Восточный Туркестан
Сабиджана Бабаджанова
Сабиджан Камалович Бабаджанов - современный уйгурский художник, член Союза художников СССР, Киргизской ССР, Заслуженный деятель культуры Кыргызстана, участник республиканских, всесоюзных, международных выставок.
Его работы находятся в музеях России, Кыргызстана, Казахстана, а также в частных коллекциях разных стран мира.
Сабиджан Бабаджанов родился в 1941 году в селении Дардамту близ г. Кульжа (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Его дед, Салихжанбай Бабаджанов, был одним из руководителей уйгурского национально-освободительного движения в Восточном Туркестане в 1944 – 1949 гг.
Четырнадцатилетним подростком Сабиджан Бабаджанов вместе с семьей покинул Родину и никогда больше туда не возвращался. Но таков талант этого художника – на его картинах оживают пейзажи далекой родины, страницы её славной истории и культуры, духовная жизнь уйгурского народа. Это не только впечатления дестких лет. Особым историческим чутьем он прозревает далекое прошлое этой земли и оно возникает перед зрителем с убедительностью и достоверностью подлинного искусства.
Восточный Туркестан (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) был одним из этапов Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947), выдающегося художника, писателя, путешественника, общественного деятеля. В очерках и книгах Н.К. Рериха, а также сопровождавшего его в экспедиции сына, Юрия Нколаевича Рериха (1902 - 1960), выдающегося востоковеда и лингвиста, содержится немало важных сведений об истории этой земли. Картины, написанные Н.К. Рерихом на этом участке маршрута, имеют не только художественную, но и научную ценность.
Картины Сабиджана Камаловича Бабаджанова органически дополняют созданную Н.К. Рерихом художественную панораму Восточного Туркестана, позволяют прикоснуться к его тайнам, увидеть его прошлое и настоящее, понять душу народов, его населяющих.
Особая роль в истории Восточного Туркестана принадлежит буддизму. Учение Благословенного утвердилось на этой земле, по свидетельству Ю.Н. Рериха еще в IV веке, в период Кушанской империи. Уйгуры, входившие в её ареал влияния, продолжили традиции буддизма. Многие священные тексты сохранились именно в переводе на уйгурский язык. Также была сохранена и продолжена традиция создания и обустройства пещерных монастырей, богато украшенных фресками и скульптурой. К сожалению, после укрепления ислама монастыри и их убранство стали подвергаться разрушениям, так как, по мнению невежественных мусульманских проповедников, противоречили заповедям Пророка Мухамеда.
На картинах С.Б. Бабаджанова вновь возникают возрожденные чувством истории, интуицией и воспоминаниями художника памятники буддизма, ещё сохранившиеся до нашего времени, картины духовного расцвета этой земли, образы давно исчезнувшей жизни.
История Восточного Туркестана хранит много тайн. В трудах Николая Константиновича Рериха и Елены Петровны Блаватской есть упоминания об исчезнувших цивилизациях, загадочных центрах древней духовной культуры, занесенных песками, мудрецах и героях. На картинах Сабиджана Бабаджанова из глубин времени проступают следы великого прошлого этой земли.
Современный Восточный Туркестан (Синцзян-Уйгурский автономный район Китая) - это часть большой страны со сложными проблемами в экономике, культуре, духовной жизни. В этой части Китая, как и во всем мире сейчас происходят глобальные изменения, результаты которых очень сложно предвидеть. На полотнах Сабиджана Камаловича Бабаджанова для нас оживает эта земля такой, какой он её видел в детстве, в 50-е годы ХХ века, запомнил по рассказам родных.
Художнику удалось сохранить особые черты народной жизни, непритязательного быта, сформировавшегося в этих суровых краях на протяжении многих веков. И мы можем увидеть эти эпизоды недавнего прошлого такими, какими их, возможно, видели и члены Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Это своего рода историческое свидетельство.
Картины С.К. Бабаджанова доносят до нас сцены повседневной жизни народов Восточного Туркестана - мудрые обряды, старинные обычаи, сцены повседневной жизни людей, живущих подчас в суровых условиях, но сохраняющих то самое важное, что можно назвать душой народа.
Изображения картин взяты из альбома "По следам уходящего каравана" (сост. Бабаджанов С.К., Юлдашева Б. Бишкек, 2022). Публикуется с письменного разрешения художника. Сайт "Сердце Азии" благодарит Бабаджанова Сабиджана Камаловича за разрешение и помощь в составлении публикации.
Также на эту тему
От Каракорума до Тарбагатая. Восточный Туркестан в творчестве Н.К. Рериха (Картинная галерея)
"Дорога в облака". Персональная выставка С.К. Бабаджанова в ГМИ РК им. А. Кастеева
Примечания
[1] Турфан - древний город в Восточном Туркестане, центр Турфанского оазиса.
[2] Яргул - город-крепость в Турфанском оазисе, неподалеку от Турфана. Существовал в I - начале II тысячелетия н.э.
[3] Идикут - сложное философское понятие в древнеуйгурской и, шире, тюркской культуре. Этот термин можно приблизительно перевести как святое блаженство, святое довольство. Титул "идикут" в Уйгурском каганате носили правители уйгуров. Сами эти государства в историографии сейчас называются идикутствами.
[4] Кяризы - система подземных водоводов, которые орошают засушливые территории Турфанской впадины. Некоторые исследователи считают, что общая протяженность кяризов Турфана достигает 5 тысяч километров. По сложности это инженерное сооружение, дошедшее до наших дней из глубины веков сопоставимо с Великой китайской стеной.
[5] Долан-мешраб (мәшрәп) - народный праздник у уйгуров, который проходит с исполнением народных песен, мелодий, с танцами и играми, в которых может принять участие каждый желающий.
Главная > Сокровенная Азия Опубликовано: 3.09.2023