Курдаков Евгений Васильевич

 

"Мой берег вечный..."

Поэзия Евгения Курдакова

 

Известный поэт, творчество которого почти целиком связано с Казахстаном. Автор десяти книг, изданных в Казахстане, России, Болгарии, Германии и др., лауреат множества литературных премий, в т.ч. и почетной юбилейной Пушкинской премии 1999 года. Академик Петровской академии наук и искусств, переводчик Абая, Низами и др.

Родился 27 марта 1940 г. в г. Оренбурге в семье военных врачей.

В 1968 году в возрасте 28 лет переехал в Усть-Каменогорск и четверть века прожил в Казахстане. Благодаря мощному природному творческому началу он овладел искусством резьбы по дереву и флористикой, о чём написал в книге «Лес и мастерская». Этому художественному промыслу Курдаков отдал 10 лет.

Евгений Васильевич начал писать стихи в 38 лет и в 1983 году вышла его первая книга стихов – «Сад мой живой».

После развала СССР вернулся в Россию и последние годы жизни (до 28.12.2002 г.) провёл в Великом Новгороде. Работал заведующим художественными мастерскими  Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Член Союза писателей России. Автор шестнадцати книг стихов и прозы, изданных в России и за рубежом.

В 2008 году вышла книга Е.В. Курдакова «Ак-Баур: тайны и открытия», в которой автор делает попытку осмысления уникального древнего астрономического комплекса Ак-Баур. В предисловии к книге автор написал:

«Богатейшеее археологическое прошлое Восточного Казахстана, занимающего территорию Юго-Западного Алтая,  становится очевидным каждому, кто хотя бы ненадолго побывает здесь… И дело не только в природных богатствах этого края, в обилии плодородной земли, воды, леса, зверья, птиц, - таких или подобных мест много. Есть в этой земле какое-то знаковое качество, то, что называется эзотерическим свойством пространства. Недаром многие исследователи, этнографы и путешественники подчеркивали сакральность Алтая, т.е. его особую священность для многих народов Евразии…

Это и русские крестьяне, которые в поисках сказочного Беловодья уходили из России и оседали в скрытых горных долинах (бухтарминские старообрядцы-каменщики), это и казахи, искавшие древнюю сказочную прародину Жер-уюк, это и встречный поток из Тибета людей, ищущих мифическую Шамбалу, это и странное тяготение к Алтаю буддийцев, постоянно воздвигавших здесь свои храмы и кумирни, это и легенды о божественной стране Тарбагатай (поэму о ней написал Н. Некрасов), где подразумевался все тот же Алтай, это и древнейшая привязанность китайских мифов к этим местам, запечатленная Священным сводом Шань-хай-цзы.

В этих местах искали разгадку некой эзотерической тайны и скрытой мудрости и многие ученые и просветители, а Н.К. Рерих вообще даже мечтал поселиться навсегда на Алтае (в Уймоне), который привлекал его не столько величественными пространственными панорамами или археологическими и этнографическими раритетами, а именно чисто природным, или, точнее, природно-энергетическим наполнением этих мест, что намного важнее того или иного материального или эстетического антуража…»

Памятная доска Е.В. Курдакову в Усть-КаменогорскеЕ.В. Курдаков, уже навсегда поселившись в России, часто приезжал  в Восточный Казахстан и многие стихи его навеяны неизбывной любовью к Алтаю. 

Ушел из жизни в 2002 г.

В честь его 70-летия 27 марта 2010 года на доме, в котором он жил  в Усть-Каменогорске (угол бульвара Гагарина и ул. Ворошилова), состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

Доска была установлена по инициативе Восточно-Казахстанского областного общества славянской культуры, которую поддержали Совет областной Ассамблеи народов Казахстана и городская ономастическая комиссия. Открыл мемориальную доску председатель Восточно-Казахстанского областного общества славянской культуры Яковлев А.А.

Предлагаем вашему вниманию несколько стихотворений Е.В. Кудакова из разных поэтических сборников.


                                   3

Мой берег вечный, река без края, волна и ветер!
Как мало надо, чтоб быть счастливым на белом свете!
 
На белом свете, под этим небом, на этих пашнях
Простим заблудших, претерпим властных, поднимем падших!
 
Нагих оденем, обуем босых, напоим жаждых,
Накормим алчных, проводим мертвых и тихо скажем:
 
Мой берег вечный, река без края, волна и ветер,
Что еще надо, чтоб быть счастливым на белом свете! 
 

                 Ты – звезда 

Там в созвездьях и мглистых и ясных,
Раздуваемых бездной ночной,
Нет случайных светил и напрасных,
И любое зовется звездой.
 
Каждый свет – это вспышка прозренья,
Искупленья пустой темноты…
Тот огонь, что горит в отдаленье.
Та звезда – это, может быть, ты.
 
Ты – звезда, даже, если не знаешь,
Ты – любовь, даже если невмочь,
Даже если бесследно сгораешь –
Дожигаешь смертельную ночь.
 
Оттого-то и жизнь не ослепла,
Что в глухой пустоте чередой
Звезды душ возникают из пепла
И сгорают – звезда за звездой…
 

Ты – звезда...

                    3
 
Небесные лучи меж темных туч,
Они возникнут в трепетном сиянье,
Опущенные вдруг с высоких круч
Бесплотною опорой мирозданья.
 
Хрустальный храм из солнечных колонн
Восстанет над поверженным заливом,
Весь до предела светом напоен,
Весь до конца в неведеньи счастливом.
 
Вот облака содвинутся толпой,
Последний луч падет, подрезан птицей…
Минутный храм над зыбкою водой
Исчезнет, чтоб уже не возродиться.
 
Но, чтоб потом, когда прихлынет стон,
Забрезжить вдруг в задернутом сознанье
Виденьем давним солнечных колонн,
Опорою души и мирозданья.
 
                Осень
             (Из Абая)
 
Ползет ненастье. Зябко и уныло
Сырая зависает мгла с утра.
Играют кони в поле, ржут кобылы,
И уж двухлеток взнуздывать пора.
 
В работе и заботе день недолог:
Выделывают шкуры, кожи мнут.
Плетут ремни, латают дряхлый полог,
Просушивают скарб и шерсть прядут.
 
Ни радостного возгласа, ни крика,
Ни яркого пятна средь жухлых трав.
По-нищенски печально и безлико
Деревья мерзнут листья растеряв.
 
И только отлетающие стаи,
Спешащие к теплу иной страны,
Аулам остающимся бросают
Гортанный клик прощанья до весны.
 
Вздыхают старики, и зябнут дети…
И, коротая долгие часы,
Я по холмам брожу, где веет ветер,
где бегают некормленные псы.
 
Откуда виден весь наш быт убогий
В осенней мгле темнеющего дня,
Потертый войлок юрт, тоска дороги,
И степи без единого огня.
 

                                   3

Стихи, посвященные Ак-Бауру

         Звериный стиль 

Колышутся, колышутся вдали
Иссушенной Калбы холмы и взгорья,
И с вечностью самой брезгливо споря,
Курганы дремлют в камне и  пыли.
 
Тень коршуна скользит над головой,
Над скалами, где все мертво от века.
Где призрачные зонтики кермека
Склоняются над древнею тропой.
 
Петроглифами здесь испещрены
Лбы плоских плит на обнаженных скалах,
Чья твердая рука их высекала?
К кому они навек обращены?
 
Зачем, зачем на тысячах камней
Пасутся кони, козы и олени?
Зачем в однообразное скопленье
Не вставил автор что-нибудь новей?
 
Следы племен покрыл седой ковыль…
Куда ушли, куда откочевали?
К чему они стремились и не знали,
Что тихо создают «звериный стиль»?
 
…Тень коршуна скользит над головой,
Над скалами, где все мертво от века,
И призрачные зонтики кермека
Склоняются над древнею тропой.
 

          Равноденствие 

Бесшумно передвинулись светила
Высоких сфер и звездных поясов,
И солнце невзошедшее вступило
Из знака Девы в зыбкий знак Весов.
 
В дрожащем предрассветном занебесье,
Еще не в силах сумрак превозмочь,
Застыли два прозрачных равновесья,
Две равнополых чаши – день и ночь.
 
Еще мгновенье и, ударив косо
Холодный луч одну из чаш качнет,
И с этою зарей начнется осень,
Природе предъявляя вечный счет.
 
И в тишине расторгнутого мрака
Поймешь ли невозвышенной душой
Возвышенную точность Зодиака
Вон в той листве, почти еще живой?
 
Поймешь ли ты, как прочны сочетанья
Всего со всем, как неизбывна связь
Тебя и звезд, души и мирозданья,
И той листвы, что падает кружась? 
 
                     3
 
Эти грубые глыбы порфира,
Эти кварцы на гребнях холмов, -
Каждый камень лежит в центре мира
Над утоптанным прахом веков.
 
Нет окраин, границ и провинций,
Мир вокруг запрессован в спираль,
И кварцитовой пылью искрится
Ось вселенной, простертая вдаль…
 
Ты найди свой крутой, преткновенный,
Тяжкий камень, распятый в ночи,
И с единственной точки вселенной
Три великих пути различи:
 
Слева – хлад над звездою полярной,
Справа – жар под июньской звездой,
Прямо – путь твоих предков янтарный,
Озаренный высокой зарей.
 
Бьётся звезд очарованный ропот,
Но в кремнистой, расчитанной мгле
Торжествует протоптанный опыт
Ощущенья себя на земле.
 
Нет окраин, границ и провинций
Страны света, сойдясь, разошлись,
И кварцитовой пылью искрится
Ось вселенной, - от сердца – и – ввысь. 
 

Составитель и автор предисловия: Левченко Н.И., г. Усть-Каменогорск, Казахстан.
Январь, 2021 г.

 Главная   →   Журнал "Восхождение"    →     Представляем...       Дата публикации: 24.01.2021