Искусство Рерихов
в Казахстане
Уходящий 2011 год был отмечен в Казахстане разнообразием деятельности в пространстве культуры государственных и общественных организаций, отдельных лиц и фондов. Проходили выставки, концерты, творческие встречи, обмены мнениями. Некоторые из этих мероприятий широко освещались средствами массовой информации, другие проходили почти незамеченными. Однако отсутствие внимания к ним не снижало их культурной значительности.
С 28 октября в Алматы в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит выставка картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из фондов Международного Центра Рерихов (Москва), крупнейшего не только в России научно-музейного комплекса, хранящего, исследующего и экспонирующего уникальное наследие семьи Рерихов. На выставке представлены 61 работа Николая Константиновича и 9 Святослава Николаевича, отца и сына, выдающихся художников и культурных деятелей 20 века. В Казахстане работы Рерихов уже четвёртый раз.
Первая выставка прошла в Алма-Ате, тогда столице Казахской ССР, в 1979 году. Её хорошо помнят старожилы города, впервые открывшие для себя мир Рерихов, магнетизм красоты их творчества, символизм их размышлений о путях развития человечества. Картины, принадлежавшие лично Святославу Николаевичу, были привезены им из Индии, где он жил, в 1978 году для организации передвижных выставок по городам и музеям СССР. Кроме столиц союзных республик выставка с огромным успехом побывала в более чем 20 городах Союза. Завершился этот многолетний вояж в 1984 году большой юбилейной экспозицией в Москве, в Государственном музее искусств народов Востока (ГМИНВ) и был приурочен к широко отмечавшимся в СССР 110-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 80-летию С.Н.Рериха. Впоследствии эта коллекция не была возвращена Святославу Николаевичу в Индию, несмотря на его многочисленные напоминания, а была поставлена на временное хранение в ГМИНВ. Сразу же после ухода последнего Рериха из жизни в 1993 году, специальным распоряжением Министерства культуры около 300 полотен были переведены на постоянное хранение и включены в фонд музея. Таким нехитрым способом тогдашние чиновники от культуры присвоили немалые материальные ценности, им не принадлежавшие. Сегодня судьба этих полотен вызывает серьёзные и обоснованные опасения общественности.
Вторая и третья выставки картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, уже в 1998 и 2007 годах, с неизменным успехом прошли по трём городам Казахстана - Алматы, Усть–Каменогорску и Талдыкоргану. Это были передвижные выставки из фондов Международного Центра Рерихов (МЦР) - неправительственной организации, основанной Святославом Николаевичем в конце 80-х годов прошлого века, куда он передал по завету родителей «в дар советскому народу», хранившееся у него наследие семьи – картины отца, научные коллекции, архивы, библиотеку, некоторые личные вещи. За наследием в Индию был направлен спецрейс Аэрофлота, ибо объём его был весьма впечатляющ. Четыре тонны бесценного груза были доставлены в Москву.
Международным Центром Рерихов был пройден многотрудный путь становления, проделана огромная работа по сохранению культурного наследия Н.К.Рериха и его семьи, которое не только бережно хранилось, но активно изучалось и популяризировалось. Сегодня в МЦР действует постоянная экспозиция, развиваются выставочные связи, в том числе зарубежные и не только на пространствах независимых государств, бывших союзных республик, растёт его международный авторитет. Проводятся международные конференции, популярные лекции, музыкальные вечера и детские конкурсы, издаются книги и журналы. Сегодня МЦР – крупнейший научно-культурный центр по вопросам новейшей философии - философии космического мышления, опирающейся на творческое наследие семьи Рерихов.
Четвёртая выставка 2011 года посвящена 85-летию прохождения Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха по территории Казахстана в 1926 году. О художнике Николае Рерихе у нас знают многие. А о том, что он был крупнейшим исследователем Азии, организатором уникальной экспедиции по её срединным просторам в 1924 – 1928 годах знают, к сожалению, лишь те, кто в силу своих профессиональных или культурных интересов подробнее познакомился с жизнью и многогранным творчеством этого значительнейшего культурного деятеля 20 века.
На выставке, преимущественно, представлены работы Н.К.Рериха, относящиеся к серии «Гималаи». Гималаи художник впервые начал писать в период Центрально-Азиатской экспедиции и писал до последних дней своей жизни. Он любил горы, любил высочайшие из них - Гималаи. Понимал их особое значение в истории народов, в будущих научных исследованиях, в роли становления человеческого духа, в формировании утончённости мышления. Гималаям он посвятил не только свои художественные полотна, но и многие страницы дневников, очерки и эссе разных лет. Называл их «Священными», «Мировой сокровищницей Духа», «Обителью снегов».
Писал:
«Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи… В Гималаях кристаллизовалась Великая Веданта. В Гималаях Будда вознёсся духом. Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением… Хотя бы мысленное приобщение к их торжественному величию будет прекрасным укрепляющим средством».
И далее:
«Истинно, нужно понять символ вершины, как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути…».
А нам и последующим оставил эти замечательные строки:
« Молодые друзья, вам нужно знать условия караванной жизни в пустынях, только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями, где каждый неверный шаг – уже верная смерть. Там вы забудете число дней и часы, там звёзды заблестят вам небесными рунами. Основа всех учений – бесстрашие. Не в кислосладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действия. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студёных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймёте, что каждый конец есть только начало чего-то, ещё более значительного и прекрасного».
Девять работ Святослава Николаевича Рериха, представленные на выставке, конечно, не раскрывают в полной мере характер и объём его творчества. За пределами выставки остались многочисленные портреты его современников, жанровые сюжеты и пейзажи Индии, полотна, отражающие его размышления о сегодняшних и будущих путях развития духа заблудшего человечества. Но согласитесь, чтобы состояться самобытным художником в лучах славы своего великого отца, нужно быть не только равным ему в талантах, но в чём-то и превосходить. Перед Святославом Николаевичем стояла непростая жизненная задача, и он блестяще решил её. Он состоялся как талантливый художник, со своим творческим почерком, своим видением мира.
Выставка в Алматы будет открыта для жителей южной столицы и её гостей до 8 января уже нового 2012 года. А далее её примет Караганда. И ещё многие-многие казахстанцы будут иметь возможность прикоснуться к творчеству замечательных художников, Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, отца и сына.
Глущенко Л.И.
2011 г.
Статья была предоставлена к публикации журналу «Искусство Казахстана» № 1-2011 (Астана)