Конференция "Россия-Восток: искусство, философия, культура" 

О.А. Лавренова

Слово о Е.И. Рерих

и Л.В. Шапошниковой

Заключительное слово  на Международной междисциплинарной конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих»  (секция «Творческое наследие Рерихов: мост культур», 10 октября 2019 г.)

На секции конференции «Россия – Восток: искусство, философия, культура» была заявлена тема, которая очень широка и актуальна и побуждает к дальнейшим размышлениям.

«Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова – русские провозвестницы мудрости Востока» – в формулировке этой темы зашифрованы многие смыслы.

Что есть восточная мудрость? Прежде всего – это путь совершенствования. Существует как минимум три варианта привнесения этой мудрости в иную культуру. Первый – увидеть, услышать, пересказать, второй – пройти этим путем, и, наконец – самому стать Путем.

Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова своей жизнью подтвердили, что они смогли овладеть третьим, самым высшим, способом несения древних знаний. Они работали под Высоким Водительством. Они постигали сокровенную суть культуры Востока и при этом они видели Восток не только в его сокровенных аспектах, но и в самых грубых и нелицеприятных его проявлениях, однако это не отвратило их от Сердца Азии, с которым их сердца бились в унисон.

Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова прошли маршрутами далекими от путей европейцев того времени и посетили самые отдаленные уголки Индии. Л.В.Шапошникова спустя полвека после Центрально-Азиатской экспедиции прошла тропами каравана Н.К.Рериха. Перед этим она путешествовала по малоизученным племенам Индии, которые несли древнюю культуру, восходящую ко временам матриархата.

Обе широко несли полученную Весть. Мы знаем эпистолярное наследие Е.И.Рерих, которая отвечала совершенно незнакомым корреспондентам, если видела, что человек реально заинтересован в знаниях и в его душу можно заронить зерна Света. В то же время она передавала послания Учителей Востока президенту США Ф.Д.Рузвельту, писала многим известным деятелям культуры того времени. Л.В.Шапошникова, в свою очередь, взаимодействовала с руководителями нашей страны, прежде всего, с М.С.Горбачевым. Людмила Васильевна имела опыт общения на высоком дипломатическом уровне, что помогло ей привезти наследие Рерихов на Родину.

Е.И.Рерих и Л.В.Шапошниковой был присущ грандиозный организаторский талант.  Как мы знаем, Елена Ивановна руководила подготовкой подписания Пакта Рериха в 1934–1935 годах, когда ее супруг находился в Маньчжурской экспедиции. Она постоянно курировала американский круг учеников, на которых был возложен громадный объем социально-культурных задач. 

 Елена Ивановна РерихЛюдмила Васильевна Шапошникова 


Л.В.Шапошникова привезла в Москву наследие Рерихов и создала в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов, который четверть века работал, развивался и стал мощным культурно-просветительским центром и духовным магнитом.

Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова были носителями мощного синтеза. Мы помним эпитет, который был связан с именем Елены Ивановны – «ярая». В русском языке это слово довольно редко используется, иногда – в негативном контексте. Но вспомним один из лучших шедевров русской иконописи – «Спас Ярое око». В традиционных описаниях этого Облика видно, что он отличается строгим и проницательным выражением глаз. В словаре С.И.Ожегова слово «ярый» трактуется как «страстно преданный», «убежденный и яркий», «сверкающий как ярое солнце». Эти качества духа были присущи обеим женщинам.

Также обеим было присуще особое качество любви. Огонь их сердца – это «не орешки в сахаре и не серебряные бирюльки» (так Е.И.Рерих говорила об учении Живой Этики) – это была любовь творящая. Елена Ивановна писала строгие письма американским сотрудникам, которые постоянно шли на поводу у своих амбиций, а ей удавалось направлять в нужное русло культурной работы эту группу, которая без ее участия превратились бы в «банку со скорпионами». Л.В.Шапошникова в общении со своими сотрудниками часто использовала выражение «энергетический импульс». Эти импульсы мощно бодрили и давали направление вперед и ввысь, насколько это было возможным.

Можно также обратиться к сакральным моментам их деятельности,  их женской духовной сущности. В буддизме есть образ Тары. Существует два варианта легенд, которые касаются происхождения Тары. Первый: Тара возникла из слезы Авалокитешвары, или Будды сострадания, который сожалел о людских грехах. Второй вариант легенды: Тара – это мудрая, прекрасная принцесса, стремящаяся к духовному совершенствованию, которая почти достигла нирваны, но отказалась от мира блаженства ради служения миру и стала бодхисаттвой. Мудрецы того времени говорили ей: «Ты настолько прекрасна, что в следующей жизни родишься мужчиной». Однако принцесса, если перевести ее слова на современный язык, отвечала, что дух не имеет гендерной принадлежности, и утверждала, что она останется женщиной и в Высших мирах. Образ Белой Тары всегда сопутствовал Е.И.Рерих, а в общественном Музее имени Н.К.Рериха в постоянной экспозиции долгое время была представлена тханка Зеленой Тары, или Тары сокровенного знания, которое находится в области познаний Будды.

В «мужской» век обе женщины принесли миру мощь женской энергии, мощь любви, мощь женского сердечного подхода в познании.

В высшем смысле этого слова Е.И.Рерих и Л.В.Шапошникова были духовными воительницами. К сожалению, в наше время образ воительницы умален до уровня низших энергий. И Е.И.Рерих, и Л.В.Шапошникова ничего не боялись в жизни, поскольку их дух был укоренен в Высшем мире.

Е.И.Рерих была связана с сакральными энергиями Камня, который ей передали Учителя Востока. Как мы знаем, и Л.В.Шапошникова тоже с ним соприкасалась. Этот Камень нес не только высокую энергетику Высших миров, но, по преданию, им владели люди, которые творили историю, направляли ее эволюционный вектор. Соответственно, через него отзвучали не только Высшие миры, но и накопления коллективного духа лучших представителей человечества. Как писал отец Павел Флоренский, это есть «материя, проработанная духом». Легендарный Камень соприкасался с воительницами духа и сонастраивал их на высокие планы бытия.

И в завершение следует сказать, что обе они были свидетелями. Н.К.Рерих многие картины писал по духовным прозрениям Е.И.Рерих. Те, кто соприкасался с Л.В.Шапошниковой в неофициальной обстановке, знают, что в этом общении иногда, как искры, вспыхивало нечто особенное. Например, когда она просматривала репродукции картин В.Т.Черноволенко, то, как бы между прочим, сказала: «Он очень точно видел мир того уровня, потому что материя Матрикс имеет ячеистую структуру…» И от того, как это было сказано, мурашки шли по коже – когда говорит свидетельствующий, то это совершенно другой уровень передачи знаний.

На примере Е.И.Рерих и Л.В.Шапошниковой видим, что женский аспект в рериховской тематике должен серьезно учитываться и о нем нужно говорить с большой бережностью и сокровенностью. Да, Н.К.Рерих двигал грандиозными общественными и социально-культурными проектами, но вдохновляла его на них Е.И.Рерих. Л.В.Шапошниковой приходилось вдохновлять и развивать коллектив МЦР в одиночку. И она с этим, безусловно, справилась. Пока Л.В.Шапошникова была жива, несмотря на то что в 2010-х годах многие высокие покровители МЦР уже ушли в мир иной, тем не менее, враги общественного Музея боялись его трогать, потому что его бессменный директор стояла как духовный страж Пречистого Града.

И сейчас сотрудникам созданного ею Международного Центра Рерихов и его помощникам со всего мира необходимо объединять усилия, чтобы коллективная энергия хотя бы в десятой доле была тождественна мощи Л.В.Шапошниковой и была бы его крепким щитом и движущей силой. 

Источник