Неизвестный художник. Портрет Е.П. Фадеевой.

 

Сырлыбаева Г.Н. 

руководитель отдела  зарубежного искусства
Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева. Алматы

 

Портрет Елены Павловны 

Фадеевой,

бабушки Е.П. Блаватской

 

 Изучение портретов – одна из сложнейших задач в исследовании артефактов изобразительного искусства. При работе с портретами возникает целый комплекс проблем, особенно если речь идет о произведениях  XVIII - первой половины XIX вв. В условиях отсутствия доступа к архивным материалам, технико-технологической и иконографической базам,  необходимо установить автора, который зачастую неизвестен, время написания,  проследить историю создания и бытования произведения, определить не только личность изображенного, но и его биографические данные. Думается, главное в этом процессе – отнестись критически к фактам, установившимся представлениям, сформировавшимся вокруг того или иного произведения еще в 1930-50-х годы,  утвердить или опровергнуть уже существующие версии  атрибуции. И конечно, создать базу для дальнейших исследований, которые возможно опровергнут наработки сегодняшнего дня.

С именем Рокотова или с кругом художников, работающих в стилистике Рокотова, связывают один портрет из коллекции музея. В 1936 году из Государственного Русского музея (ГРМ) поступил «Портрет пожилой дамы» неизвестного русского художника (Холст, масло. 57,5х44,5). Предварительная датировка при поступлении – вторая половина XVIII века.  В 1954 году была заведена карточка научного описания, где впервые портрет связали с творчеством Ф.  Рокотова без какой-либо доказательной базы.  Правда, все-таки под вопросом. Также карточка содержит сведения о юбилейной выставке Рокотова, на которой экспонировался портрет, к  сожалению, без указания года выставки. Возможно, эта была выставка, получившая название «Федор Рокотов и художники его круга», прошедшая  в 1960 году в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ): «Уникальная по своему составу экспозиция формировалась не только из музейных собраний РСФСР – она включала полотна из музеев Узбекской, Казахской ССР ( выделено – Г.С.) и других союзных республик; это были работы, связываемые с именем Рокотова (некоторые отнесены к его наследию с долей сомнения и предположительно)» [1].

 «Портрет пожилой дамы» экспонировался в разделе художников круга Рокотова и даже вошел в каталог.

Казалось бы формулировка «Неизвестный художник. Рокотов (?). Вторая половина XVIII века», бытовавшая со времени поступления, имеет исчерпывающий характер, учитывая возможности музея по атрибуции произведений этого периода. Какие же обстоятельства побудили обратить внимание на такой, казалось бы, скромный портрет, который практически не входил в состав постоянной  экспозиции? Дальнейшая работа над каталогом коллекции русской живописи Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева спровоцировала более пристальное внимание к имеющимся документам и записям. На подрамнике имелась наклейка Русского музея. Но самое интересное, там же на верхней перекладине подрамника зафиксирована размашистая, выполненная крупными буквами, не совсем ровно и  выразительно, но читабельно, надпись графитным карандашом: «бабушка министра Витте». И далее – «из вещей Витте». Трудно сказать, когда она появилась, вероятнее всего – в 1920-1930-е годы, когда проходила национализация произведений искусства изъятых из дворянских усадеб и городских особняков: «В первые десятилетия после Октябрьской революции Русский музей получил многие сотни произведений с созданных тогда и впоследствии расформированных постоянных выставок и дворцов-музеев, объекты искусства, конфискованные у представителей петербургской знати, изъятые из особняков и квартир, подчас брошенных хозяевами, состоятельными горожанами, экспроприированные в закрытых и разграбленных церквах. Весьма приблизительно и поспешно систематизированные картины и иконы распределялись по разнообразным музейным и иным учреждениям» [2, с.7].  В ГРМ потоком шли произведения искусства самого разного уровня. Чья-то неравнодушная рука  сделала отметку о происхождении портрета. И сомневаться в подлинности этой надписи у нас нет причин. Но все-таки необходимо эту информацию поддержать и другими фактами. В связи с этими обстоятельствами, возникают вопросы, ответы на которые должны, во-первых, прояснить, встраивается ли портрет в стилистику портретов второй половины XVIII  века, тем более в рокотовский круг.  И во-вторых, какие еще доказательства могут свидетельствовать, что перед нами портрет знаменитой бабушки известного государственного деятеля Российской империи.

Какие методики исследования нам доступны? Сравнительный анализ. И в данном случае экспертом становится мода. Как правило, дамы, в том числе и пожилого возраста, во второй половине XVIII  века  имели пышные высокие прически.  Голову покрывали чепцы объемных форм, щедро декорированные кружевами и воланами, увенчанные пышными бантами.  Платья были глубоко декольтированы. Зона декольте прикрывалась легкими полупрозрачными тканями.  Таковы наряды дам и на поздних портретах  Рокотова – например, «Портрет кн. А.И. Куракиной» (1783). Уже в начале XIX века мода меняется, прически подобного типа уходят в прошлое. Чепец, как основная форма женского головного убора, сохраняется, но приобретает более скромные размеры вслед за изменением прически, и чаще всего завязывается бантом под подбородком.    Ближе к середине XIX века они сохраняются в большей степени в гардеробе пожилой женщины. Получают распространение и легкие кружевные косынки, прикалываемые к прическе.  Повседневные платья становятся более «закрытыми». Безусловно, мода –  один из важнейших факторов в атрибуции произведений искусства.  Внешний облик пожилой дамы на казахстанском портрете более скромный, можно сказать аскетичный, по сравнению с ее предшественницами и более адекватен типажу середины XIX века. Вспоминаются поздние портреты В. Тропинина, С. Зарянко, П. Орлова, А. Васильева и других художников этого периода.

Если сравнивать непосредственно с портретами Рокотова, то становится очевидной и разница живописных приемов.

Следующий шаг – найти сведения, какую-либо информацию о бабушке С. Витте, и главное – сохранились ли какие-либо ее художественные изображения, а возможно и фотографии. Как известно, фотография  появилась в России в 1839 году, а предположительная датировка портрета – середина XIX века. Хотя присутствовало осознание сложности предстоящего поиска: обычно озвучивали данные о родителях или о самых выдающихся родственниках. Бабушки редко упоминались.

Для начала несколько слов о самом С.Ю. Витте. Граф Сергей Ю́льевич Витте (1849, Тифлис-1915, Петроград) — русский государственный деятель, последовательно занимал посты  министра путей сообщения, министра финансов, председателя Комитета министров,  председателя Совета министров, действительный тайный советник, член Государственного совета. Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи.     Его предки по отцовской линии – выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику – лишь в 1856 году получили потомственное дворянство. Отец Витте Христоф-Генрих-Георг-Юлиус Витте – лютеранин, принявший православие, был крупным царским чиновником, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Дальнейший экскурс в родословную семьи Витте по отцовской линии никаких результатов не дал, отсутствовала информация о бабушках. А вот по линии матери открылись удивительные перспективы для атрибуции портрета.         

Кем же были родители  матери будущего министра – Екатерины Андреевны Фадеевой, в замужестве Витте, то есть дедушка и бабушка будущего министра?   Дедушка – саратовский губернатор Андрей Михайлович Фадеев, позднее высокопоставленный чиновник в Закавказском крае, тайный советник.   В 1813 году он женился  на княжне Елене Павловне Долгорукой, будущей бабушке министра Витте. Из воспоминаний  С.Ю. Витте: «Фадеев был женат на княжне Елене Павловне Долгорукой, которая была последней из старшей отрасли князей Долгоруких, происходящей от Григория Федоровича Долгорукова, сенатора при Петре I, брата знаменитого Якова Федоровича Долгорукова» [3].


Неизвестный художник. Портрет Е.П. Фадеевой.Елена Павловна Фадеева (урожд. Долгорукова)

Неизвестный художник. Портрет Елены Павловны Фадеевой (1788-1860), урожденной Долгорукой, бабушки Е.П. Блаватской. Середина XIX  века.

Фотография Елены Павловны Фадеевой. Середина XIX  века.


Для своего времени она была уникальной женщиной, свободно говорила на пяти языках, музицировала и хорошо рисовала. Она оставила десятки переплетённых томов со своими рисунками по археологии, нумизматике и ботанике. Гербарии Елены Павловны и её рисунки различных растений были известны многим учёным и вызывали их восхищение. Елена Павловна состояла в научной переписке с европейскими учеными – немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом, основателем Географического общества Родриком Мэрчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа [4]. «Помимо ботанической, Фадеева составила энтомологическую, орнитологическую, минералогическую и палеонтологическую коллекции, а также большую коллекцию монет и медалей. Елена Павловна Фадеева-Долгорукая — одна из первых (если не первая) российских женщин, профессионально занимавшихся естественными науками и завоевавшая признание научного сообщества» [5]. Следует добавить, что одна из ее внучек – знаменитая Елена Петровна Блаватская (1831 – 1891), –  основательница Теософского общества.

Из воспоминаний С.Ю. Витте: «Первоначальное воспитание и образование в детстве мы все три мальчика получили от нашей бабушки Елены Павловны Фадеевой, урожденной Долгорукой. Елена Павловна была совершенно из ряда вон выходящая женщина по тому времени, в смысле своего образования… Бабушка научила нас читать, писать и внедрила в нас основы религиозности и догматы нашей православной церкви» [3].

Следующий шаг – найти портрет или фотографию Елены Павловны Фадеевой. И на этом пути нас ожидала удача. Был обнаружен один-единственный ее черно-белый портрет,  скорее всего фотография. Несмотря на различные эмоциональные состояния героини, а в живописном варианте образ более торжественный и строгий, при сравнении с музейным полотном сходство очевидно.

Если довериться приведенным на подрамнике надписям, а сомневаться в их подлинности оснований нет,  и проведенному визуальному сравнительному анализу, то датировка портрета должна быть иная – середина XIX века, учитывая, что Елена Павловна скончалась в 1860 году.      Основываясь на приведенных данных, возможна переатрибуция  картины, новая датировка и определение личности изображенной: «Неизвестный художник. Портрет Елены Павловны Фадеевой (1788-1860), урожденной Долгорукой, бабушки министра С.Ю. Витте. Середина XIX  века». Во всяком случае, сформирована платформа для дальнейшего изучения портрета.

Послесловие

В статье Г.Н. Сырлыбаевой был использован фрагмент фотографии А.П Фадеевой (урожд. Долгоруковой). Именно в таком виде он встречается на  интернет-ресурсах, посвященных Е.П. Блаватской. После размещения статьи на нашем сайте исследователь наследия Е.П. Блаватской А.Д. Тюриков разместил в интернете  фотографию Е.П. Фадеевой из альбома Веры Петровны Желиховской (урожденной Ган), родной сестры Е.П. Блаватской.

Благодарим А.Д. Тюрикова за ценное дополнение.


А.П. Фадеева (урожд. Долгорукова)

Фотография Елены Павловны Фадеевой, бабушки Е.П. Блаватской, ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации), ф. 5972, оп. 1, д. 115 (Альбом В.П. Желиховской с фотографиями)


 

Фрагмент статьи "Портрет бабушки русского министра С.Ю. Витте или о чем могут рассказать надписи на подрамнике. О портретах русских художников из коллекции ГМИ РК и. А. Кастеева"

Опубликовано: Пространство культуры и историческое сознание. К 30-летию Независимости Республики Казахстан  // Кастеевские чтения - 2021. Междунар. науч.-практич. конф. ГМИ РК им. А. Кастеева, 22 сентября, 2021. – Алматы, ГМИ РК, 2020. – с. 42-44.


1. Загадки Рокотова / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://историк.рф/journal/загадки-рокотова  (дата обращения 21.07.2021)

2. Н.Х. Неизвестный художник. Живопись и скульптура из собрания Русского музея / Альманах. Вып. 351. – СПб: Palace Editions, 2012. – 264 с.

3.   Витте С.Ю. Воспоминания. – СПб: Слово, 1923. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0010.shtml   (дата обращения 12.06.2020)

4. Фадеев Андрей Михайлович / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фадеев,_Андрей_Михайлович#cite_note-kaidash-3 (дата обращения 21.07.2021)

5.  Валькова О.А. Первая дама естественной истории //«Природа». –   2008. №3 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:   https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430585  (дата обращения 27.07.2021)


 Главная   >   Журнал "Восхождение"   >   Елена Петровна Блаватская     Опубликовано: 17.11.2021