Протестуем!
Протест против разрушения
Международного Центра Рерихов.
Международному Центру Рерихов - быть!
Созидатели и разрушители в Усадьбе Лопухиных
События, произошедшие в эти весенние дни в Москве вокруг МЦР и его Музея имени Н.К. Рериха, не поддаются пониманию и объяснению – это невиданный вандализм против Культуры собственной страны, совершаемый Министерством культуры РФ.
Всем окончательно стало понятно, что чиновникам от культуры нужна не культура, а её стоимость, выделяемый на неё бюджет и достижение ещё каких-то скрытых целей. В руках этих людей оказалось бесценное наследие семьи Рерихов. Его судьба с каждым днём вызывает у общественности всё большую тревогу. Завтра она будет вообще неизвестна. Мы все понимаем, что Наследие в опасности. Под прикрытием якобы следственных действий, связанных с Мастер-Банком, чиновники ограбили и выселили общественный Музей имени Н.К. Рериха. При этом, оклеветав его многолетнюю культурно-просветительскую деятельность и честное имя. На наших глазах, публично совершается преступление. Власть молчит, позволяя творить беззаконие.
Недавнее утверждение заместителя директора Государственного музея Востока господина Мкртычева о том, что экспозиция общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданная по концепции Людмилы Васильевны Шапошниковой, «прошлый век», «не современна», «выполнена не профессионально», звучит грубо и безосновательно.
Мне посчастливилось побывать в Музее в разные годы. И каждый раз я отмечала, как он становился интереснее, уникальнее, богаче. Этот Музей необычен, как необычен был сам Великий Художник – Мастер кисти, Великий путешественник, Учёный, Общественный деятель, Философ. Под его руководством была осуществлена величайшая в истории XX века Центрально - Азиатская экспедиция по труднодоступным и неисследованным районам Срединной Азии и Гималаев, и только небывалые стойкость и мужество помогли её участникам выдержать испытания, встречавшиеся на пути. Во время этой экспедиции они встретились с Махатмами - Величайшими Учителями Востока. В сотрудничестве с ними Рерихи принесли миру Живую Этику, Учение, в котором говорится о новом космическом мышлении, о космической эволюции, о Законах Бытия!
Богатая событиями творческая деятельность Николая Рериха и его семьи четко отражена в оформлении залов общественного Музея имени Н.К. Рериха. Например, в зале Центрально-Азиатской экспедиции посетитель мог рассмотреть её маршрут на объёмном макете большой географической карты; увидеть работы художника, созданные в это время; созерцать великолепный большой портрет Николая Рериха, выполненный рукою его Великого сына Святослава Николаевича Рериха. И все это в одном зале.
А ещё есть Зал Живой Этике и Зал Учителей. Здесь представлены экспонаты, свидетельствующие о сотрудничестве Рерихов с Великими Учителями Востока. На стенах знаменитые серии картин Николая Рериха - "Знамена Востока, "Его страна", "Гималаи" и другие. И если господин Мкртычев и другие в его команде, проводя незаконную опись всего незаконно захваченного имущества общественного музея, заявляют, что «подлинность картин вызывает у них сомнения», что «в залах мало экспонируется произведений Рериха», что «экспозиция устарела и они будут делать другую» - пусть хотя бы развеют сомнения широкой общественности в сохранности коллекции Святослава Николаевича Рериха, которая находится на попечении Государственного музея Востока с 1993 года.
Общественный Музея имени Н.К. Рериха в высшей степени уникален. Изменить замысел экспонирования и тематического содержания его залов, как мечтает господин Мкртычев, значит уничтожить его смысловую уникальность. Человеку, который не любит и не понимает творчество Н.К. Рериха, цинично и без тени уважения относится к своим коллегам по музейной деятельности, пусть и общественной, государство доверяет руководство государственным музеем, посвящённого Высочайшим Деятелям Культуры, каковыми были все члены семьи Рерихов.
Всё это заставляет нас, простых граждан, задуматься - всё ли благополучно в Министерстве культуры РФ? Насколько чисты помыслы этих людей? И действительно ли они хотят создать музей, который обещают? Нужен ли им вообще Рерих? Может быть, им нужны только ценности, которые они так усердно пакуют и куда-то вывозят, да в прекрасном состоянии усадьба?
Что мы все, кого волнует судьба Музея, можем сделать? Добиваться справедливости всеми доступными нам законными способами. И знать – она наступит.
Нурпеисова Б.С.,
художник, член Союза художников РК, педагог, почётный работник образования Казахстана.
Алматы, 2017 г., июнь