Журнал "Культура и время" № 1, 2010
Н.Г. Войченко
Завещано
Святославом Рерихом
Русский народ покажет пример и даст человечеству новые пути, новые врата и тем обогатит и создаст новую прекрасную жизнь.
С.Н. Рерих
Фундамент духовного возрождения России - сохранение ее национального языка, традиций, накопленных знаний, литературных, художественных и архитектурных памятников, произведений искусства. «Культура защищает историческое достоинство народа»[1], -писал Николай Константинович Рерих. Члены его великой семьи - величайшие гуманисты, уникальные художники, философы и миссионеры - страстно любили жизнь и оставили нам огромный энергетический потенциал, помогающий сохранять мир и ценить прекрасное. Битва за Культуру, за сохранение творческого наследия и духовных достижений - вот поле, где совершаются современные подвиги и трудятся герои наших дней.
В самом центре Москвы, на территории бывшей Усадьбы Лопухиных, бережно восстановленной из руин, сегодня находится Центр-Музей имени Н.К. Рериха.
Этот музей - своего рода исключение. Здесь все носит исключительный характер: общественный статус музея - исключение; оригинальная концепция экспозиции напрямую связана с утверждением гуманных идей нового сознания, тематический спектр научно-исследовательских работ поднимает проблемы исключительной значимости. Сам факт существования музея - без государственной поддержки и при полном отсутствии бюджетного финансирования, вопреки всем попыткам рейдерских захватов, касающимся как сохранных фондов, так и самого здания и архитектурного комплекса музея, вопреки инквизиторским попыткам церковных фанатиков девальвировать и дискредитировать просветительский характер работы по сохранению наследия, - это тоже беспрецедентный случай торжества идей Культуры и Света. И все это находится здесь, в самом сердце России. Само это исключение является подтверждением уникальной ведущей и организующей роли Центра-Музея, ставшего примером победы смелой созидательной мысли, воплощенной в действие.
Мечта отыскивает путь
Рерихи самоотверженно любили Родину и верили в ее великое будущее. «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира»[2], - писала Елена Ивановна, отмечая роль России в историко-эволюционном процессе. Именно здесь начало складываться и новое мышление, и новое сознание, получившие позже объединяющее название «космическое». Именно на русском языке была передана через Рерихов философия космической реальности - Живая Этика.
Николай Константинович и Елена Ивановна мечтали о том, чтобы их труды, осуществленные во имя светлого будущего, обрели постоянное пристанище в России. Но самим вновь увидеть Родину им не довелось.
Прогрессивные идеи, однажды родившись, не исчезают. Они, обретая последователей, набирают силу, кристаллизуются, их мощная энергетика требует созидательного действия.
Претворять в жизнь заветы родителей начал старший сын, всемирно известный востоковед Ю.Н. Рерих, вернувшийся в СССР в 1957 году. С этой целью он привез часть наследия. Министерство культуры пообещало Юрию Николаевичу содействие в создании музея, но своего обещания не сдержало.
С.Н. Рерих также не оставлял надежды на осуществление завета родителей; думал о создании на его Родине Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Он не раз обращался к этой теме в разговорах с известным к тому времени исследователем Индии, этнографом, преподавателем Мадрасского университета и писателем Л.В. Шапошниковой. Однажды он предложил ей написать концепцию будущего музея. Задание было неожиданным, но тем не менее вскоре несколько страниц, исписанных размашистым почерком, лежали у него на столе. Святослав Николаевич внимательно прочитал их и утвердил без единой поправки. Однако прошло еще немало лет осмысления пути реализации поставленной задачи, прежде чем на предложение Святослава Николаевича возглавить Музей Рерихов в Москве Людмила Васильевна Шапошникова ответила согласием.
Наступило время очередных исторических перемен, в СССР началась перестройка. В 1987 году С.Н. Рерих встретился с М.С. Горбачевым. Итогом этой встречи стало решение о создании Музея имени Н.К. Рериха в Москве, и разговор о передаче наследия Рерихов в Россию обрел практическую основу. Однако дело застопорилось из-за нерасторопности и некомпетентности госчиновников, уполномоченных заниматься данным вопросом.
Летом 1989 года от С.Н. Рериха пришло знаменитое открытое письмо «Медлить нельзя!», ставшее своего рода программным документом. Святослав Николаевич писал: «Я абсолютно убежден, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве». По его мнению, музей должен иметь статус общественной организации и для его содержания необходимо организовать специальный фонд. Дословно это звучит так: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр - это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.
Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда)»[3].
Всю тяжесть воплощения идеи, рожденной С.Н. Рерихом, он доверил нести Л.В. Шапошниковой. В уже упомянутом открытом письме Святослав Николаевич четко указал: «Вы спрашиваете мое мнение о возможном руководителе центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный».
Во исполнение завещания Святослава Николаевича при активном участии Л.В. Шапошниковой был создан Советский Фонд Рерихов, впоследствии переименованный в Международный Центр Рерихов. Именно этой организации Святослав Николаевич и передал в марте 1990 года свою часть наследия родителей: картины отца, архив семьи, библиотеку, реликвии и раритеты. Сюда же была включена и коллекция С.Н. Рериха, ввезенная в СССР в 1978 году и находившаяся на временном хранении в Музее Востока. Все предметы были поименованы на сорока страницах завещательного распоряжения, заверенного нотариусом в Индии в 1990 году. Осенью того же года С.Н. Рерих официально пригласил Л.В. Шапошникову в Бангалор для работы с принадлежащей ему частью наследства, которая должна была стать основой будущего Музея Н.К. Рериха в Москве. «Все это нужно было описать хотя бы приблизительно, упаковать, подготовить к дальнему пути... Мы как бы проникли во внутренний мир Рерихов, получили представление об их духовных переживаниях», - рассказывает Людмила Васильевна.
При вывозе груза возникли транспортные сложности: дар народу России предлагали переправлять частями, в багажном отделении самолетов. Л.В. Шапошникова не могла, не имела права допустить этого; она скорее согласилась бы, по ее собственным словам, «распилить на части самое себя», чем отправить бесценное сокровище в раздробленном виде без сопровождения. Благодаря личному обращению к М.С. Горбачеву заместителя министра иностранных дел СССР и давнего друга С.Н. Рериха Ю.М. Воронцова, ставшего впоследствии президентом Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, был организован спецрейс. Несмотря на все препятствия, наследие Рерихов, составлявшее более четырех тонн груза, 9 мая 1990 года было в целости и сохранности доставлено в Москву и размещено в здании бывшей Усадьбы Лопухиных, где и разворачивалась экспозиция по мере реставрации дома.
Это была первая победа. Созданное для России вернулось в Россию. Но главные сражения были еще впереди.
«Для народа русского мы трудились...»
О том, насколько верно Святослав Николаевич указал человека, способного вопреки всем противодействиям реализовать концепцию Центра-Музея, сегодня свидетельствует этот адрес: «Москва. Метро "Кропоткинская". Музей имени Н.К. Рериха». Напутствием прозвучали слова, сказанные им Людмиле Васильевне во время одной из их последних встреч в 1992 году: «Ничего не бойтесь. Идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о будущем». Прошедшие с момента основания музея двадцать лет стали настоящим испытанием на прочность. Мог ли Н.К. Рерих - всемирно известный художник и общественный деятель, писавший: «для народа русского мы трудились, ему несем знания и достижения», - предположить, какие препоны придется преодолевать его последователям, чтобы донести до соотечественников всю силу, мощь и красоту его духовно-философского наследия? Противостояние государственным структурам, клеветническая кампания в СМИ, борьба за наследие, рейдерские атаки и, наконец, попытки дискредитировать эволюционную роль гуманистических идей Рерихов! «События развивались стремительно. И вихрь, который они создали, мог снести с лица земли и сам МЦР, и меня в придачу», - вспоминала Л.В. Шапошникова на вечере памяти С.Н. Рериха в МЦР 30 января 2007 года.
Святослав Николаевич, последний представитель великой семьи Рерихов, завершил свой земной путь 30 января 1993 года в Бангалоре. Его уход развязал руки многим, кого ранее могли остановить его взгляд или слово. Старое советское правительство не считалось с живыми Рерихами, пришедшие им на смену чиновники нового времени не хотели и не хотят считаться с последней волей великих людей России.
Еще до передачи картин Международному Центру Рерихов С.Н. Рерих неоднократно привозил свою коллекцию в Россию на выставки. В 1974 году, после торжественных мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею Н.К. Рериха, Святослав Николаевич оставил картины на попечении государства для того, чтобы их могли увидеть все желающие в разных городах страны и за рубежом. Приказом Министерства культуры СССР от 30 мая 1989 года эта коллекция была передана в Государственный музей Востока на временное хранение и с тех пор полностью ни разу не выставлялась, большая ее часть до сих пор хранится в запасниках.
Важно отметить, что в 1990 году, когда Святослав Николаевич оформлял дарственную на передачу наследия, он включил в этот документ и картины, остававшиеся в СССР. «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин - моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР»[4]. «Обязательно заберите их, - сказал Святослав Николаевич Шапошниковой, подписывая дарственную. - Они составят основу нашего Музея»[5]. 20 апреля 1992 года С.Н. Рерих обратился к Б.Н. Ельцину с просьбой помочь передать общественному музею картины, которые «незаконно удерживает Музей искусств народов Востока». Однако его обращение было оставлено без внимания.
Еще при жизни Святослава Николаевича весной 1991 года началась кампания, организованная против самой идеи музея как общественного института. Ее начали представители ГМВ В.А. Набатчиков и О.В. Румянцева. В административные инстанции шли письма с клеветническими обвинениями в адрес директора Музея имени Н.К. Рериха и даже против С.Н. Рериха. Узнав об этом, Святослав Николаевич в 1992 году обратился с открытым письмом к рериховским обществам России и других государств, стремясь раскрыть им истинное положение дел. Вот строки его послания из Бангалора от 26 апреля 1992 года: «Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея имени Н.К. Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать <...> Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня как наследника и дарителя являются неприемлемыми»[6].
Через две недели после смерти Святослава Николаевича директор ГМВ В.А. Набатчиков незаконным волевым решением перевел коллекцию с временного хранения на постоянное. Но это еще не все.
24 апреля 1993 года В.А. Набатчиков отправил на имя вице-премьера РФ О.И. Лобова письмо, в котором просил передать наследие Рерихов и Усадьбу Лопухиных Государственному музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование, «что явится поистине бесценным подарком Правительства России к 75-летию музея, которое отмечается в этом году». Вот просто так - в подарок!
Осенью того же года было принято поражающее своим цинизмом Постановление Совета министров РФ № 1121 от 4 ноября 1993 года «О создании Государственного музея Н.К. Рериха». На основании этого незаконного документа у Международного Центра Рерихов отбирали руины, представлявшие собой в то время Усадьбу Лопухиных, и передавали в оперативное управление государственному музею, создаваемому на правах филиала Музея народов Востока. При этом не были отменены ранее принятые решения Правительства СССР, соответствующие воле С.Н. Рериха.
В поддержку МЦР выступили академики Д.С. Лихачев и А.Л. Яншин, министры культуры стран СНГ, общества, творческие союзы и просто обычные люди, которые понимали значение рериховского наследия и уважали волю покойного дарителя. Дмитрий Сергеевич Лихачев емко и безапелляционно выразил позицию российской интеллигенции: «Недопустимо, чтобы корыстные интересы отдельных чиновников или их политические амбиции были причиной для спекуляции культурным достоянием мирового значения. Воистину пророческими были слова Н.К. Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры»[7].
В марте 1995 года Высший арбитражный суд вынес не подлежащее обжалованию решение в пользу МЦР. Однако вопреки здравой логике в июле 2003 года министр культуры РФ М.Е. Швыдкой вновь попытался объявить себя представителем собственника - государства в лице Министерства культуры - наследия Рерихов.
«Когда и каким чудесным образом смогло государство закрепить за собой право на чужую собственность? Ведь оно никогда и никем (в первую очередь самим завещателем) не признавалось собственником рериховского наследия. Наоборот, Святослав Николаевич ясно и четко изложил свою волю, заверив у нотариуса завещательное распоряжение и дополнение к нему - переданное семейное наследие должно принадлежать созданной им общественной организации»[8].
Трудности с возвращением картин, возникшие еще при жизни Святослава Николаевича, после его смерти перешли в вялотекущую фазу. Министры культуры чередой сменяли друг друга, но ситуация с незаконно удерживаемыми ГМВ картинами оставалась неизменной. Эта история - ровесница нашей перестройки, и со всей очевидностью в ней, как в зеркале, отразились блеск и нищета отечественной культуры.
Отдельным направлением, на котором ведется ожесточенная борьба, стала защита идей философского учения о мироздании, месте и роли человека в ходе космической эволюции. Просвещенный XX век оказался не готов воспринять новую систему познания мира, где знанию предъявляются высокие духовно-нравственные требования. В учении Живой Этики духовные достижения изложены языком науки, а не религии. Морально-этические принципы, лежащие в основе всех религий, перестали быть недоказуемыми догматами, а стали понятными и объяснимыми достижениями одухотворенной мысли.
В 1994 году вышло Определение Архиерейского собора, направленное против «тоталитарных и деструктивных сект», к числу которых были отнесены и рериховские общества. Некоторые философы и религиоведы восприняли мнение РПЦ о Рерихах как своеобразную мировоззренческую установку. Поток клеветы хлынул со страниц различных газет и журналов. Появился ряд публикаций, в которых низводились идеи Живой Этики и дискредитировалась деятельность культурно-просветительских рериховских организаций.
Во всем цивилизованном мире деятельность, научное, философское и художественное наследие семьи Рерихов воспринимаются как бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Николай Константинович неустанно боролся за сохранение народных святынь, выступал с лекциями, писал статьи («Пьяные вандалы», «Друзья сокровищ Культуры», «Охрана», «Защита» и др.). Созданные художником образы великих христианских святых, как православных, так и католических, стали давно любимыми многими людьми в разных уголках планеты.
Семья Рерихов создавала культурно-просветительские организации, основной задачей которых была защита культурных ценностей от уничтожения и невежества. Разрушение основ культуры и небрежение ею в XX веке стало бедой планетарного масштаба. Культура умирает на глазах тех, кто ее создавал, и тех, кто является ее носителем. Редкой стране удается этого избежать. В 1929 году в качестве отличительного знака для охраны мирового культурного наследия Николаем Константиновичем был разработан и предложен знак Знамени Мира. Следующим шагом стала организация Международного культурного движения в защиту памятников культуры во время вооруженных конфликтов, результатом которого стал Пакта Рериха.
Знак «Знамя Мира» широко использовался самими Рерихами и основанными ими организациями. Вместе с тем Рерихи придавали большое значение авторским правам и регистрации используемых ими знаков, уделяли самое пристальное внимание правильному их применению. В доверенности от 12 ноября 1989 года С.Н. Рерих указывал, что он передает созданной им общественной организации «...исключительное право издавать, переиздавать, комментировать и иным образом публично использовать наследие семьи Рерихов, включая символику Рериховского движения...»[9].
Напутствие С.Н. Рериха стало долгосрочной программой гуманистической деятельности Центра-Музея и его директора. Людмила Васильевна Шапошникова, выполняя завещание С.Н. Рериха, противостояла любым попыткам фальсифицировать идею Центра-Музея как народного достояния, как духовно-научного центра, пропагандирующего идеи гуманизма и нового космического мышления. В контексте сложившейся цепи событий можно не раз вспомнить слова, часто повторяемые ею: «Как велика была прозорливость Святослава Николаевича, как далеко он мог видеть!»
Три открытия Музея
Важная веха истории Центра-Музея - отстаивание и воссоздание из руин самого здания, выбранного Святославом Николаевичем. Еще в 1989 году бывшая Усадьба Лопухиных решением Мосгорисполкома была передана общественной организации. Регистрация по этому адресу Советского Фонда Рерихов в том же году была оформлена всеми необходимыми документами. В то время комплекс зданий, предназначенных для организации Центра-Музея, находился в удручающем состоянии и нуждался в целом ряде срочных ремонтно-реставрационных работ.
Отремонтировать усадьбу должен был один из трестов Минтяжмаша СССР, который до этого располагался на ее территории. Права заказчика были отданы союзному Управлению охраны памятников истории и культуры. Однако после развала СССР реорганизованный и измененный Минтяжмаш отказался от своих обязательств. Заказчик прекратил финансирование работ и грозил передать здание другому арендатору. Возникла опасность потерять усадьбу. Выход был один - оформить права заказчика на МЦР и самим добывать деньги на реконструкцию усадьбы. Л.В. Шапошникова вспоминает: «Я стояла посреди двора, смотрела на руины, а в карманах у меня не было ни копейки. Но нужно было что-то с этим делать. И я решила: обратимся к России». МЦР обнародовал банковский счет. Откликнулись люди, готовые бескорыстно помогать делу возрождения культуры. Вскоре за счет благотворителей начались полномасштабные реставрационные работы. Основную тяжесть затрат взял на себя Мастер-Банк во главе с председателем правления Б.И. Булочником.
Одновременно с восстановлением усадьбы, вопреки всем трудностям, началась работа с привезенным наследием. Были созданы рукописный и экспозиционный отделы, библиотека, началась подготовка к открытию Оптического театра и изданию отдельных трудов из архива Рерихов. Несмотря на тяжелейшие условия, сотрудники МЦР, располагаясь в небольшом флигеле усадьбы, сумели развернуть научную, выставочную, издательскую деятельность, наладить сотрудничество с многочисленными рериховскими организациями в России и за рубежом.
В феврале 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, открылась первая экспозиция Малого музея имени Н.К. Рериха, которая разместилась в пяти комнатах флигеля.
В октябре 1994 года, когда проходила очередная международная конференция МЦР, состоялось второе открытие музея на первом отремонтированном этаже главного здания усадьбы.
В 1995 году было издано постановление московского правительства за подписью Ю.М. Лужкова - отдать МЦР Усадьбу Лопухиных в аренду сроком на 49 лет. Стало возможным на законных основаниях продолжать ремонт и реставрацию усадьбы.
Третье открытие музея произошло 9 октября 1997 года, в день рождения Николая Константиновича Рериха. К этому дню строители закончили реставрацию восьми залов второго этажа, воссоздали парадную дубовую лестницу, возвели тамбур главного входа и юго-западное крыльцо, провели полное укрепление всех несущих стен здания, восстановили ограду, завершили работы по замене наружных инженерных коммуникаций на территории усадьбы.
Выступая на открытии, Людмила Васильевна говорила о тех уроках, которые в процессе подготовки экспозиции извлекли для себя сотрудники: «В нашем случае их было, на мой взгляд, два <...> Первый урок состоит в том, что лишь объединенными усилиями совершается большое действие и только в таком действии, в таком труде возникает чудо сотрудничества <...> Работа над концепцией общественного Музея имени Н.К. Рериха привлекла все здоровые силы рериховского движения. Без тех, кто откликнулся на наш зов и приехал помогать, мы не смогли бы сделать то, что мы сделали. Среди наших помощников были настоящие бескорыстные подвижники. Один Володя Домнин из Новокузнецка чего стоит!.. Строительная бригада из Симферополя, ребята из Пензы, Харькова, - да разве всех перечислишь! Вся тяжелая работа была сделана ими. Еще раз огромное им спасибо. Теперь мы знаем наших действительных сотрудников, и их оказалось не так уж мало. Второй урок я бы сформулировала так. Самые красивые и вдохновенные слова, не подкрепленные действием или не сочетающиеся с действием, превращаются в пустословие <...> Всех нас еще ждут впереди открытия и прекрасные неожиданности. Наш музей - живая структура, способная к развитию, изменению и постоянному сотрудничеству с теми, у кого слово не расходится с делом»[10].
«Русские начали, русские должны и продолжить...»
В восстановленном из руин прекрасном комплексе сегодня проводится обширная программа работ во имя Культуры. Мечта Н.К. Рериха о Музейоне, Храме всех муз, культурном и научном центре, объединяющем вокруг себя самых передовых творческих деятелей, воплотилась в жизнь. Свершилось, казалось бы, невозможное - в России возник первый негосударственный общественный музей. Он стал не просто одним из красивейших музеев России - он превратился, как мечтал Святослав Николаевич, в общественный институт, с которым неразрывно связано утверждение новых эволюционных идей, новой системы познания. Напутствие С.Н. Рериха стало долгосрочной программой гуманистической деятельности Центра-Музея и его директора Л.В. Шапошниковой.
В работе музея воплотились практически все основные направления концепции, изложенные Святославом Николаевичем Рерихом в уже упомянутом письме «Медлить нельзя!». Прежде всего это независимая общественная организация - Международный Центр Рерихов, деятельность которого имеет звучный резонанс во всем мире. Являясь международной организацией, МЦР имеет свои отделения в Белоруссии, на Украине, в Латвии, Болгарии, которые проводят большую работу по популяризации творчества Н.К. Рериха за пределами России. Отличительная особенность работы музея - его многогранная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. В восьми залах представлена оригинальная, не имеющая аналогов, экспозиция, отражающая важнейшие этапы эволюции человечества и эволюционные действия самих Рерихов. Огромное значение приобретает представление о взаимосвязи всего сущего, о роли Великих Учителей в формировании качества нашего сознания.
Музейный фонд включает живописные полотна Н.К. и С.Н. Рерихов, документы, фотографии, книги, реликвии, личные вещи семьи, предметы декоративно-прикладного искусства. Руководство и сотрудники музея делают все возможное для того, чтобы наследие Рерихов было тщательно учтено, и ставят перед собой задачу соответствовать самым высоким стандартам его сохранения и изучения. Собрание музея постоянно пополняется. В 2009 году знаменательным событием стало приобретение меценатами для Музея имени Н.К. Рериха двух выдающихся произведений - «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» кисти С.Н. Рериха и картина Н.К. Рериха «Величайшая и Святейшая Тангла». Сегодня эти шедевры украшают зал Центрально-Азиатской экспедиции.
Святослав Николаевич представлял себе будущую деятельность Центра-Музея не только как музейную экспозицию, но и как живую непрерывную работу: это «постоянно сменяющие друг друга выставки - картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. <...> При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел»[11].
В работах представителей великой семьи Рерихов немалое место занимали проблемы человеческого сознания, психической энергии, а также влияния энергии самого человека на научные эксперименты. Все это сегодня стало главной сутью всех мероприятий, доводимых МЦР на базе Музея имени Н.К. Рериха. О масштабах работы можно судить по географии участников, количеству и статусу ученых, принимающих участие в ежегодных общественно-научных конференциях; по уровню регулярно издаваемых фундаментальных исследований и каталогов; по международным маршрутам передвижных выставок; наконец, по мастерству артистов и музыкантов, считающих за честь принять участие в концертных программах музея.
Библиотека МЦР представляет собой собрание редких книг по истории культуры и науки, искусству и философии. Помимо этого организуются выставки современных художников-космистов, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера.
За годы своего динамичного становления негосударственный музей превратился в уникальный духовно-культурный центр России по сохранению, развитию и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов и главного итога их жизни - философии космической реальности - Живой Этики. В основе ее лежит представление о единстве Человека, Планеты, Вселенной, их взаимозависимости и осознание огромной ответственности человека за то, что происходит вокруг него. Защищая имя и наследие Рерихов, генеральный директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова и ее сторонники уже много лет разрабатывают и утверждают фундаментальные положения новой системы познания.
Концепция космического мышления нашла свое достойное выражение в Пакте Рериха, призывающего все прогрессивные силы к сотрудничеству, к объединению усилий для сохранения культурного достояния народов. Вся деятельность МЦР, осуществляемая с использованием знака «Знамя Мира», свидетельствует о том, что эта символика связывается в общественном сознании с высокими идеями Рерихов.
Исторический процесс невозможно остановить. Л.В. Шапошникова сегодня находится на передовом рубеже великой битвы за светлое будущее людей. Она является не только последователем, но и толкователем Живой Этики, развивает важнейшие положения и идеи этого Учения. Ее перу принадлежат более четырехсот печатных трудов, из них 24 монографии. Благодаря усилиям Людмилы Васильевны сегодня стало возможным говорить о возрождении идей Рерихов в России и о новом их осознании. Ее работы заложили прочный фундамент нового осмысления мировой истории и культуры и вошли в золотой фонд мирового культурного наследия. Государство высоко оценило подвижнический труд генерального директора Музея имени Н.К. Рериха. За большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия Л.В. Шапошникова была награждена орденом Дружбы.
В своих выступлениях директор музея не устает говорить о важности целенаправленной, постоянной, кропотливой работы по сохранению культурного наследия Рерихов, развитию идей Живой Этики и выполнению завещанных ими программ, направленных на поддержку космической эволюции человечества. «Необходимо напомнить, что вечного будущего не бывает. Оно, проходя через настоящее, быстро превращается в прошлое. И от нас всех зависит, успеем мы реализовать это будущее или нет. Сможем ли мы, поймав ритм космической эволюции, подчиняясь ее импульсам, войти в ту истинно Новую эпоху, о которой так много было сказано Учителями и их учениками Рерихами, возвестившими новый виток в эволюции земного человечества»[12].
Высоким примером своего труда Л.В. Шапошникова дает соратникам и единомышленникам силы и уверенность в том, что одухотворенным людям удается совершать невозможное, фантастическое, недостижимое. Сегодня Международный Центр Рерихов официально признан многими международными и российскими научными и культурными организациями как равноправный партнер в деле формирования новой научной парадигмы, которая способствует созданию единого культурного пространства. Людмиле Васильев; не и ее сподвижникам удалось выстроить Державу Рерихов на их Родине, связать ее с духовными просторами российской культуры. Строительство Культуры под силу тем, чья решимость идти до конца по пути Света тверда и несокрушима.
[4]Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М: МЦР, 2001. С. 105.
[6] Обращение С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. С. 107.