Долина Аруахов

 

 

Меркенское святилище

Путешествие в Долину Аруахов. 22 - 23 июня 2024 г.

 

Область Жетысу (Семиречье), часть Западного, или, как его называли раньше, Русского Туркестана, с незапамятных времен был частью древнейших путей переселения народов, участком Великого Шелкового пути, входил в ареал влияния или был включен в великие кочевые империи Евразии, сам становился центром некоторых из них. Народы, населявшие эту землю и проходившие по ней, оставляли свои следы. Развалины городов, святилища, отзвуки древних верований в обычаях и духовных представлениях народов – всё это летопись давно прошедших времен, которую стараются прочесть современные исследователи.

Среди сохранившихся памятников древности Семиречья - Меркенское святилище (таково его название в современных научных публикациях), названное по имени ближайшего города Мерке, расположенного на равнине у подножья Западного Тянь-Шаня, называемого также Киргизским Алатау. От Мерке по нескольким ущельям можно подняться к удивительному высокогорному плато, которое в народе называется Долиной Аруахов (духов предков). Это огромный, площадью более 250 кв. км, природный храм под открытым небом, находящийся на высоте от 2500 до 3600 м над уровнем моря. С древнейших времен народы, населявшие эту землю, приходили сюда поклониться и принести своё почитание Высшим Силам. Там сохранились следы буддизма, зороастризма, манихейства, несторианские надписи.

Но более всего это место известно как огромное святилище тюркских народов. Современные исследователи считают это место культовым центром, средоточием ритуалов поклонения природным силам всего западно-тюркского ареала [1. С. 67].  Благодаря труднодоступности это место замечательно сохранилось до наших дней. Хотя грабители и раскапывали богатые погребения, а религиозные фанатики пытались разбить статуи, всё-таки в основном оно осталось таким, каким его создавали жившие здесь народы на протяжении многих веков и даже тысячелетий.

Известный казахстанский археолог, доктор исторических наук Досымбаева А.М. отмечает, что этот памятник упоминался в византийских источниках VI в., а также в записях китайского буддиста-путешественника Сюань Цзана, который посетил эти земли в VII в. [1. С. 54].

Наше путешествие к этому замечательному месту началось утром 22 июня из города Тараз. Небольшой караван из 12 человек со всего Казахстана – из городов Актау, Алматы, Караганды, Тараза и Мерке собрал и возглавил Андрей Кальницкий, руководитель компании «Asia Land Expedition», которая специализируется на организации off-road экспедиций по Казахстану и Средней Азии. Он с двумя сотрудниками и помощниками Асхатом Кудайбергеновым и Канатом Мусекеновым на трёх специально подготовленных для высокогорных трасс джипах повез нашу группу в довольно сложное и рискованное путешествие. Огромная благодарность этим людям, влюбленным в горы, в путешествия, в родную землю.

Жаркая равнина, на которой расположены Тараз и Мерке, быстро сменилась красивыми горными ущельями и долинами, в которых можно встретить только чабанов со стадами, да казахстанских пограничников (рядом проходит граница с Киргизией).

Хотя Киргизский Алатау является одним из отрогов Тянь-Шаня, он заметно отличается от нашего Заилийского Алатау – горы здесь немного ниже, отсутствуют тянь-шаньские ели, вместо них растет несколько видов арчи (местного горного можжевельника), цвет скал и горных пород имеет красный оттенок.

Қызыл Мешіт (Красная мечеть)

Через несколько часов езды по очень живописному, но сложному для вождения серпантину, нарезанному по склонам гор, мы поднялись на высоту почти 3 тысячи метров к урочищу Айранды (сай Бурхан-тобе). Там находится один из уникальных памятников Меркенского святилища – руины буддийского храма, которое называют Қызыл Мешіт, вероятно из-за цвета песчаника, из которого сложены эти строения. Хочется отметить, что местные жители как правило с уважением относятся к буддийским памятникам и почитают их как места силы.

Древность этого сооружения не менее, а скорее более 1,5 тысяч лет. Именно тогда, как считают историки, буддизм стал проникать на земли Западного Туркестана. Но эти земли ещё ранее входили в ареал культурного влияния Кушанской империи (I – III вв. н.э.), поэтому датировка создания этого храма остается открытой.

От храма сохранился угол сооружения, сложенного из нескольких блоков красноватого песчаника. Блоки очень большие, более метра высотой. Остальные блоки скатывались по склону. Выветривание и перепады температур на высокогорье завершили разрушение этого удивительного святилища.


Развалины буддийской часовни
Развалины буддийской часовни. Общий вид

Рядом с сохранившимися стенами лежит глубоко погруженный с песок фрагмент статуи Будды – голова и плечи. Так как обломок статуи лежит не вниз по склону, а рядом со стенами, явно его сбросили с постамента и разбили религиозные невежественные фанатики.


Остатки стенГолова Будды
Голова Будды около остатков стен

Создание такого сооружения высоко в горах, вдали от поселений, в труднодоступной местности свидетельствует и о глубоком почитании буддийского учения и о чувстве прекрасного, свойственного строителям. Окрестности   святилища (археологи называют его часовней) очень живописны, от него открывается замечательная панорама гор. И кажется, можно даже услышать звучание мантрамов, почувствовать аромат благовоний и увидеть молитвенные флаги, которые развевались когда-то на горном склоне.


Урочище Айранды
Панорама урочища Айранды

Памятник был описан А.М. Досымбаевой [1. С. 191] под названием «Каракыстак 16. Развалины часовни». Раскопки на территории сооружения подтвердили его буддийское происхождение. Но законсервировать, а тем более отреставрировать его в настоящее время невозможно – слишком далеко и высоко он находится. Отдельных научных публикаций об этом храме нам не удалось обнаружить.

Аулие-коль (Кок-коль)

 Маршрут первого дня пути мы завершили около удивительного природного объекта - озера, которое на современных картах называется Кок-коль (Зеленое озеро), а на картах ХIХ века обозначалось как Аулие-коль (Святое или Священное озеро). Так же его называют местные жители. Это одно из трёх горных озёр в Меркенском святилище, - и самое удивительное из них.

Озеро находится в чаше, окруженной небольшими холмами, поросшими травой и арчевником. Оно овальное, шириной метров 300-500, не более. В одном месте к озеру подходит сухой лог (сай), по которому весной стекает талая вода с ближайшей горы.


Аулие-коль
Аулие-коль

Озеро овеяно многими легендами. Его называют казахстанским Лох-Нессом или драконьим озером. Существует поверье, что озеро бездонное и в его глубине живет дракон по имени Айдахар, пожирающий всё живое.

Рассказы об этом драконе были настолько распространенными, что в 1978 году ученые из Ленинграда организовали на озеро научную экспедицию. Дракона, к сожалению, не нашли, но зато измерили глубину озера – 15 м (впрочем, есть сведения, что на дне озера находятся неисследованные пещеры), а также убедились, что в озере действительно нет никакой живности, кроме мелких (около сантиметра) пресноводных рачков, похожих на те, что живут в озере Байкал.  Были взяты пробы воды и в них обнаружились бактерии, также напоминающие те, что существуют в Байкале и обладают очищающими свойствами. В озере нет водорослей, кроме небольшого участка около сая. Но эти водоросли есть только там и через 2-3 м от берега исчезают. Около озера нет даже птиц, хотя на соседних озерах их немало.

Озеро бессточное и ещё одной особенностью, которую трудно объяснить, является то, что уровень озера всегда, независимо от осадков или испарения остается неизменным. Это видно даже по его береговой линии.

Также озеро сохраняет свою температуру. После очень холодной высокогорной ночи его вода была точно такой же, как и предыдущим вечером.


Аулие-кольЗакат на Аулие-коль
Берег озера
Закат на Аулие-коль

Информации о химическом составе воды мы не знаем, но вода удивительно мягкая и, высыхая на коже, не оставляет ощущения сухости или стягивания. Она считается целебной.

Но самое необъяснимое - совершенно удивительная тишина около озера. Это не просто отсутствие звуков – это некое внутреннее ощущение равновесия, умиротворенности и гармонии, которое охватывает тех, кто приходит к этому месту. Это состояние трудно передать словами, оно напоминает молитву или медитацию. Такое чувство возникает и в других местах Долины Аруахов, но здесь оно сильнее всего. Наверное, именно поэтому озеро названо Святым.

Плато Сандык (Сандыктас)

Это высокогорное плато было последним пунктом нашей мини-экспедиции. Оно очень большое и ним удалось побывать только на его северо-восточной окраине.  Высота плато от 3,2 до 3,6 тысяч метров над уровнем моря. Здесь даже в конце июня местами ещё не стаял снег. Но земля была уже покрыта свежей зеленой травой и коврами цветов – ромашек, незабудок, чабреца, низкорослых, но очень душистых.


Цветы СандыктасаСкалы
На высокогорье

Почти постоянно на плато дует ветер и очень часто идет дождь. Бывали случаи, когда туристы застревали здесь на несколько дней, потому что дождь превращал глинистый грунт дорожного серпантина в жидкий кисель, по которому не могли проехать даже специально подготовленные джипы. Поэтому руководители нашей поездки с тревогой посматривали на небо. Но духи гор были к нам благосклонны.

Плато Сандыктас (Каменный Сундук на тюркских наречиях) это обширная высокогорная равнина с большим количеством холмов и выходов скальных пород. Среди археологических объектов плато курганы с каменными изваяниями, захоронения, скалы с наскальными изображениями, жертвенники, священные ограды. Есть даже развалины средневекового строения (иногда его называют несторианским святилищем) [1. С. 190].

Именно здесь сохранилось значительное число курганов и каменных антропоморфных стелл, которых называют балбалами. Это одно из немногих мест в Казахстане, где балбалы находятся именно там, где были поставлены многие века назад.

Н.К. Рерих неоднократно встречал эти каменные фигуры в степях и на горных перевалах Центральной Азии. Он отмечал, что эти изваяния, наполненные сокровенным смыслом, размещаются в особых местах. В очерке «Безымянное» он писал:

«Сколько рассуждений вызывали так называемые “каменные бабы”. Еще не так давно им пытались приписывать чуть ли не портретно монументальное напоминание о погребенных. Основа к тому заключалась в исторических деталях костюма. Конечно, заставляла подумать о происхождении своем чаша, часто находившаяся в левой руке изваяния. Иногда чаша процветалась огнем» [3. С. 127].

Статуи плато Сандык похожи на те, которые описывал и изображал на своих картинах Н.К. Рерих.


Курган с тремя изваяниями
Курган с тремя каменными статуями, двумя мужскими и женской. Все статуи держат в руках сосуды

К сожалению, в более доступных местах эти фигуры раньше становились жертвами мусульманских фанатиков, крайне отрицательно относившихся к изображениям людей. А в последние десятилетия – вандалов, которые разрушали их просто из хулиганства. Поэтому ученые и старались увезти эти фигуры в музеи или просто в охраняемые места, нарушая тем самым само предназначение этих памятников – быть хранителями народа и земли, одухотворять пространство. А на плато Сандык большинство (до 70) изваяний находятся на тех местах, где они были изначально поставлены [1. С. 25].

Важной деталью изваяний являются сосуды, которые держат в руках каменные фигуры. Причем сосуды самой разной формы – чаши, кубки, подобия кувшинов и т.п.

Большинство балбалов Сандыка установлены на курганах, каменных насыпях высотой от 0,5 до 1,2 м и диаметром до 10 м. На одном кургане может быть от одной до четырёх фигур. Интересно, что больше половины сохранившихся статуй – женские. Это свидетельствует о почитании женского начала, свойственного древним народам.


"Меркенский красавчик"Степная красавица
"Меркенский красавчик", изображение молодого мужчины на небольшом кургане
Изображение молодой женщины с очень красивым лицом и в головном уборе невесты (саукеле)

Первые описания памятников плато были сделаны ещё в конце ХIХ века. Но серьезные исследования начались только в 1987 году экспедициями казахстанского Института истории археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова и Института археологии им. А.Х. Маргулана [2. С. 39]. Большой вклад в изучение памятника сделала Айман Досымбаева. В течение многих лет в короткий период, когда плато было доступно для исследований (с середины июня до середины августа) экспедиции казахстанских археологов описывали, исследовали курганы, ритуальные ограды, жертвенники, наскальные изображения и другие следы духовной жизни давно прошедших эпох.


Рисунки на скалахСохранившиеся фрагменты оград
Рисунки на скалах
Сохранившиеся фрагменты священных оград

К сожалению, и в этом труднодоступном месте фанатики пытались уничтожить, как они считали, «языческое капище». Некоторые скульптуры были повалены и даже расколоты. Часть курганов имеет следы ограбления.

Археологи не только проводили раскопки, но и старались реконструировать поврежденные сооружения, придать им их исторический вид.

Благодаря им сейчас у истоков реки Мерке, высоко в горах, как сотни и тысячи лет назад стоят фигуры мужчин и женщин, далеких предков тех, кто населял с древнейших времен эти земли.


Крылатый солнцеголовый человек
Изображение крылатого солнцеголового существа на одном из каменных изваяний.

И как сотни и тысячи лет назад эта земля проникнута особой энергией, которая и привлекала сюда разные народы, поклоняющиеся разным богам, совершавших разные ритуалы, но почитавших вечное небо, священную воду и плодородную землю.

Современные исследователи больше обращают внимание на памятники, связанные с народами тюркского происхождения, но в Меркенском святилище есть следы и других народов, иных верований, возможно, и более древних эпох. Огромная территория и труднодоступность дают надежду, что в этом удивительном месте можно сделать ещё очень много открытий.  

Заключение

В настоящее время Меркенское святилище под названием «Тюркское святилище Мерке» является кандидатом на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО [4]. Бюрократические процедуры занимают очень много времени, уже более четверти века идут согласования и презентации. Надеемся, что долгие годы бюрократических сложностей завершатся международным признанием уникального памятника. А пока…

Мы спускались по самой короткой дороге – по крутому ущелью, временами дорога шла по руслу горной реки. Нам навстречу по склонам ущелья карабкались стада овец, которые поднимались в горы в поисках свежей травы и горной прохлады. Конечно, было жалко, что овцы скоро съедят поляны цветов на плато, но этот выпас проходил здесь всегда с незапамятных времен и является частью экологической системы заповедного места. Можно сказать, что антропогенное влияние на Меркенское святилище сведено к минимуму, и главные враги этой земли – время и суровый высокогорный климат. Именно они стирают с гранитных стелл изображения древних мудрецов, воинов и красавиц, они погружают в землю священные ограды и жертвенники, они затягивают горной патиной наскальные рисунки. Перед ними бессильны и ученые, и Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но возможно, что уникальные памятники всё-таки не самое главное богатство этого храма под открытым небом. Главное – нечто несказуемое, которое привлекало в это место древних людей, устремляло их мысли к Высшему. Это несказуемое привлекает и нас.

Существует поверье, что каждый, кто поднялся в Меркенское святилище, не спускается вниз тем же самым. И это действительно так…



Литература

1. Айман Досымбаева. История тюркских народов. Традиционное мировоззрение тюрков. Алматы, «Service Press», 2013. – 250 с.

2. Айман Досымбаева. Мерке – сакральная земля тюрков Жетысу. Тараз: Жамбыльский исследовательский центр «Сенiм», 2002. – 108 с.

3. Н.К. Рерих. Безымянное / Н.К. Рерих. Нерушимое. Новосибирск: Издательство "Вико", 1992. С. 127-129.

4. Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане


Садовская И.А., Культурный Центр имени Н.К. Рериха, Алматы, Казахстан


 Главная   >   Сокровенная Азия       Опубликовано: 18.07.2024