Н.К. Рерих Песнь водопада

 

 

Урок музыки – урок духовного воспитания 

 

 

Глубокий кюй, будто слова мудреца,
Когда слушаешь, поднимается дух человека.
Абай Кунанбаев
 
Прекрасное пробуждает доброе.

Д.Б. Кабалевский 

В каждом ребенке заложена склонность к звуку,
но без воспитания она спит.
Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение,
особенно сейчас, когда мир  содрогается от ненависти.
Живая Этика

 Данная статья была написана более 10 лет назад, и в силу разных причин не была опубликована. Но она не потеряла своей актуальности, потому что тенденции к деградации эстетического воспитания в массовой школе в Казахстане продолжают усиливаться. За годы, прошедшие с момента написания статьи, были сделаны неоднократные попытки практически уничтожить предметы эстетического цикла, объединив их все  в некий гибрид. Нам удалось отстоять музыку как самостоятельный предмет, но изобразительное искусство в течении ряда лет было объединено с предметом "труд" в сомнительное новообразование под названием "художественный труд". На этом уроке не было ни труда, ни искусства. В настоящее время принято решение о разделении этих предметов, фактически о возвращении к прежней системе эстетического воспитания. Но удастся ли это сделать? - ведь потеряно время, ушли из школы высококвалифицированные педагоги, снизился уровень эстетического развития учеников.

Поэтому мы решили опубликовать эту статью, с небольшими  изменениями. Надеемся, что размышления о проблемах музыкального воспитания будут полезны и интересны педагогам, родителям, неравнодушной общественности.


Наше время ознаменовано нарастанием разрушительных конфликтов – этнических, конфессиональных, социальных, цивилизационных и культурных. Многие из них достигают такого накала, что способны поставить на грань уничтожения все, что накоплено человечеством за  века и тысячелетия.

В этих условиях приобретает особую роль воспитание в подрастающем поколении духовности, чуткости, доброты, способности к сопереживанию, проникновению во внутренний мир другого человека.

Именно  искусство как метод познания духовного мира развивало и развивает в ребенке эти качества. И сейчас очень важно напоминать об огромном, но, к сожалению, мало востребованном в нашем обществе потенциале эстетического и, в частности, музыкального воспитания в школе.

В современном обществе очень низок интерес к школьному образованию вообще и особенно к эстетическому его аспекту. И если математика, родной и иностранный языки, предметы естественнонаучного цикла в силу утилитарности  еще могут привлечь к себе внимание родителей, журналистов, политиков, то такие предметы школьной программы, как музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура находятся  на обочине общественного внимания. И это тем более печально, что невнимание и недооценка значения эстетического воспитания породило в современном обществе чудовище «массовой культуры», целью которой является нивелирование, огрубление и примитивизация духовного мира молодежи.

Специфика музыкального искусства

С древнейших времен и до наших дней музыка была и остается важнейшим средством воспитания. В древности считалось, что мелодии – это существа, созданные Богом. «Осознание космологических свойств звука позволило Древнему Востоку отождествить слух с разумом и почитать музыкантов наравне с царями» [1, с. 153]. Великое значение ритма не только в искусстве, но и в Мироздании, осознавалось мудрецами и пророками. Многие музыкальные инструменты считались священными, их тембры исцеляли, воодушевляли на подвиги, устремляли к Высшему Миру.

Современное музыковедение признает, что музыка с древнейших времен была выразителем важнейших граней Бытия, самых высоких, священных чувств, использовалась в особых ситуациях, сопровождала человека в важнейшие моменты его жизни [1, с. 136].

Древность и современность сходятся в одном – возникновение, существование и развитие музыкального искусства есть результат высокого духовного, нравственного и психического развития человека.

Приобщение к музыкальному искусству с первых лет жизни ребенка – острая и насущная необходимость нашего времени. Ведь «музыкальное воспитание», - утверждал великий советский педагог В.А. Сухомлинский, - «это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека» [цит. по: 2, с. 5]. И его цель  -  формирование и развитие музыкальной культуры ученика, как части всей его духовной культуры. 

Основными задачами урока музыки являются:

воспитание интереса и любви к классической, современной и народной, особенно казахской музыке, потребности общения с музыкальным искусством, способности воспринимать его красоту и отзываться на нее;

постижение особой природы музыкального искусства, его специфики и закономерностей, прежде всего жанровых, интонационных и стилевых;

развитие музыкально-образного мышления, умений воспринимать музыку, способности размышлять о ней;

развитие навыков музыкально-исполнительской деятельности, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;

формирование патриотизма через знакомство с творчеством своего народа и других народов, населяющий страну.

С первых уроков постижение музыкального искусства начинается через развитие навыков грамотного, выразительного, эмоционального исполнения  и восприятия музыки – в слушании, хоровом пении,  в совместном музицировании на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании, в музыкально-ритмических движениях.

Таким образом, развивается умение слушать и исполнять музыку, формируется образное мышление, фантазия и интуиция – начинает осуществляться процесс самопознания  на основе общения с искусством. 

Музыка и воспитание 

Урок музыки – это урок музыкального воспитания, а в воспитании, как известно, нет мелочей.

На уроке должно воспитывать все: 

внешний вид и внутренний облик учителя, его любовь к детям и к искусству;

эстетичное и целесообразное оформление и оборудование класса, который должен быть хотя бы немного необычным, отличаться от других школьных кабинетов;

качество и внешний вид наглядных пособий;

особая доверительная атмосфера урока искусства, рождающая любовь к музыке, формирующая интерес к ней и желание ее изучать;

и, разумеется, сама музыка – содержание и качество музыкальных произведений, которые звучат на уроке. 

Большой опыт, накопленный советским музыкальным воспитанием, убедительно показывает, что ученику даже первого класса доступны весьма сложные явления музыкального искусства, на первый взгляд  далекие от его непосредственного жизненного опыта.

 Особую роль в формировании высокого стандарта музыкального воспитания и обучения в Советском Союзе сыграл Дмитрий Борисович Кабалевский (1904 – 1987) – выдающийся советский композитор, пианист и дирижер, лауреат Ленинской и Государственной премий, великий педагог-новатор, почетный президент Международной организации по музыкальному воспитанию (ISME).

Своей педагогической и общественной деятельностью он стремился охватить как можно больше детей. Итогом этого было обращение к общеобразовательной школе – знаменитый на весь мир композитор стал учителем музыки в школе, чтобы убедиться в жизненности принципов, за которые ратовал.

Д.Б. Кабалевский понимал, что музыкальное бескультурье порождает страшные явления – разрушение психики, нравственности, психические и соматические заболевания.   И единственный выход из этой ситуации – сделать подлинную культуру достоянием всех. Необходимо научить детей отличать плохое от хорошего в музыке. Для этого необходимо понимание всех граней музыкального искусства.  Бесполезно развивать лишь какие-то отдельные виды деятельности – хоровое пение, инструментальное исполнение, углубление в стихию народного творчества или чистой классики. Только комплексный подход с опорой на "три кита" музыкальной педагогики -  интонацию, жанровые особенности, стилистическое разнообразие -  дает возможность понимать все виды музыки и выбирать подлинное искусство.

Эти идеи легли в основу его программы по музыке, которая используется во многих странах, и очень хорошо зарекомендовала себя как программа развивающего обучения, использующая новейшие достижения педагогики, психологии, музыковедения. Безусловно, она актуальна и для молодой казахстанской музыкальной педагогики.

«Назад в Будущее»? 

Сегодня существует очень тревожная тенденция – принижение значения музыки в школьном образовании.

Уже с 2010-2011 учебного года музыка и изобразительное искусство преподаются в школе с 1 по 6 класс по 1 часу в неделю (для сравнения, в России уроки музыки в той или иной форме обязательны до 9 класса включительно).

Согласно «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2020 гг.(проект)» «к 2015 году … образовательная система Казахстана по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования будет соответствовать модели развитых стран» [3, с. 18].

Но, к сожалению, именно в экономически развитых странах Западной Европы и США уровень эстетического воспитания в массовой школе очень низок.

В Европе вообще отсутствует термин «музыкальное воспитание». Он заменяется понятием «music education» (музыкальное образование) [4]. О качестве этого образования свидетельствуют такие факты:

для того чтобы стать учителем музыки в школе достаточно прослушать двухгодичный курс лекций в университете в рамках любого гуманитарного факультета. Причем для этого не надо не только навыков игры на каком-либо инструменте, но и музыкальных способностей [4];

во многих странах Европы предмет «музыка» не является обязательным даже для начальной школы, в других странах именно он становится первой жертвой сокращений бюджетных ассигнований [5].

Наглядной иллюстрацией печальных тенденций в европейском музыкальном образовании стал семинар  в Алматы Кита Свонвика (Keith Swanwick), видного европейского педагога, члена «Международного общества по философии музыкального образования» (International Society for Philosophy of Music Education) [6].

Этот семинар,  проходивший  4-6 октября 2007 года в Алматы, был организован при участии Казахской национальной консерватории им. Курмангазы,  и наглядно показал, какой недостойно низкий уровень преподавания нашего предмета существует в Европе, и как мало ориентируются даже профессиональные музыканты (в данном случае, организаторы семинара) в проблемах музыкального воспитания в Казахстане.

Цитировать то, что говорил на семинаре этот как бы уважаемый европейский педагог, не стоит – глупые мемы, не очень культурные шутки перемежались примитивными заявлениями, которые свидетельствовали о его собственном профессиональном уровне, который, похоже, был ниже, чем у сидящих в зале рядовых учителей музыки г. Алматы.

Не хочется думать, что этот уровень – будущее нашего музыкального воспитания. Хотя тенденция показательна. 

Основные виды деятельности на уроке музыки и их воспитывающий потенциал 

Урок музыки – это прежде всего  урок искусства. Поэтому каждый урок музыки должен сам быть произведением искусства. Его структура должна больше напоминать не обычный урок, а, возможно, музыкальное произведение, в котором есть вступительная часть, развитие, кульминация, завершение. Дети не должны чувствовать деление урока по видам деятельности. Ведь каждый урок посвящен какой-либо теме, проблеме, которую мы решаем при помощи разных музыкальных (и не только) произведений. Те виды деятельности, о которых пойдет речь ниже, существуют только для учителя. А для учеников – один увлекательный и интересный процесс познания и наслаждения искусством.

Вход на урок под музыку.

Урок музыки начинается с того момента, когда ученик переступил порог класса. Поэтому ученики заходят в класс организованно, со звонком.(Рекомендуется попросить классного руководителя помочь вам в этом хотя бы 2-3 раза). С первого же урока необходимо приучать детей слушать и слышать музыку, которой начинается урок. Нужно, чтобы в этот момент уже не было шума, разговоров и т.д. (можно даже, если данное условие не соблюдается, выключить музыку, сказав при этом, что музыка исчезла, т.к. не любит шума). Музыкальное произведение, звучащее в начале урока должно быть тем или иным способом связано с основной темой урока.

Вход под музыку позволяет решить сразу несколько задач:

организует внимание учеников;

создает эмоциональный настрой;

позволяет активизировать знания,  полученные на предыдущих уроках и тем самым сэкономить время для других форм деятельности. 

Слушание музыки.

Это очень важная форма деятельности. Хочется напомнить о некоторых правилах ее для учителя и учеников:

Учитель сам должен внимательно слушать музыку, сопереживать ей вместе с учениками. Недопустимо в этот момент заниматься какими-то другими, пусть и важными для учителя делами (заполнение журнала, проверка тетрадей и т.д.).  Учитель воспитывает в учениках уважение к музыкальному искусству личным примером.

Необходимо создать эмоциональный настрой. Стихотворение, картина, иллюстрация в учебнике, интонации голоса учителя должны ввести учеников в атмосферу музыкального произведения.

Ученики должны чувствовать во время слушания музыки себя максимально удобно, но при этом сидеть спокойно, не отвлекаясь (за исключением  случаев, когда движения под музыку выполняют какую-либо методическую задачу). Не рекомендуется ученикам во время звучания музыки поднимать руку для ответа на вопрос, заданный перед прослушиванием музыкального произведения – на это надо обратить внимание детей с первых же уроков. 

Правильно организованное слушание музыки и ее анализ воспитывает в учениках важные качества самопознания:

способность к сосредоточению;

контроль над эмоциями;

наблюдательность;

память;

развитие тембрового, звуко-высотного, ритмического слуха. 

Вокально-хоровая работа.

Пение – одна из главных форм работы на уроке музыки. Это творчество, причем коллективное, воспитывающее в учениках важные грани личности.

Правильно организованная вокально-хоровая работа:

развивает музыкальные способности;

утончает  восприятие;

способствует ускорению общего развития, что подтверждается данными  научных исследований;

оказывает положительное влияние на здоровье, не уступающее, а, возможно и превосходящее  уроки физической культуры. Существует много лечебно-оздоровительных методик, основанных на вокальных упражнениях, многие из них пришли к нам из глубокой древности.

К сожалению, на вокально-хоровую работу учитель может отвести лишь 20-25 минут урока (при продолжительности урока 45 мин.). Но и это крайне ограниченное время может принести заметные результаты, если его максимально правильно организовать.

Очень важной частью вокально-хоровой работы является распевание.

В процессе распевания решаются следующие задачи:

разогревание и настройка голоса;

развитие вокально-хоровых навыков;

освоение элементов музыкального языка;

закрепление теоретических сведений;

воспитание уважения к звуку, голосу;

понимание дирижерского жеста.

Недооценка распевания  приводит к тому, что типичные недостатки и ошибки вокально-хоровой работы исправляются в произведении, а не ликвидируются в процессе распевания.

Очень важно использовать в этом процессе лучшие разработки отечественных хормейстеров.

Замечательный комплекс упражнений разработан Н.В. Чечель, отличником образования РК, дирижером международного класса, лауреатом многих международных конкурсов, художественным руководителем и главным дирижером хора «Коктем» (ДМШ № 1 хоровая, г. Алматы) [7]. В его основе лежит фонопедический метод развития голоса  известного российского вокального педагога В.В. Емельянова.

Урок – концерт.

В конце учебных четвертей, а также в конце года важно проводить обобщение основной темы учебных занятий в форме урока-концерта.

Это особый урок, на котором дети исполняют выученные песни, повторно слушают наиболее понравившиеся им произведения, вспоминают основные  темы четверти и года, делают обобщения, отвечают на вопросы.

Урок-концерт – это маленький музыкальный праздник, на котором дети чувствуют себя настоящими исполнителями. И как на любом концерте здесь обязательно должны быть слушатели. Очень важно, чтобы на этом уроке присутствовал хотя бы один посторонний человек.  Желательно, чтобы это был классный руководитель, но можно пригласить кого-то из родителей, родственников или даже несколько учеников параллельного или старшего класса.

В то же время это не должен быть просто концерт. В нем важно сохранить элементы обычного урока, чтобы гости наглядно увидели и услышали, как занимаются музыкой их дети, а школьным учителям стала ясна методика занятий.

Таким образом, в рамках школьного урока создается особая форма деятельности – концерт. У учеников формируется культура исполнения и слушания. Также это прекрасная форма популяризации музыкального искусства и повышения статуса урока музыки (к сожалению, подчас невысокого) среди  учителей и родителей. 

Таковы основные виды  деятельности на уроках музыки и все они имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал.

 3

О  значении музыки для души человека и духовного здоровья общества сказано немало. Вот лишь несколько мыслей великих людей, разделенных веками и расстояниями. 

«Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке». (Конфуций, великий духовный учитель Древнего Китая)

«Идеальная полифония – это непрерывная молитва. Смирение – самая глубокая сила человека. Надо уметь слушать тишину [сердца], тогда можно встретиться с Милостью, с Мистерией, с Богом». (Арво Пярт, современный эстонский композитор) 

 «Обрести духовность – значит осознать, что вся Вселенная – это одна симфония, в ней каждый индивидуум является «нотой», и его счастье в том, чтобы стать в совершенстве настроенным на гармонию Вселенной». (Хазрат Иннаят Хан, великий музыкант Индии, суфий)

 «В художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там она без образов питается созерцанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний. И тут, при этом пути вниз… ее духовное стяжание облекается  в символические образы – те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение».    (о. Павел Флоренский, великий религиозный мыслитель ХХ века)

«Красота спасет мир». (Ф.М. Достоевский, великий русский писатель)

«Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека, и никакое книжничество мира не может творить подобное». (Живая Этика, «Иерархия», п. 366)

Урок музыки – это в первую очередь урок искусства, красоты, творчества.  Этот урок может стать ступенькой к раскрытию высших духовных качеств личности ребенка.

А может и не стать.

2011 - 2022 гг.

Садовская И.А., учитель музыки высшей категории, дипломант Республиканского конкурса учебных материалов по духовно-нравственному развитию личности.


Также на эту тему

О звуке и музыке в мировой культуре (опубликовано в сборнике "О Культуре и педагогике", Алматы, 2004)

Литература

1. «Искусство как способ познания», материалы международной конференции, Международный Центр Рерихов, Москва, 1999 г.

2. «Музыка», программы общеобразовательных учреждений, под руководством  Д.Б. Кабалевского, Москва, «Просвещение», 2005 г.

3. «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг (проект)»

4. «Music education»  (Wikipedia) http://en.wikipedia.org/wiki/Music_education

5. Morrison, Steven J. "Music students and academic growth." Music Educators Journal 81.2 (1994): 33. Academic Search Complete. EBSCO. Web. Интернету. 20 Feb. 2010.

6. http://en.wikipedia.org/wiki/Music_education

7. Н.В. Чечель, «Вокальная работа в подготовительном классе». Алматы, 2009 (на правах рукописи)


 Главная   >   Журнал "Восхождение"   >   Живая Этики и педагогика Будущего     Опубликовано: 1.09.2022