Сохраним Музей Рериха

 

 

Стойкость

Нашему Рубежу – три года

 


У Николая Константиновича Рериха есть очерк с названием «Стойкость» [1] . Это качество он отмечает «среди других основ, нужных в жизни». Среди мужества, доброжелательства, трудолюбия, неустанности, энтузиазма и оптимизма это качество – основа преуспеяния на всех путях. Оно удержит от паники, ужаса, падения в хаос, подскажет безопасный выход из кризиса, напомнит о соизмеримости.

Более трёх лет прошло с тех пор, как 29 апреля 2017 года в самом сердце Москвы, опьяненные безнаказанностью безнравственные чиновники, подчиненные министерству культуры(!), при поддержке сомнительных охранных структур захватили Усадьбу Лопухиных. Внезапность, наглость, беспредел в стиле «лихих 90-х» помогли им в этом позорном деянии.

Велико же было их изумление, когда выкинутые из Усадьбы сотрудники Общественного Музея имени Н.К. Рериха не растерялись, не стали тихо терпеть явное беззаконие, а начали твердо отстаивать справедливость. В течение первых не дней даже – часов, стало понятно, что работники Музея и все, кто их поддерживает, готовы дать отпор. Публикации в СМИ, судебные иски, мобилизация сторонников – вот лишь некоторые из направлений сопротивления явному произволу. Место в этой битве находилось всем – главное, чтобы было желание не мириться с подлостью захватчиков.

Многие просто не хотели уходить от ворот Дома, который восстановили из руин, превратили совместными трудами под руководством Подвижницы Культуры Людмилы Васильевны Шапошниковой в Музейон. Стихийно на первый взгляд, организовалась группа наблюдающих за развитием ситуации, что-то подсказало людям необходимость фиксации происходящего, появились журналы дежурства, фото- и видеоаппаратура. А пост у ворот Усадьбы был назван Рубежом.

Однажды один из главных захватчиков и выгодоприобретателей разрушения нашего Музея Тигран Мкртычев почти брезгливо сказал кому-то из дежурных: «Что вы здесь стоите, наблюдаете, фотографируете? - это ведь напоминает плохой детектив!». А другой персонаж, с высоты своего титула Чрезвычайного и Полномочного посла России, проходя мимо группы стоящих у ворот добровольцев, высокомерно и презрительно бросил через плечо - «Как вам не стыдно, вы смешны».

Действительно, сколь смешно и бессмысленно в глазах захватчиков и помогающих им предателей выглядели рубежане вначале. Потом пришло раздражение. Потом и враждебность, перешедшая в злобу и ненависть, когда некий Избачков, в насмешку над правосудием называющийся юристом, кидался с кулаками и бранью на женщин, теряя человеческий облик.

В этих событиях сформировался и усилился еще один очаг сопротивления беззаконию, еще один участок фронта нашей битвы за Правду. Стояние стало синонимом стойкости.

Три года, в жару и мороз, в дождь и снег, не пропуская ни одного дня и часа, на Рубеже находились сотрудники, соратники нашего общего Дела. Кто только не побывал на дежурстве – работники разорённого Общественного Музея и просто сочувствующие, рериховцы со всей России, ближнего и дальнего зарубежья, энтузиасты и неравнодушные почитатели творчества Рерихов. Здесь встречались близкие, неслучайные, сужденные люди. Чудовищная несправедливость происходящего сближала их.

События, связанные с пандемией коронавируса не минули Рубеж. Дежурства пришлось приостановить. И трехлетие стояния было скромно отмечено в соцсетях. Вспомнили, как драматично всё начиналось, как продолжалась битва за Культуру на этом участке фронта. Мысленно прошлись по аллеям Усадьбы, любуясь фотографиями нашего Музея.

Но закончился казавшийся бесконечным карантин. Нетрудно представить, какие эмоции испытали захватчики, увидев после долгого перерыва рубежан – защитников МЦР и Общественного Музея. Они надеялись, что нарушится неколебимый ритм стояния. Что усталость от пандемии и связанной с ней изоляции ослабят решимость защитников Дела Учителей.

Но они ошиблись.

Более того, мир стремительно меняется. Машина судебного и чиновничьего произвола, запущенная против МЦР, стала пробуксовывать. Ведь машина эта состоит не из винтиков и шестеренок, а из очень разных живых людей, способных почувствовать энергию сопротивления явленной подлости и несправедливости.

Мы знаем – придет время и Правда восторжествует.

Преступники понесут наказание. Предатели пожнут плоды своей кармы. Те, кто дрогнул в трудный час, все пошатнувшиеся и засомневавшиеся осознают свои ошибки. И кто-то из них вновь будет привлечен к созидательному труду на поле Культуры.

Но стойкость проявленная укажет самых преданных, самых надежных сотрудников в новых и нескончаемых битвах и преодолениях.

Ведь стойкость, по словам Н.К. Рериха «нужна именно здесь, на земном плане, где так много обстоятельств, от которых нужно устоять. Потому-то так полезно среди множества понятий благоволения, сотрудничества и преуспеяния усмотреть смысл и ценность стойкости» [2] .

Поздравляем наших рубежан с трёхлетием их битвы. Трёхлетиями измеряются ступени достижений.

«Как вчерашний день, стоит завтра. И шаг отмеряется не футом, но трехлетием; получается шаг Гигантов, которым перешагнуть через столетия уже не страшно. Так психология духа просачивается на землю» [3].


Садовская И.А., Культурный Центр имени Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан)
7 июля 2020 г.
Рубеж на Знаменке 
 


1. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов. 1995. С. 188-190
2. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. C. 190
3. Оз., 2-VIII-7