ты не должен видеть этого пламени» (1968 г.), «Я двигаюсь среди этих теней» (1967 г.), «Ближе к тебе, мать-земля» (1968 г.), «Триумф Евы» (1964 г.).

П.Ф. Беликов отмечает, что эти картины были созданы Святославом Рерихом после первого посещения Советского Союза в 1960 году. Эта поездка, хотя и омраченная уходом из жизни его любимого брата, Юрия Николаевича, была радостной встречей с любимой Родиной. Впечатлениями от этой встречи художник поделился вскоре после возвращения из СССР в интервью известному английскому журналисту Ральфу Паркеру:

«Поездка в Советский Союз была поворотным пунктом в нашей жизни. (…) Нам сказали, что количество людей, ежегодно посещающих Эрмитаж, когда-то предназначенный исключительно для «немногих избранных», достигает миллионов. Мы встретили десятки тысяч этих простых людей – любителей искусства, и встретили их в те моменты, когда человек, созерцая искусство, переживает, может быть, лучшие часы своей жизни. И мы вернулись в Индию, укрепленные в своей решимости приблизить искусство к миллионам и миллионам людей этой страны» [Цит. по: 2, с. 209 – 210].

В одном из выступлений перед индийскими слушателями Святослав Рерих отмечал у советских людей не только любовь к искусству, но и поразительную жажду знаний:

«…это желание учиться – самая замечательная черта, которую я там наблюдал, особенно среди учащейся молодежи, с которой я общался ежедневно» [10, с. 223].

Поэтому смело можно утверждать, что не только в Индии, сохраняющей древнюю духовность, но и в Советской России, устремленной к Красоте и знанию, видел Святослав Рерих противовес западной цивилизации, погрязшей в пессимизме, пороках и безнравственности. Именно этот конфликт отразился в его пророческих картинах.

Все картины наполнены символами, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения. Остановимся на некоторых из них.


С.Н. Рерих. Я двигаюсь среди этих теней. 1967.

С.Н. Рерих. Я двигаюсь среди этих теней. 1967 

В картине «Я двигаюсь среди этих теней» художник противопоставляет два образа, две части картины – в правой освещенную теплым светом фигуру женщины в красивом индийском одеянии, в левой части – некий мир, наполненный не просто созданиями рук человеческих, но символами и знаками, противоестественными и страшными в своей непонятности. Это то ли небоскребы, то ли баллистические ракеты, зубья каких-то механизмов, облака, превращающиеся на наших глазах в самолеты. Вроде бы вполне реалистичные локаторы соседствуют с чем-то вроде космических аппаратов, которые иногда называют «летающими тарелками». Именно в 60-е годы ХХ века тема контакта с внеземным разумом стала явлением культуры. Но если в Советском Союзе она породила прекрасные Миры Будущего Ивана Ефремова и братьев Стругацких, то на Западе стала еще одним фактором нагнетания ужаса перед неизведанным, темой многочисленных антиутопий.  Всё пространство левой стороны картины заполнено знаками и символами.


С.Н. Рерих. Я двигаюсь среди этих теней  (фрагмент)Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.  «Пропорции тела человека согласно Витрувию» 1492 г.

С.Н. Рерих. Я двигаюсь среди этих теней  (фрагмент)
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. «Пропорции тела человека согласно Витрувию». 1492 

Один из них в центре картины - не бросающийся в глаза, но заметный - некая конструкция, то ли опора высоковольтной линии передач, то ли страшная пародия на витрувианского человека Леонардо Да Винчи, вместо головы у которого буква «М», напоминающая рога. Особенно зловеще этот символ выглядит в наше время, когда определенные силы активно продвигают в сознание общества чудовищные идеи трансгуманизма, идеи создания некоей «постчеловеческой» формы существования.

Еще одна картина - «Триумф Евы». Она также наполнена символами – коварный змий, мудрая сова, обезьяна, закрывшая лапами уши.


С.Н. Рерих. Триумф Евы. 1969.

С.Н. Рерих. Триумф Евы. 1969

Прекрасный анализ этой картины оставил Павел Федорович Беликов в своей книге «Святослав Рерих. Жизнь и творчество»:

«”Триумф Евы” – сложнейшее по композиции и цветовой гамме произведение. В центре полотна – современная, рафинированная Ева. “Запретный плод” привлек её вкусом наслаждения плоти. Она ощутила уже и себя саму источником такого наслаждения и предвкушает свой триумф, своё победное шествие по всему миру. […] В ней лишь неприкрытая жажда наслаждений и … никаких тайн. Всё до предела просто и обнажено. […] В картине “Триумф Евы” Святослав Рерих тонко иронизирует над иллюзорными, но отнюдь не “безвинными” триумфами подобного рода, над тем внедрившимся стандартом жизни, который губит саму жизнь» [2, с. 193].

 К этому глубокому анализу можно лишь добавить маленькую символическую деталь – надкушенное яблоко в руке торжествующей Евы. Пройдет полвека и надкушенное яблоко, логотип американской компании «Apple», станет символом современной цифровой цивилизации, превращающей людей в придатки к их компьютерам и смартфонам.

Так художник в своем творчестве поднимается до высот предвидения, интуитивно изображая знаки, которые впоследствии обретут новое неожиданное значение.

Краткий анализ лишь некоторых символов, встречающихся в художественном творчестве Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха, показывает, что символизм их творчества нуждается в серьезном изучении.

Символы в их произведениях могут быть дополнениями к смелым научным гипотезам, раскрывать неизвестные грани исторических событий, и даже изменить их понимание.

Немало для раскрытия символики в творчестве Рерихов сделала выдающийся ученый, основатель школы научного рериховедения Людмила Васильевна Шапошникова (1926 – 2015 гг.), а также первый биограф Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, выдающийся рериховед Павел Федорович Беликов (1911 – 1982 гг.). Изучение их трудов позволяет обогатить понимание творчества всей семьи Рерихов, в том числе и символического содержания их картин.

Понимание знаков и символов в живописи Рерихов невозможно без изучения понятий и основных положений книг Живой Этики и творческого наследия Елены Петровны Блаватской, а также духовных учений древности.

Задача эта сложна, но необходима и на этом пути исследователей ждут замечательные открытия.

«Каждый символ содержит сложное описание свойств материи. Не видим нужды отменить краткий иероглиф, понятный сотням миллионам людей; тем более, что эти краткие знаки красивы» [5, п. 224]

Садовская И.А 

Культурный Центр имени Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан.
Март, 2023 г.
 
Опубликовано: Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики. Материалы Международной научно-практической конференции 18 марта 2023 г. – Иркутск: Изд-во «Репроцентр +», 2023. – 314 с. С. 190 - 199.

Список литературы

1. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). (Учение Живой Этики).

2. Беликов П.Ф. Святослав Рерих: жизнь и творчество. — М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк. 2004.

3. Блаватская Е.П. Теософский словарь. Изд. 2-е, исправленное. М.: Издательство «Сфера», 1994.

4. Надземное. (Учение Живой Этики).

5. Община. (Учение Живой Этики)

6. Рерих Е.И. Письма. Том III (1935 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

7. Рерих Н. Сердце Азии. Алматы. 2007. Доступно также: [Электронный ресурс]// Сердце Азии: сайт. Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Cbhs/tghcWn5we (дата обращения 14.03.2023)

8. Рерих Н.К. Меч Гессер-хана (Лахуль) // Рерих Н.К. Держава света. М.: Изд-во Эксмо, 2005. (Антология мысли).

9. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи.  М. 1999.

10. Рерих С.Н. Выступление в службе по связям с общественностью // Святослав Рерих. Врата в высшую жизнь: Сб. ст. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2009

11. Учение Храма / пер. с англ. М.: Международный Центр Рерихов, 2021, 3-е изд. Ч. 1.

12. Шапошникова Л.В. Меч Мира // Шапошникова Л.В. Меч Мира: сб. ст. и документов / сост. П.М. Журавихин. М.: Международный Центр Рерихов, 2015.


 Главная   >   Публикации о картинах Рерихов   >       Опубликовано: 19. 09. 2023