Космос степного чия
Творчество Наталии Баженовой
В Великой Степи с древнейших времен женщины-кочевницы украшали свой дом, предметы обихода, одежду пришедшими из глубины веков узорами-орнаментами. Они использовали для этого обычно самые простые материалы, сопровождавшие кочевой быт. Одним из таких материалов был чий – травянистое растение, в изобилии растущее на просторах Евразии - от степей Поволжья до лесов Южной Сибири и высокогорных плато Тибета и Памира.
Чий (его научное название Achnatherum splendens) – растение из семейства злаковых, дальний родственник ковыля. По современной классификации он принадлежит к той же группе, что и такие важные для человека рожь, овёс, сахарный тростник, папирус. Но все эти растения предпочитают произрастать в умеренном, а еще лучше субтропическом климате, на богатых почвах с обильным орошением. А чий сумел приспособиться к совершенно другим условиям и стал верным спутником кочевников.
Суровые условия природы – засухи, ветра, бедные солончаковые почвы - подарили чию прочность, гибкость, устойчивость к морозам и зною, а также красивый золотистый блеск тонкого, но прочного стебля. Не случайно его научное название переводится с латыни Ахнатериум блестящий. Эти стебли и становились основой узорных циновок, украшавших скромный быт степняков.
Мастерицы обвивали стебли чия спиралями цветных нитей, создавая их чередованием благопожелательные и охранительные символы-орнаменты, сопровождавшие жизненный путь номада, поддерживающие его в трудные времена, оберегавшие его дом.
В наше время это древнее искусство наполнилось новым содержанием, новыми, хотя и вечными смыслами. Благодаря современным казахстанским художницам-мастерицам, среди которых искусствовед и художник декоративно-прикладного искусства Наталия Александровна Баженова, эти панно из степного чия наполнились философским содержанием, расширили границы изначальных смыслов народных узоров. Украшения традиционной юрты стали предметами искусства.
На чиях Наталии Баженовой живут древние орнаменты в новом прочтении, возникают символические сюжеты. Художница наполняет древние узоры современными созвучиями, спиральные обороты цветной нити вокруг стебля тростника символизируют беспредельное движение проявлений природы. Создаются новые прекрасные образы, тесно связанные с традицией и, одновременно, обогащающие её новым пониманием и новыми возможностями.
Пожелаем Наталии Баженовой успехов на пути внесения в пространство красоты и творчества своего понимания глубинных смыслов Истоков Бытия.
Казахские традиционные циновки из чия. Мастер-класс Наталии Баженовой
Примечания
1. Ночь предопределения - ночь аль-Кадр, почитаемая ночь месяца поста Рамадан, связанная с ниспосланием пророку Мухаммаду Корана в виде откровения на горе Хира. В эту ночь положено читать Коран и молиться.
2. Шаршы (квадрат-каз.) - разновидность четырехугольного орнамента.