День Космонавтики
и День Культуры
в школе «Tarlan school»
г. Алматы, 2023 г.
В апреле 2023 года в частной школе "Тарлан" ("Tarlan school") города Алматы состоялись мероприятия, посвященные праздникам, имеющим поистине космическое значение – Дню космонавтики и Дню Культуры.
В фойе школы были оформлены четыре стенда:
День Космонавтики;
День Культуры;
Знамя Мира в Казахстане;
День Культуры в школе.
В них были использованы фотографии, высказывания Н.К. Рериха, космонавтов, участвовавших в программе «Знамя Мира в Космосе», цитаты общественных и политических деятелей о Космосе, Знамени Мира, необходимости сохранения Культуры.
Среди этих высказываний были и слова К.Ж. Токаева, сказанные им несколько лет назад о значении Наследия Н.К. Рериха:
"Сейчас человечество должно вновь обратиться к Наследию Н.К. Рериха, будь то к философскому, духовному, поскольку его Наследие имеет глобальное, цивилизационное значение... идеи Н.К. Рериха не должны предаваться забвению".
Актуальна для казахстанцев также и его оценка Пакта Рериха:
"Философское мировоззрение Н.К. Рериха было включено в юридическую форму. И это исключительный случай в истории человечества, в истории международных отношений".
Среди фотоматериалов на стендах были и фотографии мероприятий, проведенных в школе ранее.
Учителя школы и учащиеся с интересом рассматривали фото, картины, читали информацию о Знамени Мира, цитаты Н.К. Рериха. Администрация и учителя отметили эстетичность оформления и актуальность данной темы.
В фойе слышались возгласы ребят: «Ах, да! Сегодня же День Космонавтики!», «О! А это же художник Рерих!», «О! Это же Рома!», «А это моя сестра!», «А вот это наш класс, я помню, мы рисовали этот Знак!».
Больше всего детей заинтересовали сначала фотографии их класса, своих одноклассников и друзей, а также стенд, посвященный Дню космонавтики.
К сожалению, не удалось по техническим причинам организовать на День Космонавтики, 12 апреля, на большом экране в фойе школы трансляцию детских песен о космосе, а на День Культуры - выступление К.Ж. Токаева в Женеве на Выставке «Пакт Рериха. История и современность». Надеемся, на следующий год подготовка будет более тщательной и удастся все запланированное реализовать.
В течение недели, в рамках уроков музыки, с 1 по 6 классы были проведены уроки, посвященные Дню космонавтики и Дню Культуры.
На уроке рассказывалось о Пакте Рериха и Знамени Мира. Уроки начинались с вопроса: Какой праздник на этой неделе отмечают во всем мире? Дети дружно отвечали: День космонавтики! После нескольких вопросов по этой теме, беседа продолжалась по материалам стендов, посвященных Дню космонавтики.
- Обратили внимание на оформление в выставочном зале? Чему они посвящены?
- Что воскликнул Юрий Гагарин, когда поднялся в Космос?
- С чем сравнил проносящиеся мимо него пейзажи?
На вопрос, что вы знаете о Николае Рерихе, дети (это 4-6 классы), с которыми в предыдущие годы проводились уроки, посвященные Дню Культуры, рассказали о том, что это русский художник, ученый, писатель, путешественник. Вспоминали, что во время путешествия участники экспедиции, на протяжении всего пути, встречали знак триединства на камнях, в пещерах, в горах. Ответы детей дополнялись фотографиями. Так урок плавно перешел к теме о Знамени Мира, Пакте Рериха, Культуре.
Знак Триединства ребята объясняли, как: «Нижний мир, средний мир, высший мир», «прошлое, настоящее, будущее в кольце Вечности», «Союз 3х государств на земле», «папа, мама и я - Семья», «природа, животные, люди на Земле», «планеты – Солнце, Луна, Земля» и др.
В 1-2 классах урок закончили песней «Пусть всегда будет солнце!», которую разучивали в течение четверти, с припевом на русском, казахском, английском языках. В 4-А классе, после просмотра ролика «Мир через Культуру» под песню «Мир без войны» (автор Е. Комар), ребята изъявили желание самим исполнить эту песню:
Люди всей Земли, будьте же детьми,
Что б мир изменить смогли.
Жили - чтоб не врозь,
Небо - чтоб без слез в мире без войны,
Предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны».
Затем исполнили вместе песню «Не уроните шарик» (автор Т. Залужная).
А дети играют шарами
Шары улыбаются им
И взрослые дяди тоже играют
Шариком земным.
А дети о чём-то мечтают
Мечты машут им с высоты
Вы, взрослые дяди, только играя
Не разбейте детские мечты.
Не уроните шарик, это же наш дом.
Не уроните, не уроните, а то мы упадём.
Закончили урок стихотворением:
После окончания урока детям предлагалось еще раз посетить Выставочный зал и более внимательно рассмотреть стенды, посвященные двум знаменательным датам. Некоторые даже зарисовывали Знак Триединства в тетрадь, стоя у стендов.
Учитель информатики, перед уроком музыки в 5 А классе, зашла в кабинет с просьбой отпустить трёх-четырёх ребят для подготовки их к олимпиаде по предмету. Увидев оформление, поинтересовалась о теме урока. Один из ребят, Влад, сказал, что знает о Рерихе, читал о нем и привел несколько фактов из жизни Н.К Рериха. А второй, Альнур, ответил: «Я, пожалуй, останусь. Мне интересно послушать». И остался. На уроке много дополнял по теме, делился своими размышлениями.
Ученицы старших классов пришли на выставку с празднования Наурыза в национальных костюмах народов Казахстана.
На тему Культуры дети реагируют по-разному. Есть дети, которые совсем безразличны. Есть дети, которые «звучат» на эту тему. Есть такие, которые просто внимательно слушают. Но мы уверены, что зерна, посеянные на этих уроках, останутся в душах детей и взойдут в положенное время.
Амраева Ш.И.,
Главная > Культура Казахстана > Педагогика Опубликовано: 28.04.2023