Акбаур. Общий вид

 

Иконников В.А.


Загадка пятнистого камня

Часть 2

Специальные знаки в гроте Акбаура. Часть 1

 

Рядом с просёлочной дорогой ведущей от трассы Усть-Каменогорск – Алматы в посёлок Сартымбет или к озеру Аир, у заросшего камышом ручья, среди скального массива можно увидеть большой необычный камень. Он пятнистый. Его пятнистость не от природы, он рукотворно украшен орнаментом «в горошек» (Рис.1). Пятна созданы не механическим способом, а скорее всего методом травления. На берегу ручья из-под каменных плит бьет родник. Местные жители считают воду родника целебной. Сюда иногда заезжают люди, чтобы набрать воды, а иногда приезжают группы людей, чтобы отдать дань уважения сокровенному уголку. Место это почитается местным населением.


Рис. 1.    Пятнистый камень 

Это известная сторона этого места. Но есть и скрытая его сторона, которая практически никому неизвестна. Более 5 тысяч лет назад в  этом месте находилась древняя обитель жрецов-астрономов, неусыпно следивших за звёздным небом и небесными светилами. Подтверждения этому служат наблюдения из этого места за восходами и закатами Солнца в дни равноденствий и летнего солнцестояния. Место было выбрано очень удачно и со знанием  дела. Кроме южной слабохолмистой стороны, весь остальной горизонт изрезан гористым профилем горного массива Аиртау.


 Рис. 2.  Северный и северо-западный горизонт 

Такой профиль горизонта облегчал засекать точки восхода и захода солнца и луны в любой день года, а также позволял наблюдать всходящие светила на южном горизонте, когда Земля была «на боку». Направление на север проходит через вершину горы Монастыри. На западе недалеко от этого места возвышается одинокая коническая гора Жангизтас, и позже мы к ней еще вернемся. Можно было бы приводить еще некоторые сохранившиеся детали этого древнего астрономического пункта, как, например, наличие нескольких крупных отшлифованных лунок на каменных плитах, расположенных в определённом порядке, расположение некоторых крупных камней, но тема у нас другая. В общих словах можно сказать, что это место ещё ждёт более объёмного и тщательного исследования.

Нас пока интересует пятнистый камень. Первое, что приходит в голову, что это какой-то древний календарь. Прямо посчитать количество пятен не получается, так как часть поверхности камня покрыта плотным слоем лишайника. Но, если умозрительно продолжить сетку их расположения, то получится, что количество пятен не более 247. Ни один, известный науке, древний календарь такое число не содержит. И потом непонятно, как им можно было бы пользоваться. Таким образом, не зная смысла нанесения этих кружков на поверхность каменной плиты, невозможно что-либо вразумительное сказать об этом камне.

По своему назначению это место аналогично древнему астрономическому комплексу Акбаур. Назовём его «Монастыри», как называет эти горы местное население, а также по одноименному названию горы на севере от него.

Монастыри и Акбаур расположены практически на одной географической широте около 49,6°. Между ними по прямой линии около 50 км и, вполне вероятно, что здесь трудилась одна община с общей работой. Зачем был создан еще один астрономический пункт кроме Акбаура? Понятно, что не от избытка астрономов и их учеников или от того, что здесь более живописная местность. Причина была в более удобном месте для наблюдений полнолуний в Деве в течение 247 лет. Если обратить внимание на сам камень «в горошек», то можно заметить, что он похож на рыбу. Это тоже кое о чем говорит, ведь в этом месте есть каменные плиты более плоские и большего размера, но выбрана была именно эта. Здесь явный намёк на то, что полнолуния, отмеченные на этом камне, происходили, когда Солнце находилось в Рыбах, и это происходит один раз в год. Следовательно, Луна в это время была в Деве. Более скрытый намёк означает, что смещения земной оси происходят, когда Солнце находится в Рыбах, но при новолунии и при определенном сочетании светил. Здесь мы видим подтверждение слов, сказанных в «Тайной Доктрине»:

« … Такие памятники, одновременно представляющие собой обсерватории и астрономические трактаты, были высечены, чтобы скрыть свои познания от непосвященного потомства, сохраняя их как наследие только для Посвященных» [1, с. 305].

Так отдельная гранитная плита, украшенная круглыми пятнами, может являть собой целый астрономический трактат, содержание которого могло быть передано Посвященным астрономом только своему ученику из уст в уста.

В чем же удобство для слежения за Луной в этом месте? Дело в том, что географическая широта расположения около 50° для древней астрономической обсерватории создаёт проблемы из-за того, что для наблюдателя с этого места большая часть Девы скрыта под южным горизонтом. В Акбауре, даже от южной визирной стенки не было гарантии наблюдения всех 247 полнолуний в Деве из-за того, что южный горизонт был частично закрыт горным рельефом. В Монастырях же южный горизонт был открыт, и была возможность наблюдения с вершин гор массива Аиртау. Другими словами эта местность была значительно выше Акбаура, что дополнительно увеличивало шанс визуального наблюдения полной Луны в Деве даже на линии горизонта.

Зачем фиксировать ежегодное полнолуние в Деве, если древним астрономам было всё известно заранее? Это мы так считаем, что если были пророчества, наставления, были астрономические таблицы лунных затмений, то можно целиком на них положиться и просто ждать события. В работе древних астрономов полагаться на еще более древние данные было просто нельзя. Труд древних астрономов в том и состоял: неустанные наблюдения за светилами, сверка астрономических наставлений и пророчеств, уточнение таблиц и многое другое, о чем мы даже предположить не можем. И всё это с целью бесконечных уточнений.

Лунная орбита наклонена к плоскости орбиты Земли примерно на 5°, поэтому она пересекает эту плоскость в двух противоположных точках. Эти точки и представляют собой лунные узлы, которые луна проходит ежемесячно. Узел, в котором Луна, пересекая эклиптику, направляется вверх, в сторону Северной сферы, называют восходящим. Противоположный узел, в котором Луна направляется вниз, к Южной сфере, называют нисходящим. В древнеиндийской мифологии восходящий узел именовался Раху или голова Дракона, а нисходящий – Кету или хвост Дракона. В этом мифе Раху периодически проглатывает Солнце или Луну, вызывая тем самым затмения. Из-за прецессии лунной орбиты узлы перемещаются вдоль эклиптики, совершая полный оборот за 18,6 лет или 6798,4 дней (драконический период). В процессе слежения за Луной древние астрономы вынуждены были тщательно следить за движением лунных узлов вдоль эклиптики. Зная точное расположение лунных узлов на эклиптике, длительность драконического лунного цикла, а также зная Метонов цикл, древний астроном был полностью вооружен для слежения за Луной. И проблем для прогнозирования затмений для него в этом случае не существовало, так как солнечные и лунные затмения могут происходить, только когда Луна находится в одном из узлов своей орбиты или очень близко от него. Всё это требовало постоянного уточнения начала и конца этих циклов, так как всё в этом мире имеет свои погрешности, в том числе и эти циклы. Это был рутинный, но крайне необходимый труд, в который древние труженики звёздного неба умели внести элемент романтики, сказочности и некоторого чуда.

Это подтвердит нам одинокая коническая гора Жангизтас, к которой мы обещали вернуться. Очень наглядно и эффектно она использовалась древними астрономами во время равноденствий. (Рис.3)


  Рис.3 Фото заката Солнца в день весеннего равноденствия
Рис.3.  Фото заката Солнца в день весеннего равноденствия

Солнце в этот день (22 марта или 22 сентября), опускается на вершину горы, а затем скользит вниз по склону и заходит в выемку скалы лежащей внизу склона. Интересен сам факт такого захода Солнца, но ещё более интересна эта скала, лежащая под горой. Если посмотреть фото крупнее, то хорошо видно, что она напоминает какое-то громадное пресмыкающееся чудовище с разинутой пастью, поджидающее заходящее светило. (Рис.4)

Это прекрасная иллюстрация к древней мифологии, когда Раху проглатывает Солнце.


 Рис.4.  Фрагмент нижней части склона горы с условным изображением заходящего Солнца

Нужно сказать, что точка захода Солнца в равноденствие остается неизменной при любом наклоне земной оси, в том числе и в положении Земли «на боку». Кроме того только в день равноденствия возможен заход Солнца и полной Луны в одной точке горизонта, в другое время года это невозможно. Такой заход случается весьма редко, но всё-таки случается при условии, что полная Луна к моменту захода будет находиться в узле. И вполне возможно, что древние астрономы Монастырей наблюдали такое событие, когда вечером Солнце заходит в пасть Раху, а через 12 часов, то есть ранним утром, Раху проглатывает полную Луну и не исключено, что в момент её затмения. Захватывающее зрелище!

В остальных случаях в этот день Луна может совершить заход левее или правее вершины горы. Тогда астроном Монастырей мог делать вывод о положении Луны относительно узла (восходящего или нисходящего) и, зная скорость перемещения узла и Луны вдоль эклиптики, учитывал эти данные в своих расчетах. Так простая коническая гора стала довольно точным инструментом в работе древних астрономов Монастырей.

О климате до 3102 года до н.э.

Если мы ведем разговор о деятельности древних астрономов Акбаура и Монастырей в период, когда Земля лежала «на боку», то весьма интересно было бы узнать, каков был климат в то время. Описать прошлый климат можно только в общих чертах. Ясно, что это был очень необычный и не самый благоприятный климат на Земле за весь Звёздный Год. Сразу после смещения земной оси около 10 000 лет назад воцарился последний Ледниковый период. Почти тысячу лет свирепствовали его холода, которые смягчали только полярные дни. Но и после отступления ледников климат оставался всё-таки довольно суровым с его полярными днями и ночами. Это были резкие смены зимних холодов и летней жары. Можно представить каков был климат в предгорьях Алтая на 50-ой широте, где полярная ночь и полярный день в свой максимум длились по 100 суток. Это заваленные снегом леса и горы в полярную ночь и палящий зной в летнее время, когда Солнце в полдень было в зените, а в разгар полярного дня оно палило с высоты 50° со стороны Северного небесного полюса.

Однако не всё так сурово, как кажется на первый взгляд. Если сравнить этот климат с климатом сегодняшнего дня, то еще нужно посмотреть какой из них суровее. Так сегодня на этой широте и в этих местах зима длится 5,5-6 месяцев с крепкими морозами и обильными снегопадами, а лето отличается довольно сильной жарой. Другими словами климат здесь резко континентальный, каким ему и должно быть по современной классификации. Особенностью современного климата на Земле является довольно медленная скорость сезонных изменений. То есть при нынешнем наклоне земной оси в 23,5° высота Солнца над горизонтом в течение года между тропиками изменяется со скоростью 23,5х4/365=0,25 град/сутки. В рассматриваемый же нами период, когда тропики были на полюсах, эта скорость составляла: 90х4/365=0,99 град/сутки. Она была в 4 раза выше!

В чем это могло выражаться? Это выражалось в коротких периодах межсезонья, где основными сезонами являются зима и лето, другими словами такая скорость даёт очень короткую бурную весну и короткую осень. Первый короткий восход Солнца после полярной ночи происходил в конце января на юге в созвездии Девы. Первые дни были очень короткими в пределах одного часа. Примерно через 40 дней 22 марта Солнце входило в точку весеннего равноденствия. Продолжительность дня и ночи в это время одинаковы для обоих климатов, прошлого и сегодняшнего, так же одинаково днем начинает таять снег, а ночами еще крепко подмораживает.

Но 1 мая (еще через 41 день) в бывшем климате на этой широте уже устанавливался полярный день, и Солнце не заходило, а в нынешнем климате день стал длиннее ночи только на 2,5 часа. В наши дни 1 мая в этих местах еще довольно холодно и по ночам заморозки, на деревьях еще нет листвы, а зелень травы только начинает пробиваться. В бывшем же климате в это время вероятнее всего был буйный рост растительности и начало активной жизни животного мира. Видна большая разница в скорости наступления лета. И сама полярная ночь выглядит не такой уж страшной, если учесть, что из 100 суток две недели светлого времени уходило на сумерки, а до первой звезды и от последней звезды в сумме еще больше, то в итоге по-настоящему темного времени было 65-70 суток.

Единственным светилом в это время была Луна, которая следуя прежним путем вдоль эклиптики, ежемесячно в течение 13-14 суток освещала бледным светом заснеженный ландшафт местности. Смещение земной оси на движении Луны не отразилось, и она продолжала свое движение вдоль эклиптики, как и прежде. Изменились только условия наблюдения за Луной. Так полнолуние можно было наблюдать только по окончании полярного дня, а новолуние наоборот – после полярной ночи. В середине полярной ночи полная Луна могла разместиться в точке Северного полюса, и в это время вполне могло быть затмение Луны. Достигнув полюса, полная Луна на некоторое время как бы останавливалась на месте, совершая некое «Луностояние», прежде чем двинуться в обратный путь. Так как Луна проходит в сутки 13° вдоль эклиптики, то в полярную ночь она была видна как незаходящее светило несколько суток, а точнее, число этих суток должно равняться удвоенной широте местности делённой на 13. Например, в предгорьях Алтая в полярную ночь Луна была незаходящей за горизонт в течение 50х2/13=7,7 суток. В разгар полярного дня Луна также могла разместиться в полюсе или вблизи него в момент новолуния и тогда возможно было затмение Солнца. Вот такие были особенности наблюдения за Луной. Единственные дни, которые не отличались от сегодняшних, это были дни равноденствий.

Можно заметить, что полярный день был более жарким в высоких широтах и, особенно на полюсах планеты, ведь в дни летнего солнцестояния Солнце там находилось в зените. Поэтому климат высоких широт был очень резким и контрастным, со знойными полярными днями и морозными полярными ночами. В широтах близких к экватору климат был более сглаженным с короткими полярными ночами и прохладными полярными днями по причине низкого расположения Солнца над горизонтом во время летних солнцестояний.

Итак, мы видим, что климат того периода был весьма необычным и довольно суровым, но, как думается, не суровее чем нынешний. Во всём есть свои плюсы и минусы. Природа очень пластична и всё живое, пережив очередную катастрофу, довольно быстро восстанавливает свои ряды и приспосабливается к внезапным изменениям климата.

Вот такую историю поведали нам писаница в Акбауре и пятнистый камень в Монастырях. Благословен каждый труд на общее благо, но трижды благословен труд безвестных тружеников, дошедший до нас через тысячелетия. Невозможно словами выразить высочайшее признание Посвященным астрономам Акбаура, всего несколькими знаками подведшими итог многовековой работы.

Свидетельство их неустанного труда несёт на себе также пятнистый камень в Монастырях. Каждый год, отмеченный кружком на камне, давал им всё новые и новые уточнения в сроках движения светил. Они не ошиблись, их расчеты были очень точны. Взятая на себя задача, зафиксировать на каменных скрижалях начало следующего Звёздного Года и последнее смещение оси Земли, была с честью выполнена. Древние реликвии,  писаница грота Акбаура и пятнистый камень – документальные свидетельства их трудов и тех событий.


Также на эту тему:

О древнем астрономическом комплексе Акбаур в Рудном Алтае (Казахстан, Восточно-Казахстанская обл.)

Иконников В.А. Древние созвездия Акбаура (часть 1)

Иконников В.А. Визирная площадка  (часть 2)

Иконников В.А. Скальный выход с лунками (часть 3)

Иконников В.А. Для чего нужен был древним людям астрономический комплекс Акбаур? (часть 4)


Литература:

1. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Новосибирск, ВО «Наука». 1993. Т. 3.


Главная →  Журнал "Восхождение" →  Сокровенная Азия