Знамя Мира  

Знамя Мира и Символика Триединства

 в живописи Н.К. Рериха

 

Картины, посвященные Пакту Рериха

и Знамени Мира

 

Картинная галерея

 

 

Предлагаем вашему вниманию несколько  картин Николая Константиновича Рериха, созданных в период создания и продвижения Пакта Рериха, первого международного договора об охране культурых ценностей.

В этих картинах художник использовал изображение Знамени Мира, отличительный знак для обозначения объектов культурного наследия, подлежащего охране в соответствии с положениями  Пакта Рериха.


Информация о картинах

"Знамя Мира. Pax cultura"   •   Мадонна  Орифламма   •   Мадонна Защитница   •     Зарево   •   София Премудрость   •      Знамя Мира  •  Знак Троицы


Н.К. Рерих Знамя Мира. Пакт Культуры 

   

«Знамя Мира. Pax cultura»

1931 г.
 Бумага на картоне, темпера. 15х23
Частное собрание

 

 

 

 Знамя Мира,  белый флаг с  тремя кругами  в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества.

Договор был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки.

По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как  своего рода Красный Крест Культуры.

Происхождение символа теряется в глубокой древности. Ему придавалось сокровенное значение в разные времена и у разных народов. Об этом Н.К. Рерих  писал во многих произведениях, в том числе в очерке «Знамя Мира» (1939г.)

Несмотря на древность происхождения, он никогда не использовался как отличительный знак какого-либо верования. Н.К. Рерих назвал его также символом Триединства, понимал сокровенный смысл этого знака и не возражал против различных интерпретаций, если они исходили из понятий  синтеза и объединения.

 1

 «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому  Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет Врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре! Так Знамя Мира несет лучшее будущее». Иерархия.  §331. 

 «Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем». Иерархия.   §334.

1

Ваши намерения написать статью о Знамени Мира могут быть лишь приветствованы. Наш Пакт и Знамя Мира сделались сейчас настолько известными, что повсеместно вызвали целый ряд иногда очень знаменательных обсуждений. Сам знак Трех Сфер объясняется настолько различно в разных странах, что не могу не привести Вам нескольких из этих объяснений: а) трехперстный Знак православного Крестного Знамения; б) католический знак Троицы; в) тамга Тамерлана ; г) знак трех сокровищ Востока; д) знак Трех Вершин; е) прошлое, настоящее и будущее; ж) религия, искусство и наука; з) истина, красота и справедливость; и) мировое единение; к) истина, красота и добро. Даже из этих предположений Вы видите, что Знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразно добрым мыслям. И это уже благо. Вероятно, Вы уже слышали, что конвенция в Вашингтоне прошла с большим успехом в присутствии представителей 34 стран. Резолюции в пользу Пакта и Знамени приняты единогласно.

Письма Н.К.Рериха к А.М.Асееву.  Т. 2.  20.12.1933.

 1

Н.К. Рерих о пакте Рериха и Знамени Мира (очерки разных лет)

 1

 «...Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, несущее в себе не только идею защиты Культуры, но и эволюционный характер этой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, - писала Е.И.Рерих, - покроет весь мир». (…)

15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К.Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого пакта.

"Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!"

"Да будет", - повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции».

Шапошникова Л.В. Пакт Рериха. В основе - красота и знание //  
 Газета "Культура", № 14, 14-20 апреля 2005.

1 

  «...Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura".»

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха //
Журнал «Мир Огненный»,  № 4 (15). 1997. С. 78.


Н.К. Рерих Мадонна Орифламма 

 

Мадонна  Орифламма

1932.
 Холст, темпера. 172,5х99,3
 Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.

 

 

 

 «Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, у неё отнятое и которое она отдала добровольно...»    Мир Огненный III. § 241. 

 1

Н.К. Рерих 

Владычица Знамени Мира

 

  Владычица червоннопламенная!
  Владычица Знамени Мира!
  К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
  Кто же поднимет знак Мира,
  Знак сохранения Высших Сокровищ?
  Кто же кроме Тебя придёт к нам
  Помочь Знамя поднять,
  Знак созидания народам?
  Бурно море и губительны вихри
  Но Ты Знамя поднимешь
  И Наполнишь сердце людское
 Сознанием о священном хранении Духа.
 Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот знак.
 Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило.      
 Знаешь Ты все поношения самого лучшего, нужного людям.
 Если стадо не знает опасности
 Ведь Ты, пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
 И ветры нагорные всюду Приказ несут Твой:
 Сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра.
 Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.
 Дыхание Твоё исцеляет все раны
 И Рука Твоя, разве не строит,
 Легко прикасаясь к созидательным камням творения?
 Вот мы и просим Тебя поднять
 Этот знак Триединности Мощной.
 Знаем мы, что Ты не откажешь,
 Ибо противно Тебе разрушение и
 Уничтожение прекрасных начал.

Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь
Смятения, и потому Ты поднимешь и
Сохранишь и Укажешь народам знак
Охранения мирных прекрасных сокровищ!
Знак Путеводный для каждой творческой  Мысли!
Знак Утверждения и Света.
Помоги, Владычица Знамени Мира!»

 (10 апреля 1932. Гималаи.) 

Мир через Культуру. Ежегодник.  М.: Советский писатель. 1990. С. 6.

 1

«Отблеск искусства Леонардо несёт на себе «Мадонна Орифламма». Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей – призывает здесь не к сражению, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники ХV века, в частности Жан Фуке».  

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха //
Мир Огненный. Журнал № 4 (15). 1997. С. 78.


Н.К. Рерих. Мадонна Защитница

 

 

Мадонна Защитница

(Святая Покровительница)

1933 г.
Холст, темпера
Местонахождение неизвестно

 

 

В основу сюжета картины легло предание о явлении юродивому Андрею Божией Матери,  укрывающей своим плащем-покровом всех молящихся, во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в конце IХ - начале Х вв., в правление царя Льва IV Мудрого.  В "Житиях святых по изложению свт. Дмитрия Ростовского"  рассказывается:

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

"...во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца, в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святый Андрей, Христа ради юродивый, возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором". 

В ознаменование этого видения был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы, появились  и многочисленные иконы, посвященные этому празднику. Наиболее распространены иконы, на которых Богородица изображается  держащей в руках широкую ленту, являющуюся деталью церковного облачения и называемую омофором или амафором.

Но встречаются также изображения, на которых Мадонна покрывает молящихся людей широким плащем,  называемым мафорионом   или амафором, традиционной частью одежды женщин на Ближнем Востоке.

Именно такое изображение  стало основой картины Н.К. Рериха "Мадонна Защитница". Художник переосмыслил канонический сюжет. На картине Великая Мать оберегает своим плащем - покровом храмы, соборы, мечети  -  материальные воплощения духовной культуры.

Картина была создана в 1933 году. В это время у сотрудников располагавшегося в Париже  Европейского Центра при Музее Рериха в Нью-Йорке появилась возможность передать в дар Ватикану одну из картин Н.К. Рериха. Это позволяло привлечь внимание к идеям Пакта Рериха католических кругов, весьма влиятельных в Европе. 

В письме к барону М.А. Таубе 1 февраля 1933 г. Н.К. Рерих пишет:

"Мысль о поднесении Его Святейшеству картины моей мне не только была приятна, но оказалось, что, как бы предвосхищая эту мысль, я начал писать "Мадонну Покровительницу", защищавшую  покровом своим храмы, возглавляемые Собором Петра". (Рерих Н.К. Письма. Т. 2. - М.: Международный Центр Рерихов, 2020. С. 16)

Рерих принял решение отправить в Париж две картины разного содержания. Обращаясь к Председателю  Французской ассоциации друзей Музея Рериха Мари де Во Фалипо Николай Константинович предлагает:

"Что касается Ваших размышлений по поводу картины для Его Святейшества, я оставляю право выбора за Вами. Я отправлю в Париж обе картины - "Гималаи" и "Virgo Protectrix" [Дева Заступница - лат.], так Вам будет проще судить какая картина произведет  на Его Святейшество большее впечатление и придется ему по сердцу". (Там же. С. 18)

В конечном итоге в Ватикан отправилась картина "Гималаи", а "Мадонна Защитница" осталась в Европейском Центре в Париже. 

Н.К. Рерих неоднократно в этот период пишет о важной детали картины - Знаке Знамени Мира, скрепляющем омофор  Мадонны:

"Я думаю, что у католической церкви не возникнет вопросов в отношении нашего Знака. Как Вы знаете, этот же знак изображен на груди Господа нашего Иисуса Христа на картине религиозного содержания у Мёмлинга". (Там же. С. 14)

"Что касается Знака на картине  "Virgo Protectrix" [...], я считаю, что если Мёмлинг мог поместить этот Знак на груди Господа нашего Иисуса Христа, то мне также дозволительно имень пряжку на мантии Пресвятой Девы в форме этого Знака. Кроме того, наше Знамя было освящено  в Базилике Святой Крови Христовой в Брюгге, так что наш Символ знаком главам католической церкви". (Там же. С. 18)


Ганс Мемлинг – Благословляющий Христос с шестью поющими ангелами, 1484

Ганс Мёмлинг. Благословляющий Христос с шестью поющими ангелами, 1484 г.


Спустя три года эта картина и Знак Знамени Мира на груди Мадонны явились поводом для невежественных нападок на Н.К. Рериха в Харбине. В письме к своим дальневосточным почитателям Николай Константинович отмечает:

«...Между прочим, брошюра называет мою картину Святая Покровительница кощунственной, ибо знак Триединости помещен на груди Богородицы. Трудно классифицировать это сообщение. Будет ли оно сознательно кощунственным или кощунственно невежественным – это не меняет мрачного поползновения составителей брошюры. Спрашивается, неужели невеждам неизвестно, что подобный знак Триединости в большом размере, так же как на моей картине, находится на груди Христа знаменитой картины Мемлинга в Королевском Музее Антверпена?
Именно это помещение знака Триединости послужило мне прототипом для помещения и на моей картине.
2) Неужели невеждам неизвестно, что этот же знак Триединости находится на иконе Святого Сергия, помещенный на епитрахили Преподобного. Невежды могут удостовериться, посмотрев на издание Киево-Печерской лавры 1860 года. Служба Преподобному Сергию Игумену Радонежскому Чудотворцу.
3) Неужели невеждам неизвестно, что знак этот же находится на иконе Св. Николая Чудотворца в Бар-Граде, воспроизведение которой утверждено председателем Высшего церковного управления Антонием, Митрополитом Киевским, Карловцы-Сремские, 10 марта 1922 г.
4) Если предположить, что указанные три сведения невеждам неизвестны, то, наверное, им неизвестно, что тот же знак находится на головном уборе Святого Михаила Архистратига в Испании или на Богоматери в Страсбурге и еще на очень многих древних православных крестах и в иконных орнаментах.
Не может быть, чтобы люди, причисляющие себя к православию, не знали всех этих вышеупомянутых общеизвестных данных». (Рерих Н.К. Письма с гор. Т 1. Минск. Лотаць. 2000. С. 269)

Местонахождение картины остается неизвестным.

 1

 «...Храм как место славословия – лишь временный этап. И то, что люди славословят Бога в храмах и забывают его в жизни – плохо. Может быть, Вы помните – вы видели у меня репродукцию Рериха «Покровительница Культуры». Она изображает Богоматерь с эмблемой мира, скрывающую своим покрывалом храмы. Вы еще спросили: «Но ведь не только же в церкви есть культура? Совершенно правильно. Церкви иногда бывают даже меньше всего культурного. Но в такой передаче Рериха скрывается следующий символ: всякая отрасль  Культуры должна быть священна. В подходе к разрешению научных, общественных, социальных и других проблем должны быть такие же торжественность, Бога-славие, чувства ответственности и служения Вечному, как и в храмовых молитвах. Всякое дело культуры, совершаемое вне храма, не может не быть Богослужением. Нет нужды, поэтому замыкать своего Бога в храме за семью замками, когда вся земля может быть храмом, если в ней дела Божьи творятся». 

Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. 2 т. I ч. − М.: МЦР. Мастер-Банк. 2003. С. 72-73. 


 Н.К. Рерих Зарево

 

Зарево

 

1931 г.
Картон, темпера. 23 x 35,5
Частная коллекция. Нью-Йорк, США.

 

 

«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка, около изваяния бельгийского льва, на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва. 

Король Альберт

Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущенные времена иметь перед собой такой ясный облик героя – рыцаря без страха и упрека, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа.

Человечество  должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше  время.

Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.

Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В  героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным написанием, но естественным гербом его славного щита.

И сейчас в пустыне Монгольской тоже является радость иметь возможность записать эти слова. Ведь в каждом добром начертании уже есть нечто зовущее, объединяющее и открывающее сердце. Мы должны быть признательны герою, который подвигом своим помогает нам открывать сердце и дружелюбно посмотреть в глаза соседа».

Рерих Н.К. «Король Альберт».  Листы Дневника. I т.  М.: МЦР. Бисан-Оазис. 1995. С. 486,487.

 1

 Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.

Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. (…)

В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, — словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР. 

Великий дар. О картине Н.К.Рериха «Зарево». // Восход. Журнал. № 4 (144). 2006.


 Н.К. Рерих София Премудрость

 

 

София Премудрость

1932 г.
 Холст, темпера 107,5х153
Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.

 

 

 Запечатлен Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии - Премудрости Божией. Пламенны крылья устремленной Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. (…) Благовествует Агни-Йога: первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем Сама Пречистая София - Премудрость...

Н.К. Рерих «Держава Света». О Вечном. − М.: 1994 г. С. 169-170.

 1

«...В 1932 году Рерих создает картину "София-Премудрость Божия", где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: «...ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее — огненного цвета, за спиною — два большие огневидные крыла, на голове — золотой кадуцей, в левой — закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы — золотой нимб, над ушами — тороки или "слухи"»,  кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: «крылья Софии — явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены — обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому». По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий».

Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила — воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии — диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира — три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово, " Αγιωζ" что значит “свято". Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.

Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора «предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения».

В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге "Держава света" в 1931 году было написано: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота».

Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово — это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «...и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как ...хозяйство и культура».

В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что «от нея же изыде огонь Божества». Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София».

Маточкин Е.П. «Н.К. Рерих и русский космизм». Часть I.


 

Н.К. Рерих Знамя Мира

Знамя Мира 

 1931 г.
 Холст, темпера. 57 x 197 
Местонахождение неизвестно.  Из собрания Ю.Н. Рериха

 

 

Сколько бы ни упоминать о восхищении и удивлении перед безымянным творчеством, раскинутым по всему лику земли, всё же каждый раз восхищаешься, видя новые примеры.

Когда на опасных горных перевалах вы находите гигантские изображения на скалах, кем-то трудолюбиво высеченные, каждый раз в вас проникает уважение к такому стихийно образованному творчеству. [...] 

Вы особенно ясно чувствуете, что такие творения вызваны какой-то глубокой потребностью. Труд, на них положенный, был священным трудом. Кому-то для нас неизвестному требовалось потратить свои силы и время, чтобы в самых неудобных иногда условиях оставить анонимный памятник в назидание каким-то неведомым путникам.

Н.К. Рерих "Безымянное".
Листы дневника. Т. 1  М.: Международный Центр Рерихов. 1995. С. 417-418.

Н.К. Рерих. Знак Троицы
 
 
Знак Троицы
 
1932 г.
Местонахождение неизвестно
 
 

Из письма Н.К. Рериха барону М.А. Таубе от 13 февраля 1932 г.:

«...Наконец-то я могу Вам послать... снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. ...Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Святотроицкой Сергиевой Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

 Рерих Н.К. Письма. Т. 1.  М.: Международный Центр Рерихов, 2018 г. С. 355-356.

  1

«...В гениальной "Троице" Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине «Знак Троицы» (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы - знак Знамени Мира с чашей Христа - славит гармонию высших сил и высшую любовь в ее жертвенном подвиге».

Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха //  Мир Огненный. Журнал № 4 (15). 1997. С. 78.


Главная →  Пакт Рериха и Знамя Мира    Опубликовано:  22.11.2021