Людмила Васильевна ШапошниковаУДК 14:179.6

Соколова Богдана Юрьевна,

кандидат культурологии, ведущий редактор ИПЦ Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Москва)

 Философия героизма

в творческом наследии

Л.В. Шапошниковой  

К 95-летию со дня рождения философа-космиста

Людмилы Васильевны Шапошниковой 

 

 

В статье представлены основные положения философской концепции героизма, принадлежащей перу современного мыслителя-космиста Л.В. Шапошниковой, в которой героизм соотносится с различными типами мышления: мифологическим, религиозным и научным. Анализируется связь концепций героизма и метаистории в трудах ученого; показана роль героических личностей в метаисторическом процессе; отдельное место уделено рассмотрению взаимоотношений героев и общества. 

Ключевые слова: Шапошникова, Рерих, Живая Этика, героизм,герой, самоотверженность,космическая эволюция, метаистория, мифология.


Понятие героизма воспринимается людьми по-разному: одних оно вдохновляет, и тогда герой выступает ведущим примером в жизни, другие относятся к нему равнодушно или же наделяют героя качествами, не имеющими ничего общего с истинно героическими. В современном общественном сознании героизм нередко связывается исключительно с поступком, с одной стороны, поступком прекрасным, но с другой – в основном импульсивным, проявляющимся лишь в определенной критической ситуации. Получается, что героизм можно зафиксировать лишь только тогда, когда он выявляется вовне. Этот внешний подход породил множество искажений, превратив героизм в явление, далекое от повседневной жизни и эффективное лишь в неких экстремальных случаях. На мнения, бытующие в общественном сознании, в какой-то степени влияет и позиция науки, которая не только почти не уделяет героизму внимания, но и допускает случаи, когда сами ученые некорректны в своих определениях и подходах, иногда даже инверсируя смысл этого явления. Словари, начиная с толковых и заканчивая словарями по этике и эстетике, в основном содержат не просто сжатую, а сильно упрощенную характеристику слова «герой». Свою лепту в сложившуюся ситуацию внесло наследие советской науки, которая, закрепив приоритетную роль в истории за народными массами, отвела героической личности лишь роль второстепенную. В свою очередь, и так называемая современная массовая «культура» настойчиво нивелирует тот смысл, который всегда был связан с понятием об истинном герое, и подменяет его иным, нередко совершенно противоположным. На этой почве возникают довольно странные взгляды на героизм, когда героев видят в поп-звездах и спортсменах, персонажах криминальных боевиков и участниках всевозможных шоу, когда считается, что герои бывают как положительные, так и отрицательные, а подвиг кажется признаком негармоничности, тревожащим «естественное» развитие общества. Все это не может не сказаться на человеке, постепенно ведя его к деградации, ибо ему необходим ведущий идеал, вдохновляющая сила которого способна оказывать огромное влияние на его совершенствование.

В целом же героизм имеет человеческое измерение, и от подхода к природе самого человека зависит и отношение к данному явлению. Рассмотрение человека через призму грубоматериалистического восприятия, погружение его в систему координат социологического мировоззрения, т.е. мировоззрения, не учитывающего сложную и многомерную реальность Космоса, порождает и соответствующее отношение к героизму. Лишь подход к человеку как микрокосму, связанному с одухотворенной Вселенной, участвующему в ее энергетических процессах, в корне меняет и взгляд на героизм. Такой подход содержится в космическом мышлении, возникшем на рубеже XIX–XX вв. и продолжающем активно развиваться в наши дни. В трудах таких выдающихся ученых и философов, как Н.К. Рерих и Е.И. Рерих, творивших в русле этого мышления, героизм предстает как определенная ступень развития духа, и поэтому он понимается не как отдельный поступок, а как устойчивое состояние внутреннего мира человека. Концепция Рерихов открывает для нас героизм как один из важнейших факторов культурно-исторического процесса, и, что самое главное, как явление, качественно влияющее на космическую эволюцию человечества.

Английский философ Т. Карлейль писал: «…Только тот может узнать героя, кто до известной степени сам герой» [1, с. 149]. Перефразируя эти слова можно сказать, что целостную и убедительную концепцию героизма могут создать лишь сами героические личности. Такими личностями были Рерихи, такой личностью была крупнейший исследователь их творческого наследия, академик Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015). Известный ученый-востоковед, историк, писатель, философ-космист, путешественник, лауреат премии им. Дж. Неру, академик Российской академии естественных наук, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Л.В. Шапошникова была основателем и бессменным Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в Москве. Труды этого ученого содержат целый ряд актуальных для современной науки вопросов, которые подняты и рассмотрены впервые. Среди них: постановка проблемы, связанной с формированием и развитием космического мышления; осмысление взаимодействия человека с одухотворенным Мирозданием, мирами иных состояний материи; анализ исторического процесса как космического явления, протекающего под воздействием ритмов вселенной; исследование проблемы синтеза научного способа познания и метанаучного, осуществляющегося через духовное пространство человека; раскрытие места и роли красоты в процессе космической эволюции человечества; новый взгляд на идеи выдающихся космистов Серебряного века, заложивших основы космического мышления и его системы познания, и многое другое.

Один из важнейших вопросов, которые поднимает в своих работах Л.В. Шапошникова, посвящен месту и роли феномена героизма в эволюции человечества. В ее трудах, основанных на системе познания Живой Этики, на философских идеях Н.К. Рериха мы находим удивительную философскую концепцию героизма, новаторскую, раскрывающую его глубинную суть и эволюционное значение. Идеи, заложенные в этой концепции, составляют методологию для дальнейшего осмысления и исследования этого явления, во многом еще не познанного, но такого необходимого для нашей эволюции.

Исследуя героизм, Л.В. Шапошникова рассматривает его через соотнесенность с последовательно сменяющими друг друга типами мышления: мифологическим, религиозным и научным. «Образы героев, – пишет она, – развивались и изменялись вместе с движением сознания человечества. Изначальные мифы доносят до нас сказания о богах-героях, информация о которых пришла вместе с искрой духа и соответствовала тому мышлению и сознанию, которое мы называем мифологическим. Этому же уровню сознания соответствовала и эпоха обожествления героев» [2, с. 379–380]. Религиозное сознание дало возможность выявляться творческой деятельности героев-пророков, создававших религиозные учения. Форма героизма, связанная с научным мышлением, характеризуется утратой древней целостности этого явления и воплощением в разнообразии форм человеческой деятельности. Важно то, что в любой форме этой деятельности – подвижник, ученый, поэт, мыслитель и т.д. – присутствует фундаментальное понятие героического начала, объединяющего все эти формы и вмещающего главную эволюционную суть. Таким образом, героическое начало на протяжении веков лишь изменяло форму своего выражения в человеческом сознании, которое проходило через определенные стадии своего развития. Так, героизм всегда был с человеком, в каждый момент его исторического пути, неся то, что в этот момент ему было нужно больше всего. Одной из важнейших отличительных черт, присущих каждой из форм героизма, по мнению Л.В. Шапошниковой, является связь с Высшим началом.

Высшее начало, Высшие миры… Согласно Живой Этике, это такие структуры многомерного одухотворенного Мироздания, которым присущи высокие состояния материи. Такие миры выступают причиной для миров, занимающих более низкие уровни иерархической градации. Одно из главных методологических положений Живой Этики представлено космическим законом, гласящим, что находящее на более низкой ступени развития способно эволюционировать только с помощью Высшего. Поэтому именно Высшие миры определяют эволюционный ход земного исторического процесса; из них в мир плотной материи поступают необходимые импульсы, которые дают толчки каждому новому этапу развития. Эти импульсы, несущие знания и высокую энергетику, направлены на изменение человеческого сознания, или на его расширение. Условием взаимодействия с мирами высокого состояния материи являются сверхличные устремления человека, чье расширенное сознание и духовность обуславливают высокую, утонченную энергетику. Именно высокая энергетика героических качеств, и в первую очередь самопожертвования, дает право на связь с Высшим и восприятие эволюционных импульсов. Сотрудничество с Высшим превращает человека в участника космического творчества [3, с. 833]. В то же время взаимодействие героической личности с высокими структурами мироздания несет в себе эволюционные возможности для всего народа, среди которого живет и действует герой. Л.В. Шапошникова подчеркивает, что герой является персонифицированной связью народа, осознанной или неосознанной, с Высшим началом [2, с. 377].

Итак, согласно концепции Л.В. Шапошниковой, героическое начало зародилось в трансцендентных глубинах мифологического мышления и оказалось той фундаментальной основой, без которой не могли эволюционировать ни человеческое сознание, ни дух. На ранней стадии развития мифологии во внутреннем мире человека герой и божество сливались в единый образ. «В процессе космического претворения, – пишет Людмила Васильевна, – бог заключает в себе то героическое начало, без которого не могло быть бога. Это качество позволяет божеству, представляющему одухотворенный Космос, вести борьбу с хаосом, упорядочивать его и проявлять его формы. Так же как и присутствие божественного начала в самом герое дает ему возможность превращать хаос в космос человеческого общества» [2, с. 374]. По мере развития мышления происходила постепенная дифференциация героя и божества, которые удалялись друг от друга, однако сохраняли свои качества. Греческая мифология ярко запечатлела этот процесс, осмысливая героя как родившегося от брака бога и смертного. Так герой становился земным человеком, но сохранял связь с Высшим началом через свое происхождение.

Как отмечает Л.В. Шапошникова, герои, становясь земными в процессе своей эволюции, начинали входить в противоречие с богами, поскольку земная материя нередко подавляла их божественный дух. Людмила Васильевна пишет о том, что «мифологическое противостояние богов и героев есть отражение борьбы духа и материи в энергетическом процессе эволюции Космоса» [2, с. 374]. Особенно ярко такое противостояние представлено все в той же греческой мифологии. Как известно, эпический мир гомеровских поэм, отразивших греческую мифологию, знает три этапа развития взаимоотношений богов и героев: богоравенство, богоборчество и богопокровительство. Богоборчество, один из критериев героического идеала в поэмах Гомера, – это способ восстановления прежнего богоравенства «сверхмужественных», «неистовых» и «дерзких» героев.

Кроме того, на деятельность героя начинает распространяться закон свободной воли в его земном, человеческом, аспекте. Но зачастую особенностью своевольных поступков героев была их направленность на благо людей. Самопожертвование – один из главных принципов героизма – стало яркой чертой следующего типа героической личности – мифологического культурного героя, пришедшего на смену герою, противостоящему богам. Культурные герои самоотверженно создавали для людей необходимые культурные артефакты, орудия труда, учили ремеслам и искусствам, устанавливали ритуалы и праздники, создавали социальные законы и религиозные правила. Они терпеливо и мужественно прокладывали для человечества пути эволюционного восхождения и стали его первыми Учителями.

В монографии «Вселенная Мастера» Л.В. Шапошникова связывает мифологического культурного героя с понятием Учителя, делая акцент на том, что одна из главных его функций – принесение людям знаний. «Надо иметь в виду, – пишет она, – что и у бога, и у мифологического культурного героя, и у исторической личности есть общие черты, которые связаны, в первую очередь, со знаниями, приносимыми всеми ими людям. И кроме чисто прикладных знаний, или скорее, умений, таких, как обучение различным ремеслам, земледелию, охоте, искусствам и другому, каждый из них принес людям свою философскую концепцию, которая составляла основу образа жизни людей. Иными словами, вся деятельность сущностей, связанных тем или иным способом с Высшим, сводилась к самому главному – передаче знаний. Знания, как таковые, лежали в основе эволюционного продвижения человечества» [3, с. 85]. Знания, источником которых являются Высшие миры, представляют собой одну из фундаментальных основ космической эволюции. Появляясь в обликах героев в мифах, эпосе, истории, Учителя были путеводными звездами человечества, и помощь их была своевременна и действенна в любой исторический период. «Принесенные ими [Учителями. – Б.С.] знания, – пишет Л.В. Шапошникова, – расширяли наше сознание, инициировали философию и науку, показывали нам смысл искусства и высокого творчества, укрепляли наш духовный кругозор и ступень за ступенью открывали тайны Мироздания и самого человека» [3, с. 117].

Эпические герои, образы которых возникли вслед за культурными, сохранили свою изначальную связь с Высшим началом, благодаря которой дали необходимый эволюционный импульс первым цивилизациям. Эпический герой стал выразителем духовных устремлений народа, с которым этот народ связывал свои лучшие надежды на будущее. Синкретизм и универсальность эпоса давали возможность создать законченную и всеобъемлющую картину мира, объяснить его происхождение и предсказать дальнейшую судьбу; при этом воспитательная функция эпоса была неотъемлема от познавательной. Есть все основания полагать, что эпические произведения являются выражением творчества космической эволюции. «Эпос и эпические сказания, – подчеркивает Л.В. Шапошникова, – стали космической опорой развивающейся культуры человечества и ее национальных форм. Ибо в эпосе каждого народа содержится образ его героического прошлого, в котором данный народ черпает свою силу в годы тяжелых испытаний, опираясь на традиционно сложившиеся нравственные ценности, на свое историческое достоинство» [2, с. 376].

Людмила Васильевна отмечает интересно явление – связь между божеством, культурным героем, эпическим и историческим, – благодаря которой их образы, иногда слитые воедино, невозможно разделить до сих пор. Известны случаи, когда божественное существо позднее входило в историю реально существовавшей личностью, выполнявшей функции культурного героя. Таковы, например, Кецалькоатль – один из трех главных богов в мифологии народов Центральной Америки – бог-творец мира, ставший для ацтеков мудрым жрецом-наставником; Гермес – бог греков, римлян, египтян, а впоследствии историческая личность, реально существовавший мудрец –  Гермес Трисмегист, – давший людям знания по медицине, химии, музыке, математике, географии, юриспруденции, риторике, философии, анатомии, ораторскому искусству и оставивший философские труды, из которых до нас дошли два – «Изумрудная скрижаль» и «Божественный Поймандр».

Развивая идею Н.К. Рериха о двойственности исторического процесса, вмещающего историю внешнюю и историю внутреннюю (историю «помимо историков» [4, с. 286]), а также исходя из того, что любая область научного знания имеет две стороны: эмпирическую и метанаучную, связанную с материей более высокого состояния, Л.В. Шапошникова сформулировала концепцию метаистории. На основе ее трудов можно утверждать, что метаистория является результатом творчества космической эволюции и несет в себе знания, связанные с материей Высших миров. Истоки метаистории коренятся в периоде мифологического мышления, она пришла вместе с ним и стала основой других видов сознания. Метаистория с самого начала имела четко выраженный космический характер, который содействовал формированию космического сознания человечества. Метаистория несет высокую энергетику, которая обуславливает долговременность результатов ее творчества в виде мифов, легенд, сказаний и эпических произведений. Метаистория является духовной частью исторического процесса, и ей, в отличие от земной истории, присущи непреходящие элементы, внутреннее единство, согласованность с космической эволюцией. Метаистория несет в себе первопричину земного исторического процесса, являясь как бы его внутренним смыслом. Метаистория содержит связь земного исторического процесса с Высшим и действует согласно космическому закону –  Высшее ведет низшее. Метаисторическое знание является опережающим, поэтому оно служит энергетическим импульсом, который повышает сознание людей и продвигает их по ступеням эволюции. Источниками метаистории с древнейших времен были высокодуховные личности с соответствующим уровнем сознания и огромным творческим потенциалом (см.: [5, с. 101, 200, 201, 206, 207; 6, с. 34, 44]).

Итак, неся высшую энергетику и высокие духовные знания, метаистория направляет земной исторический процесс в необходимое эволюционное русло. Метаисторическое действие, формирующее исторический процесс, непосредственно связано с космической эволюцией, и в этом действии заключен энергетический импульс, направленный от Высшего к низшему [6, с. 45]. Такой энергетический импульс исходит от Великих Учителей человечества, направляющих эволюцию планеты Земля. Эволюционное творчество Учителей, протекающее в пространстве метаистории, является ее основой [7, с. 54].

Метаисторический импульс воплощается в деяниях конкретных людей, которые могут его воспринять и претворить в своей жизни и творчестве. Согласно одному из космических законов – закону созвучия – высокоэнергетический импульс требует высокого духовного уровня человека, его воспринимающего. Такой духовный уровень является следствием развитых нравственных качеств, проявленного героического начала. Носитель метаисторического знания и его профетических возможностей, выполняющий определенную эволюционную миссию, обязательно будет обладать героическим началом. Таких людей Людмила Васильевна называет вестниками космической эволюции. Через их героическую, самоотверженную деятельность космическая эволюция осуществляет свое творчество на земле [6, с. 29]. Рассмотрению героического пути некоторых из тех, кто принадлежит к светлой когорте вестников, Л.В. Шапошникова посвятила главы своей монографии «Вселенная Мастера», анализируя творчество В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.

Одним из ярких примеров метаисторического творчества героической личности, рассматриваемых Л.В. Шапошниковой, является жизнь Жанны д’Арк. В самый сложный и драматических период Столетней войны деятельность Орлеанской Девы способствовала гармоничному взаимодействию и даже синтезу метаисторического и земного исторического процессов. «История Жанны д’Арк, – пишет Людмила Васильевна, – дает нам ярчайшее свидетельство творчества космической эволюции в пространстве метаисторического процесса» [5, с. 478]. И это творчество имело далеко идущие следствия. Заложенные Жанной д’Арк основы национального самосознания французского народа, его моральные качества в будущем сыграют важную роль уже в иной переломный исторический момент – во время Второй мировой войны, когда независимая Франция внесла свой большой вклад в борьбу с фашизмом. В таком влиянии на будущее состоит смысл метаисторического творчества героя.

К творцам метаисторического процесса принадлежал и русский подвижник Святой Сергий Радонежский. Его деятельность, согласованная с космической эволюцией, была направлена на изменение сознания русского народа. Такое изменение шло по линии взращивания и укрепления нравственного чувства, и в этом важнейшую и основополагающую роль сыграл личный пример высоконравственной личности – Святого Сергия. «В самые тяжелые времена русской истории, – пишет Людмила Васильевна, – Сергию удалось установить реальное взаимодействие между метаисторическим и земным историческим процессами на Руси» [5, с. 459]. Это означало наполнить культурно-историческое пространство XIV в. духовностью и связью с Высшим. И как в случае с деятельностью Жанны д’Арк, метаисторическое творчество Сергия Радонежского своим благодатным светом коснулось будущего, чему есть немало исторических свидетельств. Анализируя метаисторическую миссию Сергия Радонежского, Л.В. Шапошникова отмечает качества вестника космической эволюции: связь с Высшим миром, пророческие способности, высочайший нравственный и этический уровень, способность к бескорыстному и истинному самопожертвованию, великое мужество и неугасимая любовь к людям [5, с. 457]. Именно эти качества характеризуют героическую личность.

Героическое начало, утверждает Л.В. Шапошникова, – это то, что определяет человека как такового, а также представляет основу его самосовершенствования. В процессе эволюционного развития именно это начало способствует высокому уровню одухотворенности и делает возможным более глубокое восприятие мира, чем у обычных людей. Эта мысль созвучна идеям других мыслителей. Так, Т. Карлейль считал героя способным постигать внутреннюю сущность вещей (то, что И. Кант называл «вещью в себе» ноуменального мира), прозревая ее сквозь внешнюю, материальную, оболочку. Американский философ-романтик Р.У. Эмерсон также считал, что герои способны, не поддаваясь иллюзиям материального мира, понимать истинное устройство вещей, их глубинную суть.

Отдельное место в творчестве Л.В. Шапошниковой уделено рассмотрению взаимоотношений героев и общества. Опираясь на методологию философской системы Живой Этики, она анализирует такие взаимоотношения с точки зрения диалектики духа и материи. Взаимодействие последних является одним из важнейших процессов космической эволюции, основная цель которой состоит в одухотворении материи, т.е. создании более высоких ее форм, утончении вибраций ее энергетики, что достигается благодаря такой космической силе как дух [8, с. 40]. Материя физического мира инертна по своей природе и сопротивляется любым преобразованиям. Эволюционный процесс мироздания – это извечное противостояние духа и материи, которые в то же время не могут существовать друг без друга. По мнению Л.В. Шапошниковой, взаимоотношения героя и общество отражают эту борьбу. Ибо суть миссии героической личности, как носителя высокодуховной энергетики подвига, заключается в насыщении пространства этой энергетикой, в одухотворении материи окружающего мира. «…Дух, персонифицированный в определенном герое, – отмечает Людмила Васильевна, – и есть та движущая сила, которая и пробивает энергетические коридоры дальнейшего одухотворения земной материи. Через героя и его подвиг действует космическая молния удара по веществу, которая продвигает человеческое мышление и сознание и создает для человечества возможность взять очередную эволюционную высоту» [2, с. 378].

Итак, явление героической личности в истории, по мнению Л.В. Шапошниковой, есть та отправная точка, с которой начинается изменение человеческого мышления и сознания. Так происходит потому, что герой – это носитель опережающего определенную эпоху метаисторического знания, призванного расширить сознание своих современников. Еще в XIX в. созвучно размышлял Т. Карлейль. «Бесчисленное множество людей, – писал он, – прошло, совершая свой путь во вселенной со смутным, немым удивлением, какое могут испытывать даже животные, или же с мучительным, бесплодно вопрошающим удивлением, какое чувствуют только люди, пока не появился великий мыслитель, самобытный человек, прорицатель, – оформленная и высказанная мысль пробудила дремавшие способности всех людей и вызвала у них также мысль. Таков всегда образ воздействия мыслителя, духовного героя» [1, с. 21–22]. Подобное духовное воздействие ощущается веками, и чем яснее осознают его люди, тем плодотворнее будет его созидательная функция. Именно поэтому Т. Карлейль считал стремление народа почитать своих героев движущей силой общественного прогресса. Эта мысль близка и Л.В. Шапошниковой. «Народ, лишенный чувства почитания своих героев, – пишет она, – теряет свою историю, не осознает собственного достоинства и, наконец, утрачивает свою культуру, для которой энергетика подвига является одной из основных опор» [2, с. 379]. Развитие культуры, как и совершенствование народа, может происходить лишь при условии искреннего почитания героев, ибо чувство любви к ним, этим посланникам и вестникам Высшего, обуславливает нужный энергетический потенциал народа. И только в этом случае общество способно воспринять тот высший космический импульс, который передается ему через героическую личность.

Однако общество, погруженное в материю и инертное по своей природе, не так просто изменить, оно будет противиться любым духовным перестройкам и культурной трансформации. Такое сопротивление приводит героя к неизбежным противоречиям с окружающим социумом и обрекает его на тяжелую борьбу. Последствиями такой борьбы являются серьезные задержки в духовном и интеллектуальном развитии людей. «Герой, являясь олицетворением Космического духа, – пишет Л.В. Шапошникова, – вступает в борьбу с косной материей, стараясь одухотворить ее своей энергетикой, своей мыслью, своим действием. Он стремится поднять на эту борьбу и тех, в ком материя не дает подняться мысли и сознанию. Будучи облеченным важной миссией, герой уходит из этого мира, увенчанный терновым венцом. Этот венец и сам герой неразрывно связаны друг с другом» [2, с. 386]. Как писал Н.К. Рерих, «терновый великий Венец ведет мир» [9, с. 59], потому что высокая энергетика подвига и самопожертвования – это та неоценимая помощь, которую несет человечеству каждый непризнанный и гонимый герой и без которой мы бы никогда не одолели бы крутые ступени эволюции.

Сама Людмила Васильевна Шапошникова в полной мере обладала героическим началом. Многие годы она мужественно стояла на страже бесценного рериховского наследия, бесстрашно преодолевая любые, даже самые сложные препятствия на пути развития Музея имени Н.К. Рериха в Москве. В 2010 г. ей было присуждено звание лауреата Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards 2010» в героической номинации «Самоотверженный труд». Europa Nostra – пан-Европейская федерация по культурному наследию, в состав которой входят около 250 общественных организаций из 45 стран Европы и которая сотрудничает, в частности, с учреждениями Европейского Союза, Совета Европы и ЮНЕСКО. Независимые эксперты высоко оценили вклад Л.В. Шапошниковой в дело восстановления памятника архитектуры – усадьбы Лопухиных в Москве, в которой находился Музей имени Н.К. Рериха, и ее героическую борьбу за сохранение культурного наследия семьи Рерихов.

Современное общество переживает эпоху формирования нового космического мышления – период невиданных возможностей и прекрасных начинаний. В то же время это период выбора дальнейшего пути: эволюционного рывка по восходящей линии или инволюционного падения в бездну невежества и бескультурья. Поэтому так своевременны мысли Л.В. Шапошниковой об эволюционной сути героизма, и так актуально звучат ее слова: «Сейчас, когда нашему обществу навязывают чуждые взгляды и чуждые ценности, как никогда, мы нуждаемся в проявлении истинного героического начала, которое скрыто в глубине народа, в его духовных хранилищах. Можно утверждать, что противостояние подлинных героев и антигероев, носителей света и приверженцев тьмы, есть главное направление духовного развития нашей страны и народа в данный период. <…> Когда надвигается тьма, только неугасимый свет тернового венца героев может ее победить и рассеять» [2, с. 399].


Список литературы 

1. Карлейль Т. Теперь и прежде / сост., подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. – М.: Республика, 1994.

2. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005.

4. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. – Рига: Виеда, 1992.

5. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011.

6. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. – 2008. –  № 4. – С. 28–55.

7. Шапошникова Л.В. Рерих как мыслитель и историк культуры // Культура и время. – 2008. – № 3. – С. 5–77.

8. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. – М.: Международный Центр Рерихов, 2003. – С. 5–165.

9. Рерих Н.К. Душа народов. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995.


 THE PHILOSOPHY OF HEROISM IN THE CREATIVE HERITAGE

OF L.V. SHAPOSHNIKOVA 

The article presents the main provisions of the philosophical concept of heroism, which belongs to the pen of the modern thinker-cosmist L. V. Shaposhnikova, in which heroism is correlated with various types of thinking: mythological, religious and scientific. The connection between the concepts of heroism and metahistory in the works of the scientist is analyzed; the role of heroic personalities in the metahistorical process is shown; a special place is given to the consideration of the relationship between heroes and society.

Keywords: Shaposhnikova, Roerich, Living Ethics, heroism, hero, selflessness, cosmic evolution, metahistory, mythology. 

Соколова Богдана Юрьевна, 2021

Опубликовано в: Заметки ученого. – 2021. – № 5 (часть 1). – С. 433–441.


 Главная   >   Рерихи и современность   >   Международный Центр Рерихов       Опубликовано: 17.05.2021