15 апреля – Всемирный
день Культуры
Рассказ учителя
Воодушевлённая беседами со своими учениками о Дне Космонавтики, решила продолжить хорошую традицию и рассказать ещё об одной знаменательной дате - о Дне Культуры. И потому 14 и 15 апреля - в одном 3-м и всех 6-х классах, а также во 2-м и всех 4-х классах тема уроков была: «15 апреля – Всемирный день Культуры». Оформила доску цитатами Н.К. Рериха «Культура – есть почитание Света», «Культура – есть спасение», «Культура – есть двигатель», его портретом, портретом Л.В. Шапошниковой в окружении сотрудников МЦР на фоне Знамени Мира, картиной Рериха «Мадонна Орифламма», фотографиями космонавтов со Знаменем Мира на космическом корабле, фотографией Талгата Мусабаева (первого казахстанского космонавта), где он в составе российской делегации передаёт Знамя Мира, побывавшее в Космосе, нашему президенту Н.А. Назарбаеву.
Оформление доски вызвало много вопросов: «А что это такое?», «Кто они такие?», «А что у них в руках?» и т.д.
Никто из детей не знал, чем знаменателен день 15 апреля. И я начала рассказ. Говорила о горячих точках на нашей планете, где идёт война, гибнут мирные люди, уничтожаются и расхищаются памятники культуры. Сколько их погибло во время всей истории человечества!
Рассказала о Н.К. Рерихе – великом русском художнике, философе, ученом, мыслителе, который понимал значение для будущих поколений памятников культуры, писал о необходимости бережного отношения к ним; ещё задолго до мировых войн беспокоился о сохранении памятников истории и архитектуры. В 30-е годы прошлого века мир жил в предчувствии большой войны. И вот тогда Рерих предлагает странам принять международный документ о защите всех объектов культуры во время военных действий и в мирное время. Этот документ вошёл в историю как Пакт Рериха. Его подписали в 1935 году именно 15 апреля в Вашингтоне представители правительств 21 страны. Никогда прежде подобного документа не существовало.
А далее мы выясняли: «Что такое культура?», «Как и в чём она проявляется?», «Как её воспитывать?», «Какие организации и учреждения являются культурными?», «Почему нужно хранить памятники истории?» и т.д.
Рассказала о Знамени Мира как отличительном знаке для объектов культуры, о его древней истории, разнообразных смыслах его центрального символа. О том, что Рерих считал необходимым водружать это Знамя над всеми культурными учреждениями и объектами, как охранное. О том, что это Знамя находится в ООН, в ЮНЕСКО, Музеях мира, кабинетах президентов некоторых стран, оно развевается над Международным Центром Рерихов в Москве, космонавты летают со Знаменем Мира в Космос. Наш соотечественник, казахстанский космонавт Талгат Мусабаев тоже брал в полёт Знамя Мира. Вернувшись, он вручил его нашему президенту. Сейчас оно хранится в Государственном историческом музее, в зале Космонавтики. Предложила детям в выходные дни или на каникулах посетить Музей и увидеть своими глазами знамя Мира, побывавшее в Космосе.
После беседы дети зарисовали в тетрадях Знак Триединства и переписали цитаты Н.К. Рериха о культуре.
На одном из уроков присутствовали несколько учеников 10-го класса и их классный руководитель, которые также с интересом слушали и отметили, что урок их очень увлёк, и они впервые услышали о Пакте Рериха и о Знамени Мира.
Амраева Ш.И.,
учитель музыки и самопознания, методист по эстетическому воспитанию.
СШ № 97, Ауэзовский район, г. Алматы.
2017 г.