Ботагоз Нурпеисова на выставе "Истоки Красоты". 2022 г.
 
 
Баженова Н.А.
руководитель Отдела декоративно-прикладного
искусства Казахстана, ГМИ РК им. А. Кастеева
 
 

Творчество казахстанской

художницы

Ботагоз Нурпеисовой

 

...искусство рождается не рассудком, а сердцем и духом.
В таинственных обобщающих путях искусства
есть тот международный язык, который

поистине, свяжет всё человечество.

Н.К. Рерих.

2024 год богат на юбилеи. Казахстан отмечает 120-летие со дня рождения Абылхана Кастеева – народного художника, основоположника казахского изобразительного искусства, прекрасного живописца и акварелиста; 100-летие со дня рождения Уке Ажиева – мастера акварели, Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, лауреата Государственной премии имени Чокана Валиханова, а также других деятелей культуры и искусства нашей Республики.

К 120-летию Абылхана Кастеева в музее была проведена масштабная юбилейная выставка художника «Абылхан Кастеев. Наследие века», где было представлено около 300 его произведений живописи и графики, был издан каталог его работ.

В этом году исполняется 150-лет Николаю Константиновичу Рериху, знаменитому  художнику, ученому, путешественнику, исследователю Азии,  писателю, гуманисту и общественному деятелю. В Государственном музее искусств РК им. Абылхана Кастеева (ГМИ РК им. А. Кастеева) по этому поводу состоялось три мероприятия – Художественнаяи книжно-иллюстративная выставка «Н.К. Рерих. Начало пути», на которой было представлено четыре ранних произведения художника из фондов музея; Стендовая выставка «Н.К. Рерих. Мир через Культуру» о жизненном и творческом пути Мастера и Круглый стол с одноимённым названием.

26 апреля 2024 года в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева (АКДПИ) прошла встреча, посвященная памяти известной казахстанской художницы Нурпеисовой Ботагоз Слямгалиевны (1959 – 2022), более 30-ти лет своей жизни отдавшей педагогической деятельности в его стенах. Своим творчеством Ботагоз Нурпеисова навсегда вошла в плеяду продолжателей лучших традиций казахстанской живописной школы. Она рано ушла из жизни, в этом году ей исполнилось бы 65 лет. 

Нурпеисова Б.С. являлась Членом Союза художников СССР и Союза художников Казахстана, педагог, Заслуженный работник образования Республики Казахстан.

Родилась Ботагоз Слямгалиевна28 апреля 1959 г. в селе Песчаное Качирского района Павлодарской области.В 1981 г. окончила Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя, в 1988 г. – Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (МХАГИ). В этом же году она начинает свою трудовую деятельность в родном училище, посвятив ему всю свою жизнь. Воспитала сотни молодых художников и дизайнеров.

В одном из своих интервью, на вопрос: «Что для Вас значит творчество и искусство?», – Ботагоз Слямгалиевна ответила: «Творчество для меня, как яркий луч, освещающий всю мою жизнь, как путеводная звезда. Но этот луч зажгли и он светится благодаря моим учителям, которые встретились на моем жизненном пути. Николаю Рериху принадлежит фраза: «Счастлив тот человек, который встретил в жизни святого мудреца». Такого мудреца я, к счастью, встретила, и не одного».  Своими учителями Ботагоз называет Николая Рериха и его сына, художника Святослава Рериха, Дуйсенбаева Кенжебая Дуйсенбаевича, преподавателя Алма-Атинского художественного училища имени Н.В. Гоголя. С благодарностью вспоминает профессоров МГАХИ им. В.И. Сурикова – Клавдию Александровну Тутеволь, Евгения Николаевича Максимова, Шатского Ивана Васильевича и многих других. Она была безмерно благодарна своим учителям, среди которых особое место занимали ее родители. При личных беседах часто вспоминала своих отца и мать, их жизнь, наполненную нелегким трудом, воспитательные моменты. Тему учителя считала важной в жизни каждого человека, и сама старалась в своей педагогической деятельности соответствовать высоким критериям наставничества.

Ботагоз Слямгалиевна обладала прекрасными человеческими качествами, ей была присуща душевная теплота, чуткость, щедрость, искренность и в то же время твердостью характера. Они помогали ей преодолевать нелегкие задачи, которые ставила жизнь, достигать целей, воспитывать своих детей и своих студентов, помогать коллегам и писать, писать картины.

Сестра Ботагоз, Алия Слямгалиевна, вспоминает:

«Сестра Ботагоз была для нас светом в семье. Её девизами были: «Красота спасёт мир», «Что посеешь то пожнешь». В детстве она нас всех рисовала, Иртыш наш благостный, поля, луга и степи, соседей, и увозила все картины в Москву. Приезжая на каникулы бежала на Иртыш, умывалась, благодарила его, это было всегда, даже в последние годы» [1].

С 2000 года Ботагоз Слямгалиевна становится сотрудником Культурного Центра им. Н.К. Рериха г. Алматы. Принимает активное участие в его культурно-просветительской деятельности.

Выставочная деятельность Нурпеисовой Б.С. началась с участия в молодежной выставке «Жігер» (Алма-Ата, 1980 г.). Принимала участие во многих республиканских и международных выставках. Приведем здесь некоторые из них.

Всесоюзная выставка (Минск, Санкт-Петербург, 1980-1988). Региональная выставка (Кафедральный собор, г. Алма-Ата, 1988). В 1990 г. состоялось первое участие в юбилейной выставке Союза художников РК(Алма-Ата). В 1997 г. представила свои произведения на региональной выставке молодых художников центрально-азиатских стран «Жігер» (ГМИ РК им. А. Кастеева). В 1998 г. – снова «Жігер», но уже как интернациональный фестиваль молодых художников.

Первая персональная выставка Б.С. Нурпеисовой состоялась в Турецком культурно-образовательном центре в ноябре 1998 г. В следующем, 1999 г. – персональная выставка прошла в центре Декоративно-прикладного искусства «Бахыт», колледжа АКДПИ им. О. Тансыкбаева.

2000 год ознаменовался участием художницы в юбилейной выставке (60-летие) Союза художников РК, так же проходившей в ГМИ им. А. Кастеева, а также в выставке женщин-художниц Казахстана, организованной «Турецким культурно-образовательным центром» г. Алматы. Ботагоз Слямгалиевна была приглашена к участию в Международном фестивале «Человек и Тюльпан» (ГМИ им. А. Кастеева, 2001 г.). Специально для фестиваля она пишет картину «Двуединство» (2001) с символическим сюжетом. На сине-голубом фоне схематичное изображение тюльпана с основанием в виде лепестков лотоса. В его центре двое – мужчина и женщина, являющие единство противоположностей. Вершина цветка словно Всевидящее Око, расположилось над людьми. Этот фестиваль привлек к себе большое внимание зрителей и ценителей искусства из разных стран мира.

Принимала Ботагоз Слямгалиевна участие и в благотворительных проектах. Например, выставка, организованная обществом «Надежда бесконечна» (Дирекция художественных выставок, г. Алматы, 2001). Участие в республиканской выставке «Дала мен Қала» (ГМИ им. А. Кастеева, 2001-2002), в республиканской выставке «Желтоқсан» (Дирекция художественных выставок, 2003) .

В 2008 году АКДПИ им. О. Тансыкбаева отмечал свой 70-летний юбилей. К этой значительной дате была приурочена юбилейная выставка, в которой приняли участие выпускники и педагоги учреждения, в том числе и Ботагоз Нурпеисова.

Весьма резонансной была персональная выставка Ботагоз Нурпеисовой «Лица Индии», проходившая в рамках празднования Дня Республики Индии 7-31 января 2019 года в Алматы. Выставка была посвящена 150-летию со дня рождения Махатмы Ганди.  Организатором этого культурного мероприятия было Посольство Индии в Республике Казахстан [3].

Выставка картин Ботагоз Нурпеисовой, посвящённых индийской тематике в рамках мероприятий, проводимых ко Дню Независимости Индии, состоялась 15 августа 2019 г. Организаторами выступили ГМИ РК им. А. Кастеева, «Центр Индийского классического танца и йоги, Алматы-Казахстан», «Культурный Центр им. Н.К. Рериха» .

На отчетную выставку Союза художников Республики Казахстан (ГМИ РК им. А.Кастеева. 2019 г.) Ботагоз Слямгалиевна представила портрет Н.К. Рериха «Певец гор».


Б.С. Нурпеисова. "Певец гор"
Нурпеисова Б.С. Певец гор. 2019 г. Х.М.
Ботагоз Нурпеисова на отчетной выствке Союха художников Казахстана. 2019 г.

Перед нами монументальный образ художника в длинной накидке на фоне горной заснеженной вершины. Лицо сосредоточено, он погружён в размышление.Чуть поодаль, за спиной Николая Константиновича изображён деодар (гималайский кедр), интересный своей необычной символической формой – ствол делится на четыре мощные ветви. Семья Рерихов, выдающихся деятелей культуры, обосновавшая в Индии в предгорьях Гималаев и прожившая там многие годы, состояла из четырёх человек.

Ценителям и почитателям творчества Ботагоз Слямгалиевны запомнилась ее последняя прижизненная персональная выставка, торжественное открытие которой состоялось в канун ее дня рождения – 27 апреля 2022 г. в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева в прекрасном тематическом зале Искусств Востока. Название выставки было созвучно ее внутреннему миру – «Истоки красоты». С самого детства Ботагоз чутко воспринимала проявления красоты, впоследствии утверждая ее в творчестве ив жизни своим обаятельным женственным обликом. Её девизом была формула Платона, часто повторяемая Н.К. Рерихом в очерках: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» [5]. А Святослав Рерих в статье «Как я стал художником» писал: «Прекрасные образцы так необходимы для зарождения красивых мыслей! Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее...»[6, с. 55].В современном прочтении эту мысль развивает Людмила Васильевна Шапошникова – индолог, писатель, генеральный директор общественного Музея Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР): «Красота – есть энергетическое начало творчества». Понимая это, Ботагоз Слямгалиевнаакцентировала внимание своих студентов на значении прекрасного в жизни человека. Подчеркивала ответственность художника за качество создаваемых им произведений, образов и идей.


Афиша выставки "Истоки Красоты". 2019 г.Б.С. Нурпеисова на фоне экспозиции выставки
Афиша выставки «Истоки красоты»
Ботагоз Слямгалиевна Нурпеисова на фоне экспозиции своей выставки «Истоки красоты», 2022 г. ГМИ РК им. А. Кастеева. Зал Востока

На ретроспективной выставке 2022 года Ботагоз Слямгалиевна представила вниманию зрителей более 80-ти живописных и графических произведений. Среди них портреты, пейзажи, сюжетно-тематические работы, картины с символическими смыслами, отражающими духовные искания автора. В них присущая художнице искренность и размышления о непреходящих ценностях, которые окружают нас в меняющемся потоке жизни.

Например, серия «Моя Родина» – цикл работ, посвящённых родному селу, людям, живущим на берегу Иртыша. Посетители отмечали их особое настроение, лиризм, фиксацию художественными средствами форм народного быта, душевность и теплоту. Эти работы повествуют о сокровенной связи каждого человека с местом, где он был рождён и где вырос, о жизни трудолюбивых сельчан. Объектом внимания художницы становятся милые сердцу подробности сельского быта – стог сена, деревянные колеса, прислоненные к стене дома, лоскутные одеяла, сшитые искусными руками мамы, не спеша идущие с пастбища коровы, эффектно освещенные закатным солнцем. Это то, что наполняет ежедневную жизнь ее близких людей. Автор видит в них целостный мир материальной и духовной культуры своего народа («Водопой» 2020 г., «Вечерний загон» 2020 г., «Натюрморт под вечерним солнцем» 2020 г. и др.).

Двоюродная сестра художницы, искусствовед Кульжазира Жумадильевна Мукажанова, много лет отдавшая научной работе в ГМИ РК им. А. Кастеева, пишет:

«С детства у Ботагоз была мечта стать художником, и она шла к ней целенаправленно. Она родилась в многодетной дружной семье. Немаловажно, что ее родители, простые труженики села, всегда поддерживали старшую дочь. У Ботагоз была потребность выразить свое единство с жизненным укладом родного аула, почувствовать и осознатьс ним духовное родство. Жизнь людей проста и естественна, но в ее основе заключена глубокая философия и мироощущение народной мудрости» [7].

В экспозиции были также представлены портреты отца и матери. Написаны они с особым трепетным чувством любви и благодарности. Здесь же была представлена серия «Живущие под радугой».  Радуга в ее творчестве имеет особый смысл. Ботагоз рассказывала друзьям, что всегда, когда она приезжала в родное село, на небе в этот же или следующий день обязательно появлялась радуга. Это прекрасное явление природы стало ассоциироваться с малой Родиной и отображалось ею в живописных произведениях, объединенных в одноименную серию. На полотнах – знакомая с детства и такая родная жизнь аула, постепенно меняющаяся под напором новых цивилизационных веяний. Оттого эти картины, их сюжеты, изображённые на них детали быта, приобретают ценность не только художественную, но и историческую. Радуга творчества Ботагоз Нурпеисовой протянулась от казахских просторов до далекой Индии, с которой ее связывает особое духовное родство. Не случайно свою выставку «Истоки красоты» Ботагоз Слямгалиевна посвятила празднованию 30-летия установления дипломатических и культурных отношений между Казахстаном и Индией.

Индия поселилась в сердце Ботагоз еще в детстве, когда на страницах известного журнала«Огонёк» она увидела картину Николая Рериха, на которой была изображена горная цепь Канченджанги, восхитившая девочку своей красотой и величием. По свидетельству самой Ботагоз Слямгалиевны, именно с того момента в ее душе утвердилось желание стать художницей. К своей мечте она шла, преодолевая многие трудности. Став уже зрелым художником, она несколько своих персональных выставок, посвятила Н.К. Рериху. Например, в 2014 году в Центральном выставочном зале ГМИ РК им. А. Кастеева состоялось открытие юбилейной персональной выставки «Ступени», посвященной 140-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха.

Также близки ей были и произведения Святослава Николаевича Рериха. Она написала портреты отца и сына, подаривших миру жизнеутверждающую красоту своих произведений и высокие идеи культурного строительства.

Спустя несколько лет осуществилась давняя мечта о поездке в Индию, и прекрасная Канченджанга предстала, наконец, перед взором Ботагоз.«Индия для меня открылась со стороны красоты. Невероятная кладезь мудрости, красоты мысли, красоты действий, красоты во всем. Каждое движение рук, глаз – всё имеет большую значимость. Николай Рерих говорил: «Живет в Индии красота», так оно и есть», – позже делилась своими впечатлениями художница Индия Ботагоз Нурпеисовой – древняя, прекрасная и очень близкая нам своей сокровенной мудростью  Индийская серия картин ее авторства – это культурный мост между Индией и Казахстаном.

Персональная выставка Ботагоз Нурпеисовой «Истоки красоты» открылась в преддверии Международного дня танца, отмечаемого ежегодно 29 апреля. Среди произведений, представленных в экспозиции, мы видим и картины, посвященные творчеству Акмарал Кайназаровой, первой и единственной в Казахстане профессиональной исполнительницы индийского классического танца «Бхаратанатьям», Заслуженному деятелю искусств Республики Казахстан, директору Центра индийского классического танца в Алматы. В своем творчестве Ботагоз Нурпеисова и Акмарал Кайназарова гармонично синтезировали традиции двух культур – казахской и индийской, сыграв роль объединяющего начала на ниве общечеловеческих ценностей. На выставке экспонировались полотна «Третий глаз Шивы» (2008), «Танец Шивы» (2008), «Портрет Акмарал Кайназаровой» (2008).


Б.С. Нурпеисова. Портрет А. Кайназаровой  «Третий глаз Шивы», 2008 г. Б.С. Нурпеисова. Индия. Танец
Нурпеисова Б.С. Портрет А. Кайназаровой «Третий глаз Шивы». 2008 г. Х.М.
Нурпеисова Б.С. Индия. Танец

Акмарал изображена в момент исполнения танца. Одежда, ракурс тела, взгляд, все в совокупности передают внутренний смысл повествования сюжета средствами хореографии. Чувствуется напряжение, сила и мастерство портретируемой. Автор помещает ее на фоне индийского пейзажа, со слонами и причудливыми растениями, смело использует принцип контраста, где главная героиня представлена в теплой гамме с яркими желтыми и оранжевыми оттенками. Фон, напротив, выполнен в холодной колористической гамме, усиливая восприятие от центрального образа танцовщицы.

Многие произведения Ботагоз Нурпеисовой наполнены глубоком духовно-философским смыслом, передающим её индивидуальное мироощущение. Это хорошо прослеживается, в том числе, и в серии работ, посвященных индийской тематике. Например, «Будда. Просветление»(2008), «Майтрейя» (2008) и др.

В экспозиции была представлена новая работа Ботагоз Слямгалиевны – «Чинтамани» (2020). На глубоком синем фоне, белый плат, украшенный изящным растительным орнаментом и изображение Солнца. В центре плата – легендарный Камень, окруженный сиянием. Справа, на синем фоне, отчетливо видно созвездие Ориона, слева – Большой медведицы. Сюжет картины навеян творчеством Николая Рериха, в котором образ чудесного Камня занимает особое место. Он символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум. «Картина Николая Рериха «Чинтамани» – символ высочайшего значения: она не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции», писала Л.В. Шапошникова [8, с. 768–770]. У Николая Рериха есть одноименная картина «Чинтамани» (1935-1936), на которой белый конь, спускающийся с пламенеющих в лучах зари скал, несет на спине знак трех сфер, объятых золотым пламенем. Этот знак был избран Рерихом для Знамени Мира, символа культуры, и принадлежит к числу древнейших символов человечества. Белый конь с изображением Сокровища является одним из распространенных образов мифологии народов Центральной Азии. Сюжет картины привлёк внимание многих посетителей выставки и по словам Акмарал Кайназаровой, такие сюжеты «вдохновляют нашу интеллектуальную деятельность, развивают мышление, стимулируют самообразование».


Б.С. Нурпеисова. ЧинтаманиНурпеисова Б.С. Чинтамани. 2020 г.  Х.М.

Еще задолго до посещения Индии, в творчестве художницы стали возникать многогранные образы этой удивительной страны, ее духовные подвижники и культурные герои. И вот, наконец, в 2011 г. состоялась долгожданная поездка в Индию. Это была не просто туристическая поездка, она включала в себя пленэры, зарисовки с натуры и, конечно, посещение святых мест. Поездка оказалась творчески очень плодотворной. Путь пролегал на Север, в предгорья величественных Гималаев. В Долине Кулу, в Наггаре (штат Химачал Прадеш), Ботагоз Слямгалиевна написала множество этюдов, среди них: «Наггар. Крепость Тхакура» (2011), «Дождливый день в Дарамсале» (2011), «Маникаран с рекой Парвати» (2011), «Васиштх. Пирч Панджал» (2011) и другие произведения из серии «Гималаи».

Именно в долине Кулу, после знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, Н.К. Рерих и его семья основали Институт Гималайских исследований – «Урусвати», прожив там более 20-ти лет. Сейчас там располагается Международный Мемориальный Трест Рерихов. В доме-музее выставлены оригиналы картин Николая и Святослава Рерихов, архивные документы, личные вещи и коллекции.

В 2019 году состоялась вторая поездка Ботагоз в Индию. На этот раз в Сикким, штат на Северо-востоке страны. По впечатлениям от этой поездки художницей было создано много новых графических и живописных произведений, часть из них была представлена на выставке «Истоки красоты».На этих полотнах чудесным образом оживают величавые гималайские хребты, окутанные курчавыми лентами облаков и витиеватыми клубами тумана; высокие, стройные гималайские кедры, с развесистыми ветвями и длинными иглами; небольшие домики с переливающимися на солнце сланцевыми крышами; стремительные горные водопады; распускающиеся лотосы. Все это объединено в большую «Гималайскую серию». Например, «Сикким. Река Тиста» (2020), «Долина Кулу.  Гималаи» (2019) и др.

Древняя архитектура Индии, со скульптурными изображениями богов и богинь, в произведениях Ботагоз Слямгалиевны, погружает зрителя в далекое и таинственное прошлое этой загадочной и бесконечно манящей к себе страны. Пагоды и храмы стоят, как вечные стражи и свидетели эпохальных исторических событий. Сколько судеб и пережитого хранят они в своих вековых стенах.


Б.С. Нурпеисова. Тадж-Махал. ПесняБ.С. Нурпеисова. Храм
Нурпеисова Б.С. Тадж-Махал. Песня. 2008 г. Х.М.
Нуреисова Б.С. Прибрежный храм Мамалипурам. 2008 г. Х.М.

В картине «Тадж-Махал. Песня» (2008) возникают узнаваемые очертания Тадж-Махала на фоне залитого солнцем пространства водной стихии. В лодке, не спеша плывет девушка, в руках которой оживает волшебная мелодия ситара – древнего музыкального инструмента Индии. Серпантины извилистых горных троп увлекают сознание зрителя в таинственные заповедные дали («Дороги Ротанга».Серия «Гималаи». 2013). Огромные валуны, выступающие главными героями на переднем плане холста, как загадочные исполины, стоят на страже векового дозора. Взгляд невольно останавливается на фигурах странствующих путников, то спешащих, то размеренно шествующих по лику святой земли («Дорога на Тибет», 2012). Художница как бы поднимается над временем, запечатлевая то вечное и незыблемое, что может вместить лишь понятие «Великое НЫНЕ».


Б.С. Нурпеисова. На мосту. 2000 г.Б.С. Нурпеисова. Восхождение. 2016 г.
Нурпеисова Б.С. На мосту. 2000 г. Х.М.
Нурпеисова Б.С. Восхождение. 2016 г.

Удивительна по своему духовно-философскому содержанию картина «На мосту» (2000). Она приоткрывает сокровенную тайну взаимоотношений Учителя и ученика. На фоне двух скал, выше облаков, протянута веревочная лестница, соединяющая небо и землю. По лестнице, навстречу своему Учителю восходит ученик. Щедро изливая свое тепло светит Солнце. В его лучах, как провозвестница высшего мира, парит птица. Позже Ботагоз Слямгалиевна вновь обращается к этому сюжету, но уже в новом художественном воплощении. Справа композиции высокая вертикальная скала. Слева направо стремительно поднимается ввысь лестница. В новом варианте картины к Учителю устремлена легкая женская фигура в бело-розовом одеянии. Ее взор обращен к лику Учителя. Фигура Учителя обрамлена лучезарной синевой, волнами и сферами распространяющейся вокруг. Солнечный свет струится сквозь чистоту небесной бирюзы. Фиолетовые, розовые, голубые оттенки придают неземную лёгкость и возвышенность сюжету. Внизу, сворачиваясь в узорную вязь, плывут лёгкие облака. Название картины – «Восхождение» (2016).Вертикальный формат холста, усиливает восприятие от произведения. Манера исполнения более экспрессивная. Вся атмосфера полотна наполнена красотой и гармонией.

В картине «Танец «Шива» (2008) на переднем плане в центре изображена танцовщица индийского классического танца, ее правая рука поднята высоко над головой, левая на уровне груди.  Наше внимание привлекает пейзаж, изображенный за фигурой женщины. Мы узнаем в нем сюжет картины «Встреча на мосту» – две вертикальных скалы, веревочная лестница и светлая фигура Учителя. Все пространство залито желто-оранжевыми концентрическими лучами Солнца. 

Созвучна вышеописанным произведениями картина «Майтрейя» (2008), где запечатлена молитва женщины к Богу. В восточной традиции Майтрейя – это великий Учитель человечества, дающий новое Учение и являющийся выразителем Учения Будды.

Трогательно отображена в творчестве Ботагоз Слямгалиевны тема материнства. Будучи сама матерью троих сыновей, она трепетно передает в своих произведениях нежность, любовь и заботу о ребенке. Это особо чувствуется в таких картинах как «Мать и дитя» (1997), «Счастье» (1998), «Яшода» (2007). В произведении «Песня небес» (2000), в поднебесной выси, над солнцем и облаками летят двое – мать и дочь. Мать держит дочь за руку, увлекая ее за собой. Ее взгляд смело устремлен вперед, правая рука словно указывает путь. Работа написана в пастельных розовато-лиловых тонах. Обращается художница и к образам святого семейства. В картине «Бегство в Египет» (2006) Мария с младенцем Иисусом едут верхом на муле, впереди идет Иосиф, ведя их за собой. Фигуры людей окружены сиянием. Весь облик матери наполнен спокойствием и умиротворением, она бережно прижимает ребенка к груди, уповая на милость Бога. Продолжает тему картина «Лакшми и дитя» (2008). Её сюжет относит нас к индуизму. Богиня Лакшми (от санскр. – «счастье»), супруга Бога Вишну, почитается как высшая Богиня Мать, существовавшая прежде, чем появился видимый мир.  Лакшми в образе древней бронзовой статуи во весь рост. Ладонью левой руки она дотрагивается до головы ребенка. Сложный зеленый фон не отвлекает внимания от главных персонажей картины [9].

Это не единственное обращение Ботагоз Нурпеисовой к древним божествам Индии. «Шива и Парвати» (2007), «Апсара» (2005), «Кришна играющий на флейте» (2007) и др.

Не прошла мимо Ботагоз Слямгалиевны и такая актуальная на сегодняшний день тема, как экология. В картине «Цивилизация» (2002) на фоне серой массы города с его дымящими заводами и отравленными водоемами мы видим обессиленное тело падающей белой птицы. Чувствуется сострадание всему живому, сопричастность ко всему, что происходит в мире. Это крик о помощи и желание изменить мир к лучшему. 

Нередко, для своих произведений, художница черпает вдохновение из легенд и сказаний. Например, казахская эпическая поэма XIII — XIV веков «Козы-Корпеш и Баян Сулу» легла в основу ее дипломной работы в институте и была высоко оценена членами дипломной комиссии и педагогами.

«Козы-Корпеш – главный персонаж бессмертного сказа казахского народа, не раз притягивал внимание Ботагоз. В одноименной работе 2005 года художница, как волшебница магически объединила и индуистского бога Кришну, и Леля древних славян, и античного Гермеса, и легендарного возлюбленного «красавицы Баян». Из одного «глубокого колодца» народной мудрости почерпнуты все эти образы и слиты воедино. В картине господствует утонченная красота и бесконечная радость, сквозящая в теме ожидания, музыки, способной преобразовать все вокруг. Сидя под сенью Шок-Терек около озера Балхаш, Козы-Корпеш наигрывает любимую мелодию на флейте, поджидая вестника-скворца. Фигура юноши «врастает» в кряжистый ствол старого одинокого тополя, составляя с ним единое целое. Призывно звучит мелодия, ритм которой сотворен с помощью бесконечного разнообразия мазков и сложной цветовой палитры»,

пишет искусствовед Мария Маркеловна Копелиович [2, с. 10].

В разное время своей творческой деятельности Ботагоз Слямгалиевна обращалась к портретному жанру. В экспозиции были представлены несколько портретов из серии «Мой учитель», как дань уважения и почтения тем, чьи знание и опыт сформировали личность Ботагоз Нурпеисовой как художника. Среди них «Портрет Дуйсенбаева Кенжебая Дуйсенбаевича» (2020), «Портрет Николая Рериха» (2018), «Портрет С.Н. Рериха» (2020). Все эти образы, помимо визуального сходства, отличает глубокая проникновенность в характер и индивидуальность культурных деятелей. В этих работах мы видим благодарность и искреннее отношение автора к своим учителям.


Б.С. Нурпеисова. Портрет Дуйсенбаева Кенжебая ДуйсенбаевичаБ.С. Нурпеисова. Портрет С.Н. Рериха
Нурпеисова Б.С.  Портрет Дуйсенбаева Кенжебая Дуйсенбаевича. 2020 г. Х.М.
Нурпеисова Б.С.  Портрет С.Н. Рериха. 2020 г.

Среди портретов мы видим и портреты индийского общественно-политического деятеля – Махатмы Ганди, который внес неоценимый вклад в деле обретения Индией независимости. Махатма Ганди изображен на фоне большого лотоса, сам он занят любимым делом – прядением шерсти («Портрет Махатмы Ганди», 2019). В другом портрете Ганди идет, опираясь на посох. Он словно погружен в глубокие раздумия о судьбе своего народа.  Над его головой сияет зеленая полусфера со светлыми бликами. Художнице удалось передать характерные черты великого облика – кротость, трудолюбие, чистоту помыслов, мужество и целеустремленность («Портрет Махатмы Ганди», 2016).

Портрет премьер-министра Индии Нарендра Моди (2016) наполнен чувством внутреннего достоинства и благородства. Его желто-оранжевое одеяние эффектно выделено на фоне сине-фиолетовых оттенков неба и горных вершин. Этот прием подчеркивает значимость портретируемого и его вклад в культурное строительство страны.

2020 год прошел в Казахстане под знаком юбилеев двух великих деятелей – 150-летия со дня рождения Махатмы Ганди (1869-1948) и 175-летия великого казахского просветителя, поэта, музыканта, общественного деятеля и мыслителя Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845-1904). Знаменательным итогом праздничных мероприятий, посвященных юбилеям, стало издание двух книг, осуществленное в Казахстане и Индии. К юбилею Абая Кунанбаева в Индии были изданы «Слова назидания» – философские и этические притчи-размышления казахского мыслителя, на языке хинди.


Б.С. Нурпеисова. Портрет Махатмы Ганди. 2019 г.Обложка книги Ганди
Нурпеисова Б.С. Портрет Махатмы Ганди. 2019 г. Х.М.
Обложка книги Ганди «Моя жизнь» на казахском языке

А в Казахстане был осуществлен перевод на казахский язык и издание книги Махатмы Ганди «Моя жизнь» – автобиография, составленная им в 1927 году. На обложке книги был размещен портрет Махатмы Ганди авторства Ботагоз Нурпеисовой. За эту работу она была награждена благодарностью Посольства Индии в Республике Казахстан «За вклад в дело сотрудничества культур Казахстана и Индии» [10].

Для живописных полотен Ботагоз Слямгалиевны характерны яркие, сочные цвета, живое, темпераментное письмо, четко выраженные контрасты, целостность и монументальность образов, чувство колорита и пространства. «Искусство – это такое счастье! Без него я не представляю своей жизни», – искренне делилась художница. Её творчество настоящий гимн Красоте, жизни и светлому будущему.

Нельзя не сказать о педагогической деятельности Ботагоз Слямгалиевны в АКДПИ им. О. Тансыкбаева. Она является автором многочисленных методических пособий для занятий по художественной росписи. Ее опыт, прекрасное образование, многолетний стаж работы позволили разработать и внедрить в учебный процесс авторскую методику преподавания курса. В 2005 г. вышла в свет «Типовая учебная программа для средних профессиональных учебных заведений по дисциплине«Мастерство художественной обработки материала», специальность 0619002 «ДПИ и народные промыслы» (по профилю), специализация «Художественная роспись», составитель: Нурпеисова Б.С. Программа утверждена 13 мая 2005 г. Министерством образования и науки РК.

Табиева Саида Бахтияровна, преподаватель специальных дисциплин по рисунку и живописи АКДПИ им. О. Тансыкбаева, Отличник культуры РК, член Союза художников РК, также рассказала о Ботагоз Слямгалиевне, как основателе нового направления преподавания. Приведем ее слова:

«Важный факт – именно с начала деятельности Ботагоз Слямгалиевны в колледже начинается новое направление в специфике отделения «Художественная роспись». Это можно назвать началом целой школы с внесением казахского этнического направления. Со временем это будет оценено так же, как мы ценим школу К.Д. Дуйсенбаева в живописи, зародившуюся в стенах нашего колледжа и оказавшего влияние на живопись Казахстана в целом. Нурпеисова Ботагоз получила мощное образование в институте имени Сурикова, ей помогли полученные там знания, опыт, когда она выбрала художественную роспись предметом для педагогической деятельности. Будучи художником станковой живописи, она расширила методику преподавания предмета, ввела этнический казахский колорит, усложнила композицию. В итоге получился некий синтез плоскостной декоративности и живописной наполненности.  Ботагоз Нурпеисова внесла огромный вклад в становление данного отделения. На мой взгляд необходима публикация ряда статей, в которых должен быть зафиксирован вклад Нурпеисовой в историю колледжа, начало появления тех красивых предметов искусства, которые нас окружают в стенах нашего АКДПИ, в нашем музее» .

Учащиеся под руководством Ботагоз Слямгалиевны создавали не просто миниатюрные росписи украшающие декоративные панно, предметы мебели и интерьера, ведущей составляющей в них было живописное начало, монументальность, целостность видения общей композиции. Большое внимание уделялось тематике работ, их идейно-смысловой составляющей.  Она старалась привить своим студентам нравственные ценности, открыть красоту и глубину мира искусства, была неравнодушна к их личным судьбам и помогала в меру своих сил и возможностей. «Мой учитель – Дюйсембаев Кенжебай Дюйсембаевич, очень много сил вложил в своих студентов. Он всегда говорил, что надо любить учеников, как своих родных детей. Эти слова я никогда не забуду. Поэтому он стал для меня не только примером в творческой деятельности, но и в педагогической», – делилась Ботагоз Слямгалиевна.

«Ботагоз была не просто художником и учителем, это был очень глубокий человек. А глубина личности измеряется тем, что человек ищет ответы на вопросы, истину нашей жизни, духовные пути. Вся ее жизнь была этим напитана. На нас всех это оказало большое влияние. Ботагоз познакомила меня с трудами Елены Петровны Блаватской, Рерихов, приносила для чтения редкие издания, помогая постигать философию жизни, что определённо нас развивало, расширяло наш кругозор. Это путь поиска, путь развития, который делает личность богаче и осознанней. Я очень благодарна Ботагоз за то, что она вела нас путем духовного поиска и оставила светлую память о себе в наших душах»

– делится Табиева Саида Бахтияровна .

«Сила изобразительного искусства в том, что, созерцая картину мы понимаем её автора. Все творчество Ботагоз Слямгалиевны хорошо ее характеризует, в нем много чувств, лирики, эмоций. Вот это соответствие внутреннего и внешнего хорошо читается в ее работах, там вся она...  Она была открыта сердцем, если кто-то подходил и просил помощи, всегда была готова помочь, поддержать. Это характеризует ее как человека душевного, очень глубокого», – делится Камар Кенжебаевна, коллега Ботагоз, дочь художника Кенжебая Дуйсенбаевича Дуйсенбаева .

В 2018 г. Ботагоз Нурпеисова передала в дар ГМИ РК им. А. Кастеева два своих живописных произведения – «Домашние баурсаки. У очага» 2011 г. и «Теплый день» 2011 г. Картины опубликованы во втором томе каталога«Живопись» 2018 г. [11]

Завершим данное повествование также словами Табиевой Саиды Бахтияровны:

«Как художник я влюблена в серию ее произведений, посвященных Родине, где изображён ее аул, ее дом, жизнь простых сельчан, близкая нам всем по духу.  Все её картины прекрасны, абсолютно искренни, безусловно у Ботагоз природный дар.  Картины Ботагоз показывают, насколько развито её чувство цвета, она прекрасный колорист. Она сумела сохранить в своих произведениях искренность, убедительность, глубину. Ее творчество безусловно останется в истории живописи, со временем будет оценено по достоинству и войдет в лучшие энциклопедии. На самом деле это шедевры. Преклоняюсь перед Ботагоз, как перед художником, перед учителем, перед другом. Хочу отметить ее человеческие качества и очень благодарна ей за поддержку в сложных жизненных ситуациях. Она никогда не была в стороне и сама, пройдя тяжелые испытания, всегда вставала на защиту друзей и коллег. Благодатный Дух Ботагоз всегда будет с нами».

Опубликовано:

Қастеев оқулары-2024 «Қастеевтің мұрасы қазіргі заманның мәнмәтінінде»: ғылымипрактикалық конференцияның материалдары. – Алматы, 2024. – 240 б., сур. Б. 155-166.
Кастеевские чтения-2024 «Наследие Кастеева в контексте современности»: материалы научно-практической конференции. – Алматы, 2024. – 240 c., илл. С. 155-166.


Также на эту тему

Ботагоз Нурпеисова. Живущая под радугой (о творчестве художницы) 

Ботагоз Нурпеисова. Моя Родина (серия картин)

Ботагоз Нурпеисова. Путями духа

"Истоки Красоты". Выставка Ботагоз Нурпеисовой (к 30-летию установления дипломатических и культурных отношений между Казахстаном и Индией). 22 апреля 2022 г.


Источники:

1. Персональная выставка Ботагоз Нурпеисовой «Истоки красоты». 29 апреля, 2022. ArtofHer. Медиа для популяризации современного искусства Казахстана и Центральной Азии. [Электронный ресурс]:  https://artofher.kz/personalnaya-vystavka-botagoz-nurpeisovoj-istoki-krasoty/

2. Копелиович, М.М. Ботагоз Нурпеисова «Живущие под радугой» [Текст]: Каталог. – Алматы, 2008. С. 2. 

3. Дни Индии в Алматы. 27-31 января, 2019 г. [Электронный ресурс]: https://roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/dni-indii-v-almaty.htm

4. Рерихи и Индия. День Независимости Индиив Алматы [Электронный ресурс]: https://roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/den-nezavisimosti-indii.htm

5. Рерих С. Н. На пути к миру [Электронный ресурс]: https://roerich.kz/books/na-puti-k-miru.-s.n.-rerih.htm.

6. Рерих С.Н.  Стремиться к Прекрасному [Текст]: МРБ М.: Международный Центр Рерихов. 1993, – 120 с.

7. Встреча в АКДПИ, посвященная памяти Нурпеисовой Ботагоз Слямгалиевны. Выступления участников. [Электронный ресурс]: https://roerich.kz/kultura-kazahstana/iskusstvo-i-narodnoe-tvorchestvo/vystupleniya-uchastnikov-vstrechi-pamyati-b.nurpeisovoj.htm

8. Шапошникова, Л.В. Великое путешествие. [Текст]: В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 768-770.

9. Лакшми. Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%BC%D0%B8

10. Сотрудничество культур Казахстана и Индии. Сайт «Сердце Азии» [Электронный ресурс]: https://roerich.kz/publication-rm/rd-in-kaz/sotrudnichestvo-kultur-kazahstana-i-indii.htm

 11. Изобразительное искусство Казахстана. Живопись. [Текст]: Том. 2. Алматы 2018.


 Главная   >   Культура Казахстана   >   Искусство и народное творчество     Опубликовано: 10.12.2024