Вершины духа
Картины Рериха вновь в Алматы
16 сентября в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева (ГМИК) состоялось открытие выставки работ великого русского художника Николая Константиновича Рериха.
В прошлом 2020 году был заключён Договор о сотрудничестве ГМИК с московским Государственным музеем искусств Востока (ГМВ) и эта выставка была запланирована. Мы ждали её. И вот сообщение – выставку привезли, развешивают. На сайте ГМИК появилась афиша об этом событии, рассылки полетели по социальным сетям и те, кто знают и любят творчество Н.К. Рериха в назначенное время собрались в Музее.
Удивила предельная скромность представления крупной международной выставки известного и почитаемого во всём мире художника, работы которого ценятся чрезвычайно высоко не только на аукционах, но главное - благодарными зрителями, которые видят в них глубину смыслов, философию жизни, красоту и свет несказанный. И даже те, кто ничего не знают о Рерихе, останавливаются перед его полотнами в изумлении от прикосновения к непознанному.
Удивил огромный баннер, на котором устроители по забывчивости, или по какой другой причине, не указали имя художника, автора работ, ограничившись лишь названием выставки «Вершины духа». Случай беспрецедентный.
Не было заметно присутствия средств массовой информации. Лишь немного позднее на одном из казахстанских бизнес-сайтов появился фоторепортаж с выставки. Из приглашённых лиц был лишь представитель акимата.
Но вот мы поднимаемся на третий этаж в зал Востока, в котором в 2011-2012 гг. проходила предыдущая выставка работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха из собрания Международного Центра Рерихов (МЦР). Зал после ремонта, новый дизайн, освещение и его эстетика создали достойный фон полотнам великого художника. Экспозиция выглядела великолепно.
На выставке представлено 49 работ Н.К. Рериха и одна С.Н. Рериха – портрет отца в тибетском одеянии на фоне четырёх женских фигур с дарами. Тематика картин обширная. Мы видим работы Гималайской серии, сюжеты Центрально-Азиатской экспедиции, евангельские фрагменты духовных подвигов Христа, Поход Чингис-хана, пирамиду Египта, Фудзияму, Гуру Камбала в горах Тибета, история которого сходна с историей Святого Меркурия Смоленского на Руси и другие. Многие из них воспроизводились в различных печатных источниках, но некоторые мы увидели впервые. На некоторых работах видна печать времени и неосторожного обращения, другие удивляют своей свежестью, прозрачностью тонов.
На рамах 14 картин закреплены потемневшие металлические пластины с фамилией автора, названием и другими необходимыми данными, в том числе обозначена их принадлежность к ГМВ. Такая идентификация была принята в крупных музеях СССР. Ещё на нескольких работах в точно таких же рамах видны отверстия в местах крепления аккуратно удалённых пластин.
Здесь следует вспомнить некоторые обстоятельства формирования собрания картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в ГМВ.
Коллекция Кэтрин Кэмпбелл.
В 1974 году, во время юбилейных торжеств в Москве по случаю столетия со дня рождения Н.К. Рериха Кэтрин Кэмпбелл, сотрудница Рерихов в Америке, оформляет дарственную в пользу СССР на 42 архитектурных этюда Н.К. Рериха. В 1977 году передает картины Н.К. Рериха русской серии, гималайского цикла, коллекцию восточной бронзы. В 1978 году – ещё 22 большие работы Н.К. Рериха и работы С.Н. Рериха, книги, фотографии, письма, дневники Рерихов и Л. Хорша, личные вещи Н.К. Рериха, большую коллекцию произведений искусства. Всего Кэтрин Кэмпбелл было передано в дар СССР 177 живописных и графических работ Н.К. Рериха и 16 С.Н. Рериха [1].
Коллекция С.Н. Рериха.
В 1978 году в СССР прибыла большая коллекция С.Н. Рериха, состоящая из работ отца и его собственных. Выставка с огромным успехом прошла во всех крупных городах Союза, в т.ч. в 1979 экспонировалась в г. Алма-Ате в ГМИК. Многие жители нашего города помнят это яркое культурное событие. После многочисленных турне и ряда учётных процедур коллекция была передана ГМВ и поставлена на временный учёт в 1989 году. В Индию, владельцу картин С.Н. Рериху, чиновники предпочли её не возвращать, несмотря на его многочисленные напоминания. Все его письма оставались без ответа.
30 января 1993 года Святослав Николаевич оставляет наш мир, но перед уходом оформляет Завещательное распоряжение, в котором передаёт права на владение, в том числе и коллекцией из 288 картин, осевшей в ГМВ, Международному Центру Рерихов, общественной организации, им же основанной. Примечательно, что уже 25 февраля 1993 года все эти картины стремительно были переведены на постоянное хранение в фондах ГМВ. Пиратская операция по захвату чужого имущества огромной ценности была проведена оперативно и успешно.
МЦР в судах настойчиво доказывал своё законное право на владение коллекцией С.Н. Рериха, предоставляя неопровержимые доказательства. Суды принимали сторону МЦР, но позже странно меняли своё решение на противоположное. К сожалению, так бывает. Ходили непроверенные слухи, что в фондах работают художники, пишут копии работ Н.К. Рериха. Все попытки общественности организовать независимую проверку количества и состояния коллекции С.Н. Рериха пресекались. Но зато удалось выяснить, что список картин уменьшился с 288 до 282, формат многих не соответствует первоначальным спискам, названия изменены или объединены [2].
Коллекция Международного Центра Рерихов.
В 1990 году, находясь в Индии, С.Н. Рерих передал в Россию бесценное наследие своей семьи – картины свои и отца, архивы, коллекции, библиотеку, дар огромной культурной ценности и выступил инициатором создания общественного Музея имени Н.К. Рериха как структурного подразделения МЦР. Общественный Музей располагался в центре Москвы в старинной Усадьбе Лопухиных, памятнике архитектуры 17-19 вв. Музей успешно работал, вел культурную и научную деятельность, был широко известен, пользовался огромной популярностью. Но в 2017 году его работа была прекращена в связи с незаконным захватом наследия Рерихов и Усадьбы Лопухиных сотрудниками ГМВ при непосредственной поддержке силовых структур и Министерства культуры РФ. Уникальная экспозиция была разрушена, дорогостоящее музейное оборудование преднамеренно повреждено, фонды, включая картины, перемещены без составления описей в ГМВ [3]. Вторая пиратская операция также прошла успешно.
Фото: inbusiness.kz
Зная источники появления работ Рерихов в ГМВ, мы не просто любовались прекрасными работами великого мастера, но и пытались понять их первоначальную принадлежность. Конечно, для ответов на все вопросы нужен анализ доступных документов, сверка списков и так далее, но уже при беглом осмотре видно, что 14 работ, о которых мы говорили выше, скорее всего, из коллекции Кэтрин Кэмпбел, возможно и несколько других в похожих рамах со следами снятого крепления. Принадлежность Гималайской серии нужно проверять, они были во всех трёх коллекциях. Остальные картины предположительно из коллекции С.Н. Рериха. Но вот несколько – «Гуру Камбала», «Портрет Ламы», «Знаки (Монгольское чудо)», «Огни на Ганге», «Пирамида» определённо из коллекции С.Н. Рериха. Той самой, незаконное владение которой Международный Центр Рерихов оспаривает у Музея Востока.
Выставка будет открыта для посетителей до 31 октября.
Приглашаем всех жителей и гостей нашего города обязательно её увидеть. Для каждого из нас это незабываемая возможность прикоснуться к творчеству великого мастера, увидеть мир его глазами, понять философию смыслов, которые он передавал художественными средствами, насладиться светом его полотен.
Для справки. Это уже 5-я выставка работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в Алматы. Первая, как мы уже упоминали выше, была в 1979 году. Следующие три в 1998, 2007, 2011-2012 гг. из собрания Международного Центра Рерихов [4] и фондов того самого общественного Музея, который так варварски был уничтожен административным ресурсом чиновников Минкульта РФ и сотрудниками ГМВ.
Глущенко Л.И.
2021 г.
СМИ Казахстана о выставке картин Н.К. Рериха "Вершины духа"
Выставка Николая Константиновича Рериха "Вершины духа". Сайт Музея искусств им. А. Кастеева, Республики Казахстан.
Возносясь на "Вершины духа". Максим Морозов. Сайт inbusiness.kz
В Алматы открылась выставка знаменитого философа-мистика Николая Рериха. Ольга Зорина. Сайт МK-Казахстан
Выставка "Вершины духа". Сайт sxodim.com
В Алматы открылась выставка Николая Рериха. Сайт esquire.kz
Ссылки
1. О.В. Румянцева. Щедрый дар. Коллекция Рерихов из собрания К. Кэмпбелл в Государственном музее Востока. – М.: 2013 г. С. 35-36.
2. А.В. Стеценко. Правда о коллекции С.Н. Рериха./ Международный Центр Рерихов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://icr.su/rus/protection/heritage/truth/stecenko_truth/index.php (дата обращения 22.09.2021).
3. Музей, который нужен миру. / Сердце Азии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/muzej-kotoryj-nuzhen-miru.htm (дата обращения 22.09.2021).
4. Искусство Рерихов в Казахстане. / Сердце Азии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/iskusstvo-rerihov-v-kazahstane.htm (дата обращения 22.09.2021).
Главная > Рерихи и современность > Рериховское движение в Казахстане и Центральной Азии Опубликовано: 24.09.2021