«Диалог Восток-Запад:
Мир через Культуру»
Ташкент, Республика Узбекистан
17 мая 2018 года в Ташкенте, в Центральном Выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялись два мероприятия, посвященные вопросам сохранения культурного наследия Узбекистана.
Это научный семинар «Диалог Восток-Запад: Мир через Культуру» в рамках Четвертых Рериховских Чтений памяти выдающегося востоковеда Юрия Рериха и выставка “Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана”, приуроченная к Международному дню музеев.
«Я сейчас вспоминаю наши Первые Рериховские Чтения, - сказал во вступительном слове к научному семинару председатель оргкомитета Семинара Академик Эдвард Васильевич Ртвеладзе. - Уже тогда интерес к научному наследию Юрия Рериха был велик. А после Вторых и Третьих Чтений стало очевидным, что интерес проявляют не только маститые ученые, но и молодежь. Хорошо, что благодаря большому энтузиазму председателя Ташкентского общества Рерихов, Монасыповой Надежды Рауфовны, в Узбекистан возвратилось имя Юрия Рериха. Ведь мало кто знал кто такой Рерих, какой вклад он внес в изучение Центральной Азии и в вопросы охраны памятников».
Отметив актуальность вопросов сохранения культурного наследия, Э.В.Ртвеладзе посоветовал молодым ученым изучать малоизвестные памятники, исследовать малоизученные вопросы искусства, археологии, архитектуры, а также глубже изучать историю охраны культурного наследия Узбекистана. «Нужно знать настоящую историю охраны памятников Узбекистана, - сказал Эдвард Васильевич, – она связана с именами М.Е.Масона, И.И.Умнякова, чьи имена сегодня должны быть широко известны. И в этом одна из задач нашего семинара».
Состоявшийся научный диалог стал еще одним позитивным шагом в деле изучения, сохранения и пропаганды культурного наследия Узбекистана. В докладах освещались вопросы охраны архитектурных и археологических памятников, истории искусства и архитектуры Узбекистана, популяризации национального нематериального культурного наследия, совершенствования образовательного процесса в гуманитарных ВУЗах. Молодыми учеными были представлены интересные проекты парковых комплексов в условиях опустынивания и музеев под открытым небом.
В тот же день, 17 мая 2018 года, к Международному Дню Музеев в Центральном Выставочном зале Академии Художеств Узбекистана открылась выставка «Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана» с разделом «Малоизвестные архитектурные, археологические памятники и артефакты».
Выставка – совместный проект Академии Художеств Узбекистана, Международного центра Рерихов (Москва, Россия), Ташкентского Архитектурно-строительного института, Института искусствознания Академии Наук Республики Узбекистан, Ташкентского общества Рерихов.
Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана, г. Ташкент
Заместитель директора по научной работе Дирекции художественных выставок Академии Художеств Узбекистана Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева во вступительном слове поблагодарила Институт искусствознания Академии Наук Республики Узбекистан, и Ташкентское отделение археологии Академии Наук Республики Узбекистан за предоставленные артефакты. «Это действительно новые находки и малоизвестные артефакты Узбекистана. В этом зале присутствуют люди, которые лично принимали участие в их обнаружении».
Также Людмила Ходжи-Мурзаевна Кодзаева поблагодарила Международный Центр Рерихов, Архитектурно-строительный институт и Ташкентское общество Рерихов за предоставленные фотоматериалы.
«Сегодняшняя акция: и научный семинар, и выставка, это инициатива Ташкентского Общества Рерихов. Сегодня великолепными были доклады. Важно, чтобы аудитория подобных семинаров постоянно расширялась. Тема сохранения культурного наследия, которая поднималась на научном семинаре, и которой посвящена наша выставка – это самая главная задача, которая стоит перед культурным сообществом Узбекистана.
Предоставляя экспозиционные площади для таких экспонатов, Выставочный зал вносит свой вклад в популяризацию культурного наследия. Мы будем рады, если выставку посетят как можно больше зрителей. Мы будем рады, если вы увидите наши экспонаты, будете приглашать своих друзей.
Художник-живописец Ибрагим Валиходжаев приветствовал гостей мероприятия и поздравил с Международным днем музеев от имени Академии Художеств. Он подчеркнул важность мероприятия и сотрудничества в деле сохранения культурного наследия: «Ради молодежи, ради общества, ради народа мы должны сохранить наше наследие, не допуская разрушения археологических и архитектурных памятников».
Лилия Монасыпова, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов подробно ознакомила присутствующих с разделами выставки:
«Целью данного выставочного проекта было, во-первых, показать богатство культурного наследия нашей страны и во-вторых, заставить задуматься о том, что каждый из нас может сделать для того, чтобы сохранить это наследие для будущих поколений. Когда мы посетили Бухару этой весной, наш маршрут пролегал вне привычных туристических точек, по тем улочкам старого города, где обычно нога туриста не ступает.
Увиденное заставило нас испытать тревогу за судьбу наследия. Многие уникальные памятники сейчас находятся под угрозой разрушения. Например, мы видим табличку, что перед нами памятник XIV века, который охраняется государством, но он на 80% скрыт забором современной застройки. Это нарушает исторический облик города, и возможно вредит состоянию памятника. Итак, выставка состоит из нескольких разделов.
Первый раздел, размещенный на баннерах, предоставлен Международным Центром Рерихов. Это экспозиция международного выставочного проекта «Пакт Рериха. Мир через Культуру», отражающая историю развития международного законодательства в области защиты культурных ценностей. Николай. Рерих одним из первых в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений. Вопрос этот, несомненно, волновал многих людей, но именно Николай Рерих воплотил их в первый международный документ.
В 1903–1904 годах с супругой Еленой Ивановной Рерих совершил путешествие по древнерусским городам и создал «Архитектурную серию» полотен, описывал состояние храмов, собирал фольклор, изучал старинные одежды, древние обычаи. В этих путешествиях написано немало очерков, в которых отражена тревога автора за судьбу исторического наследия, протесты против сносов и некачественной реставрации. Николай Рерих был одним из главных организаторов и входил в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Также он принимал участие в работе комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, создал и возглавил комиссию по учреждению Музея допетровского искусства и быта.
Масштабные разрушения памятников в Европе в период Первой Мировой войны заставили задуматься о создании международного документа, защищающего культурные ценности.
Пакт Рериха или «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан 15 апреля 1935 года. На его основе в 1954 году была подписана «Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Далее, в 1972 году была подписана «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», содержащая рекомендации по охране культурного наследия в мирное время.
Мы имеем сегодня немало документов, защищающих культурные ценности, но памятники разрушаются и сегодня: они гибнут в «горячих точках» и в мирное время вследствие нашего небрежения. Отражение этой проблемы вы можете увидеть на баннере «Актуальность Пакта Рериха». Ведь Пакт Рериха объединял в одном документе положения о защите культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Кроме того, он утверждал приоритет культуры над военной необходимостью. Далее, Пакт Рериха предлагал брать под защиту еще и научные учреждения, а также персонал всех объектов, подлежащих охране. То есть, мы видим, что в Пакте Рериха отражена еще и идея о важности просвещения в вопросе охраны культурного достояния.
Возможно, сегодня нам есть смысл вернуться к определенным положениям Пакта Рериха.
Следующий раздел выставки представлен на фотографиях. Вы увидите как объекты культурного наследия ЮНЕСКО (Ичан-Кала (город Хива), исторический центр Бухары, исторический центр Шахрисабза, город Самарканд), так и другие уникальные архитектурные и археологические памятники нашей страны. Особый раздел выставки – памятники, находящиеся под угрозой разрушения и требующие срочных мероприятий по их консервации или реставрации. Третью часть выставки представляют малоизвестные и ранее не выставлявшиеся артефакты, представленные Институтом Искусствознания Академии Наук Республики Узбекистан и Ташкентским отделением Археологии Академии Наук Республики Узбекистан. Они дополняют представление о том, насколько богаты история и культура нашей страны».
Выставка продлится до 27 мая 2018 года.
«Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, тот ансамбль, в котором он красовался в былое время, — хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; не допускайте в них современные нам предметы — писал Николай Рерих. - Дайте молодежи возможность смотреть памятники и она, наверное, будет стремиться из тисков современности к древнему, так много видевшему делу. После этого совсем другими покажутся сокровища музеев и заговорят с посетителями совсем иным языком». Н.К. Рерих
Информация в СМИ:
Нужно знать историю охраны памятников…
Мир через Культуру. Культурное наследие Узбекистана