Резолюция Международного съезда рериховских организаций «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов»

 

 Резолюция
Международного съезда
рериховских организаций
 
 
«Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов»
 

 

В Новосибирске 8–9 февраля 2020 г. состоялся Международный съезд рериховских организаций «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов».

Созыв съезда инициирован участниками Круглого стола, состоявшегося на Алтае 21 июля 2019 года, и вызван историческими обстоятельствами, требующими незамедлительной реакции, глубоко осознанных действий по сохранению наследия Рерихов в России.

Съезд проходил в Новосибирске. История города насыщена значимыми вехами для Рериховского движения. Здесь в 1926 г. побывали Рерихи. В 1960 г. состоялась передача в Новосибирскую картинную галерею полотен Н.К. и С.Н. Рерихов из личной коллекции Юрия Николаевича. В Новосибирске работал Б.Н. Абрамов над своими Записями, которые позднее были опубликованы под названием «Грани Агни Йоги». Многие десятилетия в этом городе трудился Б.А. Данилов над изданием трудов Рерихов и Граней Агни Йоги. С 1976 года в Новосибирске под эгидой СО РАН проходили Рериховские чтения при участии ученых и представителей Рериховского движения. В 2007 г. в Новосибирске был открыт Музей Николая Рериха Сибирского рериховского общества, председателем которого многие годы была Н.Д. Спирина. Все эти исторические реалии оказали влияние на Рериховское движение России и стали важными аргументами при выборе города для проведения Международного съезда рериховских организаций 2020 года.

Информационная поддержка съезда – газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, культурно-просветительский портал «Адамант», интернет-ресурсы рериховских организаций.

В работе съезда приняли участие 209 представителей от 111 рериховских организаций из 10 стран мира: Российской Федерации, Эстонии, Латвии, Германии, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Финляндии, Австрии, Республики Узбекистан, Украины. От Российской Федерации в работе съезда участвовали 99 рериховских организаций из 8 республик, 6 краев, 24 областей, 56 городов.

На съезде обсуждались следующие вопросы:

1. Актуальные проблемы современного Рериховского движения в России. Их причины и пути решения.

2. Защита и сохранение наследия Рерихов в России – одна из важнейших задач Рериховского движения.

3. Утверждение идей Культуры как основы успешного решения существующих проблем в Рериховском движении.

Участники съезда отметили особую актуальность сохранения наследия Рерихов в современной России при существующей угрозе его утраты вследствие разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха (Москва) Международного Центра Рерихов, где оно хранилось и исследовалось более четверти века. Было подчеркнуто, что наследие семьи Рерихов является неотъемлемой частью сокровищницы мировой культуры. В нём соединились древнее знание и высокое творчество, философия и этика, красота и духовные искания, мысль и действие. Гуманитарный, интеллектуальный и нравственный потенциал наследия Рерихов имеет глубокое значение для развития культуры, научного познания и общественной жизни в ХХI веке. Уникальность наследия Рерихов в его сохраняющейся актуальности.

Участники съезда отметили, что с исторической судьбой наследия семьи Рерихов тесно связано становление и развитие общественного международного Рериховского движения, основателями которого были Николай Константинович и Елена Ивановна. В разных странах они учреждали и способствовали созданию именно общественных организаций, поскольку считали, что за общественными формами будущее культуры.

Особую роль в культурном строительстве Рерихи отводили общественным музеям, рассматривая их не только в качестве хранителей и систематизаторов ценностей, но, прежде всего, как единое пространство культуры во всех ее проявлениях, как живой, вдохновляющий дом муз – музейон, как храм искусства. Такие общественные музеи были организованы в Америке, Риге, а позднее и Москве. Их основу составило наследие Рерихов, которое как мощный культурный магнит знания и красоты притягивал людей. Общественные музеи, хранящие, исследующие и популяризирующие наследие Рерихов, становились центрами развития Рериховского движения и генераторами общественной культурной жизни.

В начале 20-х годов XX века в США Рерихи создали общественные организации и Нью-Йоркский музей Николая Рериха, который стал центром активной деятельности – издавались книги Живой Этики на разных языках, популяризировались идеи, заложенные в наследии Рерихов, осуществлялась обширная работа по продвижению Пакта Рериха, первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, который был подписан в 1935 г.

В основу Музея при Латвийском обществе Рериха были положены картины, присланные Николаем Константиновичем из Наггара (Индия), что имело большое значение для развития рериховских организаций Прибалтийских стран.

В России становление Рериховского движения связано с возвращением наследия Рерихов на родину и созданием общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. В 1957 г. в СССР приехал Ю.Н. Рерих, который привез часть наследия своих родителей. Он вел переговоры с Министерством культуры СССР о создании государственного музея имени Н.К. Рериха на основе наследия. Обещания, данные Министерством культуры СССР, не были выполнены – коллекции, переданные Ю.Н. Рерихом для создания музея, были приняты, но сам музей не был создан, и до сих пор большей своей частью картины находятся в запасниках государственных музеев. В 1990 г. С.Н. Рерих передал в Россию вторую часть наследия родителей для создания в усадьбе Лопухиных (Москва) общественного Музея имени Н.К. Рериха (Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Советская культура. 29.07.89). Его поддержало руководство страны. Гарантии государства были закреплены в Постановлении Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. и Постановлении исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989 г. Общественный Музей имени Н.К. Рериха был создан усилиями Международного Центра Рерихов (МЦР) при широком участии общественности и меценатов. Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова сумела воплотить в жизнь идеи семьи Рерихов о создании в России уникального культурного пространства – Центра-Музея, где сохранялось, исследовалось, популяризировалось многогранное наследие семьи Рерихов. Это стало новым этапом развития международного Рериховского движения.

Такие значимые события как передача наследия Рерихов в Россию, создание общественного Музея имени Н.К. Рериха, его широкая культурная, научная, миротворческая деятельность послужили мощным импульсом к организации рериховских обществ. Огромный созидательный потенциал наследия семьи Рерихов позволил тысячам россиян добровольно приложить свои творческие способности и профессиональный опыт в деле возрождения российской культуры. Обращаясь к рериховским организациям, С.Н. Рерих писал: «Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с рериховскими обществами». Святослав Николаевич определил и направление деятельности рериховских организаций: «Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого. Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках» (С.Н. Рерих. Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств).

В наши дни рериховские организации, общества и группы работают во многих городах России. Они создают общественные музеи, театральные студии, библиотеки, культурные центры, что ознаменовало новую страницу в жизни российской культуры, возникшую не по решению государства, а как веление времени, как результат многолетних свободных творческих поисков.

Участники съезда отметили, что в российской музейной практике общественные музеи играют значимую роль. В культурном пространстве России известны и музеи, созданные рериховскими организациями, среди них: Музей Николая Рериха СибРО (Новосибирск), Народный музей семьи Рерихов библиотеки имени Д.С. Лихачева (Новокузнецк), Мемориальный Дом-Музей Н.К. Рериха на Алтае в Верх-Уймоне (СибРО), Музей Б.Н. Абрамова в Венёве (СибРО и Тульский Рериховский Исследовательский Центр), Музей Знамени Мира имени Рериха (Алтай) и др.

Широкий диапазон ресурсов и культурно-просветительской деятельности имеют общественные библиотеки, созданные рериховскими организациями, среди них: одна из крупнейших Народная библиотека имени Е.И. Рерих (с. Усть-Кокса, Алтай), а также Публичная библиотека имени Н.К. Рериха (Владивосток), библиотека Народного музея семьи Рерихов (Новокузнецк) и др.

Продолжая традиции международного Рериховского движения довоенного периода, в рериховском пространстве России развивается издательская деятельность. Участниками съезда было подчеркнуто, что, несмотря на сложные условия, в котором сегодня приходится вести работу, МЦР продолжает вести активную публикаторскую деятельность, выпуская Живую Этику, труды Рерихов, работы исследователей их творчества, журнал «Культура и время», сборники конференций и др. Многие годы Грани Агни Йоги выпускает издательство АЛГИМ (Новосибирск). Публикаторскую деятельность ведут многие рериховские организации, среди них Сибирское рериховское общество, Международный Совет Рериховсих организаций имени С.Н. Рериха, Тверская рериховская организация, Ивановское общество Рерихов и др.

Так представители Рериховского движения утверждают всей своей деятельностью постулат о культуре как всенародном деле.

В процессе обсуждения участники съезда уделили внимание историческому опыту международного Рериховского движения, поскольку знание истории позволяет избежать повторения ошибок прошлого, способствует пониманию проблем настоящего, дает возможность осознанно относиться к современности и строить планы на будущее.

Особо актуальным для современного Рериховского движения России является пример американской трагедии, произошедшей в середине 30-х годов XX века с Нью-Йоркским Музеем Николая Рериха и наследием Рерихов. Он останется в памяти людей как чудовищный вандализм в отношении бесценных сокровищ, когда в результате предательства Хоршами дел Рерихов и пассивности общественности Америки было захвачено наследие, хранящееся в Музее и ликвидирован сам Музей. Елена Ивановна не раз обращала внимание американских сотрудников на важные основы, необходимые для победы – единение, защита имени Н.К. Рериха и Музея. Американская трагедия показала, как непросто достичь взаимопонимания, сотрудничества, единения даже на изломе истории, даже в моменты, когда решается судьба эволюционных путей. Это в итоге привело к драматичным событиям – захвату наследия Рерихов и разрушению первого в мире общественного Музея Рериха.

Нельзя забыть и послевоенный разгром в Латвии рериховского общества и его Музея, когда картины Рерихов были конфискованы и переданы в государственный музей. Более 40 членов общества были репрессированы, журналист Ф.А. Буцен и писатель А.И. Клизовский были расстреляны, в ссылке умерли Ольга Мисинь и мать искусствоведа Татьяны Качаловой.

Е.И. Рерих напоминала: «…Необходимо, чтобы все друзья Музея поняли, что темные силы старались и стараются разрушить Музей. Именно это главная цель их. Только это важно им. Они очень дальновидны и знают, что Музей есть Твердыня».

Участники съезда констатировали, что причины и итоги исторических примеров разрушения музеев, где хранилось наследие Рерихов, к сожалению, были усвоены далеко не всеми представителями Рериховского движения России, что в итоге способствовало повторению суровых событий, но уже в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. В апреле 2017 г. чиновниками Государственного музея Востока при поддержке Министерства культуры РФ, которое возглавлял в те годы В.Р. Мединский, был варварски разрушен общественный Музей МЦР и изъято принадлежащее ему наследие Рерихов.

Слабости, несовершенства, отсутствие единения создали ту атмосферу в пространстве Рериховского движения, которая помешала в полной мере противостать творимому произволу.

Участники съезда обсудили основные проблемы в современном Рериховском движении, которые затрудняют решение общих задач. Приходится констатировать, что некоторые рериховские организации продолжают демонстрировать отсутствие взаимопонимания, сплоченности и сотрудничества в самых широких смыслах, что говорит о непонимании устоев Живой Этики и заветов Рерихов, значения защиты наследия и имен Рерихов, а также роли общественного Музея имени Н.К. Рериха в развитии Рериховского движения и эволюции России. В этой связи, нельзя забывать слова Е.И. Рерих: «…Музей был и есть та основа, вокруг которой все должно было и будет строиться. Если мы допустим разрушение ее, то нам вообще не на чем будет держаться, и не за что будет бороться». По выражению Н.К. Рериха: «Разрушение Музея есть разрушение страны».

В связи с этим, участники съезда подчеркнули, что от результата наших общих усилий зависит судьба наследия Рерихов и общественного Музея имени Н.К. Рериха, а, следовательно, Рериховского движения, а также будущее России. Сознавая свою ответственность, участники съезда выразили общую позицию по ряду актуальных вопросов:

1. Современное Рериховское движение России является неотъемлемой частью международного Рериховского движения, основанного Рерихами в начале 20-х годов прошлого века, а также культурной и общественной жизни страны. Оно является культурно-просветительским по сути, имеет общественный характер и гуманистическую направленность. Этическую, мировоззренческую основу движения составляют философская система Живой Этики, идеи Пакта Рериха, научное, художественное и литературное наследие семьи Рерихов, которые обогащают Рериховское движение новыми смыслами и насыщают высокими понятиями этики и гуманизма.

Рериховское движение неформально объединяет общественные культурные организации. Оно не носит политический, религиозный, коммерческий характер. В рериховских организациях бескорыстно трудятся квалифицированные научные кадры, деятели культуры и искусства, представители различных профессиональных сфер деятельности, многие из которых не на словах, а в многочисленных делах доказали свою гражданскую зрелость.

Основной задачей Рериховского движения на современном этапе является защита имен Рерихов, их наследия и восстановление деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

2. Как свидетельствует история и культурная деятельность Рериховского движения, его участники не противостоят государству, как это пытаются представить некоторые чиновники. Они выступают за сохранение наследия Рерихов и выполнение воли С.Н. Рериха в отношении переданного им в Россию наследия Рерихов.

3. В 2020 году мировая общественность отмечает 100-летие создания Живой Этики. Это целостное, стройное, развернутое научно-философское учение, которое не связано ни с эзотерикой, ни с мистикой, ни с оккультизмом, ни с религией, поскольку представляет открытую систему знаний.

Живая Этика является основой творчества Рерихов, философской составляющей их наследия. Поэтому попытки искусственно отделить художественную часть наследия Рерихов от Живой Этики являются необоснованными, несостоятельными и нацелены на то, чтобы придать забвению данную философскую систему. Е.И. Рерих отмечала: «Книги Учения, … я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо Творчество – ЕДИНО. Творили и Творим ВМЕСТЕ» (Рерих Е.И. Письма. 9 т. Письмо 58).

4. В 2020 году отмечается 85-летие подписания Пакта Рериха, который положил начало международному культуроохранительному законодательству и в первую очередь Гаагской конвенции о защите культурных ценностей (1954), а также составил основу деятельности ЮНЕСКО. Идеи Н.К. Рериха, воплощенные в Пакте, как никогда актуальны сегодня в условиях беспрецедентных утрат культурного наследия в мире и России. Несмотря на это, в нашей стране продолжается уничижительное отношение со стороны госчиновников к Знамени Мира – отличительному флагу Пакта Рериха, призванному обозначать культурные ценности, подлежащие защите:

– в 2004 году Знамя Мира было снято в Государственной Думе РФ, где оно находилось с 1995 года;

– в ночь на 1 мая 2017 года на территории усадьбы Лопухиных с флагштока было спущено Знамя Мира, которое с 1998 года развевалось перед общественным Музеем имени Н.К. Рериха;

– до сих пор продолжают звучать невежественные высказывания в адрес Знамени Мира, порочащие культурное начинание мирового масштаба.

Участники съезда считают недопустимым подобное отношение к Знамени Мира – общемировому сокровищу, которое нуждается в нашей защите. В Живой Этике говорится, что Знамя Мира «встало символом обороны России» (АУМ. Ссылка к § 438).

5. Участники съезда считают, что создание государственного музея Рерихов в Москве может стать значимым событием в культурной жизни страны. Однако концепция и способы его организации станут плодотворны лишь при условии соблюдения прав ранее существовавшего общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, равно как и других государственных и общественных музейных институций России, хранящих наследие Рерихов. В связи с этим предлагаем Министерству культуры РФ:

– основой государственного музея Рерихов в Москве сделать коллекции картин Рерихов, хранящихся в государственных музейных запасниках, а наследие Рерихов, изъятое у МЦР, должно быть возвращено его законному владельцу;

– государственный музей должен размещаться в достойном здании, соответствующем музейным требованиям, а не в павильоне ВДНХ, где отсутствуют необходимые условия экспонирования; также государственный музей не может быть размещен в усадьбе Лопухиных, которую необходимо вернуть в пользование общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Конечно, начинать новое культурное строительство непросто. Это длительный, финансово затратный, кропотливый труд. Но подлинно культурное дело может быть совершено только культурными методами. Д.С. Лихачев, выступая за сохранение общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, писал: «…Нельзя утверждать одно культурное строительство (Государственный Музей Н.К. Рериха), разрушая при этом другое, уже окрепшее жизнеспособное и плодотворное культурное созидание», имея в виду общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Сохранение общественного Музея, сотрудничество с ним и широкая поддержка его культурной и миротворческой деятельности лежит в русле инициатив Президента РФ В.В. Путина, который не раз обращал внимание руководителей Министерств на значимость роли общественных объединений в развитии культуры и социальной сферы.

Таким образом, создание нового государственного музея семьи Рерихов должно послужить основанием не для конфронтации и разрушения пространства культуры, а для сотрудничества в деле сохранения наследия Рерихов и введения его в практику современной жизни.

Осознавая, что для Рериховского движения на первый план выходит необходимость сознательной, глубоко взвешенной позиции в отношении всего, что связано с наследием Рерихов и их делами, участники съезда приняли решение:

1. Отметить:

– Выдающуюся роль Людмилы Васильевны Шапошниковой в деле сохранения, изучения, популяризации, защиты наследия Рерихов, утверждения миротворческих идей Пакта Рериха. Как доверенное лицо С.Н. Рериха и исполнитель его завещания, она с честью выполнила его поручение по созданию общественного Музея имени Н.К. Рериха и организации его многогранной деятельности, что стало основой развития Рериховского движения. Ее значительный вклад в науку и культуру отмечен: орденом Дружбы (2006) и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), почетными званиями, дипломами и премиями –премией Джавахарлала Неру «За выдающийся вклад в дело укрепления Индо-Советской Дружбы» (1967); Национальной премией РФ «Культурное наследие» (2007); Международной премией Европейского Союза по культурному наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд» за воссоздание усадьбы Лопухиных (2010).

– Значительный вклад в развитие Рериховского движения общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов и других рериховских организаций.

2. Считаем, что действия руководства Государственного музея Востока и бывшего министра культуры РФ В.Р. Мединского, приведшие к разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха, разгрому его экспозиции и дорогостоящего музейного оборудования, а также к незаконному изъятию наследия Рерихов без составления учетных документов, причинили огромный ущерб России и отечественной культуре. Подобные действия недопустимы и враждебны не только по отношению к Рерихам, но и к усилиям России, а также всего мирового сообщества сохранить культурное достояние человечества.

В связи с этим:

– заявляем о поддержке законных и справедливых действий МЦР по отстаиванию воли С.Н. Рериха в отношении переданного им в Россию наследия Рерихов для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– обращаем внимание Президента РФ, законодательных и исполнительных органов власти на тот факт, что до сих пор не дана правовая оценка действиям чиновников ГМВ и бывшего руководства Министерства культуры РФ по разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха, несмотря на многочисленные заявления МЦР, а также письма российской и международной общественности во все органы власти РФ, в том числе надзорные.

Считаем, что руководству страны важно обратить самое серьезное внимание на насущные проблемы, связанные с наследием Рерихов в России и предпринять практические шаги к тому, чтобы оно заняло достойное место в общественной и культурной жизни нашей страны.

3. Считаем основными задачами Рериховского движения на современном этапе:

– защита имени и наследия Рерихов, ибо, когда ложь и нападки остаются без ответа, а клеветники не встречают публичного отпора, потенциал лжи и угроз нарастает, расходясь широкими кругами в пространстве;

– приложить все усилия к тому, чтобы государство восстановило свои обязательства, данные С.Н. Рериху при передаче им наследия Рерихов в Россию (Постановление Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г.; Постановление исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989 г.), которые грубо нарушило Министерство культуры РФ в 2017 году, а именно: возобновить в усадьбе Лопухиных деятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в полном объеме и вернуть ему незаконно изъятое наследие Рерихов;

– укреплять широкое сотрудничество между рериховскими организациями и другими общественными объединениями, а также государственными органами и муниципальными образованиями в направлении сохранения и популяризации наследия Рерихов, а также наследия других представителей отечественной и мировой культуры.

4. Считаем недопустимыми и несправедливыми требования Государственного музея Востока по демонтажу и вывозу из усадьбы Лопухиных скульптурно-мемориального комплекса, посвященного Рерихам – Мемориала Н.К. и Е.И. Рерихов, бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов, а также Ступы Трех Драгоценностей, открытие которой было приурочено к 80-летию завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Такие вопиющие действия направлены на забвение памяти о семье Рерихов и препятствуют воспитанию молодежи в духе уважения к выдающимся соотечественникам. Призываем к сохранению скульптурно-мемориального комплекса в усадьбе Лопухиных как исторического и культурного достояния народа.

В связи с этим обратиться к:

– министру культуры РФ с предложением сохранить Мемориал и памятники Рерихам в московской усадьбе Лопухиных;

– председателю Московской городской Думы и председателю Комиссии по культуре Мосгордумы с просьбой оказать помощь в решении вопроса по сохранению Мемориала и памятников Рерихам на территории усадьбы Лопухиных;

– руководителю Департамента культурного наследия г. Москвы с предложением о придании охранного статуса Мемориалу и памятникам Рерихам с целью их сохранения на территории усадьбы Лопухиных.

5. Обратиться к Председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко и в Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ с просьбой инициировать создание государственно-общественной комиссии с целью проведения проверки целостности наследия, изъятого у Международного Центра Рерихов, в соответствии с учетной документацией МЦР, а также проверки условий его хранения и состояния.

Со стороны общественности в состав комиссии включить представителей Международного Центра Рерихов, Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, а также рериховских организаций, которые в течение более четверти века вкладывали свои финансовые средства и творческий потенциал в создание общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, помогая в деле сохранения, исследования и популяризации наследия Рерихов.

6. Выражаем глубокое возмущение по поводу псевдонаучных публикаций советника министра культуры К. Рыбака и Ю. Избачкова, содержащих ложные оскорбительные утверждения в адрес Е.И. Рерих и ее наследия.

Труды Е.И. Рерих, ее эпистолярное наследие вызывают огромный интерес в современном мире. Литературное творчество Елены Ивановны, переведенное на многие языки, а также ее письма и другие публикации имеются в разных странах мира и занимают достойное место в ВУЗах, национальных и региональных библиотеках.

7. Считаем несвоевременной публикацию философских дневниковых записей Е.И. Рерих, которая осуществлена в нарушение воли автора. Как свидетельствует история, знание, ставшее публичным ранее того, как человечество сможет с пониманием принять и освоить его, не приносило пользы. Наследие Е.И. Рерих только начинает осваиваться наукой, делаются лишь первые шаги к его изучению, и это требует новых подходов и участия профессионалов, способных и готовых работать с наследием, а не любопытствующих.

Кроме того, дневники Елены Ивановны легли в основу научно-философской системы Живой Этики, ставшей для всех членов семьи Рерихов источником творческого вдохновения и высоким ориентиром в жизни. Профанирование дневниковых записей Е.И. Рерих в конечном итоге направлено на извращение и фальсификацию мировоззрения Рерихов и идей Живой Этики.

8. Разделяем тревогу музейных работников Псково-Изборского объединенного музея-заповедника относительно разрушения знаменитых фресок Н.К. Рериха в Анастасьевской часовне. Призываем руководство Министерства культуры РФ обратить внимание на данную проблему и включить уникальные фрески Н.К. Рериха в Анастасьевской часовне в государственную программу по реставрации архитектуры и противоаварийной реставрации монументальной живописи. В год 85-летия подписания Пакта Рериха нельзя допустить разрушения памятников культуры, связанных с именем Н.К. Рериха.

9. Объединить усилия участников Рериховского движения для организации и проведения юбилейных программ в 2020 году: 100-летия создания Живой Этики, 85-летия подписания Пакта Рериха и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим, призываем рериховские организации:

– активизировать и расширить культурно-просветительскую деятельность в направлении сохранения и популяризации наследия Рерихов;

– активно сотрудничать и принять участие в программах по празднованию юбилейных дат, представленных Международным Центром Рерихов, Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и рериховскими организациями;

– действенно поддержать новый международный выставочный проект МЦР «Пакт Рериха – Мир через культуру».

10. Рекомендуем проведение Съезда международного Рериховского движения сделать на постоянной основе – не реже 1 раза в 3 года.

11. Распространить резолюцию съезда в СМИ.

12. Координацию действий по выполнению данной резолюции возложить на общественные организации, входящие в Организационную группу съезда, в том числе по созыву очередного Съезда международного Рериховского движения.

Участники съезда обращаются ко всем, кому дорого наследие Рерихов, их идеи и дела, с призывом проявить активную гражданскую позицию в сохранении наследия Рерихов, олицетворяющего будущее России!

Источник


Также на эту тему:

Единение и сотрудничество рериховских организаций - путь к сохранению наследия Рерихов.

Международный съезд «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов». Фоторепортаж.

Письмо Председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ Матвиенко В.И.