Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.Богдана Соколова,

кандидат культурологии, ведущий редактор
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,
ученый секретарь Междисциплинарного объединения
«Научная школа Л.В. Шапошниковой» (Россия, г. Москва) 
 

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 

"В грозе и молнии".

Героизм и подвиг в очерках

Н.К. Рериха военных лет

 

Аннотация. В статье рассматриваются литературно-философское очерки Н.К. Рериха, посвященные самоотверженному героизму русского народа в Великой Отечественной войне. Показана и проанализирована центральная роль героических категорий в данных очерках. Ставится акцент на том, что труд на общее благо преображает сущность человека и продвигает его эволюцию.

Ключевые слова: героизм, подвиг, Рерих, Великая Отечественная война, русский народ, победа, будущее. 


О научном, литературном, художественном творчестве Николая Константиновича Рериха написано немало, но со временем в нем раскрываются все новые и новые грани. В наши дни формируется направление в рериховедении, которое предполагает исследование метаисторических действий и прозрений этого великого русского художника, ученого, мыслителя. Начало таким исследованиям положили работы историка и философа Л.В. Шапошниковой, которая определяла метаисторию как духовно-творческую составляющую исторического процесса, согласованную с космической эволюцией. Внешний, видимый, поток земной истории, по мысли Людмилы Васильевны, имеет внутренний духовный стержень, который питают непреходящие ценности: высокие знания, красота, героизм, нравственность и другое. Формирование метаисторического процесса на нашей планете – это явление глобальное, и происходит оно различными путями. Среди высокодуховных, самоотверженных личностей – ученых, государственных деятелей и деятелей искусства, мыслителей, подвижников – есть те, кого называют творцами метаистории. Одним из них был Николай Рерих.  

На вышке

Он творил метаисторию высокой энергетикой своих художественных полотен и мыслей, кристаллизованных в форме философских очерков и статей, листов путевого дневника и стихотворений. Этот процесс шел на протяжении всей его жизни и особенно напряженным был в годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба его Родины. Тяжелейшие военные годы оказались в то же время уникальным периодом, когда состоялось важнейшее и редкое эволюционное действо – синтез метаисторического и исторического процессов. Как пишет Л.В. Шапошникова, оба процесса стали объединяться и вырабатывать энергетику, необходимую для борьбы света с тьмой [1, с. 377]. В этом объединении, которое положило конец войне и привело планету к миру, особую роль сыграли насыщенные высокой энергетикой картины Н.К. Рериха, созданные в те годы. «Именно его картины, – отмечает Л.В. Шапошникова, – могли в значительной мере усилить метаисторическую часть земного исторического процесса» [1, с. 378]. Огненная энергетика картин Рериха сливалась с энергетикой героических усилий русского народа, свершавшего самоотверженные подвиги, и помогала идти к победе.


Н.К. Рерих. Партизаны. 1943 г. Н.К. Рерих. Ковка меча. 1941 г.

Н.К. Рерих. Партизаны 1943 г. Xолст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Россия 
Н.К. Рерих. Ковка меча. 1941 г. Холст, темпера. 92×93. Государственный Русский музей, Россия 

 В годы войны Рерих создавал не только картины. В те страшные и тяжелые дни он писал очерки, емкие, чеканные как формулы и стремительные как полет светлой мысли. Центральное место в них занимали культура, красота, героизм, подвиг, знания, добро, любовь – именно эти понятия лежат в основе метаистории, через них она реализуется, слагает свои пути, опираясь на их высокую энергетику. Мыслитель не случайно напитывал ими пространство, призывал к ним, прекрасно понимая, как они были необходимы в то время.  К одному и тому же метаисторическому явлению он обращался не единожды, как бы рассматривал его с разных сторон, раскрывал те или иные аспекты, углублял понимание. Схожий, спиральный, принцип раскрытия знаний заложен в книгах философской системы Живой Этики, идеи которой пронизывает все наследие Рерихов.

Творчество Николая Константиновича в военные годы протекало в Гималаях, но удаленность от Родины не мешала художнику помогать ей в тяжелой борьбе и поддерживать в испытаниях, которые выпали на ее долю. Всеми силами своей души, огненным напряжением сердца он ощущал страдания русского народа, записывал «Быть бы с ними!» [2, с. 22] и посылал из Гималаев сердечный привет. Символичен очерк Рериха «На вышке» (22 июня 1944 года): холодный, пронзительный ветер, глубокое молчаливое одиночество и нужнейший дозор для спасения многих жизней. На таком неусыпном дозоре стоял и сам великий художник. 

Подвиг

Предчувствуя надвигающуюся беду, 24 июня 1936 года Рерих пишет статью «Оборона», в которой показывает любовь к Родине как исток светлого устремления к подвигу. Слово «подвиг» Рерих осмысливает как понятие многогранное, заключающее в себе движение, преуспеяние и неустанное созидание. 28 июля 1941 года, позади тридцать семь дней войны – и вновь стучится мысль о подвиге в статье «В грозе и молнии». «В грозе и молнии рождаются герои», – пишет мыслитель, отдавая дань суровой напряженности как необходимому условию для проявления героизма и подвига. Призыв к подвигу, словно набат, звучит в статье «Голод» (4 сентября 1941 года). Страшнее физического голода – голод сердец, пишет Рерих. Он спрашивает: как спастись от гибельного духовного голода? – и отвечает: «Подвиг, подвиг, подвиг».

Знаменитая статья «Подвиг» написана в 1942 году. В небольшом по объему очерке Рерих дает фундаментальную характеристику понятия «подвиг», раскрывает его уникальность, глубину смысла и обращает внимание на то, что ни один европейский язык не вложил в это слово такой «всезавершающей мысли», как русский: «Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину “подвиг”» [2, с. 27]. В переломном году Сталинградской битвы Рерих особо выделил одно из значений этого многомерного понятия, подчеркнув: «“Подвиг” … означает знание, знание, знание» [2, с. 27]. А ведь именно знания являются одной из главных основ продвижения человечества по лестнице космической эволюции. Глубину рериховского подхода к определению слова «подвиг» оценил Дмитрий Лихачев, обратив внимание на то, что в самом корне этого слова как бы «застряло движение»: «“по-двиг”, то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное» [3, с. 10–11]. Подвиг, утверждал Рерих, «означает больше, чем движение вперед» [2, с. 27]. Возможно, под «бόльшим» он имел ввиду движение вверх, и тогда подвиг будет близок к понятию эволюции.


Н.К. Рерих. Богатыри проснулись. 1940 г. Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1938 г.

Н.К. Рерих. Богатыри проснулись. 1940 г. Холст, темпера. 91,4 х 152. Академия искусств и культуры им. Бирлы. Калькутта, штат Западная Бенгалия, Индия.
Настасья Микулична. 1938. Холст, темпера. 92 x 152.8. Новосибирский государственный художественный музей.

К подвигу Рерих вновь обращается в статье «Крылья победы», где говорит о том, что подвиг русского народа требует летописца. В этой статье, написанной 20 сентября 1943 года, радостные ноты связаны с устойчивым предчувствием великой победы. Восхищаясь героическим призывом «Огонь – на меня!», Рерих пишет одноименный очерк (20 октября 1943 года), посвященный самоотверженному подвигу русского солдата. 8 августа 1944 года в очерке «Прекрасный путь» он снова показывает мощь русского народа, взращенную великим подвигом. «Прекрасен путь народа русского» [2, с. 41], ибо этот народ, преодолевая трудности, мыслит о культуре, ценит славное прошлое, возносит своих героев, являет высшее самопожертвование. 

Герои

Подчеркивая важнейшее значение героизма, Рерих пишет две статьи с одинаковым названием «Герои», одну в начале войны, в 1941 году, другую почти в конце – в 1944-м. Первый очерк посвящен культуре, ее важнейшему значению в жизни общества и каждого человека. Рерих тонко показывает глубокую внутреннюю связь героизма и культуры, утверждая, что герои «культурны в своих великих подвигах» [2, с. 22]. Во втором очерке он предлагает учредить почетное звание – герои Культуры, которых надо почитать наравне с военными героями.

«Истинно, спасение народного достояния есть подлинный подвиг. Имена таких подвижников должны быть широко отмечены и сохранены для потомства. Пусть все почитают тех, кто с опасностью потрудился в спасении и охране культурных сокровищ. <…> Пусть, пусть все ценные труженики будут почтены как герои Культуры» [2, с. 41].

Это – важное понятие, поскольку героизм и культура, действительно, тесно связаны: можно сказать, что героизм – это степень развития внутренней культуры человека, которая представляет собой выражение его духа. И то, и другое явление имеет отношение к духовному сердцу человека. Не случайно героизму посвящен очерк «Сердце», написанный накануне великой Победы 17 февраля 1945 года. Сердце теснейшим образом связано с подвигом, именно в нем заложены героические качества, развитие которых открывает для человека-микрокосма огромные возможности.

Почти в каждой статье Рериха предвоенных и военных лет звучат героические понятия – подвиг, самоотверженность, общее благо, мужество и многие другие. В самое напряженное военное время он размышляет о характерных чертах героя – любовь к ближнему, помощь угнетенным, ласковость и дружелюбие, чувство красоты и осознание ценности труда. Эти размышления были не случайны и имели свой смысл: донести до людей важнейшее, эволюционное, значение героизма. Рерих понимал, что героизм – это явление не обычное, оно представляет собой возможность накопления высокой энергетики, необходимой для борьбы с тьмой. Воспевать героизм, утверждать его было особенно актуально, когда полчища этой тьмы двигались по земле Родины. Но не только спасение от тьмы, а и дальнейшее восхождение человечества связано с развитием героических качеств – самоотверженности, мужества, стремления к общему благу. «Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс…», – пишет Рерих в статье «Подвиг» [2, с. 27]. Бескорыстный труд преображает  самого человека, помогая ему в восхождении и совершенствовании своей природы. Закон общего блага – один из великих космических законов, следование которому дает возможность человеку достичь даже таких высот, как сотрудник космических сил. О том, что деятельность, направленная на общее благо, эволюционна в своей основе, Рерих непрестанно говорит в своих очерках, стремясь донести до людей эту, казалось бы, простую и естественную истину. 

«Русскому народу не страшны испытания…»

«…Пришло время возвысить народы, помыслившие об общем благе» [2, с. 36], – это в первую очередь сказано о русском народе, освобождавшем Будапешт и Вену, Прагу и Варшаву, Софию и Берлин, кровью и пόтом доказавшем свою преданность общему благу. Героизм искони был присущ менталитету русского народа, мужество и самоотверженность были теми качествами, которые испокон веков воспитывали в народе его Учителя и подвижники. Русский народ прошел тяжелейшие испытания, в которых обрел важнейший опыт и выработал необходимые эволюционные качества. Именно поэтому, как утверждал Рерих, «русскому народу не страшны испытания, претворятся они в достижения» [2, с. 22]. Каждое испытание возвышает народную душу, дает новые силы, новые возможности и новые качества. Об этих прекрасных качествах своего народа Рерих с гордостью пишет в очерках военных лет: священная любовь к Родине, жертвенная самоотверженность, необыкновенное мужество, великое добро, духовное благородство, готовность прийти на помощь другим народам, высокое творчество и неустанное трудолюбие. 


Н.К. Рерих. Единоборство Мстислава с Редедей. 1943 г.

Н.К. Рерих. Единоборство Мстислава с Редедей. 1943. Xолст, темпера. 57 х 123. Государственный Русский музей.


Именно героические качества и духовность русского народа сделали его непобедимым. Несокрушимая энергия чувства самоотверженности выковала мощь народного духа, не покорившегося ни одному захватчику. Рерих не просто верил в победу своего народа, знание законов истории и метаистории дало ему понимание неизбежности этой победы. Еще 10 июня 1940 года он пишет пророческий очерк «Не замай!», в котором звучит предупреждение:

«Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. <…> История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала “Не замай!”» [2, с. 18–19].

«Не замай!» – звучит как заклинание, повторяясь в очерках «Слава» (4 февраля 1943 года), «Респице финем!»1 (20 июля 1943 года), «Вперед». «В истории запечатлены потрясающие примеры, как были поражаемы враги русского народа, – размышляет Николай Константинович. – Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно бы написать целую поучительную книгу» [2, с. 30].

Вера в то, что героическому русскому народу предстоит великий путь, пронизывала все творчество Николая Рериха. В очерках военных лет эта сконцентрированная вера перерастает в пророческую уверенность:

«Даже закоренелые в предрассудках поняли, что мировая мощь зиждется на русской мощи. “Разве не зришь, как нагнетается ось мировая?” – спрашивал Виргилий. Тогда поэт не мог знать, что лишь образовывался народ, которому суждено будущее. И какое славное будущее!» [2, с. 19–20]

Крылья победы

Будущее…  Можно сказать, что это тоже метаисторическая категория. Верой в будущее овеяна почти каждая страница военных очерков Рериха, оно запечатлено в их названиях: «О будущем» (21 февраля 1943 года), «К будущему» (1944). Это будущее светлое, доброе, творческое, насыщенное вдохновенным трудом на общее благо и основанное на справедливости и сотрудничестве народов планеты. К нему стремится поток эволюции, о нем мы не должны переставать думать и мысленно устремляться к нему даже в самое тяжелое время, потому что именно так можно приблизить его. Это устремление можно выразить емким словом – «Вперед!» Так называется очерк, написанный Н.К. Рерихом в символическую дату, в день Учителя, 24 марта 1945 года. Он посвящен необоримой мощи русского народа и заканчивается таинственной фразой:

«За тысячью туманов есть гора, где человек человеку не враг, но друг» [2, с. 44].

Не  то ли это легендарное пространство, к которому на протяжении столетий стремятся сердца и мысли миллионов людей Востока? Согласно легендам, в Гималайских горах существует Заповедная Страна – источник метаисторической информации. Народы Азии верят, что именно там реализовано то прекрасное будущее, которое еще только предстоит реализовать на Земле. Из этой обители идут высокие знания, формирующие духовную часть земного исторического процесса. Эти знания несут Великие Учителя человечества в обликах героев, подвижников, мудрецов, всех тех, кто в разное время творил метаисторический процесс планеты. Как считает Л.В. Шапошникова, именно Гималаи, как космический и духовный центр Земли, были источником высокой энергетики, которая помогала творить победу в Великой Отечественной войне [1]. Может быть, слова Рериха о таинственной горе были указанием на то, откуда шла помощь русскому народу в его великой и долгожданной победе.

«Победа! Победа! И сколько побед впереди!» [2, с. 46].

Статья опубликована в сборнике: Стремление к прекрасному – путь эволюции: материалы Международной научно-общественной конференции 17 октября 2020 г. – Иркутск: Репроцентр +, 2021. – С. 75–82.


Список библиографических ссылок 

1. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К. Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, 2013.

2. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М.: Международный Центр Рерихов, 1994.

3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. 

© Соколова Б. Ю., 2021 г.


1  «Помни о конце» (лат.)


 Главная   >   Журнал "Восхождение"   >   О творческом наследии семьи Рерихов     Опубликовано: 9.07.2021