Уроки Культуры

 

 

Уроки Культуры

в алматинских школах

«Tarlan school» и «Cosmo school»

Рассказ учителя

 

С 12 по 16 апреля 2024 года в школе «Tarlan school» в 1-8 классах прошли уроки и мероприятия, посвященные Дню Культуры и Знамени Мира.

В фойе школы были оформлены стенды ко Дню космонавтики, к 150-летию Н.К. Рериха, о Знамени Мира, а также об уроках Культуры, проведённых ранее в нашей школе с фотографиями прошлых лет.


СтендыСтендыСтенды


Проведение уроков, посвященных этим датам стало традицией в моей педагогической практике. На мероприятиях, которые прошли 12 апреля в двух 8-х, а затем в двух 5-х и 6-м классах, присутствовали заместитель директора, классные руководители.

Беседа началась с вопросов. Какое сегодня число? Чем ознаменован этот день?

Была подчеркнута роль и значение Первого полета в космос советского человека, Юрия Гагарина, спустя всего 16 лет после самой кровопролитной, жестокой войны. Затем обратила внимание ребят на портрет Н.К. Рериха и изображение Знамени Мира, которые были размещены рядом с экраном видеопроектора.

- Чей портрет изображен и что за Знак рядом?

Некоторые учащиеся из 8 Б класса пытались вспомнить имя художника, т.к. в 2021 году они со своим классным руководителем посетили выставку картин Н.К. Рериха в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева. А вот Знамя Мира вспомнили сразу и правильно назвали. После этой вступительной беседы было рассказано о главном деле Рериха – Пакте Мира (Пакте Рериха), о том, что послужило причиной появления Пакта, что этому предшествовало. Ребята узнали о путешествии художника по старинным городам России с супругой Еленой Ивановной. О том, как переживал художник, увидев, в какое разрушение пришли памятники истории и культуры, которые никем не охранялись и не береглись. Тогда Николай Константинович понял, что нужен закон, который будет охранять и защищать эти старинные объекты от вандалов в мирное время и от вражеских разрушений во время военных действий. Старинные объекты являются высочайшей ценностью не только для всей страны, всего народа, но и всего человечества.

Беседа сопровождалась презентацией видео «Актуальность Пакта Рериха в современном мире».


Урок КультурыУрок Культуры

Урок Культуры


Также, мы вместе с детьми уточнили, что входит в понятие «культура». Ребята отвечали: «Культура – это внутренний мир человека, его мировоззрение, поведение, отношение к окружающим и т.д.».

Говорили о Знамени Мира, как отличительном Знаке Пакта Рериха, о символе Триединства и его охранном значении. После чего был предложен для просмотра видеофрагмент урока в 4 А классе, который был снят два года назад, где дети рассуждали о знаке Триединства. Сейчас эти ребята учились уже в 6 классе. Каково же было их удивление, когда они узнавали себя и своих одноклассников в этом небольшом фрагменте.

В заключение послушали интервью с Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым, где нынешний президент Республики Казахстан очень тепло высказывается о личности Н.К. Рериха и значении Пакта Рериха в современном мире.

Мероприятие, посвященное Пакту Рериха и Знамени Мира, завершилось исполнением песни «Не уроните шарик» учениками 4 А класса.


 


Далее детям было дано задание написать краткое эссе, в котором бы они поделились своими размышлениями на тему «Что такое Культура», о ее значении в нашей жизни.

15 апреля уроки, посвященные Дню Культуры, проводились согласно учебному расписанию во время уроков музыки с 1 по 4 классы. Так как уроки, посвященные Дню Космонавтики и Дню Культуры, проводятся ежегодно, то дети сами рассказывали о Николае Константиновиче Рерихе, о Знамени Мира, о Знаке Триединства и дополняли ответы друг друга. Беседа также сопровождалась презентацией и видео об актуальности Пакта Рериха.

В конце урока с некоторыми классами нарисовали Знак Триединства в тетрадь, а затем прошли к стендам, оформленным в коридоре школы. Еще раз обратила их внимание на юбилейную дату - 150-летие Н.К. Рериха. Остановились у стенда «Знамя Мира в Казахстане», рассматривали фотографии, прочитали высказывание Н.К. Рериха о Дне Культуры в школах и культурных учреждениях на стенде «Уроки Культуры в школе».


Уроки Культуры


В 1-х классах урок прошел интересно и динамично несмотря на то, что это был 6 урок, конец учебного дня. Дети узнали, что существует такой праздник, как Всемирный День Культуры. Что эта дата связана с именем Николая Константиновича Рериха - великого русского художника, путешественника, ученого, мудреца. С большим интересом они слушали об очень опасном путешествии Рерихов по Центральной Азии через высокие снежные горы, знойные пустыни. О том, что знак Триединства встречался на всем пути экспедиции на древних памятниках, в наскальных изображениях. Первоклассники узнали о том, что Знамя Мира было поднято в Космос и даже было вынесено в открытый космос. На вопрос: «А зачем космонавты взяли Знамя Мира в Космос?», дети ответили: «Для защиты нашей Земли».

В конце урока подчеркнула, что во многих странах, городах, школах в этот день поднимают Знамя Мира. Спросили: «А мы будем поднимать Знамя Мира?» Мой ответ был: «Пока нет. Но очень скоро, обязательно и мы поднимем Знамя Мира над нашей школой».
- А почему не сейчас? – не унимались они.
- Потому что мало кто в нашей стране знает об этом празднике и о Знамени Мира.

Заданием для детей было рассказать своей семье о том, что они узнали на этом уроке.

В течение дня на большом экране в фойе школы транслировалось видео выступления К.Ж. Токаева на открытии Выставки «Пакт Рериха. История и современность» в 2013 году в Женеве, его интервью об актуальности Пакта Рериха в наше время и видео «Знамя Мира в Космосе».

Также о Дне Культуры и Знамени Мира узнали учащиеся школы «Cosmo school», где также веду уроки.

9 апреля состоялся урок в 4-х классах. Новый раздел в 4 четверти по всем предметам называется «Путешествие в космос», а сквозная тема «Сигналы в космос». На предыдущих уроках обстоятельно поговорили на эти
темы, в том числе обсудили вопросы: «Одухотворен ли космос ?», «Может ли Космос влиять на нас?», «Может ли человек влиять на окружающий мир, на Землю, Космос?», «Какой бы сигнал вы отправили в космос, если бы вас об этом попросили?».

После обсуждения этих вопросов, ребята услышали рассказ о Знамени Мира, который впервые был поднят в 1990 году советскими космонавтами А. Баландиным и А. Соловьевым на борт космической станции «Мир». В 1998 году международный экипаж, которым руководил летчик-космонавт Талгат Мусабаев, тоже взял на борт космического корабля Знамя Мира.

- Для чего космонавты подняли в космос Знамя Мира? – спросила я ребят.
- Это был сигнал космосу, что люди пришли с миром, - последовал ответ.
Затем, в процессе беседы, ребята узнали историю появления Знамени Мира, о Н.К. Рерихе, русском художнике, мыслителе, ученом, писателе, которому исполняется в этом году 150 лет. И, что в мире отмечают эту юбилейную дату.

Ко Дню Космонавтики в школе был объявлен конкурс на лучшую поделку. С большой радостью я обнаружила среди прочих детских работ одну очень ценную – фигурку космонавта, держащего в руках Знамя Мира. Ее выполнила ученица 4 Б класса. Когда я фотографировала эту работу, подошел директор школы и поинтересовалась, что означает это Знамя. Я вкратце рассказала о нем. В ответ был возглас: «Как интересно!». Работу забрали в кабинет директора, а меня поблагодарили за беседы с детьми о важном, интересном и нужном. 



В одном из классов спросила – рассказывали дети дома о Пакте Рериха и Знамени Мира?
- Да, рассказывала, - ответила одна из учениц.
- И что же вам ответили?
- Как интересно, я и не знала об этом, - сказала моя мама.

Увлекательно и празднично прошли в наших школах Уроки Культуры. Планирую выступить на педагогическом совете с сообщением о юбилее Н.К. Рериха, значениях Пакта Рериха и Знамени Мира. Некоторые педагоги уже проявляют интерес к этой важной теме.

Работа будет продолжена и в нужное время принесет свои плоды – мы в этом уверены.


Амраева Ш.И., учитель музыки высшей категории

Культурный Центр имени Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан)

Апрель, 2024 год.


 Главная   >   Культура Казахстана   >   Педагогика     Опубликовано: 28.04.2024