Провозвестница философии
Космической реальности
Аннотация. Раскрываются основные вехи многогранной подвижнической деятельности крупнейшего русского философа и учёного — Елены Ивановны Рерих, выступившей одним из ведущих основателей нового космического мышления. Показано, что ключевое место в процессе зарождения и длительного развития космического мышления, или космизма, занимает главный труд жизни Е. И. Рерих — Живая Этика, в XXI веке именуемая учёными философией космической реальности. Освещается актуальность космического мышления, или космизма, для науки третьего тысячелетия.
Ключевые слова: Рерих, космическое мышление, космизм, Живая Этика, Урусвати, культура.
Жизнь становится, от раннего утра и до вечера, истинно трудовою, — и всё на пользу человечества. Ведётся обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды и всё это в удивительной неутомимости духа. … Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательности и строительстве, нужно иметь пред собою всей молодёжи.
Н. К. Рерих. «Великий Облик»
В облике удивительной русской женщины, Елены Ивановны Рерих (1879–1955), соединилось очень многое: крупнейший философ, учёный, публицист, блестящий переводчик и талантливый музыкант. Она была признанной красавицей, любящей и заботливой женой, матерью двоих сыновей, ставших гордостью российской культуры и науки — Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов. Её внутренний мир был наполнен высокими нравственными ориентирами, а весь её облик излучал огромную духовную силу.
В семье Рерихов именно Елена Ивановна была ведущей, что в красивых и возвышенных образах неоднократно запечатлел в своём литературном и художественном наследии её супруг — Николай Константинович Рерих. При этом широкому кругу специалистов, изучающих эволюцию научно-философской мысли ХХ века, традиционно в большей мере известно имя Н. К. Рериха — выдающегося историка и художника, мыслителя и писателя, путешественника и общественного деятеля. Значительная же творческая работа его жены и многолетнего сподвижника во многом ещё остаётся в тени. Такое положение дел в немалой степени является следствием многолетнего замалчивания всего того, что относилось к работе и достижениям семьи Рерихов. Это было обусловлено тем идеологическим контролем, который был развит в своё время на родине этой семьи и который самым негативным образом отразился на творческом наследии многих выдающихся деятелей ХХ века.
Каждый из супругов, являясь глубокой индивидуальностью, работал над решением своих задач. Но в определённом смысле деятельность Е. И. Рерих и Н. К. Рериха разделить практически невозможно, что всегда необходимо учитывать. В своей мере это относится и к художественной работе Николая Константиновича. По прошествии многих лет совместной жизни, в 1941 году, Н. К. Рерих записывал:
«Сорок лет — немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское» [8, с. 460].
Старинное слово «другиня» очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Трудно назвать какую-либо область деятельности Николая Константиновича, где бы ни присутствовали её творческое вдохновляющее начало и поддержка. Она принимала активное участие в масштабной международной общественной деятельности Н. К. Рериха по защите ценностей культуры, в организованной и проведённой им знаменитой Центрально-Азиатской научной экспедиции (1924–1928 гг.), в которой Елена Ивановна была первой русской женщиной, прошедшей сложнейший и во многом опасный путь длиной в двадцать пять тысяч километров по тропам Внутренней Азии. Николай Константинович записывал:
«На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера» [7, с. 29].
Вообще, это был крепкий и во многом уникальный творческий коллектив взаимодополнявших друг друга людей, объединённых работой во имя нашего лучшего будущего. И это — не преувеличение. Дело в том, что Елена Ивановна и Николай Константинович внесли огромный вклад в формирование нового научного мышления и нового космического мировоззрения в целом; их наследие открывает необъятные рубежи для дальнейшего осмысления единой системы человек – планета – Космос.
Сам процесс формирования космического мышления начался на рубеже XIX–XX веков, и, будучи довольно длительным, включает нашу современность. В нём приняли участие выдающиеся учёные-космисты, философы, деятели искусства. Космическое мировоззрение имеет большую степень актуальности, ибо предоставляет возможность целостного познания мира и человека, их нераздельного единства, взаимопроникновения, отражённого, в частности, в многочисленных космических законах и эволюционных механизмах. Одной из главных культурно-исторических особенностей космического мышления, определившихся в начале ХХ столетия, является формирование новой системы познания на основе синтеза эмпирического научного и метанаучного (постижение человеком объектов и явлений через свой внутренний мир) способов познания. Русские учёные и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая устаревшее социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные подходы в экспериментальном способе познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. Этот способ познания сейчас принято называть метанаучным. Надо подчеркнуть, что в пространстве космического мышления формируется новая научная картина мира и, соответственно, новая парадигма человека. Под воздействием новейших открытий и выдвинутых гипотез (особенно это относится к астрофизике, космологии и теоретической физике) прежняя научная картина мира испытывает значительную трансформацию, что в свою очередь требует новых философских оснований науки.
Ключевое место в процессе зарождения и развития нового космического мышления занимает философская система Живой Этики, содержащая основы новой теории познания и его методологию. Работе над книгами Живой Этики, которые были созданы в сотрудничестве с уникальной группой Великих Учителей Востока — Махатмами (санскр. — «Великая Душа»), Е. И. Рерих посвятила более тридцати лет жизни (1920–1955 гг.). Этот четырнадцатитомный труд является своего рода стержнем многогранного наследия семьи Рерихов, в том числе и художественных работ Николая Константиновича. Без Живой Этики невозможно понять ни научно-философское, ни художественное наследие этой семьи. Не смотря на это, на протяжении многих лет не столь давнего прошлого нашей истории некоторые идеологи старались обособить художественное творчество Н. К. Рериха от философии Живой Этики, идеями которой это творчество полностью пронизано. Данный подход создавал немало трудностей в искусствоведческой интерпретации полотен художника. Последствия этого ощущаются и по сей день.
Живая Этика несёт в себе новую систему познания, представленную синтезом основных способов познания — эмпирического научного и метанаучного, о которых говорилось выше. Кроме того, она включает синтез древних и современных знаний, накопленных как Западом, так и Востоком. Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придаётся большое значение. Не случайно крупнейший исследователь этой философии, выдающийся учёный и мыслитель-космист современности Людмила Васильевна Шапошникова в одной из своих работ отмечает, что идеи Живой Этики оказались созвучными научным достижениям самых выдающихся учёных ХХ века [9, с. 319]. Живая Этика отразила суть энергетического мировоззрения и содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества; её роль в формировании нового космического мышления, новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы очень значительна. В наши дни идеи Живой Этики неотвратимо входят в научный оборот, в частности, они уже используются в философии, истории, культурологии, физике, астрофизике, педагогике и других областях знания.
Здесь хотелось бы привести хотя бы несколько высказываний учёных о философской системе Живой Этики.
Академик РАН, президент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского А. С. Коротеев:
«Теоретическую базу для научного подхода к изучению космических законов, к пониманию хода космической эволюции человечества, особенностей, причин и роли человека в её сложнейших процессах даёт философия Космической Реальности, изложенная в… книгах монографии, известной как Живая Этика. Эта работа Рерихов… даёт изложение основных принципов нового, космического, мышления» [1, с. 34].
Академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Европейского союза по культурному наследию («Europa Nostra Awards», 2010) Л. В. Шапошникова:
«Живая Этика была завершающим этапом в формировании нового космического мироощущения… Её связь с новой философской и научной мыслью очевидна и несомненна» [10, с. 37]. «Живая Этика не ограничивает свою систему познания только общими научно-философскими вопросами. Она включает в себя, что особенно важно, и проблемы социального бытия человека, протягивая вполне зримые нити между Великими законами Космоса и закономерностями исторического развития человечества. Именно Живая Этика даёт нам ту методологию, на основе которой возможно будет выявить истинные законы развития человеческого общества» [10, с. 159–160].
Вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики, академик В. М. Плоских, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики В. И. Нифадьев:
«Важную роль в процессе обновления мышления сыграли труды выдающихся российских художников, учёных, философов, создателей космизма. Среди них почётное место занимают имена Рерихов. Новая мировоззренческая парадигма, космическое мышление сформировались как система познания, во многом опираясь на феномен Живой Этики — научно-философской системы, объединяющей разные уровни реальности в единое целое: человека и планету, планету и космос, микрокосм и макрокосм» [1, с. 35–36].
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре Е. Г. Драпеко:
«При внимательном рассмотрении обнаруживается, что Пакт Рериха и философское Учение Живой Этики объединены общими эволюционными идеями и их можно рассматривать в культурном контексте как единое целое. Если Пакт является юридическим документом, устанавливающим правила отношения к ценностям культуры, то учение Живой Этики формулирует этические основы бытия, позволяющие понять глубинный смысл культуры, выработать правильное к ней отношение и сохранить её для будущего» [2].
Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, президент Международной лиги Защиты Культуры В. М. Афанасьев:
«Культура — одно из основополагающих понятий в философской системе Живой Этики. Николай Константинович Рерих в одной из своих статей называет Культуру научным, подчёркиваю научным, и вдохновенным приближением к разрешению проблем человечества» [1, с. 29].
Надо подчеркнуть, что Е. И. Рерих явилась одним из ведущих основателей нового космического мышления. Её труды содержат в себе свод знаний об особенностях и основах космической эволюции человечества, неотъемлемости этой эволюции от механизмов развития всей энергетической системы Мироздания, о тех космических законах, которые пронизывают все уровни этой системы, о природе материи, её многомерности, о том, что последнюю несёт в своей сложной структуре сам человек. Не случайно главный труд её жизни — Живая Этика — ныне именуется учёными «философией космической реальности».
Это определение Живой Этики («философия космической реальности») ввела в научный оборот Л. В. Шапошникова в своём одноимённом программном труде, впервые изданном в 2003 году как предисловие к новому изданию томов данной философской системы. Нельзя не заметить, что сейчас существуют попытки неоправданного переосмысления этого авторского термина Л. В. Шапошниковой, придания ему иного, более широкого толкования, чем заведомо вводится путаница, и неизбежно возникают искажения его изначального смысла. Между тем термин «философия космической реальности» относится только к Живой Этике, чему есть немало подтверждений в работах самой Л. В. Шапошниковой. Безответственные же лица, допускающие его искажение, не желают учитывать даже тот факт, что это — авторский термин, не подлежащий какому-либо изменению. В целом, это вопрос научной этики и уровня внутренней культуры конкретного человека.
Помимо работы над книгами философии Живой Этики Е. И. Рерих проявила свой талант как учёный-практик и в иных областях. При этом, многогранная деятельность Е. И. Рерих как учёного остаётся ещёпочти не изученной, хотя поле для этого достаточно плодотворно. Так, помимо вышесказанного, это и её работа на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, по окончании которой Елена Ивановна становится президентом-основателем Гималайского Института научных исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии в древней долине Куллу (предгорья Западных Гималаев). Нельзя не отметить энциклопедическую широту познаний и потрясающую работоспособность этой удивительной женщины. Её знания охватывали такие сферы, как философия и мировая культура, естествознание и литература, музыка и живопись, иностранные языки и педагогика, космология и медицина, изучение свойств человека и т. д. Это позволяло ей быть в курсе всех научных проблем Института и осуществлять руководство его отделами, в том числе и на уровне концепций. Институт включал отделы: археологический, естественных наук, медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок, которые, в свою очередь, включали подразделения. Во многом это было учреждение нового типа, ориентированное в основном не на кабинетные исследования, а на экспедиционную практическую работу. В основу его деятельности были положены синтез, подвижность, широта способов познания, а также такой важнейший для науки принцип, как нравственность. «Урусвати» развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. Среди них Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке. Институт включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди имён, связанных с Гималайским Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии: А. Эйнштейна, Р. Милликана, Л. де Бройля, а также других видных деятелей науки и искусства, таких как Н. И. Вавилов, С. И. Метальников, Ч. Раман, Р. Тагор, Ч. Ланман, С. Гедин, Р. Чаттерджи и другие.
Название Института — «Урусвати» — в переводе с санскрита значит «Свет Утренней Звезды». Так Учителя, с которыми сотрудничали Рерихи, называли Елену Ивановну. То, что её именем был назван Институт, очень показательно, так как Е. И. Рерих, по существу, заложила основы новой, одухотворённой науки и наметила магистральные пути её развития. Смыл понятия «одухотворённая наука» имеет два важнейших аспекта. Первый — это нравственные основы в науке, второй — связан с познавательными возможностями духа через внутренний мир человека, то есть с метанаучным познанием. И тот, и другой аспект неотъемлемы от такого главного явления в эволюционном развитии человечества, как культура. Это явление занимает одно из ведущих мест в Живой Этике и проходит через многие страницы обширного эпистолярного наследия Елены Ивановны. Образно говоря, Е. И. Рерих была как бы душой Гималайского Института, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки.
Особо необходимо сказать о такой важной грани деятельности Е. И. Рерих, как её вклад в дело международной защиты культурного достояния человечества, в движение Знамени Мира — Знамени Культуры. Это Знамя (три рубиновых круга в окружности на белом фоне) стало символом специального международного Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», который был подписан рядом стран в 1935 г. Инициатором Договора выступил Н. К. Рерих. При этом, как уже отмечали исследователи, вклад самой Е. И. Рерих в утверждение идей Знамени Мира особенно не исследовался (см.: [3, с. 52]). Основываясь на эпистолярном наследии Елены Ивановны, письмах деятелей рериховского культурного движения, материалах заседаний членов правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и других архивных данных, Т. О. Книжник отмечает: «можно с полной уверенностью утверждать, что без её [Е. И. Рерих. — В. С.] активной деятельности выход движения [Знамени Мира и Пакта по защите культуры. — В. С.] на международную арену был бы невозможен» [3, с. 54].
В начале 30-х годов Е. И. Рерих пишет о Всемирной Лиге Культуры, которая должна основываться на широком объединении различных организаций и которая вместит целый ряд отделов (науки, искусства, духовного совершенствования, материнства и воспитания, кооперации и промышленности, охраны и безопасности, здравоохранения, землеустройства и строительства и др.). Елена Ивановна снова возвращается к этому строительному мировому движению сразу же после второй мировой войны, в 1946 г. «События помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу, – отмечала она. – Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира» [6, с. 297]. Слова о «последнем прибежище» имели под собой самые веские основания.
Также Е. И. Рерих основала Всемирное Единение Женщин с целью объединения тех женщин, которые готовы привнести в жизнь высокую культуру и духовность. Всё будущее — в культуре, считала Елена Ивановна. «Культурные идеи ведут и спасают человечество!», — писала она [5, с. 95]. Е. И. Рерих чётко и обоснованно разделяла по смыслу понятия «культура» и «цивилизация». Когда вторая мировая война подходила к концу, она отмечала сколь недопустимо игнорировать великое понятие культуры, которая до войны была во многом в плачевном состоянии. Человечество же отдавало предпочтение чисто внешнему — цивилизации, предоставление первенства которой может вести к «беспощадной механизации жизни и сердца человеческого» [4, с. 40]. Конечно, Е. И. Рерих не отрицала цивилизацию как таковую, а говорила лишь о большой опасности забвения приоритета духа. Когда обесцениваются нравственные основы, когда с лица земли уходят культурные памятники, то вместе с этим уходит и основание самой цивилизации. Как показывает исторический опыт, именно в глубинах бездуховной цивилизации начинают срабатывать механизмы самоуничтожения, и все потрясения прошлого и начала нынешнего веков — тому яркий пример. Как своевременны слова Е. И. Рерих: «Теперь черёд за Культурой, но пусть она будет понята во всей её утончённости и красоте» [4, с. 40]. Культуру она рассматривала как основу самой сущности человека, его космической эволюции, а также процветания страны и существования планеты в целом.
В будущем нам предстоит ещё многое открыть для себя из необъятного наследия этой Великой Женщины. Немалое количество трудов Елены Ивановны Рерих ещё не опубликовано — они ждут своего часа. Но даже то, что уже приоткрыто, свидетельствует о нераздельности сути её огромной работы и судеб человечества, о том, что значение её духовного опыта и героического творчества с каждым годом будет всё более возрастать.
Статья опубликована в сборнике:
Стремление к прекрасному — путь эволюции: материалы Международной научно-общественной конференции 17 октября 2020 г. — Иркутск: Репроцентр +, 2021. — С. 49–60.
Список библиографических ссылок
1. Живая Этика и наука: материалы междунар. науч. конф. 2007. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2008. — 760 с.
2. Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции: материалы Международной научно-общественной конференции. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2012 [Электронный ресурс] // Междунар. Центр Рерихов: сайт. — Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2415 (дата обращения: 22.02.2020).
3. Книжник Т. О. Личный вклад Е. И. Рерих в движение Знамени Мира // Культура и время. — 2005. — № 4 — С. 52–61.
4. “Позвольте мне сойти с пьедестала…”. Пять неопубликованных писем Е. И. Рерих с предисловием Л. В. Шапошниковой // Мир Огненный. — 1996. — № 1. — С. 26–43.
5. Рерих Е. И. Письма. В 9 т. Т. 1 (1919–1933) / Ред.-сост. Т. О. Книжник. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 1999. — 432 с.
6. Рерих Е. И. У порога Нового Мира / Сост.: Н. Г. Михайлова. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. — 464 с.
7. Рерих Н. К. Зажигайте сердца / сост.: И. Богданова. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 192 с.
8. Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. (1936–1941). — М.: Междунар. Центр Рерихов, 1995. — 512 с.
9. Шапошникова Л. В. Мудрость веков: сб. статей. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 1996. — 480 с.
10. Шапошникова Л. В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Живая Этика. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2003. — С. 5–165.
© Соколов В. Г., 2021 г.
Главная > Живая Этика - философия Космической реальности > Опубликовано: 8.07.2021